Полная занятость. Социально-экономические системы достигшие полной занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 08:57, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования связана с тем, что проводимые в мире экономические реформы неразрывно связаны с проблемой формирования и развития рынка труда, обеспечения занятости населения.
Одной из важнейших отличительных черт происходящих перемен являются качественные изменения в сфере труда, формирование рынка рабочей силы и связанные с этим процессом кардинальные сдвиги в системе отношений занятости, вызывающие многообразные экономические и социальные последствия. Такие как безработица, необходимость социальной защиты занятости населения и обеспечения права граждан на труд, и требующие регулирования указанных процессов для преодоления их стихийного характера и смягчения негативных социальных последствий.
Становление рыночных отношений, рынка труда сопровождается изменением места и роли занятости в системе социально-экономических отношений, форм, методов и путей регулирования занятости, воздействия государства на факторы и условия занятости.
Отношения, складывающиеся на рынке занятости в стране, затрагивают насущные потребности населения, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Следствием процессов, происходящих на рынке занятости, становится безработица.
Основная цель данного исследования – раскрытие механизмов регулирования занятости населения в социально экономических системах достигших полной занятости.
Для достижения цели предполагает решение следующих задач:
 дать обоснование социально-экономической сущности занятости населения;
 изучить формы и виды занятости населения;
 раскрыть социально экономическую политику в странах с развитым строем.
Объектом исследования - рынок труда и занятости населения в странах с полной занятостью.
Предмет исследования являются социально-экономические механизмы воздействия на занятость и снижения безработицы.

Содержание

Введение 2

1. Занятость, ее формы и социальное значение 4

1.1 Понятие занятости, виды и формы 4

1.2 Социально-экономическая сущность занятости 11

2. Экономические системы достигшие полной занятости 14

2.1 Япония 14

2.2 Швейцария 18

2.3 Швеция 23

3. Методы регулирования занятости 28

3.1 Государственная политика занятости и социальной защиты безработных 28

Заключение 33

Список литературы 35

Вложенные файлы: 1 файл

12.docx

— 97.18 Кб (Скачать файл)

Когда шведская модель социально ориентированной  экономики достигла зрелости, стали  проявляться некоторые негативные черты: появилась безработица, замедлились  темпы экономического роста, снизилась  эффективность, ослабились стимулы  к интенсивному, высококачественному  труду. И опять-таки и политический истеблишмент, и широкие слои трудящихся проявили солидарность в том, что  взаимно согласились на корректировку  модели организации и функционирования шведского общества. Эта перенастройка  началась в 1990-е гг., как раз накануне присоединения к ЕС. Были несколько  сокращены расходы на социальны  нужды, что привело к незначительному  снижению уровня жизни отдельных  слоев населения (однако не более, чем  на 10%), были уменьшены корпоративные  налоги – сначала с 50 до 30%, а затем  до 25%, - что имело целью стимулировать  инвестиции и поддержать полную занятость.

С 1990-х  годов ситуация на рынке труда  резко изменилась. Швеция утеряла  свое лидерство. С 1990 по 1994 г. численность  рабочей силы сократилась более  чем на полмиллиона человек. В  итоге доля рабочей силы в общей  численности трудоспособного населения  снизилась до 77,6%. Удельный вес трудоспособного  населения, имеющего оплачиваемую работу, упал до 71,5%. На данный момент тенденции по занятости растут что привело к резкому повышению занятости. В 2011 г. официальная безработица составила 2,9%34.

 

3. Методы регулирования занятости

3.1 Государственная  политика занятости и социальной  защиты безработных

Как отмечалось ранее, безработица является необходимым  элементом нормального функционирования рыночной экономики, ибо она обеспечивает резерв рабочей силы, необходимый  для оперативного реагирования рынка  на изменения потребительского спроса. Однако, если в странах с устойчивой рыночной экономикой ее масштабы незначительны  и могут снижаться до минимальных  значений, то в слаборазвитых странах  и государствах с переходной экономикой, к которым относится Россия, ее уровень значителен и имеет тенденцию  к росту. Поэтому для государств, где безработица представляет серьезную  проблему, важным является выбор той  или иной политики и разработка программы  действий в области занятости  и защиты безработных.

Следует заметить, что экономика каждого  отдельно взятого государства настолько  индивидуальна, что о прямом копировании  чужого опыта в области занятости  и социальной защиты безработных  не может быть и речи. Однако изучение такого опыта необходимо, ибо всегда можно учесть различные подходы  к решению этих проблем в других странах. Например, если во Франции  правительство старается прежде всего обеспечить социальную помощь нуждающимся, то в США, Германии, Швейцарии  основные силы уходят на создание рабочих  мест, пусть и даже малооплачиваемых. В результате первая модель переполнена безработными, а во второй наблюдается снижение уровня безработицы, хотя и при огромной разнице в доходах работающего населения.

Так что  же все-таки важнее для государства: дать средства для выживания или  помочь найти работу? Различают государственную  активную и пассивную политику занятости.

