Политика твердого курса и произвольная макроэкономическая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:06, курсовая работа

Краткое описание

Макроэкономическая политика — это система мер и мероприятий, направленных на решение социальных и экономических проблем. Объективной целью макроэкономической политики является поддержание эффективности экономики, смягчение противоречий воспроизводственного процесса. Задачи макроэкономической политики определяются теми требованиями развития, которые ставит изменяющаяся действительность в тот или иной период времени.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Сущность макроэкономической политики. 3
1.1 Классификация макроэкономической политики 3
1.2 Политика «твердого» курса и её особенности. 8
1.3 Произвольная макроэкономическая политика 11
Глава 2. Сравнительный анализ макроэкономической политики России и Японии. 13
2.1. Особенность макроэкономической политики России. 13
2.2 Особенность макроэкономической политики Японии. 16

Вложенные файлы: 1 файл

Сам курсач.docx

— 169.87 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение 2

Глава 1. Сущность макроэкономической политики. 3

1.1 Классификация  макроэкономической политики 3

1.2 Политика  «твердого» курса и её особенности. 8

1.3 Произвольная  макроэкономическая политика 11

Глава 2. Сравнительный анализ макроэкономической политики России и Японии. 13

2.1. Особенность  макроэкономической политики России. 13

2.2 Особенность  макроэкономической политики Японии. 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Макроэкономической политике уделяется одно из важнейших мест в государственном регулировании, так как от того, насколько правильно  были выбраны её инструменты и  вид, зависит уровень развития страны в целом, благосостояние граждан, авторитет государства на международной арене и много другое.

Макроэкономическая политика — это система мер и мероприятий, направленных на решение социальных и экономических проблем. Объективной целью макроэкономической политики является поддержание эффективности экономики, смягчение противоречий воспроизводственного процесса. Задачи макроэкономической политики определяются теми требованиями развития, которые ставит изменяющаяся действительность в тот или иной период времени. Поэтому, в зависимости от состояния экономического развития, меняются не только задачи макроэкономической политики, но и ее виды (антициклическая, антиинфляционная, экономического роста, стабилизации).

Итак, целью данной работы являет изучить политику твёрдого курса  и произвольную макроэкономическую политику. Задачами является рассмотреть сущность макроэкономической политики:

    • Классификацию макроэкономической политики
    • Политику «твердого» курса и её особенность
    • Произвольную макроэкономическую политику и её особенность

а также сравнительный анализ макроэкономической политики России и Японии:

  • Особенность макроэкономической политики России
  • Особенность макроэкономической политики Японии

И проблему выбора между политикой свободы действий и «твердого» курса:

    • Противоречивость макроэкономического регулирования и проблема выбора оптимальной макроэкономической политики
    • Проблема координации курсов фискальной и монетарной политик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность макроэкономической политики.

1.1 Классификация макроэкономической политики.

Макроэкономическая политика — действия государства, правительства, направленные на регулирование экономики в целом с целью поддержания ее необходимого состояния, обеспечения надежного функционирования, достижения подъема, предотвращения кризисов и спада.

Основными целями  государственного регулирования является: 1) обеспечение  роста ВВП; 2) минимизацию безработицы; 3) стабильность уровня цен; 4) внешнеэкономическое  равновесие, выражающееся в бездефицитном  платежном балансе

При помощи фискальных и  денежно-кредитных рычагов экономической  политики государство осуществляет меры по сглаживанию экономического цикла: торможение циклического падения  производства, оживление экономики  в условиях спада, а также охлаждение ее при проявлениях перегрева, чреватого  новым кризисом.1

Денежно-кредитная политика осуществляется под руководством центрального банка страны. Она направлена на обеспечение устойчивости денежного  обращения и денежной системы  страны, неинфляционного экономического роста, сдерживания безработицы, выравнивания платежного баланса.

Основными инструментами  денежно-кредитной политики выступают:

  1. регулирование учетной ставки (или ставки рефинансирования);
  2. установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансово-кредитные организации обязаны хранить в центральном банке;
  3. операции Центробанка на рынке ценных бумаг.

В системе мер денежно-кредитной  политики есть и административные рычаги: лицензирование банковской деятельности, ограничение кредитования, установление различных нормативов для банков.

В кредитно-денежной политики выделяют политику «дешёвых» денег, которая проводится в период спада  в целях стимулирования инвестиций и увеличения объёма национального  производства. Для этого центральный банк увеличивает предложение денег путем снижения нормы обязательных резервов, уменьшения учетной ставки и скупки на открытом рынке государственных ценных бумаг. А также существует политика «дорогих» денег, которая проводится в период подъема, в целях сокращения совокупного спроса для этого проводятся противоположные действия относительно политики «дешевых» денег.

Бюджетно-налоговая политика осуществляется под руководством министерства финансов и сводится к целенаправленной деятельности государства по использованию  налоговой системы и государственных  расходов для реализации целей социально-экономической  политики.

Фискальная политика подразделяется на недискреционную политику (политику автоматических стабилизаторов), регулирующую доходы и расходы независимо от оперативных  действий правительства, и дискреционную, подразумевающую осуществление  государством фискальной политики принятием  мер по регулированию своих доходов  и расходов.

Дискреционная фискальная политика бывает двух видов — фискальная экспансия и фискальная рестрикция.

Фискальная политика, направленная на стимулирование хозяйственной жизни  увеличением совокупного спроса, государственных расходов и (или) снижения налогов, называется фискальной экспансией, или стимулирующей политикой. Она  направлена на сглаживание цикличности  экономики и обеспечение экономического роста, но рост государственных расходов и возникновение дефицита госбюджета могут породить инфляцию.

