Политика занятости и ее регулирование в рыночном хозяйстве Ивановской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 19:14, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа раскрывает одну из важнейших экономических проблем на данный момент, проблему занятости населения. В работе я представила анализ сложившейся ситуации на рынке труда в Ивановской области за последние 3 года. Курсовая раскрывает понятие занятости, типы, причины и методы борьбы с безработицей.
Эта тема весьма актуальна, так как занятость является важным элементом социально-экономического развития общества. Она объединяет результаты функционирования всей экономической системы. Более того, по показателям занятости можно судить об эффективности действия реформ, проводимых в данном секторе, общенациональном благополучии и возможностях населения.

Содержание

Введение
Сущность и цели государственной политики занятости
Принципы и основные направления политики занятости
Организационно-экономическая характеристика Ивановской области
Анализ динамики и структуры занятости населения в регионе
Разработка системы мер по управлению занятостью и эффективному использованию трудовых ресурсов
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 300.22 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Неоднозначная ситуация остается с занятостью в моно-профильных населенных пунктах и на территориях сельского хозяйства, где наблюдается ярко выраженный дисбаланс предложения и спроса рабочей силы, там  безработица значительно превышает показатели в сравнении с показателями по области.

 

Организациями области, в течении анализируемого периода времени было принято на работу 895,8 тысяч человек, включая дополнительные введенные  места для рабочих – 50,8 тысяч человек, уволенных по разным причинам составляет - 917,8 тысяч человек. Из общего колличества: 6,9% - уволено за прогул и нарушения дисциплины труда; 0,8% – сокращение численности штата работников или ликвидация организации.

 

Таблица 6 – Численность принятых и уволенных работников в организациях

 

 

Численность работников, принятых на работу

Из них на дополнительно введенные рабочие места

Численность уволенных работников

Соотношение принятых работников и уволенных, %

Всего

875 837

51 752

919 764

95,2

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

118 306

1 713

125 350

94,4

рыболовство, рыбоводство

774

5

820

94,4

промышленность

219 505

14 544

239 466

91,7

горнодобывающая промышленность

2 361

187

2 640

89,4

обрабатывающая промышленность

183 502

13 448

201 091

91,3

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

33 642

909

35 735

94,1

строительство

97 767

3 237

116 333

84,0

торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования

126 813

17 852

114 326

110,9

гостиницы и рестораны

17 774

457

17 386

102,2

транспорт и связь

52 833

2 575

57 964

91,1

финансовая деятельность

13 587

1 721

13 052

104,1

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям

38 883

5 565

40 995

94,8

образование

80 535

1 245

86 135

93,5

здравоохранение и предоставление социальных услуг

58 922

1 087

56 364

104,5

предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг

37 445

1 568

38 041

98,4


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ МЕР ПО УПРАВЛЕНИЮ ЗАНЯТОСТЬЮ И ЭФФЕКТИВНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТРУДОВЫХ РЕСУУРСОВ

 

 

Разработкой мер по управлению занятостью и эффективному использованию трудовых ресурсов занимается специальный комитет Ивановской области по труду и содействию занятости населения и трудовой миграции.

 

Основными задачами, которые ставит перед собой отдел являются:

  1. Разработка программ, которые предусматривают мероприятия по содействию занятости населения, в том числе работников, находящихся под риском увольнения и испытывающих сложности в поиске работы.
  2. Проведение анализов и разработка прогнозов о состоянии рынка труда. Выработка предложений по формированию политики занятости в области,  учитывая текущие потребности экономики  в трудовых ресурсах.
  3. Взаимодействовать со средствами массовой информации, обеспечивая своевременное информирование населения о решениях  Комитета.
  4. Координация деятельности отделов Комитета для реализации государственной политики занятости граждан в Ивановской области, по вопросам трудовых отношений.

