Понятие государственного, внутреннего и внешнего долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 17:26, курсовая работа

Краткое описание

Современное рыночное хозяйство, при всем многообразии его моделей, известных в мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой смешанную экономику, где инструменты рыночного механизма дополняются государственным регулированием, финансовой базой которого является бюджет. В этих условиях особое значение приобретает вопрос об источниках финансирования государственной деятельности, их структуре и возможности регулирования. Одним из таких источников (наряду с налогами и доходами от эксплуатации государственной собственности) являются правительственные займы и денежные (кредитные) эмиссии (другими словами, финансирование за счет государственного долга или дефицитное финансирование).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 6
1.1Понятие государственного, внутреннего и внешнего долга. 6
1.2Экономический риск 16
2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕГО ДОЛГА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 27
3. СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНИМ ДОЛГОМ БЕЛАРУСИ: ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 48

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa_SAMAYa_NOVAYa.docx

— 341.34 Кб (Скачать файл)

Основным фактором роста внешнего долга Беларуси в 2007–2011 годах были заимствования государства. Если на 1 января 2007 года государственный внешний долг составлял 589 миллионов долларов, то на 1 января 2012 года – 12 миллиардов 351 миллион долларов. Таким образом, за последние пять лет государство увеличивало свой внешний долг в 21 раз.

Уже с 2012-го года Беларуси придется направлять существенные суммы, чтобы расплатиться перед кредиторами. В текущем году, по данным Нацбанка, которые приведены в комментарии к платежному балансу, на погашение государственного внешнего долга предстоит направить 1 миллиард 784,6 миллионов долларов. Дальше – больше. В 2013-м и в 2014-м на погашение госдолга ежегодно придется направлять более 3 миллиардов долларов.[3]

Эксперты отмечают, что объемы предстоящих платежей слишком велики. «Это существенные выплаты (около 3,5% от ВВП в 2012 году), учитывая относительно низкий уровень международных резервов. Они могут быть или рефинансированы за счет новых займов, возможности привлечения которых ограничены в связи с долговым кризисом в Европе и низким доверием к экономике Беларуси, или выплачены за счет доходов от приватизационных сделок», — говорится в исследовании Белорусского института стратегических исследований.

Председатель правления Нацбанка Беларуси Надежда Ермакова неоднократно заявляла о том, что страна хотела бы привлечь новые заимствования, чтобы погасить старые. Однако глава миссии МВФ в Беларуси Крис Джарвис в марте отметил, что на рефинансирование долга этот фонд денег не выдает.[3]

Динамика внешнего долга Беларуси

 На графике 2 изображена динамика внешнего долга (валового и органов государственного управления) Республики Беларусь с 2006 по 2012 годы. Как видно, долг органов государственного управления растёт с 2007 года. Особенно сильно он вырос в 2009 году - почти на 5 млрд. долларов США.

 

 График 2. Динамика внешнего долга (валового и органов государственного управления) Республики Беларусь

 

 На 1 июля 2012 года долг органов  государственного управления составлял 12,6791 млрд. долларов США. Золотовалютные  резервы, рассчитанные по методологии  МВФ, на ту же дату составляли 8,3295 млрд. долларов. Как видно, золотовалютных  резервов не хватит, чтобы выплатить  даже долги только органов  государственного управления. [3]

 Согласно бюджету Республики  Беларусь на 2012 год, доходы государственного  бюджета должны составить 92,771972225 трлн. рублей. По официальному курсу  доллара к белорусскому рублю  на 1 января 2012 г. в 8350 рублей за доллар  эта сумма эквивалентна 11,11 млрд. долларов. Таким образом, внешний  долг органов государственного  управления превышает размер  доходов госбюджета.

 На графике 3 изображена динамика изменения валового внешнего долга на душу населения с 2007 по 2012 годы. На 1 июля 2012 года каждый житель РБ был должен 3504 доллара США при средней зарплате по стране около 470 долларов.