Активная  политика занятости (активная политика на рынке труда)- совокупность правовых, с организационных и экономических  мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы (обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест)

Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда)- совокупность мероприятий, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы (выплата  гарантированного государством пособия  по безработицы, материальной помощи, выплат доплат на иждивенцев и т.д.)

Регулируемый  рынок труда формируется при  условии наличия правовых основ  поведения субъектов на рынке  труда и развитости договорных отношений  как коллективных, так и индивидуальных.

Организационный рынок труда - это высшая степень  развития рыночных трудовых отношений. При этом, во-первых, государственная  политика занятости рассматривается  в качестве приоритетной составляющей экономической политики и тесно  увязана с другими направлениями  экономической, технической и социальной политики государства; во-вторых, предполагается обязательное наличие развитой системы  специальных учреждений, обеспечивающих государственные гарантии по защите населения от безработицы и оказание необходимой социальной помощи.

Как показывает опыт многих стран, наиболее приемлемой государственной политикой является политика комплексного подхода к  решению этих проблем при сохранении приоритета за “активной политикой”, т.е. политикой создания рабочих  мест. В таком подходе просматривается  не столько “корыстный подход”  государства, сколько психологических  маневр, заставляющий безработного смотреть на себя не как на государственного иждивенца, а как на потенциального работника.

Основными принципами государственной политики в области занятости являются:

- обеспечение  равных возможностей всем трудоспособным  гражданам независимо от расы, пола, возраста, отношения к религии,  политических убеждений, национальности и социального положения в реализации права на труд;

- поддержание  трудовой инициативы граждан,  содействие и поощрение в развитии  их способностей к производительному  и творческому труду;

- координация  деятельности в области занятости  с другими направлениями экономической  и социальной политики;

- участие  профсоюзов, ассоциаций (союзов) предпринимателей, трудовых коллективов, их формирований  в разработке, реализации и контроле  за выполнением  мер по обеспечению  занятости во взаимодействии  с органами государственного  управления;

- предоставление  социальных гарантий и компенсаций  безработным;

- обеспечение  социальной защиты в области  занятости, проведение специальных  мероприятий для трудоустройства  граждан, желающих работать;

- международное  сотрудничество в решении проблем  занятости  населения, включая  профессиональную деятельность  граждан за рубежом и трудовую  деятельность иностранных граждан  у себя в стране, соблюдение  международных трудовых норм.

Реализация  государственной политики занятости  населения осуществляется по следующим  основным направлениям:

а) создание правовой базы, регулирующей вопросы  занятости и социальной защиты безработных;

Это деятельность государства распространяется не только на государственный сектор экономики, но и на частный.

б) создание условий со стороны государства  для самозанятости населения.

В этом плане  мировой опыт показывает, что наибольший эффект приносит содействие со стороны  государства развитию малого и среднего бизнеса. Для этого должна быть сформирована соответствующая законодательная  база, то есть приняты законы о льготном налогообложении начинающих предпринимателей, предоставлении льготных кредитов в качестве стартового капитала для желающих открыть свое дело и др.

в) Обучение, переобучение и повышение квалификации кадров.

Структурная перестройка централизованной экономики  и становление ее на рыночные рельсы неизбежно порождают структурную  безработицу, которая характерна в  переходный период  для России. На рынке рабочей силы складывается ситуация, характеризующаяся, с одной  стороны, избытком кадров старых профессий  и, с другой - недостатком квалифицированных  кадров, необходимых для обеспечения  современных технологий. Поэтому  одним из приоритетных направлений  политики государства в области  занятости является обучение и переобучение кадров в соответствии с требованием  времени. Следует заметить, что переобучение кадров не должно носить временный  характер, а осуществляется постоянно  в соответствии с изменениями  рыночной конъюнктуры. В Германии, например, большое внимание уделяется подготовке кадров к конкретному производству. Для этого обучение организуется непосредственно на предприятиях и  при этом выплачиваются стипендии (первый год - около 1тыс.марок ежемесячно, а оставшиеся 2,5 года - 1400 марок).

г) Поощрение  территориальной мобильности рабочей  силы.

Это значит, что государство должно оказывать  всяческое содействие и материальную помощь  тем гражданам и семьям, которые решили поменять место жительства и переехать в те районы, которые  испытывают недостаток рабочей силы. Кроме того, важным направлением государственной  политики занятости должны быть мероприятия  по организованному набору рабочей  силы.

Однако, как показывает практика, перемена места жительства всегда сопряжена  со значительными материальными  и моральными издержками, поэтому  рассчитывать на успех в борьбе с  безработицей через переселение  людей в другие районы не приходится. Организованный же набор рабочей  силы позволяет решать вопросы трудоустройства с меньшими издержками для человека и большим эффектом для экономики.

д) Регулирование международных потоков рабочей силы.

В этих целях  должны быть подписаны международные  соглашения, регулирующие передвижение рабочей силы между государствами. В свою очередь каждая из стран, исходя из собственной экономической ситуации, формирует внутреннее законодательство, поощряющее или ограничивающее приток иммигрантов в страну. В международной  практике всегда поощряется приток в  страну видных ученых и специалистов уникальных процессов.

е) Регулирование  демографических процессов.

