Политика твердого курса и произвольная макроэкономическая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:06, курсовая работа

Краткое описание

Макроэкономическая политика — это система мер и мероприятий, направленных на решение социальных и экономических проблем. Объективной целью макроэкономической политики является поддержание эффективности экономики, смягчение противоречий воспроизводственного процесса. Задачи макроэкономической политики определяются теми требованиями развития, которые ставит изменяющаяся действительность в тот или иной период времени.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Сущность макроэкономической политики. 3
1.1 Классификация макроэкономической политики 3
1.2 Политика «твердого» курса и её особенности. 8
1.3 Произвольная макроэкономическая политика 11
Глава 2. Сравнительный анализ макроэкономической политики России и Японии. 13
2.1. Особенность макроэкономической политики России. 13
2.2 Особенность макроэкономической политики Японии. 16

Вложенные файлы: 1 файл

Сам курсач.docx

— 169.87 Кб (Скачать файл)

В Японии идет процесс переосмысления экономической политики и дипломатии в новых условиях развития страны и неспокойной обстановки на мировых  рынках. Однако теперь в Японии заговорили о потерянном двадцатилетии. Как  считают сами японцы, период длительной стагнации японской экономики стали  называть теперь «потерянным двадцатилетием». Но все-таки это выражение не подходит для производственного сектора. Некоторые отрасли, такие, как автомобильная, расширили свое присутствие в  мире, что является отражением общей  конкурентоспособности экспорта Японии.

Политика государства играет огромную, если не решающую роль в развитии страны, сопрягая внешние и внутренние условия при разработке внешнеэкономической стратегии, Япония не раз меняла дипломатическую тактику, гибко сочетая правила свободной торговли и протекционистскую политику по защите национальных предприятий от зарубежных конкурентов, а также параметры планово-регулирующей экономики и преимущества рыночной экономики. 

Итак, политика Японии направлена на увеличание ВВП, увеличение экспорта и привлечение в страну как  можно польше инвестиций. На фоне небольшого потребления населения и большого объёма экспорта удастся устранить  дефицит бюджета. Если говорить о  монетарной политики Японии, то это  политика «дешёвых» денег, направленная на экспорт, так как товары становятся более доступными за рубежом.

 

 

 

Глава 3. Проблема выбора между политикой свободы действий и «твердого» курса.

3.1 Противоречивость макроэкономического  регулирования и проблема выбора  оптимальной макроэкономической  политики.

Как уже упоминалось, макроэкономическое регулирование направлено на стабилизацию экономики, обеспечения стабильного  роста и предотвращения спадов и  кризисов.  Однако существует ряд  проблем, связанных с выбором  оптимальной и наиболее подходящей для страны политики. Поскольку курс на ежегодно сбалансированный бюджет связан со значительными издержками, постольку бюджеты большинства  стран балансируются в более  долгосрочной перспективе. При этом в качестве целевых ориентиров фискальной политики, ограничивающих свободу действий правительства и направляющих ее на поддержание определенных количественных соотношений, могут выступать:

- снижение общего объема государственного  долга;

- стабилизация соотношения долг/ВВП;

- выравнивание темпов роста государственных расходов и темпов роста ВВП;

- равенство или превышение чистого объема инвестиций над чистым объемом государственного долга.

Указанные целевые ориентиры  сдерживают “аппетиты” ведомств расходующих  государственный бюджет, которые  вынуждены соотносить свои требования новых бюджетных ресурсов с этими  ограничениями. Без подобных ограничений  динамика фактического дефицита государственного бюджета может оказаться трудно управляемой.

Проведение  стабилизационной политики осложняется  тем, что многие экономические события  практически непредсказуемы. Это  частично преодолевается с помощью макроэкономических моделей. Необходимую информацию о возможных колебаниях экономики обеспечивает индекс опережающих индикаторов, в котором объединены 11 блоков данных:

  1. Средняя продолжительность рабочей недели. Сокращение длительности рабочей недели указывает на возможное сокращение в будущем объема ВВП.
  2. Первичные заявки на получение страховки по безработице. Увеличение числа первичных требований на получение пособия связано с падающим уровнем занятости и выпуска.
  3. Новые заказы на поставку потребительских товаров. Сокращение числа таких заказов предшествует сокращению ВВП.
  4. Цены рынка акций. Снижение цен акций является отраженнием ожидаемого сокращения продаж корпораций и падения прибылей, а также вызывает сокращение потребительских расходов и делает выпуск новых акций менее привлекательным для фирм, что может вызвать падение ВВП.
  5. Контракты и заказы на новые машины и оборудование. Сокращение объема заказов на производственное оборудование и другие инвестиционные товары означает сокращение в будущем ВВП.
  6. Число лицензий на строительство жилья. Сокращение этого показателя предшествует сокращению инвестиций и ВВП.
  7. Выполнение заказов на поставку материалов и комплектующих изделий. Улучшение деятельности торговых предприятий по своевременной поставке покупателям материалов и комплектующих изделий свидетельствует о сокращении спроса со стороны сектора «бизнес» и у потенциально снижающемся ВВП.
  8. Изменение портфеля заказов на товары длительного пользования. Сокращение портфеля свидетельствует о уменьшении совокупного опроса и последующем снижении ВВП.
  9. Изменение цен на некоторые виды сырья. Снижение цен на сырье нередко предшествует падению объема ВВП.

