Понятие налоговой системы и особенности ее формирования в трансформационных экономиках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 20:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является налоговая система государства: особенности функционирования в странах СНГ
Исходя их поставленной цели, можно сформулировать ряд задач, которые предполагается решить в ходе данного исследования:
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
 рассмотреть понятие налоговой системы и особенности ее формирования в трансформационных экономиках;
 исследовать влияние налоговой системы на функционирование экономики стран с трансформационной экономикой;
 изучить направления совершенствования налоговой системы.

Содержание

Введение 4
1 Понятие налоговой системы и особенности ее формирования в трансформационных экономиках 6
1.1 Сущность налоговой системы и принципы ее построения 6
1.2 Налоговое законодательство Республики Беларусь 9
2 Влияние налоговой системы на функционирование экономики стран с трансформационной экономикой 14
2.1 Развитие налоговой системы в трансформационной экономике Республике Беларусь 14
2.2 Сравнительный анализ налоговых систем трансформационных экономик России и Республики Беларусь 19
3 Необходимость и направления совершенствования налоговой системы 26
3.1 Основные направления совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь 28
Заключение 32
Список использованных источников 34

Вложенные файлы: 1 файл

Тема.docx

— 286.82 Кб (Скачать файл)

По данным Белстата, валовой внутренний продукт за шесть месяцев 2013 года составил в текущих ценах 285 трлн. руб. и увеличился по сравнению с январем-июнем 2012 года на 1,4% в сопоставимых ценах. Основными источниками роста валового внутреннего продукта стали динамичное развитие строительства и торговли. Объем инвестиций в основной капитал в январе-июне текущего года увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 8,8%. Розничный товарооборот возрос на 18,8%.    Индекс потребительских цен за шесть месяцев составил 107%.  

Рисунок 2.1 - Динамика ВВП и индекса потребительских цен

Источник [16 Дата доступа 29.09.2014]

 

Если же рассматривать экономико-демографические показатели анализируемых стран (табл. 2.1), то они свидетельствуют о том, что величина ВВП России  приблизительно в 53 раза выше величины ВВП РБ за рассматриваемый период; численность населения РФ превышает численность населения РБ примерно в 15 раз; количество зарегистрированных за 2013 г. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в России больше чем в Белоруссии в 267 и 97 раз соответственно.

При этом процент налоговых доходов консолидированного бюджета в Белоруссии и в России к сумме годового ВВП свидетельствует о том, что собираемость налогов и сборов в Белоруссии выше, чем в РФ (табл. 2.1).

 

Таблица 2.2 - Налоговые доходы консолидированного бюджета и по уровням бюджетов в Белоруссии и в России

Страна

Налоговые доходы консолидированного бюджета

В том числе, налоговые доходы

Республиканского / Федерального бюджета

Местного / Регионального бюджета

млрд белорусских/российских руб.

в процентах к ВВП

млрд белорусских/российских руб.

в процентах к ВВП

млрд белорусских/российских руб.

в процентах к ВВП

РБ 2011

48 446,3

24,2

34 246,2

14,2

14 200,1

10,0

РФ 2011

9 678,2

19,3

5 352,1

10,2

4 326,1

9,1

РБ 2012

52 468,3

25,3

37 234,1

15,1

15 234,2

10,2

РФ 2012

10 546,5

19,8

5 534,3

10,3

5 212,2

9,5

РБ 2013

73 445,9

26,8

44 578,4

16,3

28 867,5

10,5

РФ 2013

11 006,5

20,2

5 896

10,8

5 110,5

9,4

РБ 2014

47 567,2

27,2

36 237,2

18,3

11 330,0

8,9

РФ 2014

6 789,3

21,2

3 567,3

11,1

3 222,0

10,1


 

Источник [13 Дата доступа 29.09.2014]

 

Также неотъемлемым элементом сравнительного анализа налоговых систем стран является анализ динамики и структуры налоговых поступлений (табл. 2.2), а также динамики задолженности по налогам и сборам в РБ и в РФ за период 2011–2013 гг.

Согласно данным, приведённым на сайте ФНС России, в отношении налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ за первое полугодие 2012–2013 гг. наблюдается отрицательная динамика (темп роста составляет 99,5 %). В Белоруссии темп роста налоговых доходов консолидированного бюджета за 1 полугодие 2012–2013 гг. составил 123,9 %, причём рассматриваемый показатель демонстрирует положительную динамику в условиях финансового кризиса, который имеет место в Белоруссии с 2011 г.