Государство должно отслеживать процессы рождаемости  и смертности, и в случае проявления негативных тенденций принимать  меры по их регулированию. Рабочая сила, как известно, это совокупность физических и умственных способностей человека, поэтому качество рабочей силы и  ситуация на рынке рабочей силы зависят  не только от самого человека, но и от той политики, которую проводит государство  в области демографических процессов.

Реализация  каждого направления и мероприятия  требует создания соответствующих  экономических механизмов на уровне предприятия, региона и на федеральном  уровне.

 

Заключение

Занятость представляет собой сложное социально-экономическое  явление, которое приобретает свое конкретное содержание под воздействием множества факторов и процессов, начиная от демографических процессов  в обществе и кончая государственным  регулирующим воздействием на макроэкономику и на рынок труда, а также политикой  государства в сфере образования  и здравоохранения.35

Одной из характеристик современного рынка  труда является несоответствие между  спросом и предложением. Причины  этого кроются, в недостаточно оперативной  реакции системы профессионального  образования на изменившиеся условия  рынка, что сказывается на рынке в целом.

Однако  видны и положительные изменения  на рынке труда, которые связаны  как с объективными причинами (экономика  начинает «отходить от шока», предприятия  научились работать в новых условиях), так и с активными действиями властей.36

Негативное воздействие  кризиса отразилось и на экономике  нашего региона. В сфере занятости  и на рынке труда произошли  количественные и качественные изменения, характеризующиеся:

  • увеличением численности трудоспособного населения;
  • снижением численности населения, занятого экономической деятельностью;
  • перераспределением численности занятых по формам собственности в пользу отраслей непроизводственной сферы;
  • дефицитом высококвалифицированных работников;
  • ростом числа зарегистрированных безработных;

Проблема  безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив  его невозможно наладить эффективную  деятельность экономики. Таким образом, изучение проблемы занятости населения, и разработка мер по ее стабилизации несомненно актуальны. Несомненно в этом следует опираться на социально экономические системы сумевшие построить свою политику занятости таким образом, что бы она была оптимальна.

 

Список литературы

  1. Волгин, Н.А. Рынок труда и доходы населения. Учебное пособие / Под ред. Н.А. Волгина – М.: Деловая литература, 2001. – С.80
  2. Зибарев, Д.Б. Занятость и рынок труда в рыночной экономике // Научные труды Московского гуманитарного университета / Д.Б.Зибарев // Моск. Гуманитарный университет. - 2006. - №72. - C.141-152.
  3. Золкин Е.Ю. Социально-экономическое содержание и основные формы занятости населения / Е.Ю.Золкин. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2008. - 180с.
  4. Капелюшников, Р.И. Нестандартные формы занятости и безработицы в России / Р.И.Капелюшников. - М.: ГУ ВШЭ, 2004. – С.16.
  5. Лапин Д. Научим всех / Д.Лапин // Эксперт Сибирь. – 2009. - №19-20 //[Электронныйресурс]: http://www.expert.ru/printissues/siberia/2009/20/kadrovyi_rynok
  6. Остапенко, Ю.М. Экономика и социология труда в вопросах и ответах. Учебное пособие / Ю.М. Остапенко. - М.: Инфра-М, 2007. - 272 с.
  7. Плакся, В.И. Безработица: теория и современная российская практика / В.И.Плакся. – М.: Изд-во РАГС, 2004. – 384 с.
  8. Развитие социального партнёрства в интересах решения проблемы занятости людей с инвалидностью // Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Красноярск. – 2008. – 70 с.
  9. Ратникова, Т.А. Сколь долог поиск работы в России: новый подход к оцениванию / Ратникова Т.А., Фурманов К.К. // Экон. журнал ВШЭ. - 2009. - №2. - С.279-294.
  10. Рощин, С.Ю. Экономика труда: экономическая теория труда: Учебное пособие / С.Ю.Рощин, С.О.Разумова. – М.: Инфра-М, 2004. – 400 с.
  11. Шкаратан, О.И. Профессионалы и менеджеры в сфере занятости - положение и реальное поведение / О.И.Шкаратан, С.А.Инясевский // Социологические исследования. - 2006. - N 12. - С.41-52.
  12. Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г.Г. Меликьяна, Р.П. Колосовой. – М.: Изд-во МГУ, 2005. – 248 с.
  13. http://bookz.ru/
  14. http://www.edu.ru/
  15. http://quote.rbc.ru/topnews/2011/03/16/33205246.html
  16. http://www.fxteam.ru/forex/fxteam-news/30454.htm
  17. http://wffw.info/52067/уровень-безработицы-в-японии-в-январе/
  18. http://www.osec.ch/internet/osec/ru/home/invest/ru/handbook/labour_market_labour/employment_unemployment.-ContentSlot-86861-Image.Image.0.0...gif/image.gif
  19. http://www.swissworld.org/ru/ehkonomika/rynok_truda
  20. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/1931/ДАНИЯ
  21. http://info-graphic.ru/news/bezrabotica_v_mire/2011-04-22-79

Информация о работе Полная занятость. Социально-экономические системы достигшие полной занятости