Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2014 в 15:08, контрольная работа
Экономическая деятельность может осуществляться различными субъектами – индивидуальными лицами, семьёй, государством и т.п., но основные производительные функции в экономике относятся к предприятию. С одной стороны, предприятие – сложная материально-технологическая и социальная система, обеспечивающая производство экономических благ. С другой стороны, это сама деятельность по организации производства различных товаров и услуг. Как система, производящая экономические блага, предприятие целостно и выступает в качестве самостоятельного воспроизводственного звена, относительно обособленного от других звеньев.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Понятие, цели и функции предприятия…………………………………………5
2. Классификация предприятия………………………………………………… 10
3. Организационнно-правовые формы предприятия в России. Проблемы организации, деятельности и реструктуризации предприятия………………13
4. Задания………………………………………………………………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………18
Список литературы……………………………………………………………..20
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Экономическая деятельность может осуществляться различными субъектами – индивидуальными лицами, семьёй, государством и т.п., но основные производительные функции в экономике относятся к предприятию. С одной стороны, предприятие – сложная материально-технологическая и социальная система, обеспечивающая производство экономических благ. С другой стороны, это сама деятельность по организации производства различных товаров и услуг. Как система, производящая экономические блага, предприятие целостно и выступает в качестве самостоятельного воспроизводственного звена, относительно обособленного от других звеньев. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпущенной продукцией и полученной прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других платежей.
Предприятие обычно рассматривается как единство имущества, прав и обязанностей, а также отношений, сложившимися с другими предприятиями и лицами. Что касается определения предприятия как организационной формы хозяйствования, господствующим является взгляд на него как на имущественно обособленную хозяйственную единицу, предназначенную для решения производственных задач, достижения поставленных хозяйственных целей и способную к самовоспроизводству (обеспечению своего жизненного цикла).
Чтобы выделить предприятие из других форм организации деятельности, будем рассматривать его в дальнейшем как самостоятельный хозяйствующий субъект для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Таким образом, предприятие характеризуется особым целеполаганием (прежде всего, получением прибыли) и связанной с ним товарно-денежной формой процесса и результатов производства.
Актуальность изучения данной темы обусловлена тем, что на современном этапе экономического развития роль малого и среднего бизнеса в экономике России очень велика.
Целью работы является рассмотрение и изучение предприятия.
В соответствии с выбранной темой и вытекающей из нее целью в контрольной работе поставлена и решена следующая задача:
Изучение понятия, видов и функций предприятий.
Объект исследования – предприятие.
Предмет исследования – состояние и развитие понятия предприятия в экономической теории.
Методы исследования: анализ монографий, периодической печати, экономико-статистических данных.
Многообразие форм собственности является основой для создания различных организационно-правовых форм предприятий. В какой бы плоскости ни рассматривать общественное производство: как совокупность определенных отраслей, как территориальный или межотраслевой комплекс, везде речь будет идти о предприятии и о какой-то комбинации предприятий.
Предприятие – первичное, основное звено общественного производства.
Почему следует такой вывод? Потому что именно на предприятии производят, транспортируют, реализуют, т.е. осуществляют движение факторов производства и созданного продукта. Производство, реализацию надо организовывать, причем так, чтобы получить прибыль. На эту цель направлена предпринимательская деятельность через создание предприятий.
Предприятием является самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в соответствующем порядке, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.
Термин "предприятие" используется в экономической теории применительно как к субъектам, так и к объектам экономической деятельности.
Как субъект, предприятие означает определенный имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В данный комплекс в принципе входит вся совокупность имущества, предназначенного для деятельности предприятия. В составе этого имущества: земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, либо его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарный знак, знаки обслуживания), а также другие исключительные права.
Кроме того, предприятие выступает в качестве объекта различных сделок. Чаще всего речь идет о его продаже, главным образом в связи с осуществленной приватизацией. Также предприятие является предметом залога. Оно может быть сдано в аренду, передано по наследству.
Предприятие (фирма) – самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и услуг в целях получения прибыли.
Выделим главное в определении предприятия:
1. самостоятельность;
2. получение прибыли.
Самостоятельность предприятия включает в себя два фактора. Первый – оперативно-хозяйственная самостоятельность. Второй – экономическая состоятельность.
Если предприятие имеет свой расчетный счет в банке, печать, совершает различного рода операции и заключает сделки, но существует за счет средств другого предприятия или государства, то речь идет только об оперативно-хозяйственной самостоятельности. И только эффективная деятельность и ее результат - стабильное финансовое положение – дают предприятию экономическую самостоятельность.
Однако началом для становления экономической самостоятельности служит его выделение в виде самостоятельной хозяйственно-оперативной единицы или юридического лица. Таким образом, возникает вопрос: чем обладает предприятие как юридическое лицо?
Во многих учебниках и учебных пособиях указывается, что основной целью предприятия в условиях рынка является получение прибыли. На мой взгляд, это утверждение верно, но вряд ли достаточно полно. Не менее важной задачей любого предприятия в условиях рынка признается обеспечение стабильной финансовой устойчивости в работе. Данная задача состоит не только в получении, а в устойчивом получении прибыли, однако добиться этого не так-то просто.