 

Отдел осуществляет следующие функции:

    1. Разработка областной программы содействия занятости населения, её совершенствование и организация контроля над выполнением.
    2. Обеспечение исследований сегментов рынков труда в городах и районах Ивановской области.
    3. Проведение анализа факторов, оказывающих влияние на функционирование рынка труда.
    4. Проведение расчетов численности населения, получающих  пособия по безработице для выявления  потребности в средствах бюджета на эти цели.
    5. Подготовка предложений по улучшению состояния рынка труда в целях обеспечения сбалансированности интересов населения и потребностей экономики.
    6. Взаимодействие с отделами Комитета в разработке проектов целевых программ содействия занятости населения в вопросах, являющимися актуальными на рынке труда, дополнительных региональных программ, направленных на понижение напряженности.
    7. Формирование государственной  ведомственной статистической отчетности.
    8. Проведение мониторингов рынка труда.
    9. Организация подготовки и проведение заседаний областного комитета по содействия занятости населения.
    10. Оказание в соответствии с законодательством о занятости населения государственных услуг по информированию о положении на рынке труда Ивановской области.
    11. Организация информационно-издательской деятельности Комитета.
    12. Организация связей с общественностью и средствами массовой информации (проведение пресс-конференций, брифингов и других мероприятий) для  разъяснения основных положений политики занятости на рынке труда.
    13. Обеспечение контроля за качеством отображения информации о деятельности центра занятости населения в средствах массовой информации.
    14. Изучение отечественного и международного опыта в области занятости населения, обмен опытом работы между регионами России с другими органами по занятости и труду.
    15. Обеспечение пополнением информацией на официальном сайте Комитета и своевременное обновление резервов.
    16. Подготовка информационных бюллетеней Комитета.
    17. Подготовка отделами Комитета информационных докладов, о деятельности органов службы занятости населения.
    18. Обеспечение рассмотрения обращений граждан и принятие по ним решений.
    19. Выполнение иных функций, относящихся к компетенции отдела.

 

Комитет реализует свои программы с 2009 года, внесшие значительный вклад в развитие рынка труда в Ивановской области. Выполненные программы к 2012 году превысили стопроцентный уровень объемов различных показателей:

  • организация общественных работ – 105,8 %;
  • организация временного трудоустройства населения, которые               испытывают трудности в поиске работы – 106,6%;
  • профессиональное обучение безработных граждан – 101,3%,
  • организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест – 125,5%,
  • социальная адаптация безработных граждан на рынке труда – 104,1%,
  • психологическая поддержка безработных граждан – 114,2%,
  • содействие само-занятости безработных граждан – 117,3%.

 

 

Для поддержания показателей комитет должен осуществлять определенный комплекс мер, в который входит:

1)Содействие в  поиске гражданам для подходящей работы.

 

За последний год при помощи службы занятости населения 31,4 тысяч граждан нашли себе место работы. Показатель трудоустройства – граждан, ищущих  место работы составил 45,6 %.В сравнении с предыдущим годом показатель увеличился на 7,3 %

 

2) Регистрация  безработных, ищущих работу

 

 

По состоянию на 31 декабря 2012 г.  банк вакансий составил 9,4 тыс.

единиц, этот показатель на 17,3 % больше в сравнении в предыдущим годом.

Коэффициент напряженности в отчетном периоде понизился с 2,2 до 1,6 человек в расчете на одну вакансию. Доля работодателей, которая обратилась за содействием в поиске работников, составила 10,5 %.

 

3) Информирование населения Ивановской области  о нынешнем положении на рынке труда

Органы службы занятости осуществляют информирование по  средством использования электронных и печатных средств массовой информации: рекламных объявлений на баннерах и плазменных панелях, видеоролики транслируемые по телевиденью, радио, реклама на популярных интернет-сайтах.

 Полное и оперативное  информирование о состоянии развития  рынка труда дает возможность  наиболее эффективно повышать  деятельность органов служб занятости.

 

4) Организация учебных рабочих мест и ярмарок вакансий

за последний год было проведено свыше 35 ярмарок вакантных и учебных мест, в которых было задействовано около 13000 человек.

Ярмарки предоставляют широкую возможность подобрать самим для себя работу, получить консультацию и достоверную информацию от представителей организации о новой специальности

При проведении ярмарок учебных мест граждане могут получить информацию, о предоставляемых условиях на курсах профессионального обучения, описание каждой профессии и возможного трудоустройства в будущем.

  В качестве усовершенствований деятельности ярмарок рабочих и вакантных мест предполагается:

- организация ярмарок с выездом на организацию, где заявлены вакансии, с целью ознакомления претендентов с их непосредственным местом работы и условиями;

- Использовать более широкий спектр методов привлечения и информирования граждан о ярмарках, такие как – размещение информационных рекламных листовок в городском общественном транспорте и рекламных щитах

- Активнее привлекать иногородних работодателей для трудоустройства населения Ивановской области;

 

5) Организация профориентации населения для выбора сферы деятельности

Специалисты, при оказании профессионально ориентационных услуг учитывают: особенности индивидуально каждого человека – пол, семейное положение, территориальные факторы и др.

