Понятие банкротства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 12:33, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является – рассмотреть сущность банкротства и признаки банкротства.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:
определить понятие банкротства;
рассмотреть сущность банкротства;
рассмотреть признаки банкротства по современному российскому законодательству

Вложенные файлы: 1 файл

реферат БАНКРОТСВО.docx

— 30.04 Кб (Скачать файл)

Введение

 

 

Актуальность данной темы обусловлена тем, что за последние  годы в российском обществе произошли  существенные изменения, затронувшие  почти все его сферы. Проведение радикальной экономической реформы, развитие предпринимательства привели  к основательному обновлению законодательства, регулирующего отношения в сфере  экономики. В связи с развитием  рыночных отношений в России с  каждым годом всё более возрастает роль института банкротства, так  как без применения конкурсного  права невозможно справедливое распределение  средств должника.

Главная задача состоит в  том, чтобы превратить банкротство  в цивилизованную форму поражения  в конкурентной борьбе, своеобразный способ оздоровления экономики путем  исключения неплатежеспособного субъекта из гражданского оборота с учетом интересов не только кредиторов, но и должника, исключая при этом криминальные способы получения долга.

Вместе с тем российское законодательство о банкротстве  крайне нестабильно, оно регулярно  изменяется. Более того: за время  своего существования законодательство о банкротстве проявило себя как  одно из наиболее динамично обновляющихся  правовых институтов в экономической  сфере России. Поэтому юридическая наука и практика вынуждены постоянно перестраиваться под новые нормативные предписания. В ходе применения Законов о несостоятельности (банкротстве), систематического анализа судебной практики не только накапливался опыт разрешения дел о банкротстве, но и выявлялись недостатки в правовом регулировании отношений, связанных с несостоятельностью должников. Все это в совокупности привело к принятию в 2002 году очередного нового Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», который требует своего теоретического осмысления и практической апробации.

Объект исследования –  банкротство.

Предмет исследования – признаки банкротства по современному российскому  законодательству.

Целью данной работы является – рассмотреть сущность банкротства и признаки банкротства.

В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие  задачи:

    • определить понятие  банкротства;
    • рассмотреть сущность банкротства;
    • рассмотреть признаки банкротства по современному российскому законодательству;
    • изучить стадии банкротства;
    • проанализировать меры по предупреждению банкротства.

Реферат состоит из введения, четырех разделов, заключения и списка

использованных  источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие банкротства

 

 

Понятие банкротства даётся в статье 65 Гражданского Кодекса  России «Несостоятельность (банкротство) юридического лица»:

1. Юридическое лицо, являющееся  коммерческой организацией, за исключением  казенного предприятия, а также  юридическое лицо, действующее в  форме потребительского кооператива  либо благотворительного или  иного фонда, по решению суда  может быть признано несостоятельным  (банкротом), если оно не в состоянии  удовлетворить требования кредиторов.

Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.

2. Юридическое лицо, являющееся  коммерческой организацией, а также  юридическое лицо, действующее в  форме потребительского кооператива  либо благотворительного или  иного фонда, может совместно  с кредиторами принять решение  об объявлении о своем банкротстве и о добровольной ликвидации.

3. Основания признания  судом юридического лица банкротом  либо объявления им о своем  банкротстве, а также порядок  ликвидации такого юридического  лица устанавливаются Законом  о несостоятельности (банкротстве). Требования кредиторов удовлетворяются  в очередности, предусмотренной  пунктом 1 статьи 64 настоящего Кодекса.

Существование института  несостоятельности (банкротства) обусловлено  несколькими причинами. Необходимо оградить экономический оборот и  его участников от последствий неэффективной  работы тех из них, кто проявил неспособность надлежащим образом исполнять принятые на себя обязательства, если эта неспособность приобретает стойкий характер. С одной стороны, возникает необходимость устранения из оборота такого его участника. С другой стороны, желательно попытаться сохранить его как производителя товаров, работ или услуг и работодателя. При этом в обоих случаях, поскольку юридические лица отвечают всем своим имуществом, следует предотвратить обращение всего или большей части этого имущества на удовлетворение требований одного или нескольких наиболее расторопных кредиторов и лишение остальных кредиторов возможности получить хотя бы частичное удовлетворение. Наряду с этим нужно защитить интересы самого несостоятельного должника, и решение вопроса о его сохранении или ликвидации подчинить установленным законом процедурам.