Обратим отдельное внимание на динамику таких налогов, как налог на прибыль организаций и подоходный налог. В отношении налога на прибыль в обеих странах наблюдается отрицательная динамика. Однако в России мы имеем более сильное снижение: за 1 полугодие 2012–2013 гг. размер поступлений налога на прибыль в консолидированный бюджет РБ сократился на 10,6 %, а в РФ – на 23,3 %. И это при том, что в рамках снижения налоговой нагрузки, усиления инвестиционного стимулирования и повышения на этой основе конкурентоспособности экономики в РБ с 1 января 2012 г. была уменьшена налоговая ставка по налогу на прибыль с 24 до 18 % (в то время как в России она равна 20 %), а также осуществлен ряд других мер, направленных на стимулирование инвестиционной деятельности. В частности, с 2012 г. произошло расширение налоговых льгот в отношении производства инновационных и высокотехнологичных товаров (прибыль от производства и реализации инновационных товаров с 2012 г. полностью освобождена от налогообложения).

При этом в Республике Беларусь формирование налоговых доходов за I полугодие 2013 года на 92,8 % обеспечено поступлениями налога на добавленную стоимость (31,2 %), налога на прибыль (17,6 %), подоходного налога (15,3 %), налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (15,0 %), акцизов (9,2 %), налогов на собственность (4,5 %).  Изменение структуры налоговых доходов по сравнению с I полугодием 2012 года вызвано, главным образом, снижением в 2013 году доли налогов от внешнеэкономической деятельности (на 3,3 п.п.) за счет снижения темпов роста ввозных таможенных пошлин, ростом доли подоходного налога (на 2,3 п.п.) за счет роста заработной платы, ростом доли акцизов (на 1,8 п.п.) за счет увеличения их ставок, а также уменьшением доли налога на прибыль (на 1,5 п.п.) за счет снижения темпов роста прибыли в экономике, рисунок 2.2.

 

Рисунок 2.2 – Структура налоговых доходов

консолидированного бюджета

Источник [16 Дата доступа 29.09.2014]

 

По подоходному налогу (НДФЛ) для подавляющего большинства категорий доходов в РФ установлена ставка 13 %, а в РБ – 12 %. При этом темп роста в России по данному налогу за 1 полугодие 2012–2013 гг. составил 11,2 %, а в РБ – 55,5 %.

 

Таблица 2. 2 - Структура и динамика налоговых поступлений в консолидированный бюджет РБ и РФ

Страна

Вид налоговых доходов

2012 г.

2013 г.

1полугодие 2014 года

Темп роста, %

РБ, млрд руб.

Общая сумма налоговых доходов консолидированного бюджета, из них:

245,75

289,36

178,33

123,9

налог на прибыль

69,99

59,35

45,34

89,4

подоходный налог с физических лиц

28,58

42,16

32,14

155,5

НДС

65,57

88,52

74,21

142,3

акцизы

16,66

23,98

17,13

151,7

налоги на собственность

9,19

13,46

9,51

154,5

Россия, млрд руб.

Общая сумма налоговых доходов консолидированного бюджета, из них:

5 456,8

5 432,0

2711.0

99,5

налог на прибыль

1 297,5

995,2

675,2

76,7

НДФЛ

1 005,9

1 118,8

745,2

111,2

НДС

978,4

978,7

657,2

100,03

акцизы

361,6

444,3

323,2

122,9

имущественные налоги

351,0

406,0

310,2

115,7


 

Источник [13,16 Дата доступа 29.09.2014]

 

Рисунок 2.3 – Структура и динамика налоговых поступлений в консолидированный бюджет РБ

Источник собственная разработка автора

 

 

Рисунок 2.4 – Структура и динамика налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ

Источник собственная разработка автора

 

Что касается суммы задолженности, то за период 2011–2013 гг. совокупная задолженность в бюджетную систему РФ (включая пени и налоговые санкции) сократилась на 11,8 %, а общая сумма задолженности за аналогичный период в РБ сократилась на 12,79 % (табл. 2.3). Кроме того, основываясь на приведённых в табл. 4 данных с учётом корректировки курса валют, в сопоставимых условиях общая сумма задолженности по налогам и сборам в РБ в сотни раз ниже совокупной суммы задолженности по налогам и сборам в России за аналогичный период. Причём ввиду имеющегося различия масштабов рассматриваемых государств и масштабов их национальных экономик налоговые поступления в бюджет РФ примерно в два десятка раз превышают налоговые поступления в бюджет Белоруссии.

 

Таблица 2.3 - Динамика задолженность по налогам и сборам в РБ и в РФ

Вид задолженности

На 01.01.2012 г.

На 01.01.2013 г.

На 01.01.2014 г.

За первое полугодие

2014г.

Общая задолженность по налогам и сборам РБ, млрд руб.

3,24

0,11

-

0.05

Совокупная задолженность в бюджетную систему РФ, млрд руб.

1 276,4

1 125,8

1 131,2

756,8


 

Источник[13,16 Дата доступа 29.09.2014]

 

 

Рисунок 2.5 – Общая задолженность по налогам и сборам РБ,млрд.руб.

Источник собственная разработка автора

 

Рисунок 2.6 – Общая задолженность по налогам и сборам РБ,млрд.руб.

