Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 08:57, курсовая работа
Актуальность темы исследования связана с тем, что проводимые в мире экономические реформы неразрывно связаны с проблемой формирования и развития рынка труда, обеспечения занятости населения.
Одной из важнейших отличительных черт происходящих перемен являются качественные изменения в сфере труда, формирование рынка рабочей силы и связанные с этим процессом кардинальные сдвиги в системе отношений занятости, вызывающие многообразные экономические и социальные последствия. Такие как безработица, необходимость социальной защиты занятости населения и обеспечения права граждан на труд, и требующие регулирования указанных процессов для преодоления их стихийного характера и смягчения негативных социальных последствий.
Становление рыночных отношений, рынка труда сопровождается изменением места и роли занятости в системе социально-экономических отношений, форм, методов и путей регулирования занятости, воздействия государства на факторы и условия занятости.
Отношения, складывающиеся на рынке занятости в стране, затрагивают насущные потребности населения, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Следствием процессов, происходящих на рынке занятости, становится безработица.
Основная цель данного исследования – раскрытие механизмов регулирования занятости населения в социально экономических системах достигших полной занятости.
Для достижения цели предполагает решение следующих задач:
дать обоснование социально-экономической сущности занятости населения;
изучить формы и виды занятости населения;
раскрыть социально экономическую политику в странах с развитым строем.
Объектом исследования - рынок труда и занятости населения в странах с полной занятостью.
Предмет исследования являются социально-экономические механизмы воздействия на занятость и снижения безработицы.
Введение 2
1. Занятость, ее формы и социальное значение 4
1.1 Понятие занятости, виды и формы 4
1.2 Социально-экономическая сущность занятости 11
2. Экономические системы достигшие полной занятости 14
2.1 Япония 14
2.2 Швейцария 18
2.3 Швеция 23
3. Методы регулирования занятости 28
3.1 Государственная политика занятости и социальной защиты безработных 28
Заключение 33
Список литературы 35
Когда шведская
модель социально ориентированной
экономики достигла зрелости, стали
проявляться некоторые
С 1990-х
годов ситуация на рынке труда
резко изменилась. Швеция утеряла
свое лидерство. С 1990 по 1994 г. численность
рабочей силы сократилась более
чем на полмиллиона человек. В
итоге доля рабочей силы в общей
численности трудоспособного
Как отмечалось
ранее, безработица является необходимым
элементом нормального
Следует заметить, что экономика каждого отдельно взятого государства настолько индивидуальна, что о прямом копировании чужого опыта в области занятости и социальной защиты безработных не может быть и речи. Однако изучение такого опыта необходимо, ибо всегда можно учесть различные подходы к решению этих проблем в других странах. Например, если во Франции правительство старается прежде всего обеспечить социальную помощь нуждающимся, то в США, Германии, Швейцарии основные силы уходят на создание рабочих мест, пусть и даже малооплачиваемых. В результате первая модель переполнена безработными, а во второй наблюдается снижение уровня безработицы, хотя и при огромной разнице в доходах работающего населения.
Так что же все-таки важнее для государства: дать средства для выживания или помочь найти работу? Различают государственную активную и пассивную политику занятости.
Активная
политика занятости (активная политика
на рынке труда)- совокупность правовых,
с организационных и
Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда)- совокупность мероприятий, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы (выплата гарантированного государством пособия по безработицы, материальной помощи, выплат доплат на иждивенцев и т.д.)
Регулируемый рынок труда формируется при условии наличия правовых основ поведения субъектов на рынке труда и развитости договорных отношений как коллективных, так и индивидуальных.
Организационный
рынок труда - это высшая степень
развития рыночных трудовых отношений.
При этом, во-первых, государственная
политика занятости рассматривается
в качестве приоритетной составляющей
экономической политики и тесно
увязана с другими
Как показывает
опыт многих стран, наиболее приемлемой
государственной политикой
Основными принципами государственной политики в области занятости являются:
- обеспечение
равных возможностей всем
- поддержание
трудовой инициативы граждан,
содействие и поощрение в
- координация
деятельности в области
- участие
профсоюзов, ассоциаций (союзов) предпринимателей,
трудовых коллективов, их
- предоставление
социальных гарантий и
- обеспечение
социальной защиты в области
занятости, проведение
- международное
сотрудничество в решении
Реализация государственной политики занятости населения осуществляется по следующим основным направлениям:
а) создание правовой базы, регулирующей вопросы занятости и социальной защиты безработных;
Это деятельность государства распространяется не только на государственный сектор экономики, но и на частный.
б) создание условий со стороны государства для самозанятости населения.
В этом плане
мировой опыт показывает, что наибольший
эффект приносит содействие со стороны
государства развитию малого и среднего
бизнеса. Для этого должна быть сформирована
соответствующая
в) Обучение, переобучение и повышение квалификации кадров.
Структурная
перестройка централизованной экономики
и становление ее на рыночные рельсы
неизбежно порождают
г) Поощрение
территориальной мобильности
Это значит, что государство должно оказывать всяческое содействие и материальную помощь тем гражданам и семьям, которые решили поменять место жительства и переехать в те районы, которые испытывают недостаток рабочей силы. Кроме того, важным направлением государственной политики занятости должны быть мероприятия по организованному набору рабочей силы.
Однако, как показывает практика, перемена места жительства всегда сопряжена со значительными материальными и моральными издержками, поэтому рассчитывать на успех в борьбе с безработицей через переселение людей в другие районы не приходится. Организованный же набор рабочей силы позволяет решать вопросы трудоустройства с меньшими издержками для человека и большим эффектом для экономики.
д) Регулирование международных потоков рабочей силы.
В этих целях
должны быть подписаны международные
соглашения, регулирующие передвижение
рабочей силы между государствами.
В свою очередь каждая из стран, исходя
из собственной экономической
е) Регулирование демографических процессов.
Государство
должно отслеживать процессы рождаемости
и смертности, и в случае проявления
негативных тенденций принимать
меры по их регулированию. Рабочая сила,
как известно, это совокупность физических
и умственных способностей человека,
поэтому качество рабочей силы и
ситуация на рынке рабочей силы зависят
не только от самого человека, но и от
той политики, которую проводит государство
в области демографических
Реализация
каждого направления и
Занятость
представляет собой сложное социально-
Одной из
характеристик современного рынка
труда является несоответствие между
спросом и предложением. Причины
этого кроются, в недостаточно оперативной
реакции системы
Однако
видны и положительные
Негативное воздействие кризиса отразилось и на экономике нашего региона. В сфере занятости и на рынке труда произошли количественные и качественные изменения, характеризующиеся:
Проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Таким образом, изучение проблемы занятости населения, и разработка мер по ее стабилизации несомненно актуальны. Несомненно в этом следует опираться на социально экономические системы сумевшие построить свою политику занятости таким образом, что бы она была оптимальна.
Информация о работе Полная занятость. Социально-экономические системы достигшие полной занятости