Политика урегулирования трудовой миграции в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 15:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотреть миграцию как социальный процесс и изучит миграционные процессы в России, их факторы, социальные последствия и проблемы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: .
1) Изучить миграцию как социальный процесс, рассмотрев для этого классификацию, виды, причины и функции миграции труда в России
2) Рассмотреть миграционные процессы в России, а конкретно их особенности, факторы и последствия;
3) Исследовать политику урегулирования трудовой миграции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Общее понятие о трудовой миграции 5
1.1.Характеристика, классификация и виды миграции рабочей силы 5
1.2 Причины, функции и выгоды миграции труда 8
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА И ПОСЛЕДСТВИЯ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОСИИИ 13
2.1. Основные характеристики миграционных потоков 13
2.2 Этнические проблемы и миграция 17
2.3 Социальные последствия миграционных процессов 20
2.4 Политика урегулирования трудовой миграции 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 9. 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 10. 44

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 656.40 Кб (Скачать файл)

И власти, и политики, и  СМИ делают акцент преимущественно  на негативных последствиях притока  мигрантов и формирования «новых диаспор». И это оказывает воздействие  на общественное мнение: обыватель  начинает верить, что ужесточение  миграционной политики – во благо  общества и его лично.

Образ иммигранта, создаваемый  в прессе независимо от позиции на шкале оценок, неизбежно содержит коннотации «иного», которые легко  при необходимости трансформируются в «чужого».

Таким образом, миграция порождает  собой этнические проблемы, этнофобии, особенно среди молодых людей. Помочь справиться с этими последствиями  миграции должна правильная миграционная политика, направленная на смягчение  нравов людей.

 

2.3 Социальные последствия миграционных процессов

 

Поскольку миграционные процессы в России имеют довольно широкий

размах, переселение в  столь значительных масштабах в  сочетании с нерешенностью проблем  жизнеобеспечения россиян достаточно негативно сказывается на социально-экономической  и политической ситуации в стране.

Как внутренние, так и  внешние миграционные потоки направлены преимущественно в южные и  центральные регионы европейской  части России. Это приводит к стихийному и неконтролируемому росту населения  и ухудшению криминогенной обстановки в данных регионах.

Анализ миграционных процессов  в России за последнее десятилетие  показывает, что проблемы с внешней  незаконной миграцией продолжают оставаться острыми, а отдельные из них представляют и угрозу национальной безопасности государства. Уровень ее остается высоким, а численность мигрантов постоянно  растет. По экспертным оценкам, в стране в настоящее время находится  до 1,5 млн иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов).

Массовая миграция иностранных  граждан и лиц без гражданства  из государств Закавказья, Центральной  и Восточной Азии и их незаконное пребывание в ряде районов Российской Федерации зачастую ухудшают социальную обстановку, создают базу для формирования террористических организации и  политического экстремизма, являются угрозой безопасности Российской Федерации.

Эмиграция на постоянное место  жительства в экономически развитые страны квалифицированных специалистов, молодежи с высоким уровнем образования  ведет к ослаблению научного, творческого, экономического потенциала страны. Основные потоки интеллектуальной миграции идут из регионов, обладающих высоким научно-техническим  потенциалом: Северо-западного, Центрального, Западно-Сибирского экономических районов; из городов преобладают Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск.

Ориентированы потоки интеллектуальной эмиграции в настоящее время  на такие страны, как США, Канаду, Австралию, Израиль, страны Западной Европы – Великобританию, Германию, Швецию. Эти страны не только принимают, но и поощряют иммиграцию высококвалифицированных  кадров, в первую очередь специалистов в области современных технологий, программистов, инженеров, врачей, специалистов по естественным наукам. Причем по временному контракту на работу уезжает лишь 5-7%, остальные – на постоянное место  жительства. Следовательно, «утечка  умов» в основном носит безвозвратный  характер, что становится тормозом развития страны. Повышенного внимания требуют уязвимые группы трудящихся – эмигрантов, и, прежде всего женщины. Особенно нетерпимыми являются правонарушения при трудоустройстве эмигрантов за рубежом, связанные со случаями незаконного  выезда, дискриминации, торговли людьми.

