Политика стимулирования занятости и капитала (на примере конкретных региональных программ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2015 в 12:15, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования данной работы является региональная экономическая политика, с инструментами методами и финансовыми составляющими ее регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ПОНЯТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ....…………………………...…….5
1.1. Цели региональной экономической политики………………………….. .…..5
1.2. Средства реализации региональной экономической политики..........………7
2. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ…………………………………...10
2.1. Политика стимулирования занятости……....………………………………...14
2.2. Политика стимулирования капитала……………….....…...…………………16
3. СПЕЦИФИКА РЕГИОНАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ………………………………………………………………………….19
4. СОСТАВ И СТРУКТУРА КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

КурсоваяТАНЯ.docx

— 62.92 Кб (Скачать файл)

- стимулирование структурных  сдвигов в хозяйстве региона, которые могут быть нацелены  либо на повышение доли отраслей  с высокой добавленной стоимостью, либо на повышение занятости;

- создание в регионе  полюсов роста посредством стимулирования  развития движущих отраслей, положительный  эффект от развития которых  распространяется на имеющиеся  в регионе отрасли, повышения  инновационной активности, привлечения  в регион высококвалифицированных  менеджеров.

Политика повышения мобильности частных капиталов имеет три основные формы:

- субсидии;

- налоги;

- административный контроль.

Целями такой политики являются привлечение капитала в одни регионы и ограничение или запрещение развития фирм в других регионах. Поскольку политика, направленная на перемещение капитала, реализуется преимущественно путем предоставления субсидий на используемый капитал или на затраты труда, рассмотрим более подробно эти два инструмента региональной политики.

«Субсидии могут реализовываться в двух формах.

Первая форма – постоянно действующие субсидии, которые производят на экономику эффект, подобный тому, что возникает при девальвации, т.е. происходит относительное снижение издержек производства в регионе и повышается сравнительная конкурентоспособность производства. Целью таких субсидий является снижение цен на продукцию, производимую в проблемном регионе. Эти субсидии не оказывают прямого влияния на повышение заработной платы или прибыли, но вследствие роста конкурентоспособности продукции может вырасти региональный экспорт, и как следствие – региональные доходы и занятость.

Вторая форма – временные субсидии, направленные на покрытие первоначальных операционных издержек и поддержку вновь создаваемых фирм. Они действуют до того момента, когда фирма начинает работать в стабильном режиме. Временные субсидии направлены на повышение конкурентоспособности вновь создаваемых или перемещаемых в проблемные регионы фирм».

Субсидии, направленные на стимулирование капитала к перемещению в определенные районы, предоставляются фирмам в различных формах: в виде грантов, налоговых льгот, дешевых кредитов, снижения арендных ставок на землю и производственные помещения, субсидий на труд, общих субсидий на производственные затраты, снижения транспортных тарифов и другие виды субсидий на затраты или производство.

 

 

3. СПЕЦИФИКА РЕГИОНАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ

К настоящему времени в России уже накоплен значительный опыт разработки разноуровневых региональных программ. Несмотря на различия в ведомственной и территориальной принадлежности их разработка должна проводиться на единой методологической основе, а различия в методических подходах к их составлению должны сводиться к учету специфики особенностей развития соответствующих хозяйственных комплексов и территорий.

Обострение проблем регионального развития России связано с первоочередной необходимостью устранения неоправданной неравномерности социально-экономического положения регионов, потребностью освоения природных ресурсов, поддержания экологического равновесия, совершенствования территориальной структуры хозяйства, обеспечения занятости населения и т. д. В этих условиях оправдано использование новых, эффективных методов воздействия на экономику. К числу таких методов относится программно-целевое прогнозирование, которое позволяет квалифицированно и надежно, в сжатые сроки решать стратегические проблемы развития отдельных районов в увязке с единой региональной политикой государства.

Разработка региональных программ – это целенаправленный процесс мобилизации всех возможностей регионов различных экономических уровней.

Региональные программы представляют собой разновидность целевых комплексных программ и служат инструментом регулирования и управления региональной стратегией экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов решения неотложных, первоочередных проблем.