Другой вид фискальной политики, направленной на ограничение  экономического бума и применяемый  для борьбы с инфляцией, называется фискальной рестрикцией, или ограничительной  политикой. Она предполагает снижение государственных расходов и (или) увеличение налогов. Это позволяет снизить  вызванную бумом инфляцию за счет падения темпов экономического роста, но вызывает рост безработицы.

При увеличении государственных  расходов возникает «эффект вытеснения», заключающийся в инвестиционной конкуренции между государством и частным сектором (домашними  хозяйствами и предприятиями), ведущей  к перераспределению факторов производства в пользу государства. Увеличение государственных  закупок при неизменном предложении  денег повышает процентную ставку, что ведет к сокращению частных  инвестиций. А это в свою очередь  влияет на темпы роста и уровень  жизни. Эффективность экономики  достигается оптимальным ограничением государственных расходов.

Дискреционная фискальная политика имеет существенный недостаток. Для  принятия и реализации ее мер необходимо время, в течение которого ситуация в экономике может измениться и принятые решения могут оказаться  бесполезными или даже вредными.

Другой вид фискальной политики, получивший название недискреционной  политики, или политики «автоматических  стабилизаторов», означает автоматическое изменение величин государственных  расходов, налоговых поступлений  и сальдо государственного бюджета  в результате циклических колебаний  совокупного дохода.

Автоматический (встроенный) стабилизатор — это экономический  механизм, позволяющий снизить амплитуду  циклических колебаний экономики, не прибегая к частым изменениям экономической  политики правительства. Обычно применяется  два таких стабилизатора: прогрессивная  ставка налогообложения и система  государственных трансфертов. Встроенные стабилизаторы «включаются» без непосредственного вмешательства регулирующих органов, в результате чего относительно смягчается проблема продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики.

Так, на стадии перегрева  экономики рост доходов при прогрессивной  ставке налогообложения автоматически  увеличивает налоговое бремя. Вместе с тем государственные расходы  на трансферты автоматически снижаются, появляется профицит бюджета. Это тормозит экономику. На стадии спада, напротив, сокращение производства и доходов  хозяйствующих субъектов приводит к снижению налогового бремени, увеличению трансфертных платежей, росту дефицита бюджета, что с совокупности оживляет экономику. Действие автоматических стабилизаторов влияет на изменение объема производства, уровня цен и ставок процента. Стабилизаторы  при изменении спроса обеспечивают более плавное изменение выпуска  продукции.

Также макроэкономическая политика делится на стабилизационную и структурную.

Главной задачей структурной политики является создание условий для устойчивого  долгосрочного экономического роста  выпуска продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем  рынках или служащей национальным интересам.

Структурная политика оказывает воздействие  прежде всего на совокупное предложение. При этом различают как прямое, так и косвенное воздействие  на экономику. Прямое воздействие может  иметь форму субсидий, льготных инвестиционных кредитов с целью создания, поддержки  или развития отдельных предприятий, отраслей, а также проведения фундаментальных  научных исследований. Косвенное  воздействие осуществляется, в частности, путем налоговых льгот с целью  полдержания или увеличения объема (выпуска) продукции, стимулирования инвестиций.

Важной задачей структурной  политики переходного периода, особенно на начальных его этапах, является государственная поддержка отечественного производства, конкурирующего с импортом, а также содействие государства  формированию конкурентоспособных  отраслей и предприятий, поставляющих значительную часть своих товаров  и услуг на внешний рынок.2

Стабилизационная политика направлена на восстановление и поддержание  макроэкономического равновесия на уровне, близком к полному использованию  факторов производства в условиях стабильного  уровня цен.

Эта политика обычно связана с воздействием на совокупный спрос как более  динамичный компонент макроэкономического  равновесия, регулируя который, можно  достаточно быстро вернуть экономику  к полной занятости и обеспечить равновесие, по крайней мере, в краткосрочном  периоде. Такое воздействие осуществляется с помощью инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики. Стабилизационная политика делится на пассивную и активную. Неоклассики, придерживающиеся позиции о стабильности общего экономического  равновесия, считают, что государство не должно проводить антициклические мероприятия, поскольку в ходе циклических колебаний экономика в состоянии прийти в равновесие с помощью рыночных механизмов. Задача государства, по мнению неоклассиков, заключается в поддержании постоянного темпа роста денежного предложения в соответствии с монетарным правилом и обеспечении стабильности цен. Такой тип экономической политики называют пассивной. Экономическая политика, которая реагирует как на текущее, так и на прогнозируемое состояние экономики, называется активной. Кейнсианцы, отрицающие стабильность, придерживаются активной экономической политики. Активная экономическая политика имеет антициклическую направленность. Такой тип экономической политики применялся многократно правительствами разных стран в периоды глубоких экономических спадов и высокой безработицы.3

 Стабилизационная политика  бывает последовательной или «твердого» курса и произвольной, которые будут рассмотрены далее.

1.2 Политика «твердого» курса и её особенности.

Последовательная макроэкономическая политика (“политика твердого курса” или “игра по правилам”) предполагает заблаговременный выбор мер, которые  могут быть предприняты в той  или иной ситуации и которые предопределяют практические шаги правительства и  Центрального (Национального) банка. “Твердый курс” означает, что меры правительства  и Центрального (Национального) банка  по изменению государственных расходов, налогов и денежной массы ограничиваются количественными рамками избранных  целевых ориентиров, которые не могут быть изменены в соответствии с текущей экономической конъюнктурой. Поэтому свобода действий правительства и Центрального банка оказывается ограниченной необходимостью соблюдения заранее объявленных “правил игры”.

Примером пассивной макроэкономической политики в рамках твердого курса  на стабилизацию темпа роста денежной массы является увеличение денежного  предложения на 3% в год независимо от динамики уровня безработицы и  других факторов.

Информация о работе Политика твердого курса и произвольная макроэкономическая политика