10. Предложение денег. Сокращение предложения денег обычно ассоциируется с падением ВВП.

11. Индекс потребительских ожиданий. Падение доверия потребителей предвещает сокращение потребительских расходов и ВВП.

Если на протяжении трех месяцев подряд идет сокращение или повышение этого средневзвешенного (или сводного) индекса из 11 компонентов, то это означает, что экономика в целом будет развиваться в том же направлении.

Выбор между моделями макроэкономической политики осложняется также изменчивостью экономических ожиданий.

При стабилизации темпа изменения  денежной массы ЦБ устанавливает  на каждый год определенный уровень  ее прироста и с помощью операций на открытом рынке, дисконтной политики или изменения нормы резервирования поддерживает стабильное денежное предложение. При такой политике кривая LM имеет  положительный наклон: так как  предложение денег стабильно, то более высокому уровню выпуска Y2 соответствует  более высокая ставка процента R2 (см. рис. 1). Этот курс Центрального  (национального) банка оказывается эффективным при относительно стабильной скорости обращения денег.

Рис.1. Кривая LM.

При стабилизации процентной ставки Центральный банк изменяет денежное предложение с помощью указанных  инструментов таким образом, чтобы  фактическая среднерыночная ставка процента приблизилась к избранному целевому ориентиру. Этот курс позволяет  относительно сократить эффект вытеснения частных инвестиций, сопровождающий стимулирующую фискальную политику. В то же время стабилизация ставки процента позволяет относительно стабилизировать динамику валютного курса, так как, при прочих равных условиях, между этими переменными наблюдается положительная функциональная зависимость.

Стабилизация ставки процента графически может изображаться в виде горизонтальной кривой LM, “зафиксированной” на уровне целевого ориентира R0 (см. рис. 2).

Рис.2. Зафиксированная LM.

Если правительство и Центральный  банк успешно координируют свои действия, то стабилизация ставки процента может  быть достигнута при традиционных наклонах кривых IS и LM и их скоординированных  сдвигах (см. рис. 3).

Рис.3. Сдвиг кривых IS-LM.

Антиинфляционный потенциал курса  на стабилизацию темпов изменения денежной массы более высокий, чем курса  на стабилизацию рыночной ставки процента, однако в первом случае не удается  избежать эффекта вытеснения.

Курс на стабилизацию номинального ВНП обладает наибольшим антиинфляционным потенциалом, хотя практическая реализация такой политики осложняется тем, что ВНП изменяется со значительным временным лагом к любым мерам. Этот курс предполагает “фиксацию” вертикальной кривой LM на уровне избранного ориентира Y0 (см. рис. 4).

Рис.4. Вертикальная LM.

Если фактический номинальный  ВНП оказывается выше заданного, то Центральный банк с помощью  мер денежно-кредитной политики снижает денежное предложение, что  сопровождается снижением занятости  и объема выпуска продукции. Если фактический ВНП ниже заданного  уровня, то Центральный банк проводит денежно–кредитную экспансию. Колебания  уровня занятости при такой политике могут оказаться значительными, хотя в более долгом периоде стабилизация выпуска предполагает и стабилизацию уровня безработицы8.

“Выпрямление” кривой LM, как правило, предполагает скоординированные действия Центрального банка и правительства, так как кривая LM становится вертикальной при очень высоких ставках  процента, которые сопровождаются минимизацией спекулятивного спроса на деньги и  сохранением, по существу, только трансакционного  спроса на деньги. Такое значительное повышение процентных ставок может  быть достигнуто при долговом финансировании бюджетного дефицита в сочетании  с ограничительной денежно–кредитной  политикой Центрального банка (см. рис. 5).

 

Рис.5. Сдвиг кривыхIS-LM

Описанный курс государственной политики оказывается наиболее эффективным  в ситуациях, когда снижение уровня инфляции становится первоочередной целью  макроэкономического регулирования.

