Полная занятость. Социально-экономические системы достигшие полной занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 08:57, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования связана с тем, что проводимые в мире экономические реформы неразрывно связаны с проблемой формирования и развития рынка труда, обеспечения занятости населения.
Одной из важнейших отличительных черт происходящих перемен являются качественные изменения в сфере труда, формирование рынка рабочей силы и связанные с этим процессом кардинальные сдвиги в системе отношений занятости, вызывающие многообразные экономические и социальные последствия. Такие как безработица, необходимость социальной защиты занятости населения и обеспечения права граждан на труд, и требующие регулирования указанных процессов для преодоления их стихийного характера и смягчения негативных социальных последствий.
Становление рыночных отношений, рынка труда сопровождается изменением места и роли занятости в системе социально-экономических отношений, форм, методов и путей регулирования занятости, воздействия государства на факторы и условия занятости.
Отношения, складывающиеся на рынке занятости в стране, затрагивают насущные потребности населения, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Следствием процессов, происходящих на рынке занятости, становится безработица.
Основная цель данного исследования – раскрытие механизмов регулирования занятости населения в социально экономических системах достигших полной занятости.
Для достижения цели предполагает решение следующих задач:
 дать обоснование социально-экономической сущности занятости населения;
 изучить формы и виды занятости населения;
 раскрыть социально экономическую политику в странах с развитым строем.
Объектом исследования - рынок труда и занятости населения в странах с полной занятостью.
Предмет исследования являются социально-экономические механизмы воздействия на занятость и снижения безработицы.

Содержание

Введение 2

1. Занятость, ее формы и социальное значение 4

1.1 Понятие занятости, виды и формы 4

1.2 Социально-экономическая сущность занятости 11

2. Экономические системы достигшие полной занятости 14

2.1 Япония 14

2.2 Швейцария 18

2.3 Швеция 23

3. Методы регулирования занятости 28

3.1 Государственная политика занятости и социальной защиты безработных 28

Заключение 33

Список литературы 35

Вложенные файлы: 1 файл

12.docx

— 97.18 Кб (Скачать файл)

2) Обязательное  трудовое страхование Обязательному  трудовому страхованию подлежит  каждый работающий по найму.  Ежемесячно с его зарплаты  отчисляется определенный процент  в пенсионную кассу. Точно такую  же сумму за каждого работника  платит и работодатель. В соответствии  с взносами в вышеперечисленные  фонды размер пенсии должен  равняется 60% от последней зарплаты.

3) Добровольное  страхование Каждый работающий  может дополнительно застраховать  себя лично, открыв в любом  банке накопительный счет (в Швейцарии  его называют «Dritte Säule», буквально: «третий столп»). На отчисления на этот счет предоставляются определенные льготы по налогам, а также более высокие доходные проценты.

Сегодня Швейцария столкнулась с проблемой  финансирования пенсионных фондов и  домов престарелых, поскольку количество работающего населения постепенно снижается, а число пенсионеров  возрастает. Как известно, расходы  на пенсии и социальные нужды оплачивают те, кто работают. Если в 1900 г. на каждого  пенсионера в среднем приходилось 10 работающих, то в настоящее время - лишь 4. После принятия закона о свободном перемещении рабочей силы между Евросоюзом и Швейцарией количество иностранных рабочих быстро увеличилось. Основная доля приходится на Германию. В своем большинстве это квалифицированные кадры, работающие в сфере менеджмента, образования и медицины.

Наплыв  людей в поисках работы из ЕС в 2004 г. послужил главным поводом для  отмены действующего в Швейцарии  закона, в соответствии с которым  приоритет при приеме на работу отдавался  швейцарским гражданам. Тем не менее, на иностранных рабочих из стран  третьего мира этот закон все еще  распространяется. Другими словами, они могут получить разрешение на работу в Швейцарии только в том  случае, если обладают исключительными  профессиональными качествами, которыми не обладают граждане Швейцарии или  граждане стран ЕС и ЕАСТ.

Grenzgänger в переводе с немецкого означает «человек, (регулярно) переходящий через границу». В нашем случае это люди, живущие в соседних странах и работающие в приграничных к Швейцарии регионах.

До 2002 г. в соответствии с законами о пребывании в Швейцарии они были обязаны  возвращаться в страну проживания каждый вечер. В настоящее время им разрешено  оставаться в Швейцарии 6 дней в неделю.

Больше  половины всех Grenzgänger проживают во Франции, по 1/5 приходится на Германию и Италию. Большинство из Grenzgänger работают в северо-западных регионах Швейцарии, в районе Женевского озера и в кантоне Тичино.

В июне 2007 г. были упразднены границы. Отныне Grenzgänger могут беспрепятственно въезжать в Швейцарию с целью проведения трудовой деятельности.

