Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 20:10, курсовая работа
Актуальность темы. Одним из ключевых процессов развития мировой экономики на грани ХХ—ХХI веков является прогрессирующая глобализация, т.е. качественно новый этап в развитии интернационализации хозяйственной жизни.
Отношение к глобализации как специалистов, так и всех жителей нашей планеты очень неоднозначно, а порой и диаметрально противоположно. Это связано с разными точками зрения на последствия глобализационных процессов, в которых одни усматривают серьезную угрозу мировой экономической системе, а другие видят средство дальнейшего прогресса экономики. Несомненно, последствия глобализации могут носить как позитивный, так и негативный характер, однако альтернативы ей нет, в связи с чем основное внимание в статье уделено исследованию опасностей (угроз), которые несут эти процессы, и возможностей и выгод, возникающих в процессе глобализации.
Чтобы поощрять развитие частного сектора, фундаментальные изменения были сделаны в налоговой системе, включая введение налога (ЧАН) на добавленную стоимость 28% на большинство сделок, прогрессивного налога на прибыль, и налога на доход от бизнеса; изменения произошли в системе импортных и экспортных пошлин; новые налоги на внутреннее потребление электроэнергии поощряли ее сохранение (необходимый шаг, потому что цены на электроэнергию все еще находились под контролем государства); и новые экспортные пошлины на нефть и природный газ были введены для того, чтобы уменьшить разницу между субсидируемыми местными ценами и мировыми ценами и, чтобы предотвратить дефицит энергоресурсов. Для рубля был установлен рыночный обменный курс, который в последствии позволил отечественной валюте стать конвертируемой. Много ограничений на внешнюю торговлю и инвестиции также были сняты в целях обеспечения перехода экономики России на мировые цены.
В 1992 году, в первый год экономических реформ, розничные цены в России, увеличились на 2520%. Главной причиной увеличения было освобождение от государственного контроля большинства цен в январе 1992 года, шаге, который привел к повышению средних цен на 245% только в течение января. К 1993 года годовая инфляция снизилась до 240%, однако оставалась все еще очень высокой. В 1994 году темпы инфляции составили 224%.
В 1995 году темпы инфляции
успешно сдерживались поддержанием
жесткой денежно-кредитной
Основным симптомом российской макроэкономической неустойчивости было резкое колебание обменного курса рубля. С июля 1992 года, с того момента когда рубль уже мог быть юридически обменян на доллары Соединенных Штатов, к октябрю 1995 года, курс рубля к доллару, вырос со 144 рублей за доллар до примерно 5,000 рублей за доллар. До июля 1992 года, курс рубля был установлен искусственно на чрезвычайно переоцененном уровне. Но быстрые изменения в реальной стоимости рубля привели к макроэкономической неустойчивости. Самый яркий пример такого колебания - "черный вторник" (октябрь 1994 года) когда рубль упал за день на 27% по отношению к доллару.
В июле 1995 года, Центральный Банк объявил о своем намерении поддерживать рубль в пределах от 4,300 до 4,900 рублей за доллар до октября 1995 года, однако позже период поддержки был расширен до июня 1996 года. В результате такой политики, правительство смогло защитить рубль, и курс рубля стабилизировался. Однако в мае 1996 года, был введен плавающий обменный курс рубля для того, чтобы постепенно обесценить национальную валюту к концу 1996 года, примерно до 5,500 и 6,100 рублей за доллар.
Сущность экономической реструктуризации и предмет критического рассмотрения для иностранных ссуд и инвестиций в российскую экономику, - приватизационная программа. В большинстве своем, в период между 1992 и 1995 годом Россия успешно проводила приватизацию согласно плану, установленному в оригинальной программе приватизации в октябре 1991 года. Как заместитель премьер-министра, реформатор А. Чубайс был эффективным защитником приватизации, начиная с ранних стадий. В 1992 году приватизация маленьких предприятий началась через скупку последних работниками или через общественные аукционы. В конце 1993 года более чем 85% малых предприятий и более чем 82,000 крупных государственных предприятий были приватизированы.
