Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 20:46, реферат
В научных публикациях и отчетах международных организаций для характеристики разного рода зон используется термин «свободные экономические зоны». Однако этот термин не в полной мере отражает сущность этого явления. Так, применяемые во многих из них экономические правила, рычаги, специальные административные законы отнюдь не освобождают от определенного правового и хозяйственного режима, а лишь облегчают его, предоставляют льготы, стимулирующие предпринимательство. Фактически, государство в этих зонах лишь сокращает масштабы своего вмешательства в экономические процессы.
Понятие, сущность, функции свободных экономических зон 3
Классификация и характеристики свободных экономических зон 5
Свободные экономические зоны в России 7
Основные этапы формирования СЭЗ в Российской Федерации 7
СЭЗ Дальневосточного экономического района 11
СЭЗ Северо-Западного экономического района 15
СЭЗ Центрального экономического района 17
СЭЗ Калининградской области 18
Заключение 21
Список литературы 23
Согласно положению о свободной экономической зоне "Янтарь", принятому в сентябре 1991 года, целями создания СЭЗ были ускорение решения задач социально-экономического развития Калиниградской области, повышение жизненного уровня населения области на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами, обеспечение благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, технологии и управленческого опыта, потенциала предприятий для увеличения экспортных возможностей региона, развития производства экспортной и импортозамещающей продукции, трансконтинентального транзита, отработки новых форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике.
По своему географическому положению она больше других регионов России подходит для создания СЭЗ (государственная граница, отделяющая ее от других территорий страны, выход в международные воды). Положительным фактором в пользу создания здесь СЭЗ служат и природные богатства области - на ее территории сконцентрировано 90% мировых запасов янтаря, его добыча не имеет равных в мире, добываются и другие полезные ископаемые; хорошо развиты целлюлозно-бумажная и рыбная отрасли промышленности.
Мировой опыт создания свободных экономических зон говорит о том, что это один из эффективных способов привлечения инвестиций в регион, где эта зона находится. Так сказать, катализатор развития внешнеэкономических связей и экономики.
Критически оценивая мировой опыт создания и функционирования свободных зон, можно предположить, что для России, обладающей многообразными отраслевыми, транспортно-региональными и другими особенностями, механизм свободных экономических зон может стать важной составной частью национальной стратегии развития.
Характеризуя нынешнюю ситуацию с организацией и функционированием свободных экономических зон в России, можно констатировать, что они находятся в стадии становления, определения своей тактики, выбора приоритетов и ориентации. Без существенной поддержки государства этот период может сильно затянуться, оставив многие проекты нереализованными. Ожидания эффективных результатов от СЭЗ могут смениться разочарованиями, отказом от самой идеи.
Свободные экономические зоны в России при использовании их государством как механизм селективной либерализации инвестиционного климата должны выполнить свою роль, концентрируя экспортно-ориентированное и импортозамещающее производство, представлять собой «ловушки» для иностранных инвестиций, стимулируя внешнеэкономические связи. Они также должны стимулировать сосредоточение технико-технологических инноваций, способствовать освоению современного рыночного механизма хозяйствования.
Организация свободных экономических зон в России должна стать одним из путей интеграции экономики страны в мировое хозяйство, как средство интенсификации ее международных экономических связей.
Свободные экономические зоны имеют широкие перспективы как в мире, так и в нашей стране. Об этом говорят динамичные темпы развития СЭЗ в количественном отношении и по совокупному объему выпуска продукции в них. При организации таких зон в нашей стране следует уделять внимание не только подготовке инфраструктуры, но и законодательным актам, обеспечивающим правовую почву для создания, укрепления свободных зон и функционирования их экономических механизмов. Создание и функционирование СЭЗ в России происходит в правовом вакууме, в условиях отсутствия четкого единого законодательства, регламентирующего создание и функционирование СЭЗ.
Из нескольких десятков созданных СЭЗ реально работают только две - Калининградская и «Находка», функционирующие в приграничных регионах на двух противоположных, западной и восточной границах нашей огромной страны.
Особенно привлекательным для Российской Федерации есть создание свободных экономических зон в приграничных регионах, так как в этом случае в пределах зоны можно успешно решить специфические проблемы трансграничных территорий.
Конституция Российской Федерации, 1993 г.
Указ Президента РФ от 4.06.92 г. N 548. «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации».
Постановление ВС РСФСР от 13.09.90 г. N 165-1. «О создании зон свободного предпринимательства».
Положение о свободной экономической зоне в районе г. Находки Приморского края. Утверждено постановлением СМ РСФСР от 23.11.90 г. N 540.
Положение о свободной экономической зоне в Калининградской области (СЭЗ "Янтарь"). Утверждено постановлением СМ РСФСР от 25.09.91 г. N 497.
Васильев Л. СЭЗ: мифы и действительность. - Биржевые ведомости, 1995, N 1-2.
Глуховский М. СЭЗ "Находка": иллюзии и реальность. - Деловые люди, 1999, N 3.
Друзик Я. С. Свободные экономические зоны, ФУАинформ, М, 1999
Елисеев А. Особая экономическая зона в Калининградской области. - Международный бизнес России, 1996, N 5.
Кузнецов Ю.И. Свободные зоны и национальная экономика, Дрофа, М., 1998.
Ларина Н.И., Кисельников А.А. Региональная политика в странах рыночной экономики: учебное пособие (НГАЭиУ) - М.: Экономика, 1998.
Лемешко М. Свободные зоны не свободны от кризиса. - Деловые люди, 1997, N 3.
Общество. Культура. Управление: Сб. научн. трудов - М.: МИЭТ, 2002.
Региональная экономика, ред. Морозова Т., М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004.
Информация о работе Понятие, сущность, функции свободных экономических зон