Подводя итого вышесказанному, необходимо отметить, что миграционные потоки в России характеризуются  активным ее вовлечением в международный  и межрегиональный обмен, увеличением  доли семейной миграции и снижением  доли мигрантов трудоспособного  возраста, низкой степенью приживаемости  мигрантов, совпадением ареалов  концентрации внешних и внутренних мигрантов. Все это приводит к  негативным социальным последствиям: обострению ситуации на рынке жилья, труда, увеличению нагрузки на социальную инфраструктуру, повышению уровня преступности. Такая ситуация требует разработки и реализации адекватной миграционной политики, ужесточению управления и  контроля миграционных процессов государством.

 

2.4 Политика урегулирования трудовой миграции

Для нейтрализации отрицательных  последствий и усиления положительного

эффекта необходимо использовать арсенал средств политики государственного регулирования этого процесса, выработанный практикой многих стран.

Целью государственного регулирования  трудовой миграции является достижение желательного для принимающей страны масштаба иммиграции, а также отбор  нужных работников. В связи с противоречивостью  последствий миграции государственное  регулирование этого процесса может  быть направлено как на привлечение  иммигрантов и стимулирование миграции, так и на сокращение потоков миграции.

Вмешательство государства  в международное движение рабочей  силы началось значительно раньше, чем его участие в регулировании  внешнеторговых потоков. Уже в конце  ХVIII в. в Англии были приняты законы, запрещавшие промышленным рабочим эмигрировать за границу. В течение XIX в. многие европейские страны приняли законы, ограничившие въезд нежелательных лиц. Тогда же страны стали заключать двусторонние конвенции, регулирующие миграцию, часть из которых действует и поныне.

В странах-импортерах рабочей  силы система государственного регулирования  включает в себя законодательство о  юридическом, политическом и профессиональном статусе мигрантов, национальные службы иммиграции, а также межгосударственные соглашения.

Государственные органы почти  всех стран, в которых используется иностранная рабочая сила, проводят целенаправленную политику по выбору, распределению и использованию  иностранной рабочей силы.

Рабочие-иммигранты заняты преимущественно неквалифицированным  трудом. В области занятости на них распространяется принцип: нанят  последним, уволен первым. Существует дискриминация в оплате труда, хотя в подавляющем большинстве стран  это юридически запрещено. Иностранные  рабочие дискриминируются при найме  жилья, при попытке получить образование, при обращении за медицинской  помощью и т. д.

Одной из форм рабочей силы является ротация, которая предполагает постоянное замещение работающих мигрантов  новыми партиями иностранных рабочих. Практикуется и контрабандный ввоз иностранных рабочих в обход существующего законодательства.

Страны-реципиенты (принимающие) применяют следующие виды ограничений  на въезд трудовых иммигрантов:

  1. Профессиональная квалификация (наличие диплома, определенный стаж работы по специальности). Минимальным требованием к образованию считается окончание полного курса средней школы или профессионально-технического училища, что подтверждается соответствующим дипломом. В большинстве случаев диплом необходимо подтвердить или оценить в принимающей стране. Стаж работы по специальности должен быть от 2 до 5 лет (Кипр - 2 года, Австралия - 3 года, США - 5 лет);
  2. Возрастной ценз (обычно 20-40 лет);
  3. Состояние здоровья (запрет на въезд наркоманов, больных СПИДом и психическими заболеваниями);
  4. Социальные и политические ограничения (не допускается иммиграция лиц, ранее осужденных за уголовные преступления, а также состоящих в рядах реакционных партий);
  5. Квотирование (законодательное установление максимальной доли иностранной рабочей силы в рамках экономики в целом, отдельных отраслей и предприятий, при этом страны устанавливают квоты на въезд иностранцев из определенных стран – Азии, Африки).

Экономическое регулирование  трудовой миграции включает:

    • уплату иммигрантом пошлины за трудоустройство;
    • первоочередной прием иммигрантов, осуществляющих инвестиции в экономику страны-реципиента;
    • налог на предпринимателей, использующих труд иммигрантов;
    • ограничение времени пребывания иностранных рабочих в данной стране.

В странах могут действовать  профессиональные и отраслевые ограничения  на использование иностранной рабочей  силы в форме запретов. Явные запреты  прямо указывают профессии, которыми иностранцам заниматься нельзя.

Законодательно устанавливаются  санкции за нарушение порядка  иммиграции (депортация, денежные штрафы и/или тюремное заключение). Они могут  налагаться как на самих мигрантов, так и на тех, кто помогает им незаконно  въехать в страну или нанимает их на работу.

