Понятие налоговой системы и особенности ее формирования в трансформационных экономиках
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 20:58, курсовая работа
Краткое описание
Целью данной курсовой работы является налоговая система государства: особенности функционирования в странах СНГ Исходя их поставленной цели, можно сформулировать ряд задач, которые предполагается решить в ходе данного исследования: Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие налоговой системы и особенности ее формирования в трансформационных экономиках; исследовать влияние налоговой системы на функционирование экономики стран с трансформационной экономикой; изучить направления совершенствования налоговой системы.
Содержание
Введение 4 1 Понятие налоговой системы и особенности ее формирования в трансформационных экономиках 6 1.1 Сущность налоговой системы и принципы ее построения 6 1.2 Налоговое законодательство Республики Беларусь 9 2 Влияние налоговой системы на функционирование экономики стран с трансформационной экономикой 14 2.1 Развитие налоговой системы в трансформационной экономике Республике Беларусь 14 2.2 Сравнительный анализ налоговых систем трансформационных экономик России и Республики Беларусь 19 3 Необходимость и направления совершенствования налоговой системы 26 3.1 Основные направления совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь 28 Заключение 32 Список использованных источников 34
Итак, как видно из проведённого
анализа, эффективность налоговой системы
Белоруссии, а, в частности, качество системы
налогового администрирования, выше, чем
в РФ. Причиной этому служит то, что ряд
мер, принимаемых и реализуемых в рамках
налоговой политики Беларуси, направлены
на развитие экономики страны, стимулирование
инвестиционной мотивации хозяйствующих
субъектов, предотвращение «утечки» капитала
из страны и общее поддержание порядка.
Их реализация в Белоруссии обеспечивается,
в частности, посредством расширения льгот
для инновационного сектора, уменьшения
налоговой ставки по налогу на прибыль
организаций до 18 % в 2012 году, поддержания
высокой доли расходов консолидированного
бюджета на национальную экономику, а
также посредством взимания экологического
налога, оффшорного сбора. Указанные меры
представляется целесообразным заимствовать
и использовать в рамках реформирования
налоговой, а также и в целом финансовой
системы России.
3 НЕОБХОДИМОСТЬ И НАПРАЛЕНИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
Основные направления совершенствования
налоговой системы в Республике Беларусь
Конечная цель и задачи налоговой
реформы связаны с необходимостью создания
налоговой системы и соответствующих
законов, которые обеспечили приемлемый
уровень доходов бюджета, способствовали
росту и развитию экономики, создали нормальные
правовые условия налогообложения, обеспечив
его стабильность, предсказуемость, нейтральность,
гибкость и экономическую эффективность.
Поставленные цели достигаются комплексом
конкретных мероприятий относительно
состава и количества налогов, методологии
построения каждого из них, а также применения
определенных юридических норм, регулирующих
порядок взимания налогов и правила установления
налоговых льгот.
Недостатки налоговой системы
Республики Беларусь касаются состава
и структуры налогов, степени равномерности
(асимметричности) распределения налогового
пресса. Асимметричность налогообложения
проявляется в неравномерном обложении
налогами (например, многократное налогообложение
оплаты труда), в наличии многочисленных
и неупорядоченных льгот, которые ведут
к злоупотреблениям и уклонениям.
Для устранения отмеченных
недостатков в области налогового регулирования
в республике осуществляется налоговая
реформа, которая касается как всей
системы налогов и сборов, так и законодательных
основ налогообложения [9 с.139].
Цель реформы – реальное повышение
эффективности действующей налоговой
системы с тем, чтобы добиться достаточных
и стабильных поступлений в бюджет, снизить
налоговое давление на экономику, темпы
производства, инвестиции и экспорт.
Снижение налогового давления
на экономику предстоит достичь за счет
сокращения количества налогов, сборов
и отчислений в различные фонды (постепенно
сведя их до общепринятого в мировой практике
минимума), применения умеренных ставок
и расширения налоговой базы применяемых
налогов и сборов, улучшения их структуры
и моделей построения. Приоритет в льготах
по налогообложению получат предприятия,
реализующие на мировых рынках продукцию
высокой переработки. Предполагается
также максимально упростить налоговую
систему, уделить особое внимание совершенствованию
системы и порядка взимания местных налогов
и сборов [10 с.139]
Комплексный подход к налогообложению
в республике, создание единой целостной
системы налогообложения, которая способна
обеспечить справедливое распределение
налоговой нагрузки, создать благоприятные
предпосылки для оживления производственной
и инновационной деятельности, обеспечить
разумное сочетание фискальных и стимулирующих
элементов налогообложения должен обеспечить
Налоговый кодекс Республики Беларусь,
который представляет собой систематизированный
законодательный акт .
