Понятие, сущность, функции свободных экономических зон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 20:46, реферат

Краткое описание

В научных публикациях и отчетах международных организаций для характеристики разного рода зон используется термин «свободные экономические зоны». Однако этот термин не в полной мере отражает сущность этого явления. Так, применяемые во многих из них экономические правила, рычаги, специальные административные законы отнюдь не освобождают от определенного правового и хозяйственного режима, а лишь облегчают его, предоставляют льготы, стимулирующие предпринимательство. Фактически, государство в этих зонах лишь сокращает масштабы своего вмешательства в экономические процессы.

Содержание

Понятие, сущность, функции свободных экономических зон 3
Классификация и характеристики свободных экономических зон 5
Свободные экономические зоны в России 7
Основные этапы формирования СЭЗ в Российской Федерации 7
СЭЗ Дальневосточного экономического района 11
СЭЗ Северо-Западного экономического района 15
СЭЗ Центрального экономического района 17
СЭЗ Калининградской области 18
Заключение 21
Список литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

курдюков сергей александрович.rtf

— 335.50 Кб (Скачать файл)

 



 



 



 



 



 


Содержание

 

 

Понятие, сущность, функции свободных экономических зон 3

Классификация и характеристики свободных экономических зон 5

Свободные экономические зоны в России 7

Основные этапы формирования СЭЗ в Российской Федерации 7

СЭЗ Дальневосточного экономического района 11

СЭЗ Северо-Западного экономического района 15

СЭЗ Центрального экономического района 17

СЭЗ Калининградской области 18

Заключение 21

Список литературы 23

 

Понятие, сущность, функции свободных экономических зон

 

Свободные экономические зоны представляют собой часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны. Как правило, свободная экономическая зона - это в той или иной степени обособленная географическая территория.

В научных публикациях и отчетах международных организаций для характеристики разного рода зон используется термин «свободные экономические зоны». Однако этот термин не в полной мере отражает сущность этого явления. Так, применяемые во многих из них экономические правила, рычаги, специальные административные законы отнюдь не освобождают от определенного правового и хозяйственного режима, а лишь облегчают его, предоставляют льготы, стимулирующие предпринимательство. Фактически, государство в этих зонах лишь сокращает масштабы своего вмешательства в экономические процессы.

Для некоторых стран «свободные зоны» по существу являются специальными в смысле экстерриториальности, по условиям уровня жизни работников зоны, концентрации производственного потенциала и др. Для таких зон больше подходит термин «специальные экономические зоны».

Цели создания СЭЗ зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др. Поэтому причины и цели создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга. Так, в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция свободные экономические зоны часто создавались для активизации внешнеэкономических связей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных различий. В этих целях такой категории предпринимателей предоставлялась большая, чем в других районах страны, свобода деятельности и значительные финансовые льготы. Эти программы не имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала.

Со сходной целью создавались свободные экономические зоны и в ряде развивающихся государств. Однако в отличие от промышленно развитых стран в этих государствах упор при создании СЭЗ делается на привлечение иностранного капитала, технологий, модернизацию промышленности, повышение квалификации рабочей силы.

Помимо названных целей и причин создание свободных экономических зон увязывается с тремя основными задачами:

- стимулированием промышленного экспорта и получением на этой основе валютных средств;

- ростом занятости;

- превращением зон в полигоны по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста национального хозяйства.

Создание свободных экономических зон рассматривается их учредителями как важное звено в реализации принципов открытой экономики. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. В свободных экономических зонах экономика имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режимы благоприятны для внешних и внутренних инвестиций.

В то же время образование свободной экономической зоны может означать то, что страна, не желая полностью открывать свою экономику иностранному капиталу или повсеместно использовать особый инвестиционный климат, использует частичную, локальную открытость в виде специальной зоны.

 Классификация и характеристики свободных экономических зон

 

Организационно-функциональная структура свободных экономических зон достаточно многообразна. Иногда довольно трудно классифицировать ту или иную свободную зону однозначно, поскольку они обладают чертами многих зон. Российскими специалистами разработана примерная классификация по признаку хозяйственной специализации - профилю деятельности большинства хозяйствующих в зоне фирм (рисунок 1).