Различают следующие виды региональных программ: межгосударственные, государственные (федеральные) и собственно региональные, формируемые и реализуемые по отраслевому признаку, комплексные. Узкоспециализированные программы, как правило, разрабатываются в составе целевых федеральных программ, например «Здравоохранение в России». В ее составе практически по всем регионам разрабатываются соответствующие программы – «Здравоохранение в регионе», в которых определяются потребности в финансовых ресурсах по источникам финансирования, материальных ресурсах, кадрах и т. д.

Сумма финансовых ресурсов по источникам финансирования и других ресурсов по региональным программам составляет общую потребность в них в целом по федеральной целевой программе. В комплексные программы социально-экономического развития регионов включаются все узкоспециализированные программы, среди которых значительный удельный вес занимают программы социальной ориентации (здравоохранение, просвещение, культура, торговля, коммунальное хозяйство, отдых и т.д.). Комплексные программы по соответствующему региону позволяют произвести увязку всех узкоспециализированных программ по потребности во всех видах ресурсов определить приоритетность их решения по срокам.

Региональные программы классифицируются по нескольким признакам (территориальная принадлежность, содержание решаемых проблем, масштабность программной задачи, отраслевая локализация, характер возникновения проблем и др.) Выделение признаков и соответствующих им классов программ служит условием поиска общих закономерностей в процессе их формирования и реализации. Классификационные признаки отражают содержание проблемы, характеризуют объекты программ, особенности управления ими и т.д.

Каждая региональная программа характеризуется одновременно несколькими классификационными признаками. Например, конкретная региональная (местная) программа может быть по территориальной принадлежности – областной; по функциональном ориентации – экологической; по масштабности проблемы – узкоспециализированной; по продолжительности – среднесрочной и т. д.

Вместе с тем изучение практики программирования на местах свидетельствует о недостатках в использовании этой формы хозяйствования. Отмечаются перенос способов общегосударственного программирования на региональный уровень, бессистемность в разработке и принятии территориальных программ. Не устранения попытки осуществления чрезмерно большого количества одновременно реализуемых не увязанных между собой мелких и частных программ. Программы не проходят объективную экспертизу, содержат завышенные потребности в финансовых и материально- технических ресурсах. Не проводятся расчеты потребности во всех видах обеспечивающих средств и эффективности их использования. Проекты часто формируются без учета ресурсного потенциала регионов и реальных возможностей государственной поддержки. Неправильно устанавливаются сроки завершения программ и отдельных мероприятий. Не созданы организационно-управленческие и нормативно-законодательные основы регионального программирования. Разработка региональных программ осуществляется на условиях острого дефицита информации и невозможности учета всех объективных факторов на стадии проектирования. Не организована статистика по выполнению программ.

Совершенствование программирования предполагает решение целого комплекса вопросов, связанных с изменением методологии и технологии управления, преобразованием организационных структур, разработкой определенной системы стимулов и экономических нормативов с учетом требований рынка. Устанавливается общий порядок и правила разработки и реализации региональных (республиканских, краевых, областных, городских и т. д.) программ.

Специфика региональных программ заключается в том, что они формируются и реализуются на уровне республик, краев, областей, городов федерального значения, вытекают из общегосударственных и территориальных интересов. Отбор региональных проблем для программирования проводится, как правило, территориальными органами власти и управления. Программные мероприятия осуществляются в границах географически ограниченного региона единицы административно-территориального деления Российской Федерации (республика, край, область, города федерального значения). Управление проектированием и реализацией программ обеспечивается структурами исполнительной власти региона. Финансирование программ осуществляется в основном за счет субсидий государства – это в том случае, когда та или иная проблема имеет федеральное значение и не может быть решена только за счет средств региона. Используются также другие источники финансирования (иностранные инвестиции, частные капитале вложения и др.).