Каждый 4-й рабочий в Швейцарии –  иностранец. Экономика страны не могла  бы так успешно развиваться и  слаженно функционировать без привлечения  иностранной рабочей силы. Иностранцы выполняют большую часть неквалифицированных  работ (гастрономия, гостиничный бизнес, строительные работы, и т.д.). Наряду с этим приглашаются большое количество иностранных специалистов, прежде всего инженеров, информатиков, программистов, научных работников.


В 2002 г. вступил  в силу новый закон о свободном  перемещении рабочей силы из старых членов Евросоюза и стран Европейской  ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). Это закон позволяет рабочим  беспрепятственно въезжать в Швейцарию  для поиска работы, и в свою очередь  швейцарцам в Евросоюз и ЕАСТ. Проведенные  в 2005 г. исследования показали, что принятие этого закона не отразилось на уровне безработицы и зарплат, вопреки  всем пессимистическим прогнозам. В Швейцарии за последние 40 с лишним лет количество работающих в промышленном секторе сократилось в 4 раза. В то же время доля занятых в сфере обслуживания увеличилась с 39% до 71%.

Подобная  тенденция, имеющая место во всех промышленноразвитых странах, обусловлена, с одной стороны, автоматизацией процессов производства, с другой – мировой глобализацией. Как известно, на сегодняшний день стало выгоднее налаживать производство товаров в странах, где производственные издержки намного ниже.

В Швейцарии  остается все меньше рабочих мест, где требуется неквалифицированный  труд. Все большее значение приобретают  готовность к изменениям, гибкость и стремление к постоянному повышению  квалификации.

Швейцарцы отличаются повышенными требованиями к качеству жизни. К ним относятся  хорошая рабочая атмосфера, удобный  график работы, достаточное количество времени для семьи и хобби, определенный уровень независимости  от работодателя, и т.д.

По результатам  опроса, проведенного в 2005 г., 53% из всего  работающего населения были не удовлетворены  условиями работы. 52% недовольны уровнем  заработной платы. В ходе опроса была выявлена следующая закономерность: чем выше уровень образования  работающего, тем меньше он удовлетворен работой.

Самая высокая  доля работников, удовлетворенных условиями  труда, оказалось в сфере обслуживания.

В Швейцарии  нормальная продолжительность рабочего времени работников в 2005 году составила 41,6 часа в неделю. (Ср.: в Российской Федерации она обычно не должна превышать 40 часов в неделю, ст. 42, КЗоТ). Ежегодный  оплачиваемый отпуск равен, как правило, 20 дням (в Российской Федерации он не должен превышать 24 дней, ст. 67, КЗоТ). Количество официальных праздников варьируется от кантона к кантону, но в целом их насчитывается 8 или 9.

Примечательно, что несмотря на эти условия, в 1985 году большинство швейцарцев проголосовали  против продления официальных отпусков (с 20 дней до 25), а в 2002 году – против введения 36-часовой рабочей недели.

Забастовки  и самовольный отказ от выполнения работы случаются очень редко.

В списке самых дорогих городов мира, составленном в 2006 году банком UBS, на первом месте  по уровню заработков (нетто) стоят  Цюрих и Женева. В то же время, именно в этих городах продолжительность  рабочего времени работников превышает  во всех других городах мира.

 

2.3 Швеция

Шведская  модель характеризуется активной политикой  государства в области занятости, делающей упор на меры по предупреждению безработицы, а не на содействие уже  потерявшим работу, в результате чего уровень безработицы в этой стране минимальный. Политика занятости включает в себя четыре основные элемента:

1) ограничительную  фискальную политику, которая направлена  на поддержку менее прибыльных  предприятий и сдерживание прибыли  высокодоходных компаний для  снижения инфляционной конкуренции  между ними в повышении заработной  платы; 

2) политику  «солидарности» в заработной  плате, которая преследует цель  достижения равной оплаты за  равный труд независимо от  финансового положения предпринимателя  или отраслевой принадлежности  фирмы; 

3) стимулирование  создания новых рабочих мест, а также центров по подготовке  и переобучению кадров;

4) селективную  (выборочную) поддержку в секторах  экономики, имеющих низкие экономические  показатели, но при этом обеспечивающих  решение важных социальных задач. 

Государственные органы уделяют большое внимание повышению конкурентоспособности  рабочей силы через профессиональную подготовку и переподготовку работников, создание рабочих мест как в государственном  секторе, так и путем субсидирования частных компаний, совмещение ищущих работу и вакантных мест, в т.ч. и через информацию и профориентацию, выплату пособий по переезду к  новому месту работы.

На эти  цели Швеция расходует больше средств, чем любое государство, хотя бюджетные  ассигнования на поддержку занятости  не больше, чем в других индустриально-развитых странах.