Объявление предприятия  банкротом - институт, завершающий систему  мер, организующих и обеспечивающих конкурентную борьбу субъектов рыночного  хозяйства, ведущих хозяйственную  деятельность на свой риск и под  свою ответственность, т.е. на началах  предпринимательства. Вынужденное  прекращение ведущего такую деятельность субъекта и есть реализация, с одной  стороны, максимально возможного риска, а с другой - наивысшей степени  его ответственности, поскольку  он рискует и отвечает самим своим  существованием. Поэтому согласно п. 1 ст. 65 и п. 4 ст. 61 институт несостоятельности (банкротства) и применяется к  перечисленным в них организациям, ведущим предпринимательскую деятельность. В связи с последующим изданием Закона о некоммерческих организациях указанный перечень следовало бы дополнить двумя новыми, предусмотренными этим Законом организационно - правовыми  формами, предназначенными для некоммерческих организаций, активно участвующих  в предпринимательской деятельности, – некоммерческим партнерством и  автономной некоммерческой организацией.

Хотя Закон о банкротстве  говорит о несостоятельности (банкротстве) предприятий, его действие распространяется на все юридические лица, к которым этот институт должен применяться в силу правил ГК.

 

2 Признаки банкротства

 

 

Основанием для обращения  в суд является, согласно Закону о банкротстве, неспособность юридического лица уплатить свои долги, включая налоговые  или иные платежи государству  и местным органам, вследствие превышения обязательств должника над его активом  или неудовлетворительной структуры  его баланса. Внешним признаком  такой неспособности является приостановление  должником текущих платежей - неоплата требований в течение трех месяцев  с момента наступления срока. При наличии указанных признаков  в суд вправе обратиться любой  из кредиторов или прокурор. Это  может сделать и сам должник, причем и при отсутствии указанных  признаков - в предвидении грозящей ему опасности.

К числу наиболее вероятных  причин, обуславливающих неплатежеспособность предприятий, относятся следующие:

    • производство продукции, пользующейся ограниченным спросом вследствие ее морального устаревания или перепроизводства;
    • производство продукции низкого качества;
    • высокие цены реализуемой продукции, в связи с чем задерживается ее сбыт;
    • низкий уровень использования ее мощностей;
    • значительная дебиторская задолженность за товары отгруженные, не оплаченные в срок.

Банкротами могут быть объявлены:

- юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (за исключением казенных предприятии);

- некоммерческие организации, действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда;

- граждане, в том числе зарегистрированные индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, отсутствующие должники.

Юридическое лицо считается  созданным с момента его государственной  регистрации. С этого момента  организация приобретает права  и обязанности, и, следовательно, только организация, зарегистрированная в  установленном порядке, может быть объявлена банкротом. В других случаях  можно применять полномочия закона о несостоятельности к должникам-гражданам.

Нельзя признать организацию  банкротом в случаях, когда она  ликвидирована и запись об этом внесена в Единый государственный реестр. В таких случаях арбитражный суд прекращает производство по делу о ее несостоятельности.

Постановление Правительства  РФ от 20 мая 1994 г. N 498 «О некоторых мерах  по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» в качестве приложения N 1 утвердило Систему  критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий. Эта система содержит три коэффициента: 1) коэффициент  текущей ликвидности, 2) коэффициент  обеспеченности собственными средствами и 3) коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности, а также способы  определения этих коэффициентов  и, соответственно, решения вопроса  о структуре баланса. Коэффициент  текущей ликвидности характеризует  общую обеспеченность юридического лица оборотными средствами для ведения  хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств, в частности краткосрочных кредитов и другой подобной задолженности. Коэффициент обеспеченности собственными средствами, необходимыми для финансовой устойчивости данной организации, учитывает и фактическую стоимость основных средств и прочих активов. Коэффициент восстановления или утраты платежеспособности характеризует наличие у организации реальной возможности восстановить свою платежеспособность в течение определенного периода либо отсутствие такой возможности.

