Понятия и сущность Безрабтицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Развитие экономики характеризуется тем, на сколько эффективно используются имеющиеся ресурсы, и, прежде всего рабочая сила. Поддержание занятости - важнейшая цель экономической политики. Рыночной экономике присущ определенный уровень безработицы, хотя количество безработных колеблется из года в год. Дж. М. Кейнс считал, что при капитализме не существует никакого механизма, характеризующего полную занятость, экономика может быть сбалансирована при значительном уровне безработицы.

Вложенные файлы: 1 файл

1 - копия.docx

— 58.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Глава

2.1 Анализ безработицы в Кыргызстане

В Кыргызстане официальный уровень безработицы составляет 8,4%, неофициальный — 20%

В прошлом году численность безработных  кыргызстанцев достигла 212 тысяч 300 человек. Таким образом уровень безработицы составил 8,6 %. Такие данные приведены в отчете Министерства молодежи, труда и занятости за 2011 год. 52 % (110 тысяч 100 человек) составляют мужчины и 48 % (102 тысячи 200 человек ) - женщины.

В документе также указывается, что уровень официальной безработицы на конец прошлого года по республике составил 2,5 %. При этом самый высокий уровень официальной безработицы был отмечен в Нарынской области (6,9 %), а самый низкий - в Чуйской области (1,6 %).

Регион

Общий уровень безработицы (%)

Официальный уровень безработицы (%)

Бишкек

10

2,3

Джалал-Абадская область

7,8

2,6

Иссык-Кульская область

10,2

2,2

Нарынская область

10,3

6,9

Баткенская область

10,6

3,2

Таласская область

5,1

2,1

Чуйская область

10,2

1,6

Ошская область

6,6

2,0

Ош

10,7

1,8


 

 

Вместе с тем, по данным отчета Минмолодежи, труда и занятости, за весь период 2011 года в службы занятости обратилось 146 тысяч 200 человек, а это на 6 % меньше, чем в 2010 году. 

Число состоящих на учете в службах  занятости на конец года составило 96 тысяч 900 человек, что на 3 % меньше, чем в 2010 году. При этом официальный  статус безработных был у 61 тысячи человек, а это на 4 % меньше показателя позапрошлого года.

Регион

Число обратившихся

(тысяч человек)

Стоят на учете

(тысяч человек)

Имеет статус безработных

(тысяч человек)

Бишкек

23,2

12,6

9,6

Джалал-Абадская область

21,5

20,2

11,6

Иссык-Кульская область

8,4

5,1

4,3

Нарынская область

4,5

10,4

6,4

Ош

6,6

6,3

2,3

Ошская область

24,6

14,6

12,4

Баткенская область

16,0

8,3

5,6

Таласская область

7,6

3,9

2,3

Чуйская область

22,2

13,3

10,2


 

Ежегодный прирост  безработных составляет 100 тысяч  человек. Об этом заявлено сегодня на общественных слушаниях «Безработица в КР: угрозы и пути по их преодолению». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Глава

3.1 Социально-экономические последствия безработицы

Являются ли последствия безработицы  серьезной проблемой? Несомненно. Социально-экономические  последствия безработицы рассматриваются  наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем.

Действительно, в переходный период единственным средством побудить большие  массы людей перемещаться в целях  более рационального формирования структуры занятости является вытеснение их с неэффективных производств. Вместе с тем, очевидно, что проведение сверхжестких мер может вызвать  массовое банкротство предприятий  и возникновение такой волны  безработицы, которая неизбежно  приведет к социальному взрыву. Необходимо соблюдение "разумной меры" жесткости. Очень часто оценивается лишь экономический эффект безработицы  в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а  социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия  безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации. Так, в силу низкой материальной обеспеченности кыргызстанцы и безработных в особенности, а также вследствие несравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровень безработицы, который может вызвать социальные потрясения, в Кыргызстане значительно ниже, чем на Западе. В этой связи возникает потребность детального рассмотрения именно экономических и социальных последствий безработицы, а также критический анализ и дальнейшая адаптация к специфическим условиям применяемых за рубежом методов изучения и оценки последствий безработицы.

Подчеркну, что появляется не просто возможность оценить социальный ущерб или косвенные потери в  экономике (от снижения количества отработанного  времени, падения интенсивности  и производительности труда), но и  прямые затраты, связанные с ростом государственных расходов на преодоление  социально негативных процессов. Подобные исследования представляют несомненный интерес для Кыргызстана, поскольку позволяют более четко обозначить границы проблемы и наметить пути выхода из кризисной ситуации, сообразуясь с особенностями социального, экономического и политического развития страны на современном этапе. Поскольку определенное своеобразие ситуации в экономической и социальной сферах в Кыргызстане свидетельствует о невозможности механического переноса и копирования применяемых за рубежом методов, требуется определенное логическое переосмысление предлагаемых методов исследования, а также использование адаптированных методов исследования социально-экономических последствий безработицы в России переходного периода. Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых, на мой взгляд, социальных и экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему.