Региональные программы отличаются относительно небольшими по сравнению с государственными программами объемами работ и ресурсных затрат и обладают строгой целевой направленностью, точной адресностью, конкретным ограничением временных интервалов и увязываются с общегосударственной концепцией регионального развития и региональной политикой России. Программы одного региона согласовываются с системой аналогичных и связанных программ приграничных территорий. Механизм реализации программ вписывается в комплекс хозяйственно- рыночных отношений региона и систему общероссийского рынка. Основные задачи региональных программ:

- выравнивание межрайонных  различий по показателям экономического, социального и научно технического  развития;

- формирование оптимальной  территориальной и отраслевой  структуры экономики;

- сбалансированное (бездефицитное) региональное хозяйствование в  условиях рынка;

- максимально полное и  эффективное использование природных, материальных и трудовых ресурсов  региона;

- развитие производств  и сфер в соответствии с  государственной селективной структурной  политикой;

- охрана окружающей среды;

- преодоление последствий  стихийных бедствий и техногенных  аварий;

- формирование инфраструктуры  информационного обеспечения органов  управления и хозяйствующих субъектов;

- духовное возрождение  регионов, сохранение их исторического  наследия, укрепление культурного  потенциала, стабилизация общественно-политической  и правовой обстановки.

 

 

4. СОСТАВ И СТРУКТУРА КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ

Состав и структура комплексной программы социально-экономического развития региона представляют перечень и взаиморасположение разделов, отражающих содержательную и функциональную характеристики принятого к реализации программного проекта.

Каждое программное задание и программа в целом оцениваются системой количественных и качественных показателей, из которых используются следующие:

- показатели целевой программы;

- показатели эффективности  конечных результатов, где оцениваются  экономические, социальные, научно-технические, экологические и другие эффекты, в полной мере отражающие полезность (ожидаемую, полученную) осуществления  программы, эффективность обслуживания  ею соответствующих пользователей. Различают показатели прямого эффекта (результат от реализации программы); перераспределенного эффекта (воздействие программы на сопряженные сферы деятельности; полного эффекта (сумма прямого и перераспределенного эффекта). Показатели эффекта программы могут быть как абсолютными, так и сравнительными (исчисляются как прирост по сравнению с началом осуществления программы). Для характеристики конечных результатов могут быть использованы также показатели, отражающие отношение эффекта к затратам;

- специфические показатели, необходимость и состав которых  устанавливаются в зависимости  от характера и особенностей  каждой программы;

- показатели выполнения  работ в рамках программы (этапы  и промежуточные результаты);

- параметры и оценки  клиентных групп, характеризующие пользователей программы;

- показатели ресурсных (финансовых, материально-технических, природных, трудовых, информационных, временных) затрат, необходимых  для выполнения заданий программы. Оцениваются прямые затраты (связанные с компенсацией негативных последствий программы) и общие (сумма прямых и сопряженных затрат за вычетом доходов, полученных по программе).

Помимо названных выше показателей разрабатываются формулировки программных мероприятий и работ, отдельных ее подпрограмм, а также другие показатели, необходимые для эффективного управления программой.

Процесс отбора территориальных проблем, подлежащих решению на программной основе, является многоэтапным. Выделяются три основных этапа:

- отбор региональных проблем, требующих решения;

- обоснование возможности  решения проблем программным  методом;

- независимая экспертная  оценка целесообразности решения  проблем программным методом.

Отбор проблем включает в себя следующие процедуры:

- комплексное изучение  принятой концепции и прогнозов  функционирования экономики региона;

- анализ складывающейся  социально-экономической ситуации (экономический потенциал, внутренние  и внешние тенденции развития, динамика товарного рынка, движение  основных фондов производства, конъюнктура  межрегиональных связей и внешней  торговли, уровень удовлетворения  производственных, научных, социальных  потребностей и др.);

- определение узких мест  в хозяйстве региона, порождающих  проблемные ситуации (фиксация неудовлетворенности  какой-либо потребности, разрыв между  желаемым и достигнутым уровнями  развития и др.);

- выделение и описание  проблем, требующих неотложного  решения;

- структурный, качественный  анализ выделенных проблем (выявление  соподчиненности и взаимосвязей  выделенных проблем);

- рассмотрение проблем, подлежащих  решению в увязке с совокупностью  уже решаемых региональных проблем.

Обоснование возможности решения проблем программным методом включает:

- разработку рекомендаций  об объективной возможности решения  проблем программно-целевым методом (выявление наличия у проблем  программных признаков – конечность  во времени реализации, локализуемость проблемного объекта, неразрешимость проблемы в заданные сроки на основе других методов и форм управления и др.);

Информация о работе Политика стимулирования занятости и капитала (на примере конкретных региональных программ)