Опыт многих стран свидетельствует, что заслуживает доверия политика Центрального банка, которая обеспечивает низкий стабильный темп роста денежной массы. Однако такая политика несовместима с фискальной политикой правительства, ориентированной на значительный дефицит  госбюджета. Эта несовместимость  объясняется ограниченными возможностями  долгового финансирования бюджетного дефицита и неизбежным усилением  инфляционного давления даже в случае стабилизации темпа роста денежной массы. В условиях быстрого роста  государственного долга экономические  агенты не поверят обещанию Центрального банка придерживаться низкого темпа  роста денежной массы, а недоверие  неизбежно дестабилизирует общую  макроэкономическую ситуацию. Поэтому  систематический контроль правительства  за динамикой бюджетного дефицита является необходимым условием успешного  проведения Центральным банком антиинфляционной денежной политики.

В переходных экономиках выбор оптимального сочетания курсов бюджетно-налоговой  и денежно–кредитной политики затрудняется рядом специфических обстоятельств. Во–первых, нередко отсутствует  необходимый опыт макроэкономического  регулирования вообще, и опыт координации  действий правительства и Центрального банка – в частности. Во–вторых, объективно сложная проблема укрепления доверия к экономической политике правительства и Центральный  банк еще более усложняется в  ситуации экономической нестабильности и недоверия к отдельным официальным  лицам. В–третьих, нередко отсутствуют  необходимые социальные условия  для обеспечения успешного антиинфляционного  сдерживания ценой увеличения безработицы. Например, отсутствие в Беларуси развитой инфраструктуры рынка труда, которая  позволила бы “вытесненным” из производства работникам быстро получить новые профессии и новые рабочие места, делает социально рискованным проведение жесткой антиинфляционной политики по методике “шоковой терапии”.

Это обстоятельство приводит к преобладанию произвольной макроэкономической политики правительства и Центрального банка, которая не способствует укреплению доверия и препятствует рационализации экономических ожиданий. Однако, некоторые меры экономической политики, – например, установление валютного коридора – позволяют думать о том, что правительство и Центральный банк начинают “прививать” экономическим агентам формы рационального поведения. В пользу вывода о возможном движении в сторону рационализации ожиданий свидетельствует и обилие макроэкономической информации в периодической печати, а также появление в структуре частных фирм специальных аналитических подразделений, призванных давать обоснованные, “рациональные” прогнозы будущего состояния экономики, исходя из которых негосударственный сектор будет принимать экономические решения.

В то же время, на фоне негибкости рынка труда усиливается тенденция  к "жесткости" заработной платы  и цен, корректировки которых  значительно расходятся по времени. Снижение уровня инфляции и стабилизация доли бюджетного дефицита в ВВП России частично достигается путем "задержек" в выплате заработной платы и накопления отсроченных платежей, а также активного долгового финансирования бюджетных расходов. В этой ситуации эффект антиинфляционной политики  вряд ли могут оказаться долговременными.

3.2 Проблема координации курсов фискальной и монетарной политик.

Денежно-кредитная политика тесно связана с бюджетно-налоговой  и внешнеэкономической политикой. Если Центральный Банк ставит целью  поддержание фиксированного обменного  курса, то самостоятельная внутренняя денежная политика оказывается практически  невозможной, так как увеличение или сокращение валютных резервов (покупка или продажа Центральным Банком иностранной валюты на валютном рынке) в целях поддержания обменного курса автоматически ведет к изменению денежной массы в экономике (например, при покупке валюты предложение денег в экономике увеличивается). Исключение составляет лишь ситуация, когда Центральный Банк проводит стерилизацию притока или оттока валютных резервов, нейтрализуя колебания денежной массы, происшедшие вследствие валютных операций, изменением объема внутреннего кредита с помощью известных инструментов денежной политики.

Определенные трудности  связаны с вопросом согласованности, координации бюджетно-налоговой  и денежной политики. Если правительство  стимулирует экономику значительным расширением государственных расходов, результат будет во многом связан с характером денежной политики (поведением Центрального Банка). Финансирование дополнительных расходов долговым способом, то есть через  выпуск облигаций, окажет давление на финансовый рынок, свяжет часть денежной массы и вызовет рост процентной ставки, что может привести к сокращению частных инвестиций (≪эффект вытеснения≫) и подрыву исходных стимулов к расширению экономической активности. Если же Центральный Банк одновременно проводит политику поддержания процентной ставки, он вынужден будет расширить предложение денег, провоцируя инфляцию. Аналогичная проблема встает при решении вопроса о финансировании дефицита госбюджета. Как известно, дефицит может покрываться денежной эмиссией (монетизация дефицита) или путем продажи государственных облигаций частному сектору (долговое финансирование). Последний способ считается неинфляционным, не связанным с дополнительным предложением денег, если облигации покупаются населением, фирмами, частными банками. В этом случае происходит лишь изменение формы сбережений частного сектора — они переводятся в ценные бумаги. Если же к покупке облигаций подключается Центральный Банк, то, как уже было показано, увеличивается сумма резервов банковской системы, а соответственно, денежная база и начинается мультипликативный процесс расширения предложения денег в экономике.

Информация о работе Политика твердого курса и произвольная макроэкономическая политика