Предприятия могут добиться устойчивого получения прибыли, если в своей работе будут придерживаться определенных принципов и выполнять необходимые функции. Видный немецкий экономист Г. Шмален выделяет следующие «краеугольные камни» управления предприятием: экономичность, финансовая устойчивость, прибыль.
Принцип экономичности требует, чтобы достигался:
• определенный результат при наименьших затратах - принцип минимизации;
• при заданном объеме затрат наибольший результат — принцип максимизации.
Следовательно, в основе своей принцип экономичности предъявляет свойственное всем предприятиям само собой разумеющееся требование — не тратить даром производственные факторы (ресурсы), т. е. работать «экономично».
Принцип финансовой устойчивости означает такую деятельность предприятия, при которой оно могло в любой момент времени расплатиться по своим долгам или собственными средствами, или путем отсрочки, или за счет получения кредита.
Высшая цель предпринимательской деятельности — превышение результатов над затратами, т.е. достижение возможно большей прибыли или возможно высокой рентабельности. Идеальным является такое положение, когда получение максимальной прибыли обеспечивает и более высокую рентабельность.
Для достижения поставленной цели предприятия должны:
1) выпускать высококачественную продукцию, систематически ее обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и имеющимися производственными возможностями;
2) рационально использовать производственные ресурсы с учетом их взаимозаменяемости;
3) разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия и корректировать их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;
4) систематически внедрять все новое и передовое в производство, в организацию труда и управление;
5) заботиться о своих работниках, росте их квалификации и большей содержательности труда, повышении их жизненного уровня, создании благоприятного социально – психологического климата в трудовом коллективе;
6) обеспечивать конкурентоспособность предприятия и продукции, поддерживать высокий имидж предприятия;
7) проводить гибкую ценовую политику и осуществлять другие функции.
Но при этом очень важно, чтобы все функции предприятия были направлены на реализацию выработанной стратегии и на достижение поставленной цели. А целью предприятия может быть не только получение максимальной прибыли, но и возрастание стоимости фирмы.
Выработка успешной стратегии начинается с определения «миссии» фирмы, общей цели функционирования коллектива. При этом цели предприятия могут меняться. Все зависит от конкретных обязательств. Например, главной целью предприятия на определенном этапе может быть не получение максимальной прибыли, а завоевание рынка. Тогда получение максимальной прибыли отодвигается как бы на второй план, но в будущем, в случае завоевания рынка, предприятие может с лихвой возместить недополученную прибыль.
И в современных условиях перед многими отечественными предприятиями стоят совершенно иные цели и задачи, а получение прибыли находится далеко не на первом месте. Руководители многих предприятий считают, что для них наиважнейшей задачей на данном этапе являются реализация продукции, возможность выплаты заработной платы работникам предприятия и быть «на плаву». Остается надеяться, что этот тяжелый период для российской экономики скоро пройдет, предприятия начнут нормально работать, решать задачи и достигать цели, свойственные рыночной экономике.
2. Классификация предприятий
Предпринимательский сектор национального хозяйства обычно насчитывает огромное количество предприятий, которые для целей экономического анализа группируются по ряду существенных признаков.
Наиболее распространенными являются классификации по формам собственности, размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу.
По формам собственности предприятия подразделяются на:
- частные, которые могут существовать либо как полностью самостоятельные, независимые фирмы, либо в виде объединений и их составных частей. К частным можно отнести и те фирмы, на которых у государства есть доля капитала (но не преобладающая);
- государственные, под которыми понимаются как чисто государственные (в том числе муниципальные), где капитал и управление полностью принадлежат государству, так и смешанные, где государство обладает большей частью капитала или играет решающую роль в управлении. По рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) государственными следует считать предприятия, на которых государственные органы обладают большей частью капитала (свыше 50%), и/или те, которые ими контролируются (через работающих на предприятии государственных чиновников).
Из этих двух категорий предприятий часто выделяют смешанные, т.е. предприятия с существенной или преобладающей долей государства в капитале. Такая категория предприятий иногда занимает существенное место в экономической жизни страны, например в России в конце 90-х гг., когда в результате приватизации государство сохранило пакет акций на многих приватизированных предприятиях (на этих предприятиях работает четверть всех занятых работников).
По размерам предприятия подразделяются на:
- малые,
- средние,
- крупные.
Исходя из двух основных параметров — численности занятых и объема производства (продаж).
По количеству обычно преобладают малые предприятия (в России на них приходится около половины общего числа предприятий).
В разных странах по-разному определяют малое предприятие. По закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. в нашей стране к ним относят те, где средняя численность работников не превышает в розничной торговле и бытовом обслуживании — 30 человек, в оптовой торговле — 50 человек, в научно-технической сфере, сельском хозяйстве — 60 человек, на транспорте, в строительстве и промышленности — 100 человек