Государство активно поддерживает занятость  в секторах, обеспечивающих социально  необходимые услуги в регионах, где  традиционная промышленность находится  в упадке. Такая взаимоувязанная  комплексная политика государства поддерживает высокий спрос на рабочую силу и высокую занятость в стране. Сегментация рынка труда позволяет проанализировать причины и факторы, влияющие на мобильность рабочей силы на рынке труда, определить его перспективы. Сегментирование производится по разным критериям и в зависимости от различных признаков. Их набор может включать следующие разновидности:

демографические характеристики, которые включают пол, возраст, состав семьи;

географическое  положение (определенный регион, город, район и т.д.);

социально-экономические  характеристики рабочей силы на рынке  труда (образование, профессиональные навыки, уровень квалификации, стаж работы и т.д.);

экономические показатели, характеризующие работодателей  с точки зрения их финансового  состояния, формы собственности, а  также показатели, характеризующие  наемных работников по их обеспеченности;

психофизиологические  качества работника (личные качества, физическая сила, темперамент, их принадлежность к определенным слоям общества и  т.д.);

поведенческие характеристики с точки зрения мотивации  занятости и др. Во второй половине 20-го века, в конце 60-х годов, когда  иностранные наблюдатели стали  отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с  обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе.

Этот  образ, успешной и безмятежной Швеции, особенно сильно контрастировал тогда  с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.

Некоторые отмечают смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения  и государственное регулирование, преобладающую частную собственность  в сфере производства и обобществление потребления.

Характерная черта послевоенной Швеции - специфика  отношений между трудом и капиталом  на рынке труда. На протяжении многих десятилетий важной частью шведской действительности была централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в области  заработной платы с участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве главных действующих  лиц, причем политика профсоюзов основывалась на принципах солидарности между  различными группами трудящихся.

В шведской политике того времени явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость  и выравнивание доходов. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и  исключительно большой государственный  сектор (при этом имеется в виду, прежде всего сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.

Основными целями, как уже отмечалось, в  течение длительного времени  были полная занятость и выравнивание доходов. Их доминирование может  быть объяснено уникальной силой  шведского рабочего движения. Более  полувека - с 1932 г. (за исключением 1976-1982 гг.) - у власти находится Социал-демократическая  партия Швеции (СДРПШ). В течение  десятилетий с СДРПШ тесно  сотрудничает Центральное объединение  профсоюзов Швеции, что усиливает  реформистское рабочее движение в стране. Швеция отличается от других стран принятием полной занятости  в качестве главной и неизменной цели экономической политики, а шведский народ в целом - активный ее сторонник.

Шведский  тип организации жизни общества обеспечивает высокий уровень экономической  эффективности и высокие жизненные  и экологические стандарты. Экономически эта модель базируется на получении  своеобразной ''технологической ренты'', получаемой страной на внутреннем и  мировом рынках за высокое качество и инновационность продукции. Разумеется, Швеция не является исключением в отношении формирования уникальной социально-экономической модели, скорее ее можно классифицировать как шведский вариант ''общества всеобщего процветания'', хотя и ''продвинутый''.

В течение  многих лет Швеция имела одну из самых высоких в мире долей  рабочей силы в общей численности  трудоспособного населения. В то время, когда в других странах  безработица продолжала расти после  нефтяных кризисов 1970-х годов, Швеция оставалась редким исключением. Доля населения  в возрасте от 16 до 64 лет, имеющего оплачиваемую работу, резко увеличилась примерно с 70% в начале 1950-х годов до 82,6% в 2006 г. Непрерывное расширение государственного сектора является одной из важнейших причин этой тенденции. После 1950 г. весь прирост занятости происходил за счет государственного сектора.

Шведская  разновидность государства всеобщего  благоденствия получила развитие в  результате перехода страны на кейнсианские принципы управления экономикой. В этой стране установился высокий уровень жизни и социальной защищенности, обеспечиваемых для большинства населения, сочетается с почти полной занятостью, а социальное обеспечение, финансируемое за счет широкомасштабного перераспределения через налоги и государственный бюджет высокой доли доходов населения, носит универсальный характер.

В Швеции налог на доходы физических лиц варьирует  от 31%, если он не превышает 170 тыс. крон, до 51% за пределами этого порогового минимума. Корпоративный налог был  снижен с 50% в 1980-х гг. до 25% в настоящее  время. Налог на НДС был введен в Швеции в 1969г. и составляет в  среднем 25%. Шведскому государству  удалось на протяжении длительного  времени сочетать полную занятость  и социальную защиту с высокой  экономической эффективностью и  быстрым ростом производительности труда.

Высокая экономическая эффективность промышленности Швеции и высокий уровень благосостояния ее населения основываются на развитом инновационном секторе ее экономики и специализации на производстве наукоемкой продукции. В стране существует около 500 тыс. малых предприятий, на которых работает почти треть всех занятых в шведской промышленности. Ежегодно возникает примерно 20 тыс. предприятий. Именно малые предприятия делают наибольший вклад в научно-технические разработки и внедрение, создают новые виды товаров, услуг и технологий.

Информация о работе Полная занятость. Социально-экономические системы достигшие полной занятости