 

 График 3. Динамика валового внешнего долга на душу населения

 

На графике 3 изображена динамика выплат по процентам к внешнему долгу органов государственного управления с 2006 по 2011 годы. В 2011 году на выплаты процентов ушла внушительная сумма в 383 млн. долларов. За половину 2012 года - уже 294 млн. долларов. Это - плата за фальшивое процветание перед президентскими выборами 2010 года с повышением средней зарплаты по стране до 500 долларов в месяц, которое было достигнуто за счёт набирания кредитов. А.Г.Лукашенко причинил большой вред белорусской экономике искусственным повышением зарплат, так как страна потратила огромные кредитные ресурсы на текущее потребление. Взятые кредиты ушли в основном на покупку импортных товаров - к примеру, автомобилей. Беларусь поддержала иностранных производитей автомобилей и других товаров вместо того, чтобы развивать на эти деньги свою экономику. Сотни миллионов долларов ушли на выплаты процентов к государственному долгу - по сути, они подарены кредиторам. Кроме того, чем больше государственный долг, тем больше риск невозврата страной кредитов - дефолта. Как следствие, кредиторы требуют выплаты всё больших процентов по государственным облигациям. Если свои первые облигации Беларусь разместила под 9% годовых, то сейчас, если Беларусь захочет привлечь кредиты посредством размещения облигаций, ей придётся платить около 20% годовых по ним. С 1 миллиарда долларов придётся заплатить 200 миллионов долларов в год процентов. Если брать кредит сроком на 5 лет, то придётся выплатить по процентам 100% основной суммы кредита. Это значит, что проводить модернизацию белорусской промышленности будет значительно сложнее, так как найти дешёвые кредиты проблематично.

 

 График 4. Выплаты процентов к внешнему долгу органов государственного управления Республики Беларусь

 

 Отношение валового внешнего  долга к валовому внутреннему  продукту (ВВП) составляло 60,6% на 1 июля 2012 г., по официальным данным.

По данным Национального банка РБ, валовой внешний долг Беларуси в I квартале 2012 года снизился на 294,3 млн. USD и составил на 1 апреля 33,727 млрд. USD.[3]

 Снижение было обеспечено  по всем составляющим внешнего  долга, за исключением сектора  органов государственного управления  и прямых инвестиций (межфирменного  кредитования).

 Долг других секторов экономики  Беларуси, то есть, в основном, промышленных  и торговых предприятий, в I квартале 2012 года снизился на 231,8 млн. USD - до 12,84 млрд. USD. Этот долг остался  самой крупной составляющей внешнего  долга Беларуси.

 При этом довольно серьезно  изменилась структура долга других  секторов экономики: долгосрочный  долг не сократился, а вырос: на 253,5 млн. USD (до 3,134 млрд. USD). Соответственно, краткосрочный долг сократился  на 485,3 млрд. USD. Это положительная тенденция. График 5

 

График 5

На втором месте по величине сокращения долга оказались органы денежно-кредитного регулирования, то есть Национальный банк. Его долг снизился в I квартале на 127,9 млн. USD (до 1,402 млрд. USD). У Нацбанка, впрочем, есть намного больший валютный долг перед белорусскими банками, который Нацбанк также пытается сокращать.

Этот внутренний долг Нацбанка проявляется во внешнем долге белорусских коммерческих банков. Его величина сократилась в I квартале 2012 года на 94,5 млн. USD (до 5,983 млрд. USD). То есть, пока говорить о значительном сокращении долгов Нацбанка и банков пока не приходиться.

 Органы государственного управления, то есть Минфин, увеличили в I квартале 2012 года внешний долг на 107,3 млн. USD - до 12,458 млрд. USD. Внешний долг государства  вплотную приблизился к долгу  других секторов экономики, и  уже по итогам первого полугодия  может стать больше. Правительство  постепенно погашает старую задолженность, но одновременно осуществляет  новые заимствования, поэтому трудно  предсказать, как будет меняться  данный долг в дальнейшем. [3]

 Величина прямых инвестиций  в виде межфирменного кредитования  в I квартале 2012 года выросла на 52,6 млн. USD и достигла 1,044 млрд. USD. Это  задолженность белорусских предприятий  перед прямыми инвесторами.

 

Валовой внешний долг Беларуси на январь 2012 года [2]

 

 

Показатель

Значение

График

Валовый внешний долг по всем секторам экономики

34028,40

Обслуживание валового внешнего долга

6320, 70

Платежи по основному долгу

5405,20

Платежи по процентам

915,50

Внешний долг государственного управления

12351, 00

Обслуживание внешнего долга органов гос. управления

552,10

Платежи по основному долгу 

169,00

Платежи по процентам 

383,10

Валовой внешний долг на душу населения долларов США

3595,03

Валовые внешний долг/ВВП,  %

62,27

Долгосрочный валовой внешний долг/ВВП,  %

35,83

Краткосрочный валовой внешний долг/ВВП,  %

26,44

Долгосрочные заимствование/ валовой внешний долг, %

57,54

Валовой внешний долг/экспорт товаров и услуг, %

72,91




 

Расходы на обслуживание внешнего государственного долга Беларуси в 2012 году вырастут в 3 раза [2]

В 2012 году на погашение государственного внешнего долга, по данным Национального банка Беларуси, прогнозируется направить 1784,6 млн. USD, что примерно в 3 раза превышает расходы на эти цели в 2011 году.