 

6) Психологическая поддержка безработных граждан

  Наиболее эффективной формой работы в оказании психологической поддержки являются -  индивидуальные тренинги и консультации, клубы социально-психологической поддержки.

Это позволяет у  безработных граждан снять психологические барьеры, которые препятствуют трудоустройству, подобрать активную позицию для поиска работы, выработать способность адекватно воспринимать жизненную ситуацию.

7) Профессиональная переподготовка безработных граждан и повышение квалификации

Профессиональное обучение осуществляется с учетом требований на рынке труда, доступных вакансий и ориентации х граждан на предпринимательскую способность и самозанятость. Мероприятие осуществляется на конкурсной основе.

 

8) Социальные выплаты гражданам

Услуга по социальным выплатам предоставляется гражданам, признанными безработными в установленном порядке, в виде пособия по безработице, стипендии и материальной помощи.

 

9) Проведение оплачиваемых общественных работ

 

Организация оплачиваемых общественных работ является неотъемлемым средством врегулировании рынка труда, поскольку в значительной степени помогает решаеть проблему временной занятости, социальной защиты и материальной поддержки

 

10) Организация неполного трудоустройства лиц в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время

 

11) Содействие в самозанятости граждан

 

 Действие программы осуществляется в следующем направлении:

 

- информирование граждан о возможностях открытия собственного дела на специализированных консультациях и лекциях, путем распространения буклетов о возможности предпринимательской деятельности;

 

- оказание в финансовой помощи для подготовки учредительных документов, оплатыналогов, получения свидетельства на право заниматься предпринимательской деятельностью.

 

11) Содействие гражданам, переселяющимся всельскую местность для работы.

Первопричиной сдерживания притока кадров в сельскую местность – это низкий уровень заработной платы, отсутствие  надлежащего жилья,  тяжелые условия труда.

Для ликвидации этой проблемы целесообразно решение следующих вопросов:

 

- Увеличение единовременного пособия гражданам, переселяющихся в сельскую местность для работы;

- В случае выбытия семьи переселенцев, возмещение затраченных ими средств.

- Введение подъемных - средства на обустройство.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Из вышеизложенного, становится понятно, что проблема безработицы это весьма ключевой вопрос в рыночной экономике, и если не разрешить его, то наладить эффективную деятельность экономики в полной мере не получится.

 

Проведя исследование рынка труда в Ивановской области, я могу утверждать следующее:

 

1. Рынок труда - представляет собой систему конкурентных связей  между субъектами рынка по поводу найма и использования работника в производстве.

 

2. Объектом купли-продажи в свою очередь является право пользования рабочей силой, а предмет торга представляет собой определенный вид способностей  человека.

 

3.У рынока труда есть ряд особенностей. К нему  относится не только сфера обмена труда, но и воспроизводство трудового потенциала.

 

4. Государство так же оказывает меры борьбы   с безработицей в которым относятсятся:

  - создание Федеральной государственной службы занятости;

  - поощрение субсидиями частичной занятости;

  - долгосрочный  выход на пенсию для предотвращения  безработицы среди госслужащих;

- расширение программ переподготовки;

  - социальная помощь безработным через пособия по безработице.

5. В Ивановской области программами занятости населения занимается – “Комитет Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции” который сделал значительеый вклад с стабилизацию ситуации на рынке труда в области, и с таким же успехом поддерживает уровень занятости в норме.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Введение в макроэкономику: Учебное пособие  для вузов/ М.Е. Дорошенко, Г.М. Куманин и др.; Под ред. М.Е. Дорошенко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  2. Гимпельсон В., Капелюшников. « Нестандартная занятость и российский рынок   труда».// «Вопросы экономики» №1-2006
  3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория :Учебник.-М.: Юрайт-Издат,2005
  4. Занятость населения и ее регулирование. Учебное пособие для вузов Оганян К.М., Стрельцов Н.М. Бизнес-Пресса 2008

Информация о работе Политика занятости и ее регулирование в рыночном хозяйстве Ивановской области