По результатам рассмотрения представленных материалов арбитражный  суд в соответствии с Федеральным  Законом о банкротстве либо принимает  решение о признании юридического лица - должника несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства, либо в случае выявившейся платежеспособности должника отклоняет соответствующее  требование истцов (заявителей) и отказывает в иске, либо - если угроза банкротства  может быть устранена проведением так называемых реорганизационных процедур и поступили соответствующие ходатайства об их проведении – выносит определение о приостановлении производства по делу и назначении одной из двух предусмотренных Законом о банкротстве реорганизационных процедур: внешнего управления имуществом должника или санации. Соединения двух этих процедур закон не предусматривает (хотя в некоторых случаях это могло бы оказаться целесообразным).

Формулировка Закона о  банкротстве «внешнее управление имуществом должника» неточно отражает действительное положение вещей и содержание полномочий арбитражного управляющего.

В действительности передается управление деятельностью организации, юридическим лицом как таковым, а не только его имуществом.

Для внешнего управления суд  по согласованию с должником и  кредиторами назначает арбитражного управляющего, который руководит  организацией, распоряжается ее имуществом, разрабатывает утверждаемый собранием  кредиторов план внешнего управления и осуществляет его под контролем кредиторов и суда и т.д. Арбитражным управляющим не может быть должностное лицо данного юридического лица. На период внешнего управления вводится мораторий по всем требованиям, адресованным должнику.

Санация, согласно Закону о  банкротстве, состоит в восстановлении платежеспособности должника путем  оказания ему финансовой помощи. Закон  устанавливает условия и порядок отбора ее участников. Правительство установило порядок и условия оказания помощи таким предприятиям путем предоставления им государственных дотаций, субсидий, льготных кредитов и другими мерами. Существует Положение о порядке предоставления государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям и использования средств федерального бюджета, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов в целях реорганизации или ликвидации неплатежеспособных предприятий - приложение 2 к упомянутому выше Постановлению Правительства РФ от 20 мая 1994 г. N 498. Санация не может быть назначена, если в отношении данного лица ранее возбуждалось дело о несостоятельности и с момента его окончания прошло менее 36 месяцев. Для выбора лиц, желающих участвовать в санации, может быть объявлен конкурс. Участники санации заключают соглашение о ее проведении и продолжительности и своей ответственности перед кредиторами должника.

Срок каждой из реорганизационных  процедур не должен превышать 18 месяцев. По достижении цели они прекращаются решением суда, и вопрос о банкротстве  отпадает. В случае выявившейся неэффективности, не достижения цели в установленный  срок суд выносит решение о  признании должника несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства.

Решение арбитражного суда о  признании должника банкротом и  открытии конкурсного производства подлежит опубликованию в «Вестнике  ВАС РФ». Открытие конкурсного производства влечет запрещение отчуждения имущества должника вне распродажи конкурсной массы и формирования суммы, предназначенной для удовлетворения требований кредиторов в порядке конкурса и установленной ст. 64 ГК очередности погашения долгов. Вне конкурса производятся лишь текущие расходы ликвидируемого юридического лица - расходы по конкурсному производству, выплата вознаграждения арбитражному или конкурсному управляющему, судебные издержки.

Назначенный судом конкурсный управляющий созывает собрание кредиторов и действует под его контролем  и контролем суда. Он вправе требовать  признания недействительными действий должника, совершенных им до объявления его банкротом и ущемляющих интересы кредиторов.

Закон о банкротстве предусматривает  проведение конкурсного производства и при добровольном объявлении должником  о своем банкротстве, причем не только при обнаружившейся недостаточности  его имущества для полного  удовлетворения кредиторов; она предусматривает  также порядок назначения и полномочия конкурсного управляющего при добровольном внесудебном банкротстве.

На всех стадиях процесса о несостоятельности (банкротстве) допускается заключение мировых  соглашений между должником и  его кредиторами, если эти соглашения не нарушают законодательство и интересы других кредиторов данного должника.

Законом о банкротстве  предусмотрены особенности реорганизационных  процедур в отношении предприятий, в имуществе которых имеется  вклад государства или местных  органов власти, а также получающих дотации из бюджетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Стадии банкротства 

 

 

    • Наблюдение.
    • Финансовое оздоровление.
    • Внешнее управление.
    • Конкурсное производство .
    • Мировое соглашение.

 Наблюдение – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов Срок наблюдения – не более 7 месяцев с даты поступления заявления в арбитражный суд.

Информация о работе Понятие банкротства