Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 14:51, реферат
Мировой рынок базируется на международной производственной специализации отдельных стран и является сферой, где в целях обеспечения расширенного воспроизводства осуществляется замещение изделий, произведенных одной страной, продуктами другой. Обмен товаров на мировом рынке представляет собой процесс, обеспечивающий непрерывность расширенного воспроизводства. Поэтому связи между товаропроизводителями разных стран, осуществляемые через обмен товаров, расширяется по мере увеличения масштабов производства.
Введение…………………………………………………….………………3
1. Понятие и структура мирового рынка…………………………………4
2. Возникновение мирового рынка и начальная стадия его развития…6
3. Понятие конъюнктуры мирового рынка………………………………9
4. Развитие конъюнктуры мирового рынка……………………………..12
Заключение………………………………………………………………..16
Список использованной литературы……………………………………18
б) стимулирует бурное развитие новых отраслей промышленности (аэрокосмической, лазерной, биотехнической т.п.). Эти отрасли на рынке предъявляют растущий спрос на различные средства производства.
Заметим, что на конъюнктуру товарных рынков НТП влияет по-разному: на рынках новых, прогрессивных изделий наблюдается опережающий (по сравнению с рынками традиционных товаров) превышение спроса над предложением; конъюнктура рынка морально устаревших товаров, наоборот, существенно ухудшается.
Уровень монополизации, концентрации и конкуренции производства влияет на состояние конъюнктуры товарных рынков прямо и опосредованно:
прямо - через прямое регулирование производства и цен монополиями вследствие недостаточной конкуренции;
опосредованно - путем связей монополистов со своими зарубежными филиалами. Ведь, как правило, монопольным положением на рынке пользуются крупные компании, зачастую транснациональные (ТНК). А внутри каждой ТНК существует особый, искусственно созданный рынок. Искусственно сложившиеся пропорции цен, которые устанавливаются во взаимной торговле между филиалами одной корпорации, влияют на соответствующие пропорции в национальных масштабах. Конъюнктура мировых рынков находится под влиянием этих особым внутрифирменных рынков.
Государства вследствие использования большей или меньшей степени следующих инструментов регулирования экономических процессов в состоянии способствовать снижению издержек производства частных предприятий, что, в свою очередь, повышает их конкурентоспособность на мировых товарных рынках: путем прямого или косвенного регулирования цен внутреннего рынка; или путем бюджетного субсидирования экспорта и импорта (прямое субсидирование экспорта; снижение или отмена тарифов на определенные виды импорта).
Наиболее распространен первый вид регулирования, то есть поддержка государством определенного гарантированного уровня цен. Это может быть, например, снижение цен на продукцию и услуги государственных предприятий, которые обслуживают частные предприятия. Кроме того, такое регулирование может осуществляться путем предоставления производителям субсидий из бюджета в случае снижения рыночных цен ниже гарантированного минимума. Например, специальная правительственная корпорация по гарантированию цен в США принимает в залог у фермеров сельскохозяйственную продукцию. Если в период действия залога (обычно до 12 месяцев) цены на рынке превысят уровень залога, фермер может выкупить свой товар и продать его на рынке. Если же рыночные цены остаются ниже залоговых ставок, товар не выкупается и переходит в собственность корпорации.
Влияние государства на цены промышленных изделий осуществляется и косвенно с помощью таких мер, как: финансирование научно-исследовательских работ; бюджетное финансирования экспорта; протекционистская таможенная политика.
Сезонность периодически влияет на конъюнктуру многих товарных рынков: на рынки продуктов сельского хозяйства, рыболовства, лесного хозяйства, на рынки товаров некоторых сезонных отраслей промышленности - сахарной, консервной, строительной, винодельческой. Например, предложение сельскохозяйственной продукции будет больше после сбора урожая, объем строительных работ расширяется в летние месяцы и сокращается в зимние и т.д.
Так, под влиянием сезонности производства многих видов сельхозпродукции происходят различные колебания грузооборота железных дорог (увеличиваются в период уборки урожая и сокращаются в зимние месяцы).
Наибольший спрос на автомобили наблюдается в весенне-летние месяцы в странах с континентальным климатом. В США, например, на март-август приходится 2 / 3 продажи всех автомобилей за год. Соответственно наибольший спрос на горючее также приходится на летние месяцы.