 


Рис.1. Классификация СЭЗ по хозяйственной специализации

 

При организации свободных экономических зон используют два различных концептуальных подхода: территориальный и функциональный (точечный). В первом случае зона рассматривается как обособленная территория, где все предприятия-резиденты пользуются льготным режимом хозяйственной деятельности. Согласно второму подходу, зона - это льготный режим, применяемый к определенному виду предпринимательской деятельности независимо от местоположения соответствующей фирмы в стране. Разновидности СЭЗ в соответствии с размером и способом организации приводятся на рисунке 2.

 


Рис.2. Классификация СЭЗ по способу организации

 

Примером реализации первого подхода являются свободные экономические зоны Китая, зона «Манаус» (Бразилия), многие экспортно-производственные зоны в развивающихся странах. Результатом второго подхода являются «точечные» зоны, представленные отдельным предприятиям (оффшорные фирмы, магазины «дьюти фри»).

Одной из простейших форм свободных экономических зон являются свободные (беспошлинные) таможенные зоны (СТЗ). Эти зоны, как и свободные торговые зоны, относятся к зонам первого поколения. Они существуют с 17-18 века. Свободные таможенные зоны представляют собой транзитные или консигнационные склады для хранения, упаковки и незначительной обработки товаров, предназначенных для экспорта. Такие зоны часто называют бондовыми складами или свободными таможенными территориями. В них обычно открывают свои филиалы нерезидентные для данной страны предприятия-импортеры. Свободные таможенные зоны освобождаются от таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров. Они имеются во многих странах, но наиболее распространены в индустриально развитых странах.

К числу простейших зон свободной торговли можно отнести специальные магазины «дьюти фри» в крупных международных аэропортах. С точки зрения режима, они рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. К зонам свободной торговли относятся также и традиционные свободные гавани (порты) с льготным торговым режимом.

Промышленно-производственные зоны относятся к зонам второго поколения. Они возникли в результате эволюции торговых зон, когда в них стали ввозить не только товар, но и капитал, заниматься не только торговлей, но и производственной деятельностью.

Свободные экономические зоны в России

Основные этапы формирования СЭЗ в Российской Федерации

 

Мировой опыт успешного функционирования свободных экономических зон в середине 90-х годов привлек пристальное внимание российских реформаторов, в результате чего была поставлена задача за 2-3 года создать широкую сеть такого рода зон. Предполагалось создание в различных регионах СССР до 50 свободных зон. При этом сами специальные зоны зачастую рассматривались как чудодейственное средство по переходу от командной, дефицитной экономики к рыночно-ориентированной. По представлениям российских предпринимателей экономическая зона должна выглядеть как «заповедник нормального рынка в ненормальной стране».

Первые попытки по пропаганде и созданию свободных экономических зон были предприняты в середине 80-х годов. Так, в 1986 г. зародилась идея создания СЭЗ «Находка». К концу 80-х годов появилась государственная концепция развития свободных экономических зон на территории СССР.

По форме СЭЗ должны были представлять зоны свободного предпринимательства, компактно расположенные в районах с развитым научно-техническим потенциалом. Важной их задачей было привлекать иностранный капитал и технологии. Правительством СССР в декабре 1989 г. было принято постановление о создании свободных экономических зон в городах Находка и Выборг. Через полгода краткие положения общего характера в отношении свободных экономических зон были изложены в «Основах законодательства об иностранных инвестициях в СССР».

К началу 90-х годов государственная концепция СЭЗ дополняется рядом региональных инициатив. Эти инициативы делали акцент на значительной самостоятельности свободных экономических зон и ратовали за огромные территории, отводимые для размещения зон. В середине 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял решение о создании 13 свободных экономических зон. По каждой СЭЗ Совет Министров РСФСР утверждал отдельное положение, закрепляющее ее хозяйственно-правовой статус.

Процесс образования свободных экономических зон в начале 90-х годов характеризовался следующими чертами:

- отсутствием четкого понимания реальных целей и задач СЭЗ;

- огромностью отводимых территорий для СЭЗ: на долю формально созданных «свободных зон» приходилось более одной трети территории России;

- массовой раздачей льгот и привилегий зонам и лоббированием их интересов в Правительстве РФ;

- стремлением местных властей к суверенитету через создание СЭЗ.

