Понятие налоговой системы и особенности ее формирования в трансформационных экономиках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 20:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является налоговая система государства: особенности функционирования в странах СНГ
Исходя их поставленной цели, можно сформулировать ряд задач, которые предполагается решить в ходе данного исследования:
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
 рассмотреть понятие налоговой системы и особенности ее формирования в трансформационных экономиках;
 исследовать влияние налоговой системы на функционирование экономики стран с трансформационной экономикой;
 изучить направления совершенствования налоговой системы.

Содержание

Введение 4
1 Понятие налоговой системы и особенности ее формирования в трансформационных экономиках 6
1.1 Сущность налоговой системы и принципы ее построения 6
1.2 Налоговое законодательство Республики Беларусь 9
2 Влияние налоговой системы на функционирование экономики стран с трансформационной экономикой 14
2.1 Развитие налоговой системы в трансформационной экономике Республике Беларусь 14
2.2 Сравнительный анализ налоговых систем трансформационных экономик России и Республики Беларусь 19
3 Необходимость и направления совершенствования налоговой системы 26
3.1 Основные направления совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь 28
Заключение 32
Список использованных источников 34

Вложенные файлы: 1 файл

Тема.docx

— 286.82 Кб (Скачать файл)

Итак, как видно из проведённого анализа, эффективность налоговой системы Белоруссии, а, в частности, качество системы налогового администрирования, выше, чем в РФ. Причиной этому служит то, что ряд мер, принимаемых и реализуемых в рамках налоговой политики Беларуси, направлены на развитие экономики страны, стимулирование инвестиционной мотивации хозяйствующих субъектов, предотвращение «утечки» капитала из страны и общее поддержание порядка. Их реализация в Белоруссии обеспечивается, в частности, посредством расширения льгот для инновационного сектора, уменьшения налоговой ставки по налогу на прибыль организаций до 18 % в 2012 году, поддержания высокой доли расходов консолидированного бюджета на национальную экономику, а также посредством взимания экологического налога, оффшорного сбора. Указанные меры представляется целесообразным заимствовать и использовать в рамках реформирования налоговой, а также и в целом финансовой системы России.

 

 

3 НЕОБХОДИМОСТЬ И НАПРАЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

 

    1. Основные направления совершенствования  налоговой системы в Республике Беларусь

 

 

Конечная цель и задачи налоговой реформы связаны с необходимостью создания налоговой системы и соответствующих законов, которые обеспечили приемлемый уровень доходов бюджета, способствовали росту и развитию экономики, создали нормальные правовые условия налогообложения, обеспечив его стабильность, предсказуемость, нейтральность, гибкость и экономическую эффективность. Поставленные цели достигаются комплексом конкретных мероприятий относительно состава и количества налогов, методологии построения каждого из них, а также применения определенных юридических норм, регулирующих порядок взимания налогов и правила установления налоговых льгот. 

Недостатки налоговой системы Республики Беларусь касаются состава и структуры налогов, степени равномерности (асимметричности) распределения налогового пресса. Асимметричность налогообложения проявляется в неравномерном обложении налогами (например, многократное налогообложение оплаты труда), в наличии многочисленных и неупорядоченных льгот, которые ведут к злоупотреблениям и уклонениям.

Для устранения отмеченных недостатков в области налогового регулирования в республике осуществляется налоговая реформа, которая касается как  всей системы налогов и сборов, так и законодательных основ налогообложения [9 с.139].

Цель реформы – реальное повышение эффективности действующей налоговой системы с тем, чтобы добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет, снизить налоговое давление на экономику, темпы производства, инвестиции и экспорт.

Снижение налогового давления на экономику предстоит достичь за счет сокращения количества налогов, сборов и отчислений в различные фонды (постепенно сведя их до общепринятого в мировой практике минимума), применения умеренных ставок и расширения налоговой базы применяемых налогов и сборов, улучшения их структуры и моделей построения. Приоритет в льготах по налогообложению получат предприятия, реализующие на мировых рынках продукцию высокой переработки. Предполагается также максимально упростить налоговую систему, уделить особое внимание совершенствованию системы и порядка взимания местных налогов и сборов [10 с.139]

Комплексный подход к налогообложению в республике, создание единой целостной системы налогообложения, которая способна обеспечить справедливое распределение налоговой нагрузки, создать благоприятные предпосылки для оживления производственной и инновационной деятельности, обеспечить разумное сочетание фискальных и стимулирующих элементов налогообложения должен обеспечить Налоговый кодекс Республики Беларусь, который представляет собой систематизированный законодательный акт .

Налоговая реформа в республике проводится поэтапно с учетом темпов и результатов общеэкономических реформ. Позитивный эффект от Налогового кодекса можно ожидать лишь при условии его применения в комплексе с другими финансово-экономическими регуляторами и инструментами.

Первоочередные меры реформы:

  • введение общепринятых в мировой практике правовых норм и принципов налогообложения;

  • совершенствование структуры и сокращение количества принимаемых налогов за счет отмены малоэффективных сборов и отчислений во внебюджетные фонды;

  • модернизация методов расчета, механизмов и принципов взимания основных налогов – налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль и доходы предприятий, налога на доходы граждан, недвижимость (имущество);

  • пересмотр и сокращение налоговых льгот по всем применяемым налогам и сборам в целях расширения их налоговой базы снижения ставок и уменьшения количества налогов и сборов;

  • оптимальное соотношение республиканских и местных налогов и сборов, эффективное взаимодействие республиканского и местных бюджетов [12, дата доступа 29.09.2014].

В соответствии с налоговой политикой налоговая реформа должна закрепить уже наметившиеся положительные тенденции в области  налогообложения и дальнейшее  совершенствование налогового законодательства в целях снижения налоговой нагрузки, улучшения налогового администрирования и повышения рациональности, справедливости и стабильности налоговой системы.