Источник собственная разработка автора

 

Стоит отметить и тот факт, что налоговая нагрузка на экономику в РБ на притяжении 2006–2010 гг. колебалась в интервале 41,5–50,6 % ВВП, а в первом полугодии 2012 г. составляла около 27 % без учёта взносов в Фонд социальной защиты населения.

В РФ же, согласно данным исследования Всемирного банка, за период 2011–2013 гг. уровень налоговой нагрузки вырос с 47 до 54 %. Иными словами, налоговая нагрузка на экономику в России выше, чем в Белоруссии, и это несмотря на то, что НК РБ установлено 27 налогов, сборов и особых режимов налогообложения, тогда как НК РФ только 20. В результате увеличивается давление на российский бизнес, который с учётом всё ухудшающейся внутренней и внешней конъюнктуры рынка и при отсутствии действенных барьеров, «уходит в тень» и выводит капитал в оффшоры. Вызываемые при этом недопоступления налогов в бюджет власти пытаются компенсировать увеличением налогового бремени, что ещё более усугубляет ситуацию.

Также в рамках анализа эффективности налогового администрирования двух анализируемых стран необходимо отметить полномочия местных Советов депутатов (органы местного управления в РБ) в сфере установления и изменения местных налогов и сборов.

Согласно ст. 12 НК РБ, при установлении местных налогов и сборов местные Советы депутатов определяют плательщиков, объекты налогообложения, налоговую базу, налоговые ставки, налоговый период, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты местных налогов и сборов, сроки представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчётов) по местным налогам и сборам, а также налоговые льготы по местным налогам и сборам . В РФ в соответствии со ст. 12 НК РФ, при установлении региональных и местных налогов законодательные органы государственной власти субъектов РФ и представительные органы муниципальных образований соответственно имеют право определять лишь следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов (если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ), а также налоговые льготы, основания и порядок их применения . У местных органов управления РБ больше полномочий по установлению налогов и сборов, чем у региональных и местных представительных органов власти в РФ. В Белоруссии объём предоставленных местным органам управления полномочий в данной сфере позволяет учитывать особенности каждого региона, его потребности, особенности конъюнктуры в данном регионе, состояние хозяйствующих субъектов. Это способствует улучшению качества налогового администрирования, а также позволяет обеспечить реализацию не только фискальной функции налогов, но и, главным образом, регулирующей.

Особое внимание следует уделить отдельным налогам и сборам, установленным в РБ, которые целесообразно установить также и в РФ. В частности, рассмотрим экологический налог. Это республиканский налог. Он установлен гл. 19 НК РБ. В РФ есть аналог рассматриваемого налога - плата за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия. Данная плата взимается в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632 , то есть на основании подзаконного акта, который имеет меньшую юридическую силу, нежели НК, который является федеральным законом. Кроме того, в НК РБ чётко определён каждый элемент налогообложения экологического налога, в то время как в указанном Постановлении нет стройной и легко воспринимаемой структуры платы за загрязнение по элементам. А между тем РФ занимает восьмое место в рейтинге стран по негативному воздействию на окружающую среду. Кроме того, в РБ больше доля расходов консолидированного бюджета на охрану окружающей среды в общей сумме расходов, чем в РФ (на 0,51 % по данным 2011 г.) [6 Дата доступа 29.09.2014]. Установление экологического налога по примеру РБ помогло бы улучшить экологическую ситуацию в РФ.

Также отметим оффшорный сбор (гл. 24 НК РБ), целью установления которого является дестимулирование совершения операций по выводу капитала в оффшоры, ограничению перечисления денежных средств, передаче имущественных прав резидентом РБ нерезиденту РБ. Плательщиками сбора являются белорусские организации и индивидуальные предприниматели. Положения НК РБ позволяют обеспечить эффективное налоговое администрирование, в частности, посредством требования ежемесячно декларировать операции, являющиеся объектом обложения сбором, а также и саму сумму оффшорного сбора. Также высокой эффективности рассматриваемого сбора способствует и то, что налоговая ставка установлена в размере 15 % (налоговая база при этом определена как сумма перечисленных денежных средств, либо цена, указанная в договоре по исполнению резидентом РБ обязательства в не денежной форме). Кроме того, уплата оффшорного сбора должна быть произведена до перечисления денежных средств нерезиденту РБ, зарегистрированному в оффшорной зоне, либо при исполнении обязательства в не денежной форме (или передаче такому нерезиденту РБ имущественных прав и (или) обязанностей) – не позднее дня, следующего за днём исполнения обязательства (или перемены лиц в обязательствах). Причём банки осуществляют перевод денежных средств, при перечислении которых подлежит уплате оффшорный сбор, только после уплаты резидентами РБ оффшорного сбора [6 Дата доступа 29.09.2014]. Принятие аналогичного сбора в РФ позволит ограничить столь масштабную «утечку» капитала из России и обеспечит при этом российский бюджет дополнительным источником налоговых поступлений.

Информация о работе Понятие налоговой системы и особенности ее формирования в трансформационных экономиках