Налоговая реформа в республике
проводится поэтапно с учетом темпов и
результатов общеэкономических реформ.
Позитивный эффект от Налогового кодекса
можно ожидать лишь при условии его применения
в комплексе с другими финансово-экономическими
регуляторами и инструментами.
Первоочередные меры реформы:
введение общепринятых в мировой
практике правовых норм и принципов налогообложения;
совершенствование структуры
и сокращение количества принимаемых
налогов за счет отмены малоэффективных
сборов и отчислений во внебюджетные фонды;
модернизация методов расчета,
механизмов и принципов взимания основных
налогов – налога на добавленную стоимость,
акцизов, налога на прибыль и доходы предприятий,
налога на доходы граждан, недвижимость
(имущество);
пересмотр и сокращение налоговых
льгот по всем применяемым налогам и сборам
в целях расширения их налоговой базы
снижения ставок и уменьшения количества
налогов и сборов;
оптимальное соотношение республиканских
и местных налогов и сборов, эффективное
взаимодействие республиканского и местных
бюджетов [12, дата доступа 29.09.2014].
В соответствии с налоговой
политикой налоговая реформа должна закрепить
уже наметившиеся положительные тенденции
в области налогообложения и дальнейшее
совершенствование налогового законодательства
в целях снижения налоговой нагрузки,
улучшения налогового администрирования
и повышения рациональности, справедливости
и стабильности налоговой системы.
Повышение справедливости и
нейтральности налоговой системы требует,
прежде всего, ликвидации многочисленных
налоговых льгот, отмены имеющих негативное
влияние на экономику оборотных налогов
и сборов, исчисляемых от выручки от реализации
товаров и услуг, урегулирования значительного
объема задолженности предприятий по
налоговым платежам и совершенствования
процедур уплаты налогов, сборов (пошлин).
В связи с этим предусматривается:
отмена мелких, неэффективных,
а также оказывающих негативное влияние
на экономическую деятельность субъектов
хозяйствования налогов и сборов;
выравнивание условий налогообложения
для всех категорий плательщиков путем
максимального сокращения существующих
налоговых льгот и оптимизации налоговых
ставок;
совершенствование системы
налогового администрирования, которая
должна обеспечить снижение уровня издержек
исполнения налогового законодательства как для государства, так и для плательщиков;
внесение корректив в определение
налоговой базы по отдельным налогам,
сборам (пошлинам) в целях уточнения их
экономического содержания;
сокращение числа контролирующих
органов и количества плановых проверок;
сокращение возможностей для
уклонения от уплаты налогов.
Одним из приоритетных направлений
налоговой реформы станет упрощение налоговой
системы и реальное снижение налогового
бремени на экономику. Этот процесс должен
сопровождаться мерами по существенному
расширению базы налогообложения и увеличению
фактической собираемости налогов и будет
включать следующие мероприятия по реформированию
налоговых платежей:
Завершение работы по отмене
всех оборотных налогов и сборов, исчисляемых
от выручки от реализации товаров и услуг
на республиканском и местных уровнях;
снижение нагрузки на фонд заработной
платы путем отказа от практики взимания
чрезвычайного налога, оптимизации ставок
и совершенствования механизма уплаты
страховых взносов в Фонд социальной защиты
населения Министерства труда и социальной
защиты и отчислений в государственный
фонд содействия занятости;
снижение и унификация таможенных
пошлин.
Упрощение налоговой системы
будет осуществляться прежде всего:
на основе сокращения числа
налогов, сборов (пошлин), унификации налоговых
баз и упрощения их исчисления по отдельным
налогам, законодательного определения
единого для всей республики порядка исчисления
и уплаты местных налогов и сборов;
в целях упрощения налоговой
системы также предусматривается отмена
налога с продаж автомобильного топлива
и местного налога на приобретение бензина
и дизельного топлива с соответствующим
увеличением ставок акцизов на автомобильное
топливо, поступающего в республиканский
бюджет.