На обслуживание внешнего долга органов государственного управления в прошлом году было потрачено 552,1 млн. USD, из них 169 млн. USD на погашение основного долга.

Тем не менее, в целом, по данным Национального банка, представленным в платежном балансе РБ за 2011 год, структура внешнего долга Беларуси по временному параметру в 2011 году изменилась в лучшую сторону: доля долгосрочных (на срок выше года) заимствований выросла, а краткосрочных, соответственно, сократилась.

Значительный объем краткосрочных кредитов приводит к большим расходам на обслуживание внешнего долга, ведь все краткосрочные кредиты должны быть возвращены в течение года.

Однако значительная часть подобной задолженности пролонгируется или рефинансируется, поэтому реальные финансовые расходы на обслуживание долга оказываются не столь большими как сам долг.

Так, по данным Нацбанка, в 2011 году на обслуживание валового внешнего долга было направлено 6320,7 млн. USD, тогда как краткосрочные внешние обязательства РБ (погашаемые в 2011 году) на 1 января 2011 года равнялись 14491,3 млн. USD. На погашение основного долга было направлено 5405,2 млн. USD, на платежи по процентам –- 915,5 млн. USD.

По оценке Нацбанка, в 2012 году расходы на обслуживание валового внешнего долга, включая пролонгацию и рефинансирование, составят порядка 18,917 млрд. USD. Можно ожидать, что реальных денег на выплаты потребуется, как и в 2011 году, намного меньше, где-то на уровне 8-9 млрд. USD. Остальная задолженность будет просто переоформлена, как это и происходит каждый год. [12]

Валовой внешний долг Республике Беларусь в разрезе секторов экономики и финансовых инструментов за 2010-2012 гг. [3]

     
 

Показатели

01.01.2010

01.01.2011

01.01.2012

Валовой внешний долг Республики Беларусь

22 060,3

28 402,7

34 023,1

Краткосрочный

9 871,9

12 686,5

14 433,5

Долгосрочный

12 188,4

15 716,2

19 589,6

Органы государственного управления*

8 363,0

10 057,9

12 351,0

Краткосрочный

0,0

0,0

0,0

Долговые ценные бумаги

0,0

0,0

0,0

Кредиты и займы

0,0

0,0

0,0

Торговые кредиты

0,0

0,0

0,0

Другие долговые обязательства

0,0

0,0

0,0

Просроченная задолженность

0,0

0,0

0,0

Прочее

0,0

0,0

0,0

Долгосрочный*

8 363,0

10 057,9

12 351,0

Долговые ценные бумаги

0,5

1 230,1

2 022,3

Кредиты и займы

7 784,6

8 260,1

9 762,7

Торговые кредиты

0,0

0,0

0,0

Другие долговые обязательства

577,9

567,7

566,0

Органы денежно-кредитного регулирования

423,7

1 855,3

1 529,7

Краткосрочный

145,6

1 267,1

1 195,6

Долговые ценные бумаги

0,0

0,0

0,0

Кредиты и займы

0,0

146,3

0,0

Счета и депозиты

145,4

1 120,8

1 195,6

Другие долговые обязательства

0,2

0,0

0,0

Просроченная задолженность

0,0

0,0

0,0

Прочее

0,2

0,0

0,0

Долгосрочный*

278,1

588,2

334,1

Долговые ценные бумаги

0,0

0,0

0,0

Кредиты и займы

78,1

588,2

141,7

Счета и депозиты

200,0

0,0

192,4

Другие долговые обязательства

0,0

0,0

0,0

Банки

3 553,0

5 752,1

6 077,4

Краткосрочный

1 621,3

2 677,0

2 053,7

Долговые ценные бумаги

7,3

6,1

7,2

Кредиты и займы

1 039,4

2 246,1

1 772,4

Счета и депозиты

129,6

212,9

223,7

Другие долговые обязательства

445,0

211,9

50,4

Просроченная задолженность

0,0

0,0

0,0

Прочее

445,0

211,9

50,4

Долгосрочный

1 931,7

3 075,1

4 023,7

Долговые ценные бумаги

0,0

15,9

78,1

Кредиты и займы

1 876,3

2 767,1

3 474,2

Счета и депозиты

55,4

292,1

471,4

Другие долговые обязательства

0,0

0,0

0,0

       

