Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 13:03, контрольная работа
Правоведение - наука, предметом изучения которой является право. Право неразрывным образом связано с государством, это универсальный регулятор общественных отношений. В этом его основная сущность и главное предназначение. Оно представляет собой единую целостную систему. Право является совокупностью обязательных к исполнению правил (норм), установленных государством. Кроме установления норм права, государство обеспечивает их исполнение, наказывает за нарушения, принуждает к соблюдению. Формой выражения и закрепления норм права является законодательство.
Введение.
Понятие и структура правоотношения. Субъекты правоотношения. Правоспособность и дееспособность.
Административное правонарушение и административная ответственность.
Трудовой договор: понятие, содержание, общий порядок заключения.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 3 (2001г.)
Федеральный закон: «Об общественных объединениях» (1995г.)
Задачи.
Заключение.
Список литературы.
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Дальневосточный
государственный университет
Кафедра «Уголовно-правовые дисциплины»
Контрольная работа по дисциплине «Правоведение». Вариант №4.
Выполнил: № К09-Э-274 Пастухова Д.А.
Проверил: Туркулец С.Е.
Хабаровск 2012г.
План
Введение
Правоведение - наука, предметом изучения которой является право. Право неразрывным образом связано с государством, это универсальный регулятор общественных отношений. В этом его основная сущность и главное предназначение. Оно представляет собой единую целостную систему. Право является совокупностью обязательных к исполнению правил (норм), установленных государством. Кроме установления норм права, государство обеспечивает их исполнение, наказывает за нарушения, принуждает к соблюдению. Формой выражения и закрепления норм права является законодательство.
Право - одна из нормативных систем, регулирующих отношения в обществе. Главное отличие права от других нормативных систем (норм морали, религии, традиционных поведенческих стереотипов) состоит в его тесной связи с государством. Право не только обеспечивается и поддерживается государством, но, в свою очередь, поддерживает и обеспечивает его. Право выражает ценностные ориентации для государственной политики и подкрепляющего ее общественного мнения; непосредственно регулирует деятельность государственных органов и определяет условия деятельности политических объединений. Для концепции правового государства характерно признание связанности любых его органов, как и государства в целом, предписаниями права, пока они не изменены в установленном порядке.
Право -
исторически обусловленное
Регулирующая роль права дифференцируется и конкретизируется применительно к основным сторонам общественной жизни, служит ориентиром для политики. Право регулирует отношения собственности, труда, определяет структуру, задачи и порядок функционирования государственного механизма, отношения между органами государства и личностью. Право устанавливает права и обязанности членов общества и гарантии их осуществления, определяет меры борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения, профилактику и порядок разрешения конфликтов.
Таким образом, система права строится по предмету регулирования, группам общественных отношений. Вместе с тем используется и комплексный подход, когда к регулированию определенной группы общественных отношений привлекаются нормы и институты нескольких отраслей права в определенной координации и субординации.
Правовая норма (норма права) - это общее правило поведения, установленное государством, регулирующим посредством его общественные отношения. Нормы права имеют определенную структуру и подразделяются на виды. Структура правовой нормы включает в себя гипотезу, диспозицию и санкцию. В гипотезе указывается на круг лиц, которым адресована норма, а также на обстоятельства, при которых она реализуется. Диспозиция - это само правило поведения, в котором определяются права и обязанности лиц. Санкция говорит о мерах государственного принуждения, которые применяются к правонарушителям. Далеко не все нормы права имеют полную структуру, конституционные положения, например, не имеют санкции.
По видам нормы права подразделяются на управомачивающие (предоставляют гражданам возможность действовать соответствующим образом), обязывающие ( требуют от них должного поведения) и запрещающие ( устанавливают запреты на совершение определенных действий).
Право образует целостную систему, которая состоит из отраслей права и институтов права. Отрасль права - это обособленная группа правовых норм и институтов, объединенных общностью социальных отношений, которые они регулируют. У каждой отрасли права есть свой предмет регулирования, свой вид общественных отношений, имеющих очевидную специфику. Основными отраслями права являются конституционное (государственное), гражданское, трудовое, семейное, административное, финансовое, уголовное, международное, гражданское, процессуальное, уголовно-процессуальное и др.
Институты права - это обособленные группы правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, но более мелкие, чем отрасли. Они входят в соответствующие отрасли права. Таковы, например, институт гражданства или институт прав человека, входящие в отрасль конституционного права.
Таким образом, признаками права являются:
1) нормативный характер (наличие определенных норм, правил поведения);
2) обязательность
исполнения норм права всеми
участниками общественной
3) утверждение
и гарантированность норм
4) многократность применения.
Функции права: является регулятором общественных отношений; активно воздействует на общество и государство путем установления общеобязательных правил поведения; закрепляет сложившиеся в обществе экономические, общественные и другие отношения, а также существующий государственный и общественный строй. Т.Е., оно устанавливает определенный порядок в обществе и государстве.