Если в стране увеличивается безработица государство может:

  • ограничить въезд иммигрантов;
  • выслать насильственно (депортировать) иностранных рабочих в их отечества;
  • стимулировать добровольное переселение (репатриацию) рабочих-иммигрантов.

В настоящее время миграционные потоки регулируются как двусторонними  межправительственными соглашениями, так и многосторонними.

Например, действует Шенгенский договор (Германия, Франция, страны Бенилюкса, Италия), соглашение о создании общего североевропейского рынка труда (Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция).

Странами ЕС в конце 1991г. разработаны кратко-, средне- и долгосрочно  действующие стратегии и различные  инструменты сдерживания потоков  нелегальных мигрантов.

Большинство принимающих  стран сочло выгодным проводить  политику отбора иммигрантов, допускаемых  в страну. Иммиграционные правила  пересматриваются в сторону поощрения  «притока умов» и ограничения  притока неквалифицированных рабочих. Объясняется это тем, что высококвалифицированные  специалисты, владеющие языком принимающей  страны, сразу становятся крупными нетто-налогоплательщиками. Такую политику осуществляют США, Канада, Великобритания и другие богатые страны.

Большинство принимающих  стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Его  суть заключается в том, что государство  не препятствует въезду тех категорий  работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов  неодинаков по разным странам, но обычно они относятся к одной из следующих  категорий:

  • работники, готовые за минимальную плату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу (строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие);
  • специалисты для новых и перспективных отраслей (программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие);
  • представители редких профессий (огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения);
  • специалисты с мировым именем (музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели);
  • крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.

В разрешении проблем иммиграции задействованы как минимум три  государственных ведомства: Министерство иностранных дел, ведающее через  свое консульское управление выдачей  въездных виз; Министерство юстиции  в лице службы по иммиграции или иные органы пограничного контроля, которые непосредственно исполняют определенный законом режим въезда; Министерство труда, надзирающее за использованием иностранной рабочей силы.

В большинстве стран разрешение на въезд иммигранту выдается на основании  подписанного контракта с нанимателем  о его трудоустройстве и заключения Министерства труда о том, что  данная работа не может выполняться  местными работниками в силу требуемых  специфических навыков или по другим причинам.

В области регулирования  миграции в странах-экспортерах  рабочей силы ключевую роль играют гибкость и реализм политики. Просчеты в выборе ориентиров незамедлительно  вызывают нежелательную реакцию  в виде:

  • роста нелегальной миграции;
  • сокращения валютных переводов;
  • снижения степени возвратности и т. д. Наиболее важными задачами, которые приходится решать стране-экспортеру рабочей силы, являются экономическая и социальная реинтеграция и адаптация возвращающихся мигрантов.

Международная организация  по миграциям (МОМ) выработала рекомендации, в соответствии с которыми странам-экспортерам  рабочей силы предлагается произвести определенные модификации в функциях государственных органов для  повышения их роли в защите интересов  мигрантов, консультационном и информационном обслуживании как находящихся за рубежом, так и собирающихся выехать  на заработки. Государству необходимо:

  1. Определить отрасли и формы малого бизнеса, потребность в развитии которых особенно очевидна в данный момент;
  2. Оказывать конкретную помощь в открытии предприятий мигрантам, возвращающимся в страну;
  3. Осуществлять их льготное кредитование.

Основой миграционной политики является регулирование трех фаз миграционного  цикла, включая выезд рабочей  силы из стран, пребывание за границей и возвращение на родину. На практике это регулирование сводится к  соблюдению следующих принципов:

  • обеспечение прав работников на свободу перемещения и трудоустройство;
  • гарантии возвращения мигрантов на родину;
  • обеспечение поступления в страну и эффективного использования валютных переводов трудящихся-мигрантов;
  • содействие смягчению безработицы, благодаря выезду тех работников, профессии которых не пользуются спросом;
  • ограничение выезда занятых в тех секторах экономики, потребности которых в рабочей силе не удовлетворены;
  • совершенствование внутреннего рынка труда посредством приема репатриантов, освоивших за рубежом специальности, необходимые для развития народного хозяйства;
  • предоставление социальных гарантий трудящимся-эмигрантам. Большинство развитых стран вводят в миграционную политику протекционистские меры, призванные защитить интересы собственного населения и национальную экономику.

Информация о работе Политика урегулирования трудовой миграции в России