Вступивший в силу в сентябре 1991 г. Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР», в котором целая глава была посвящена свободным экономическим зонам, заметно упорядочил процесс их образования. По этому закону свободные экономические зоны создаются с целью привлечения иностранного капитала, передовой зарубежной техники, технологии и управленческого опыта, развития экспортного потенциала. В свободных экономических зонах устанавливается льготный режим хозяйственной деятельности для иностранных инвестиций и предприятий с иностранным участием: упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями. Так, для предприятий с вкладом иностранных инвесторов до 75 млн. руб. регистрация производится непосредственно в СЭЗ; налогообложение по льготным ставкам: до 50% установленных на территории Российской Федерации для иностранных инвесторов; понижение ставки платы за пользование землей и другими природными ресурсами; предоставление права на долгосрочную аренду (сроком до 70 лет) с правом субаренды (вне СЭЗ этот срок - до 50 лет); понижение таможенных пошлин на ввоз, вывоз товаров; упрощенный порядок пересечения границ, въезда и выезда иностранных граждан, в том числе безвизового; наличие права безлицензионного экспорта и импорта, предусмотренное законом для предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также для совместных предприятий с долей иностранных инвестиций более 30%. Валютная выручка предприятий от экспорта собственной продукции полностью оставляется в их распоряжении.

Коренные экономические реформы, начатые в 1992 г., и либерализация всей хозяйственной жизни в стране заметно изменили отношение российского правительства к проблеме организации свободных экономических зон в России. Новыми законами, регулирующими внутри- и внешнеэкономические отношения, не предусматривался какой-либо особый статус свободных экономических зон. И хотя правительственные положения о них никто не отменял, государственные финансово-налоговые службы посчитали их утратившими силу. Все это вызвало беспокойство у иностранных инвесторов. Принятый в июне 1992 г. Указ Президента РФ о свободных экономических зонах, а также заверения администрации действующих зон о неизменности зональной политики, способствовали определенной стабилизации обстановки. Однако в целом в развитии СЭЗ в стране явно стал ощущаться застой.

В Правительстве РФ возобладал подход к ликвидации зон, охватывающих огромные территории страны, что было вполне объяснимо. Взамен предлагалась концепция формирования микрозон - разновидностей свободных таможенных зон и зон экспортного производства. В основу отбора зон был положен принцип сочетания выгодного географического расположения зоны и минимизации затрат на их инфраструктурное обустройство.

Стала заметной тенденция закрытия ранее созданных свободных экономических зон путем урезания и лишения их ряда привилегий. В печати, высказываниях официальных лиц появились мнения о малой перспективности СЭЗ в России, о необходимости развития всей экономики в льготном рыночном режиме, а не каких-то ее отдельных частей. Подобные точки зрения подкреплялись следующими аргументами:

- опасениями, что будет образовано слишком большое число различных СЭЗ;

- свободные экономические зоны - это «черные дыры» российской экономики по утечке ресурсов страны, концентрации криминогенных элементов и других негативных явлений;

- уменьшением управляемости СЭЗ со стороны центральных властей, их чрезмерной самостоятельностью и формированием новых региональных элит.

Несмотря на сдерживание процессов развития свободных экономических зон сверху, тенденция к их развитию снизу часто оказывалась решающей. Активность местных администраций и управленческих структур таких свободных экономических зон, как «Находка», «Янтарь» (Калининградская область), способствовали тому, что правительство предоставляло им льготы, кредиты и т. п. В ноябре 1995 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области». Этот закон определил правовые и экономические основы создания и функционирования Особой экономической зоны в Калининградской области, учитывая ее специфическое географическое положение, значение для интересов Российской Федерации.

В апреле 1997 года Государственная Дума приняла в третьем чтении Федеральный закон «О свободных экономических зонах», который не был утвержден Президентом РФ. К концу 90-х годов свободные экономические зоны в России (зарегистрировано более 20 разного рода СЭЗ) по-прежнему находились как бы на полулегальном положении.

На территории России на создание СЭЗ претендовали 100 городов, краев и областей. В 1990--1992 гг. были приняты решения об образовании в России 12 свободных экономических зон. Основными свободными экономическими зонами, формирующимися на территории России, являются: "Санкт-Петербург", "Выборг" (под Санкт-Петербургом), "Находка" (Дальний Восток), "Янтарь" (Калининградская область), "Сахалин" (Дальний Восток), "Даурия" (Читинская область), "Алтай" (Западная Сибирь), "Кузбасс" (Западная Сибирь), "Садко" (Новгород), "Технополис Зеленоград" (Московская область), "Ева" (Дальний Восток, Еврейская автономная область), "Магадан" (Дальний Восток).

Информация о работе Понятие, сущность, функции свободных экономических зон