Повышение справедливости и нейтральности налоговой системы требует, прежде всего, ликвидации многочисленных налоговых льгот, отмены имеющих негативное влияние на экономику оборотных налогов и сборов, исчисляемых от выручки от реализации товаров и услуг, урегулирования значительного объема задолженности предприятий по налоговым платежам и совершенствования процедур уплаты налогов, сборов (пошлин). В связи с этим предусматривается:

  • отмена мелких, неэффективных, а также оказывающих негативное  влияние на экономическую деятельность субъектов хозяйствования налогов и сборов;

  • выравнивание условий налогообложения для всех категорий плательщиков путем максимального сокращения существующих налоговых льгот и оптимизации налоговых ставок;

  • совершенствование системы налогового администрирования, которая должна обеспечить снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для плательщиков;

  • внесение корректив в определение налоговой базы по отдельным налогам, сборам (пошлинам) в целях уточнения их экономического содержания;

  • сокращение числа контролирующих органов и количества плановых проверок;

  • сокращение возможностей для уклонения от уплаты налогов.

Одним из приоритетных направлений налоговой реформы станет упрощение налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику. Этот процесс должен сопровождаться мерами по существенному расширению базы налогообложения и увеличению фактической собираемости налогов и будет включать следующие мероприятия по реформированию налоговых платежей:

Завершение работы по отмене всех оборотных налогов и сборов, исчисляемых от выручки от реализации товаров и услуг на республиканском и местных уровнях;

  • снижение нагрузки на фонд заработной платы путем отказа от практики взимания чрезвычайного налога, оптимизации ставок и совершенствования механизма уплаты страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и отчислений в государственный фонд содействия занятости;

  • снижение и унификация таможенных пошлин.

Упрощение налоговой системы будет осуществляться прежде всего:

  • на основе сокращения числа налогов, сборов (пошлин), унификации налоговых баз и упрощения их исчисления по отдельным налогам, законодательного определения единого для всей республики порядка исчисления и уплаты местных налогов и сборов;

  • в целях упрощения налоговой системы также предусматривается отмена налога с продаж автомобильного топлива и местного налога на приобретение бензина и дизельного топлива с соответствующим увеличением ставок акцизов на автомобильное топливо, поступающего в республиканский бюджет.

Формирование прозрачного и стабильного механизма налогообложения будет обеспечено в рамках разработки и принятия Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь, которая определит по каждому налоговому платежу все обязательные элементы налогообложения: состав плательщиков, объекты налогообложения, налоговую базу, налоговые ставки, налоговые льготы, а также порядок исчисления налогов, сборов (пошлин) и сроки их уплаты.

В результате налоговой реформы основу налоговой системы составят налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на доходы и прибыль юридических и физических лиц, имущественные налоги, таможенные пошлины. Повысится фискальное значение налогов, связанных с использованием природных ресурсов и защитой экологической среды.

Имущественные налоги (прежде всего, земельный налог и налог на недвижимость) наряду с подоходным налогом с физических лиц и экологическими платежами должны стать основой формирования доходной части местных бюджетов. [4, с.106-108].

В 2014 г. предлагаются следующие меры по упрощению налоговой системы и снижению налоговой нагрузки:

  • снижение ставки сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки от выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг).Тем самым решаются задачи повышения конкурентоспособности белорусских товаров на внешних рынках и увеличения объемов экспорта и пополнения собственных оборотных средств предприятий;

  • установление единых ставок местного налога с продаж товаров в розничной торговле и местного налога на услугию С реализацией данного предложения будут выполнены требования о недопустимости применения различных ставок налогов к реализации импортируемых и белорусских товаров.

  • исключение из объекта обложения налогом на недвижимость активной части основных производственных фондов (станки, оборудование) и распространение налога только на объекты недвижимого имущества (здания, сооружения, передаточные устройства).Это позволяет упростить порядок налогообложения имущества, создать дополнительные внутренние источники у организаций для расширения и модернизации производства, обновления активной части их производственной базы;

  • уменьшение с 5 до 3 % размера ставки налога на приобретение автомобильных транспортных средств. Это решение позволит повысить конкурентоспособность белорусских автомобильных перевозчиков на международном рынке и снизить налоговую нагрузку на субъекты хозяйствования, приобретающие автотранспортные средства;

  • отмена налога на доходы от операций с ценными бумагами и включение таких доходов в общую систему обложения налогом на прибыль. Одновременно будут определены особенности исчисления налоговой базы по доходам от операций с ценными бумагами, льготы по отдельным видам ценных бумаг и состав учитываемых   при   их налогообложении расходов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Под налоговой системой государства понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания. 

Можно выделить следующие принципы налогообложения: принцип равномерности, принцип определенности, принцип удобства, принцип экономности, принцип всеобщности.

Налоговое законодательство Республики Беларусь включает в себя: налоговый Кодекс государства и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения; декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения; постановления Правительства Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения, налоговых законов и актов Президента Республики Беларусь, нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения.

Налоговая политика вместе является неотъемлемой частью финансовой политики. В условиях высокоразвитых рыночных отношений ее главное назначение вытекает из сущности и функции налогов и состоит в изъятии государством части совокупного общественного продукта на общегосударственные нужды, в мобилизации этих средств и перераспределении их через бюджет в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, повышения уровня доходности населения. Свое назначение и функции налоги осуществляют в едином бюджетном процессе.

Анализ развития налоговой системы в трасформационной экономики в Республике Беларусь показывает, что она практически направлена на решение задачи о движении денежных средств для финансирования государственных расходов.

Информация о работе Понятие налоговой системы и особенности ее формирования в трансформационных экономиках