Право реализуется в определенных формах: нормативных актах, прецедентах, правовых обычаях и правовых договорах. Это - источники права.
Нормативные акты делятся на законы (конституционные и обычные) и подзаконные акты (указы. постановления, инструкции и т.д.). Юридические прецеденты (образцы поведения, действий в определенных ситуациях бывают судебными и административными. Обычаи представляют собой сложившиеся в обществе правила поведения, которые государство берет под свою защиту, придает им силу правовых норм. Договоры порождают правовые отношения (обязательства), которые исчезают после выполнения условий договора.
Понятие и структура правоотношения. Субъекты правоотношения. Правоспособность и дееспособность.
Понятие и структура правоотношения.
Правоотношение - урегулированное нормами права общественные отношения, участники которых являются носителями субъективных прав и обязанностей.
Правоотношение - индивидуализированное, т.е. отношение между отдельными лицами (гражданами, организациями, государственными органами и гражданскими лицами ), связанными между собой правами и обязанностями, определенными обеспеченностью законом, меру возможного и должностного поведения. Мера поведения означает установление границ, возможность и долженствования реализующихся в действиях и реальном поведении (возникает при наступлении предусматривающих законом акта юридического договора, административного акта, просмотрения события и т.д.)
Для правоотношений характерно наличие субъективных прав и обязанностей у его участников (субъектов).
Юридические
нормы представляют одному участнику
отношения права, а на другого
отношения возлагают
Поэтому правоотношение
можно рассматривать как юридическую
связь между лицами, выражающуюся
в их взаимных правах и
обязанностях. Без взаимных прав
и обязанностей нет самого правоотношения.
Права и обязанности
В юридической науке используется понятие “структура правоотношений”,
элементы которого следующие:
а) содержание правоотношения;
б) субъекты правоотношения;
в) объект правоотношения.
Материальное содержание правоотношения есть поведение его субъектов, их действия и поступки обязанные с реализацией принадлежащих им как сторонам взаимодействия прав и обязанностей. Юридическое содержание такого рода правовых связей - права и обязанности субъектов правоотношения.
Основные участники правоотношений - физические лица и организации.
Физические лица - это граждане, иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории конкретного государства.
К организациям относятся: государство в целом, государственные органы, общественные образования, хозяйственные объединения (юридические лица).
Чтобы быть участником правоотношений, необходимо обладать определенными юридическими качествами. Речь идет о правоспособности ( т.е. способности обладать правами и нести юридические обязанности ) и о деятельности, иначе говоря, своими действиями осуществлять права и исполнять юридические обязанности. У юридических лиц, организаций правоспособность и деятельность возникает с момента их образования.
Правоспособность физических лиц, по общему правилу, возникает с момента рождения; дееспособность - с момента достижения определенного возраста. Дееспособность связана также с психическим состоянием человека. По законодательству полная дееспособность наступает с 18 лет. Но имеются исключения из этого правила. Например, гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности с 16 лет, а по нескорым видам преступлений - с 14 лет.
Или пример другого рода. В отдельных исключительных случаях брачный возраст может быть снижен с 18 лет до 16 лет. Согласно Кодексу о браке и семье Российской Федерации решение об этом вправе принимать соответствующие органы местной исполнительной власти.
Субъекты правоотношения.
Участники правоотношений именуются их субъектами.
Правоотношение
— индивидуализированное
Субъекты правовых отношений – это социально-правовые единицы, между которыми складываются отношения. То есть это лица, а также государство, наделённые правами и обязанностями; это непосредственные участники правоотношения.
Субъекты правовых отношений подразделяются на три категории:
1. Физические лица, например субъекты в правовых статусах:
§ лицо без гражданства;
§ гражданин;
§ иностранец;
§ беженец;
§ индивидуальный предприниматель;
§ учредитель юридического лица.
2. Юридические лица, как таковые. У них нет обособленных правовых статусов.
3. Государство (лицом назвать его можно чисто условно). Правовыми статусами здесь являются так называемые ветви государственной власти, например:
§ Президент;
§ Правительство;
§ Парламент;
§ Судебная власть;
§ Муниципальное образование.
Физические
лица это всегда только люди, они
с правовой точки зрения характеризуются
правоспособностью и
Юридические лица – коммерческие и некоммерческие организации всегда полностью правосубъектны, то есть они всегда обладают правоспособностью и дееспособностью в полной мере. Под юридическим лицом понимается организация, выступающая в гражданском обороте под собственным именем, имеющая на праве собственности или иных правах имущество, и может быть истцом и ответчиком в суде.
Государственные
и муниципальные органы являются
частью аппарата по управлению государством.
Государственные органы - это созданные
в соответствии с законом структурные
подразделения государственного аппарата,
которые наделены своей компетенцией.
Компетенция государственных