Другие секторы

8 921,8

9 911,7

13 073,6

Краткосрочный

7 306,2

7 916,7

10 192,8

Долговые ценные бумаги

0,0

0,0

1,4

Кредиты и займы

950,9

493,5

1 530,1

Счета и депозиты

0,0

0,0

0,0

Торговые кредиты

5 693,2

6 788,6

8 050,9

Другие долговые обязательства

662,1

634,6

610,4

Просроченная задолженность

662,1

634,6

610,4

Прочее

0,0

0,0

0,0

       

Долгосрочный

1 615,6

1 995,0

2 880,8

Долговые ценные бумаги

0,0

0,0

0,0

Кредиты и займы

1 615,6

1 995,0

2 880,8

Счета и депозиты

0,0

0,0

0,0

Торговые кредиты

0,0

0,0

0,0

Другие долговые обязательства

0,0

0,0

0,0

Прямые инвестиции: межфирменное кредитование

798,8

825,7

991,4

Задолженность дочерним предприятиям

0,0

0,0

0,0

Просроченная задолженность

0,0

0,0

0,0

Прочее

0,0

0,0

0,0

Задолженность прямым инвесторам

798,8

825,7

991,4

Просроченная задолженность

13,7

3,2

5,4

Прочее

785,1

822,5

986,0

   

 

 
     
     
 

 

  1. Стратегия управления внешним долгом Беларуси: принципы построения и условия реализации

 

Анализ динамики и структуры  внешнего долга Республики Беларусь  показала, что построение грамотной, научно обоснованной стратегии  управление совокупной внешней  задолжностью страны , её увязка с другими направлениями экономической политики  государства является  на современном этапе задачей исключительной важности .

Стратегия управления внешним долгом  (далее - Стратегия) представляет собой систему выработки долгосрочных целей и задач управления внешним долгом , определение механизма и условий их реализации.

Основными целями стратегии является своевременно обслуживание  внешнего долга с  минимальными затратами, идентификация, хеджирование  и предотвращение финансовых рисков на основе анализа и прогноза внутренних и внешних экономических факторов  посредством оптимального выбора  долговых методов и инструментов .

Реализация  поставленных целей осуществима с помощью решения  следующих задач:

  • Текущего обслуживания внешнего долга  и работа по снижению  долговой  нагрузки на экономику путём совершенствования  структуры долга и улучшения профиля долговых выплат . Формирование оптимальной долговой структуры – краеугольный камень Стратегия.  Причём структура долга также должна быть совместимой  с ограничениями, определяемыми  макроэкономической ситуацией;
  • Повышение эффективности использование заемных средств, создание соответствующей системы учёта и контроля;
  • Выработка обоснованной  политики привлечения новых кредитных ресурсов
  • Усиление инвестиционного характера займов;
  • Определение приоритетов кредитной политики государства,  обеспечение своевременного возврата предоставленных кредитов;
  • Поисков дополнительных источников погашения долга.

Достижение целей Стратегии и её задач основывается на принципах:

  • Безусловности – обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств резидентов страны перед инвесторами  и кредиторами без выставления дополнительных условий;
  • Единство учёта -  учёт в процессе управления внешним долгом  всех видов долговых  обязательств резидентов РБ перед нерезидентами;
  • Единство долговой политики – обеспечение  единого подхода в политике управления внешним долгом на всех уровнях власти;
  • Согласование – обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и нашей страны;
  • Снижение рисков – выполнение всех необходимых действий, позволяющие снизить как риски кредитора, так и  инвестора;
  • Оптимальности – создание такой структуры внешних займов, чтобы выполнения обязательств по ним было сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском и оказывало наименьшее отрицательное влияние  на экономику государства;
  • Гласности -  предоставление достоверной, своевременной и полной информации  о параметрах займах всем заинтересованных в ней пользователям;
  • Координация долговой, кредитно-денежной и бюджетно-финансовой политик;
  • Поддержание устойчивости платежности баланса;
  • Адекватного правового обеспечения.

Информация о работе Понятие государственного, внутреннего и внешнего долга