Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 15:14, курсовая работа
Целью работы является рассмотреть миграцию как социальный процесс и изучит миграционные процессы в России, их факторы, социальные последствия и проблемы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: .
1) Изучить миграцию как социальный процесс, рассмотрев для этого классификацию, виды, причины и функции миграции труда в России
2) Рассмотреть миграционные процессы в России, а конкретно их особенности, факторы и последствия;
3) Исследовать политику урегулирования трудовой миграции.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Общее понятие о трудовой миграции 5
1.1.Характеристика, классификация и виды миграции рабочей силы 5
1.2 Причины, функции и выгоды миграции труда 8
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА И ПОСЛЕДСТВИЯ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОСИИИ 13
2.1. Основные характеристики миграционных потоков 13
2.2 Этнические проблемы и миграция 17
2.3 Социальные последствия миграционных процессов 20
2.4 Политика урегулирования трудовой миграции 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 9. 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 10. 44
И власти, и политики, и СМИ делают акцент преимущественно на негативных последствиях притока мигрантов и формирования «новых диаспор». И это оказывает воздействие на общественное мнение: обыватель начинает верить, что ужесточение миграционной политики – во благо общества и его лично.
Образ иммигранта, создаваемый
в прессе независимо от позиции на
шкале оценок, неизбежно содержит
коннотации «иного», которые легко
при необходимости
Таким образом, миграция порождает собой этнические проблемы, этнофобии, особенно среди молодых людей. Помочь справиться с этими последствиями миграции должна правильная миграционная политика, направленная на смягчение нравов людей.
Поскольку миграционные процессы в России имеют довольно широкий
размах, переселение в
столь значительных масштабах в
сочетании с нерешенностью
Как внутренние, так и
внешние миграционные потоки направлены
преимущественно в южные и
центральные регионы
Анализ миграционных процессов
в России за последнее десятилетие
показывает, что проблемы с внешней
незаконной миграцией продолжают оставаться
острыми, а отдельные из них представляют
и угрозу национальной безопасности
государства. Уровень ее остается высоким,
а численность мигрантов
Массовая миграция иностранных граждан и лиц без гражданства из государств Закавказья, Центральной и Восточной Азии и их незаконное пребывание в ряде районов Российской Федерации зачастую ухудшают социальную обстановку, создают базу для формирования террористических организации и политического экстремизма, являются угрозой безопасности Российской Федерации.
Эмиграция на постоянное место
жительства в экономически развитые
страны квалифицированных
Ориентированы потоки интеллектуальной
эмиграции в настоящее время
на такие страны, как США, Канаду,
Австралию, Израиль, страны Западной Европы
– Великобританию, Германию, Швецию.
Эти страны не только принимают, но
и поощряют иммиграцию высококвалифицированных
кадров, в первую очередь специалистов
в области современных
Подводя итого вышесказанному, необходимо отметить, что миграционные потоки в России характеризуются активным ее вовлечением в международный и межрегиональный обмен, увеличением доли семейной миграции и снижением доли мигрантов трудоспособного возраста, низкой степенью приживаемости мигрантов, совпадением ареалов концентрации внешних и внутренних мигрантов. Все это приводит к негативным социальным последствиям: обострению ситуации на рынке жилья, труда, увеличению нагрузки на социальную инфраструктуру, повышению уровня преступности. Такая ситуация требует разработки и реализации адекватной миграционной политики, ужесточению управления и контроля миграционных процессов государством.
Для нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного
эффекта необходимо использовать арсенал средств политики государственного регулирования этого процесса, выработанный практикой многих стран.
Целью государственного регулирования трудовой миграции является достижение желательного для принимающей страны масштаба иммиграции, а также отбор нужных работников. В связи с противоречивостью последствий миграции государственное регулирование этого процесса может быть направлено как на привлечение иммигрантов и стимулирование миграции, так и на сокращение потоков миграции.
Вмешательство государства
в международное движение рабочей
силы началось значительно раньше,
чем его участие в
В странах-импортерах рабочей силы система государственного регулирования включает в себя законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе мигрантов, национальные службы иммиграции, а также межгосударственные соглашения.
Государственные органы почти всех стран, в которых используется иностранная рабочая сила, проводят целенаправленную политику по выбору, распределению и использованию иностранной рабочей силы.
Рабочие-иммигранты заняты
преимущественно
Одной из форм рабочей силы является ротация, которая предполагает постоянное замещение работающих мигрантов новыми партиями иностранных рабочих. Практикуется и контрабандный ввоз иностранных рабочих в обход существующего законодательства.
Страны-реципиенты (принимающие) применяют следующие виды ограничений на въезд трудовых иммигрантов:
Экономическое регулирование трудовой миграции включает:
В странах могут действовать
профессиональные и отраслевые ограничения
на использование иностранной
Законодательно
Если в стране увеличивается безработица государство может:
В настоящее время миграционные
потоки регулируются как двусторонними
межправительственными
Например, действует Шенгенский договор (Германия, Франция, страны Бенилюкса, Италия), соглашение о создании общего североевропейского рынка труда (Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция).
Странами ЕС в конце 1991г.
разработаны кратко-, средне- и долгосрочно
действующие стратегии и
Большинство принимающих
стран сочло выгодным проводить
политику отбора иммигрантов, допускаемых
в страну. Иммиграционные правила
пересматриваются в сторону поощрения
«притока умов» и ограничения
притока неквалифицированных
Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Его суть заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов неодинаков по разным странам, но обычно они относятся к одной из следующих категорий:
В разрешении проблем иммиграции задействованы как минимум три государственных ведомства: Министерство иностранных дел, ведающее через свое консульское управление выдачей въездных виз; Министерство юстиции в лице службы по иммиграции или иные органы пограничного контроля, которые непосредственно исполняют определенный законом режим въезда; Министерство труда, надзирающее за использованием иностранной рабочей силы.
В большинстве стран разрешение
на въезд иммигранту выдается на основании
подписанного контракта с нанимателем
о его трудоустройстве и
В области регулирования миграции в странах-экспортерах рабочей силы ключевую роль играют гибкость и реализм политики. Просчеты в выборе ориентиров незамедлительно вызывают нежелательную реакцию в виде:
Международная организация по миграциям (МОМ) выработала рекомендации, в соответствии с которыми странам-экспортерам рабочей силы предлагается произвести определенные модификации в функциях государственных органов для повышения их роли в защите интересов мигрантов, консультационном и информационном обслуживании как находящихся за рубежом, так и собирающихся выехать на заработки. Государству необходимо:
Основой миграционной политики является регулирование трех фаз миграционного цикла, включая выезд рабочей силы из стран, пребывание за границей и возвращение на родину. На практике это регулирование сводится к соблюдению следующих принципов:
Информация о работе Политика урегулирования трудовой миграции в России