Формирование прозрачного и
стабильного механизма налогообложения
будет обеспечено в рамках разработки
и принятия Особенной части Налогового
кодекса Республики Беларусь, которая
определит по каждому налоговому платежу
все обязательные элементы налогообложения:
состав плательщиков, объекты налогообложения,
налоговую базу, налоговые ставки, налоговые
льготы, а также порядок исчисления налогов,
сборов (пошлин) и сроки их уплаты.
В результате налоговой реформы
основу налоговой системы составят налог
на добавленную стоимость, акцизы, налоги
на доходы и прибыль юридических и физических
лиц, имущественные налоги, таможенные
пошлины. Повысится фискальное значение
налогов, связанных с использованием природных
ресурсов и защитой экологической среды.
Имущественные налоги (прежде
всего, земельный налог и налог на недвижимость)
наряду с подоходным налогом с физических
лиц и экологическими платежами должны
стать основой формирования доходной
части местных бюджетов. [4, с.106-108].
В 2014 г. предлагаются следующие
меры по упрощению налоговой системы и
снижению налоговой нагрузки:
снижение ставки сбора в республиканский
фонд поддержки производителей сельскохозяйственной
продукции, продовольствия и аграрной
науки от выручки, полученной от реализации
товаров (работ, услуг).Тем самым решаются задачи повышения
конкурентоспособности белорусских товаров
на внешних рынках и увеличения объемов
экспорта и пополнения собственных оборотных
средств предприятий;
установление единых ставок
местного налога с продаж товаров в розничной
торговле и местного налога на услугию С реализацией данного предложения будут выполнены требования о недопустимости применения различных ставок налогов к реализации импортируемых и белорусских товаров.
исключение из объекта обложения
налогом на недвижимость активной части
основных производственных фондов (станки,
оборудование) и распространение налога
только на объекты недвижимого имущества
(здания, сооружения, передаточные устройства).Это позволяет упростить порядок
налогообложения имущества, создать дополнительные
внутренние источники у организаций для
расширения и модернизации производства,
обновления активной части их производственной
базы;
уменьшение с 5 до 3 % размера
ставки налога на приобретение автомобильных
транспортных средств. Это решение позволит повысить
конкурентоспособность белорусских автомобильных
перевозчиков на международном рынке
и снизить налоговую нагрузку на субъекты
хозяйствования, приобретающие автотранспортные
средства;
отмена налога на доходы от
операций с ценными бумагами и включение
таких доходов в общую систему обложения
налогом на прибыль. Одновременно будут
определены особенности исчисления налоговой
базы по доходам от операций с ценными
бумагами, льготы по отдельным видам ценных бумаг
и состав учитываемых при
их налогообложении расходов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под налоговой системой государства
понимается совокупность налогов, пошлин
и сборов, установленных на его территории
и взимаемых с целью создания централизованного
общегосударственного фонда финансовых
ресурсов, а также совокупность принципов,
способов, форм и методов их взимания.
Можно выделить следующие принципы
налогообложения: принцип равномерности,
принцип определенности, принцип удобства,
принцип экономности, принцип всеобщности.
Налоговое законодательство
Республики Беларусь включает в себя:
налоговый Кодекс государства и принятые
в соответствии с ним законы, регулирующие
вопросы налогообложения; декреты, указы
и распоряжения Президента Республики
Беларусь, содержащие вопросы налогообложения;
постановления Правительства Республики
Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения,
налоговых законов и актов Президента
Республики Беларусь, нормативные правовые
акты республиканских органов государственного
управления, органов местного управления
и самоуправления, регулирующие вопросы
налогообложения.
Налоговая политика вместе
является неотъемлемой частью финансовой
политики. В условиях высокоразвитых рыночных
отношений ее главное назначение вытекает
из сущности и функции налогов и состоит
в изъятии государством части совокупного
общественного продукта на общегосударственные
нужды, в мобилизации этих средств и перераспределении
их через бюджет в целях изменения структуры
производства, территориального экономического
развития, повышения уровня доходности
населения. Свое назначение и функции
налоги осуществляют в едином бюджетном
процессе.
Анализ развития налоговой
системы в трасформационной экономики
в Республике Беларусь показывает, что
она практически направлена на решение
задачи о движении денежных средств для
финансирования государственных расходов.