1) Социальные последствия безработицы:

- отрицательные:

а) обострение криминогенной ситуации

б) усиление социальной напряженности

в) рост количества физических и душевных заболеваний

г) увеличение социальной дифференциации

д) снижение трудовой активности

- положительные:

а) повышение социальной ценности рабочего места

б) увеличение личного свободного времени 

в) возрастание свободы выбора места  работы

г) увеличение социальной значимости и ценности труда 

2) Экономические последствия безработицы

- отрицательные:

а) обесценивание последствий обучения

б) сокращение производства

в) затраты на помощь безработным

г) утрата квалификации

д) снижение жизненного уровня

ж) недопроизводство национального  дохода

3) Снижение налоговых поступлений

- положительные:

а) создание резерва рабочей силы для структурной перестройки  экономики

б) конкуренция между работниками  как стимул к развитию способностей к труду

в) перерыв в занятости для  переобучения и повышения уровня образования

г) стимулирование роста интенсивности  и производительности труда

Безработица - опасное и в политическом отношении явление. На волне массовой безработицы возникли самые реакционные  в истории человечества политические режимы.

Кроме экономических, безработица имеет весьма тяжелые социальные последствия. Безработица приводит к потере уверенности и уважения к себе. Она означает бездеятельность и может повлечь деградацию личности: пьянство, наркоманию, совершение противоправных действий. Безработная молодежь является именно тем источником, откуда криминальные круги черпают свои кадры.

Безработица приводит к разрушению семейных отношений, распаду семей, и, соответственно, ухудшению  демографической ситуации. Стресс, вызванный безработицей, ведет к  ухудшению здоровья, возникновению  различных заболеваний, на лечение  которых у безработных часто  не хватает денег. Безработные чаще кончают жизнь самоубийством. Если безработица превысит социально  допустимый уровень (такой критической  величиной считают долю безработных  в 10-12%), возможно серьезное обострение социальных конфликтов или даже социальный взрыв.

 

3.2 Методы регулирования безработицы

Дж. М. Кейнс писал: "Хроническая тенденция к неполной занятости, характерная для современного общества, имеет свои корни в недопотреблении".

Недопотребление выражается в том, что по мере повышения  доходов у потребителя у него в силу психологических факторов "склонность к сбережению" превышает "побуждение к инвестициям", что  влечет спад производства и безработицу.

Таким образом, кейнсианцы, показав неизбежность кризиса саморегулирующейся экономики, указывали на необходимость государственного экономического воздействия для достижения полной занятости. Прежде всего следует повысить эффективный спрос, снижая ссудный процент и увеличивая инвестиции.

Многообразие  типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой  стране для решения этой проблемы приходится использовать различные  методы. Используя опыт ряда иностранных  государств, выделим некоторые пути решения проблемы безработицы.

Уровень фрикционной безработицы может  быть снижен за счет:

  • улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;
  • устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего:

           а) создание развитого рынка жилья;

          б) увеличение масштабов жилищного строительства ;

в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой.

Регулирование структурной безработицы является задачей государства и бизнеса. Создание рабочих мест и обеспечение  занятости важны для всей экономики. Для сокращения этого типа безработицы  необходимо переобучение, своевременная  дополнительная подготовка, повышение  квалификации. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных  учебных заведениях для безработной  молодежи, а также для рабочих  старших возрастов, чья профессия  оказалась устаревшей. В ряде городов  такая переподготовка осуществляется через городскую службу занятости  и Центр социальной подготовки.

Наиболее  трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

Создание  условий для роста спроса на товары. Способами увеличения спроса являются:

  • стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и , соответственно, - занятости на них;
  • поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции.

Создание  условий для сокращения предложения  труда. Очевидно, что чем меньше людей  претендуют на рабочие места, тем  легче найти работу даже при том  же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста.

Создание  условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму. В Кыргызстане это реализуется через программы поддержки малого предпринимательства.

Для помощи молодежи могут использоваться различные  методы:

  • экономическое стимулирование молодежной занятости;
  • создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи;
  • создание центров обучения молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых наиболее высоки.

Список  программ сокращения безработицы можно  продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут  полностью ликвидировать или  существенно сократить циклическую  безработицу. Такой результат достигается  лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране.



 


Информация о работе Понятия и сущность Безрабтицы