Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:06, курсовая работа
Макроэкономическая политика — это система мер и мероприятий, направленных на решение социальных и экономических проблем. Объективной целью макроэкономической политики является поддержание эффективности экономики, смягчение противоречий воспроизводственного процесса. Задачи макроэкономической политики определяются теми требованиями развития, которые ставит изменяющаяся действительность в тот или иной период времени.
Введение 2
Глава 1. Сущность макроэкономической политики. 3
1.1 Классификация макроэкономической политики 3
1.2 Политика «твердого» курса и её особенности. 8
1.3 Произвольная макроэкономическая политика 11
Глава 2. Сравнительный анализ макроэкономической политики России и Японии. 13
2.1. Особенность макроэкономической политики России. 13
2.2 Особенность макроэкономической политики Японии. 16
В Японии идет процесс переосмысления экономической политики и дипломатии в новых условиях развития страны и неспокойной обстановки на мировых рынках. Однако теперь в Японии заговорили о потерянном двадцатилетии. Как считают сами японцы, период длительной стагнации японской экономики стали называть теперь «потерянным двадцатилетием». Но все-таки это выражение не подходит для производственного сектора. Некоторые отрасли, такие, как автомобильная, расширили свое присутствие в мире, что является отражением общей конкурентоспособности экспорта Японии.
Политика государства играет огромную, если не решающую роль в развитии страны, сопрягая внешние и внутренние условия при разработке внешнеэкономической стратегии, Япония не раз меняла дипломатическую тактику, гибко сочетая правила свободной торговли и протекционистскую политику по защите национальных предприятий от зарубежных конкурентов, а также параметры планово-регулирующей экономики и преимущества рыночной экономики.
Итак, политика Японии направлена
на увеличание ВВП, увеличение экспорта
и привлечение в страну как
можно польше инвестиций. На фоне небольшого
потребления населения и
Глава 3. Проблема выбора между политикой свободы действий и «твердого» курса.
3.1 Противоречивость
Как уже упоминалось, макроэкономическое регулирование направлено на стабилизацию экономики, обеспечения стабильного роста и предотвращения спадов и кризисов. Однако существует ряд проблем, связанных с выбором оптимальной и наиболее подходящей для страны политики. Поскольку курс на ежегодно сбалансированный бюджет связан со значительными издержками, постольку бюджеты большинства стран балансируются в более долгосрочной перспективе. При этом в качестве целевых ориентиров фискальной политики, ограничивающих свободу действий правительства и направляющих ее на поддержание определенных количественных соотношений, могут выступать:
- снижение общего объема
- стабилизация соотношения долг/
- выравнивание темпов роста государственных расходов и темпов роста ВВП;
- равенство или превышение чистого объема инвестиций над чистым объемом государственного долга.
Указанные целевые ориентиры сдерживают “аппетиты” ведомств расходующих государственный бюджет, которые вынуждены соотносить свои требования новых бюджетных ресурсов с этими ограничениями. Без подобных ограничений динамика фактического дефицита государственного бюджета может оказаться трудно управляемой.
Проведение стабилизационной политики осложняется тем, что многие экономические события практически непредсказуемы. Это частично преодолевается с помощью макроэкономических моделей. Необходимую информацию о возможных колебаниях экономики обеспечивает индекс опережающих индикаторов, в котором объединены 11 блоков данных:
10. Предложение денег. Сокращение предложения денег обычно ассоциируется с падением ВВП.
11. Индекс потребительских ожиданий. Падение доверия потребителей предвещает сокращение потребительских расходов и ВВП.
Если на протяжении трех месяцев подряд идет сокращение или повышение этого средневзвешенного (или сводного) индекса из 11 компонентов, то это означает, что экономика в целом будет развиваться в том же направлении.
Выбор между моделями макроэкономической политики осложняется также изменчивостью экономических ожиданий.
При стабилизации темпа изменения
денежной массы ЦБ устанавливает
на каждый год определенный уровень
ее прироста и с помощью операций
на открытом рынке, дисконтной политики
или изменения нормы
Рис.1. Кривая LM.
При стабилизации процентной ставки
Центральный банк изменяет денежное
предложение с помощью
Стабилизация ставки процента графически может изображаться в виде горизонтальной кривой LM, “зафиксированной” на уровне целевого ориентира R0 (см. рис. 2).
Рис.2. Зафиксированная LM.
Если правительство и
Рис.3. Сдвиг кривых IS-LM.
Антиинфляционный потенциал
Курс на стабилизацию номинального ВНП обладает наибольшим антиинфляционным потенциалом, хотя практическая реализация такой политики осложняется тем, что ВНП изменяется со значительным временным лагом к любым мерам. Этот курс предполагает “фиксацию” вертикальной кривой LM на уровне избранного ориентира Y0 (см. рис. 4).
Рис.4. Вертикальная LM.
Если фактический номинальный ВНП оказывается выше заданного, то Центральный банк с помощью мер денежно-кредитной политики снижает денежное предложение, что сопровождается снижением занятости и объема выпуска продукции. Если фактический ВНП ниже заданного уровня, то Центральный банк проводит денежно–кредитную экспансию. Колебания уровня занятости при такой политике могут оказаться значительными, хотя в более долгом периоде стабилизация выпуска предполагает и стабилизацию уровня безработицы8.
“Выпрямление” кривой LM, как правило,
предполагает скоординированные действия
Центрального банка и правительства,
так как кривая LM становится вертикальной
при очень высоких ставках
процента, которые сопровождаются минимизацией
спекулятивного спроса на деньги и
сохранением, по существу, только трансакционного
спроса на деньги. Такое значительное
повышение процентных ставок может
быть достигнуто при долговом финансировании
бюджетного дефицита в сочетании
с ограничительной денежно–
Рис.5. Сдвиг кривыхIS-LM
Описанный курс государственной политики
оказывается наиболее эффективным
в ситуациях, когда снижение уровня
инфляции становится первоочередной целью
макроэкономического
Опыт многих стран свидетельствует,
что заслуживает доверия
В переходных экономиках выбор оптимального
сочетания курсов бюджетно-налоговой
и денежно–кредитной политики затрудняется
рядом специфических
Это обстоятельство приводит к преобладанию произвольной макроэкономической политики правительства и Центрального банка, которая не способствует укреплению доверия и препятствует рационализации экономических ожиданий. Однако, некоторые меры экономической политики, – например, установление валютного коридора – позволяют думать о том, что правительство и Центральный банк начинают “прививать” экономическим агентам формы рационального поведения. В пользу вывода о возможном движении в сторону рационализации ожиданий свидетельствует и обилие макроэкономической информации в периодической печати, а также появление в структуре частных фирм специальных аналитических подразделений, призванных давать обоснованные, “рациональные” прогнозы будущего состояния экономики, исходя из которых негосударственный сектор будет принимать экономические решения.
В то же время, на фоне негибкости
рынка труда усиливается
3.2 Проблема координации курсов фискальной и монетарной политик.
Денежно-кредитная политика
тесно связана с бюджетно-
Определенные трудности
связаны с вопросом согласованности,
координации бюджетно-
Информация о работе Политика твердого курса и произвольная макроэкономическая политика