В сельском хозяйстве также объясняется периодическое повышение и снижение спроса на рынке сельскохозяйственных машин.
Примером сезонных колебаний может быть также увеличение оборота розничной торговли в праздничные дни.
Стихийные бедствия - снежные заносы, землетрясения, засухи, лесные пожары и т.д. приводят к ощутимых нарушениям деятельности общества или отдельных отраслей экономики, уничтожению материальных ценностей. Этот фактор также влияет на развитие конъюнктуры мирового рынка. Например, после землетрясений обычно происходит повышение спроса на строительные материалы. А после заморозков, от которых страдают сельскохозяйственные насаждения, повышаются цены на сельхозпродукцию.
Довольно значительные краткосрочные изменения цен наблюдаются при вынужденных продажах или вынужденных покупках, которые должны быть осуществлены в кратчайшие сроки. К таким операциям можно отнести, например, продажа наплаву. Особенно значительным бывает снижение цен при вынужденных продажах товаров, которые быстро портятся, - винограда, цитрусовых и т.д.
Возможен и другой случай - вынужденная закупка по завышенным ценам. Например, покупатель, предполагая, что цены снизятся, резко сократил закупку сырья. Но снижение цен не произошло, все имеющиеся запасы исчерпаны, и нужно, чтобы не остановилось производство, закупить партию сырья по любой цене, поскольку убытки от остановки предприятия будут еще выше, особенно в отраслях с непрерывным технологическим процессом.
Заключение
На
протяжении двух последних десятилетий
наблюдается тенденция повышения роли
услуг в экономике стран мира.
Что
же касается России, то ее позиция на мировом
рынке услуг в настоящее время не очень
устойчива: она входит в тридцатку крупных
стран – участниц международной торговли
услугами, но продолжает оставаться нетто-импортером
услуг. На Россию приходится 1,4% мирового
импорта услуг и 1,0% мирового экспорта.
Но все же не стоит говорить, что состояние
сферы услуг в России «безнадежно». Сфера
эта действительно молодая, получившая
развитие в основном в последнее десятилетие.
Но во главе компаний этой отрасли в отличие
от промышленности и сельского хозяйства
стоят, как правило, динамичные, инициативные
специалисты с широкими зарубежными связями,
легко усваивающие все новое, понимающие
уровень конкурентоспособности своей
фирмы на отечественном и мировом рынках,
потребность в протекционистской защите.
Другое дело – готовность и способность
соответствующих правительственных структур
собрать воедино, обобщить и оценить всю
эту обширную информацию, выработать на
ее основе более совершенную систему правового
регулирования сферы услуг, используя
опыт зарубежных стран.
Улучшение ситуации в сфере услуг сильно
зависит от иностранных инвестиций, но
в то же время, либерализируя эту сферу,
необходимо поддерживать баланс между
интересами по защите своего внутреннего
рынка и потребностью в инновациях для
создания современной инфраструктуры.
Ведь без крупномасштабной сферы услуг
с развитым транспортом, связью, торговлей,
финансово-кредитным и страховым секторами,
комплексом деловых услуг, сферами образования
и здравоохранения, отвечающим современным
требованиям, Россия не сумеет создать
эффективное рыночное хозяйство и достойно
войти в мировую экономику. Поэтому нашей
главной задачей на современном этапе
перехода на рыночные основы и интеграции
в мировое хозяйство должно стать ускорение
развития сферы услуг.
Список использованной литературы
1. Мировая экономика: Учебник / Под ред. Проф. А.С. Булатова.- М.: Экономистъ, 2005.- 734 с.
2. Черникова Г.П. Мировая экономика: Учеб. д/вузов/ Г.П. Черников, Д.А. Черникова. – М.: Дрофа, 2008. – 432 с.
3. Конъюнктура мировых товарных рынков: Левшин М. Ф., Пономарёв В. В.. - М., 2009.
4. Поляков В. В. Мировой рынок: вопросы прогнозирования. М., 2008.
5. Тэор Т.Р. Мировая экономика. – СПб: Питер, 2005. – 192 с.