1 октября 1992 года, среди
населения стали
В конце июня 1994 года, завершилась первая фаза приватизационной программы. В результате примерно 70% средних и крупных предприятий и около 90% из малых предприятий было отдано в частные руки. К тому времени, 96% ваучеров, выпущенных в 1992 году, было использовано их владельцами для покупки акций, вложений в инвестиционные фонды, либо продано.
В ходе второй фазы приватизационной программы предполагалось прямо продавать акции оставшихся в собственности государства предприятий за наличные деньги. Эта фаза планировалась для завершения передачи государственных предприятий в частные руки и обеспечения роста правительственных доходов. После того, как, процедура приватизации подверглась жесткой критике в Государственной Думе, Б.Н. Ельцин дал зеленый свет второй фазе приватизации декретом в июле 1994 года.
В 1995 и 1996 годах, политические условия продолжали затруднять приватизационную программу, а коррупционные скандалы лишали программу общественной поддержки.
В конце 1997 года, Россия достигла некоторого экономического прогресса. Темпы инфляции были снижены, курс рубля устойчив, а честолюбивая приватизационная программа передала тысячи предприятий в частную собственность. Было принято много важных ориентированных на рыночные отношения законов, учрежден арбитражный суд для решения экономических споров.
Но в 1998 году Азиатский финансовый кризис, достигнув России, привел к резкому снижению выручки от нефтяного экспорта и массовому оттоку иностранных инвесторов. Все это привело к неспособности правительства выполнять в полном объеме обязательства перед иностранными кредиторами в результате чего в России произошел экономический кризис, а курс рубля снова резко упал.
В 1999 году началась эпоха экономического роста, а объем производства в России вырос во второй раз, начиная с 1991 года, на 3.2% по сравнению с падением данного показателя на 4.6% в 1998 году. Этот рост был достигнут, несмотря на год "суматохи", которая включала в себя смену трех премьер-министров и отставку в канун Нового Года Президента Бориса Ельцина. Положительно сказался на экономическом положении России трехкратный рост мировых цен на нефть во второй половине 1999 года.
В настоящее время среди серьезных публикаций, касающихся экономических вопросов, тематика, связанная с мировой экономической коңюнктурой, не имеет конкурентов по популярности. Это нетрудно понять. Колебания темпов экономического роста напрямую связаны не только с ситуацией на финансовых рынках, но и с состоянием банковской системы, доступностью кредита, масштабами жилищного строительства, состоянием национальных бюджетов, динамикой социальных расходов, уровнем жизни населения. Она прямо сказывается на том, как живут миллиарды людей.
Экономический рост в России начался в 1997 году после преодоления постсоциалистической рецессии, связанной с крахом советской экономики, перестройкой важнейших экономических институтов. В 1998 году он был прерван резким ухудшением мировой экономической коңюнктуры, оттоком капитала с многих развивающихся рынков (включая российский), падением цен на нефть (в реальном исчислении) до беспрецедентно низкого за последние 30 лет уровня. Рост восстановился в 1999 году и с тех пор продолжается уже 9 лет. Его средние темпы за этот период – 6,9% в год (приложение 1).
В начале рост носил восстановительный характер. Его основным источником было использование производственных мощностей, созданных в советское время. Начиная с 2003–2004 годов, он все в большей степени приобретает инвестиционный характер. Темпы прироста инвестиций в основной капитал находятся на устойчиво высоком уровне [8, c.12]. В 2007 году они превысили 20% .
При таких темпах роста рыночной, и преимущественно частной, российской экономики, интегрированной в систему глобальных рынков, имеющей с 1992 года конвертируемую по текущим, а с 2007 года и по капитальным операциям валюту, стабильную ситуацию в финансовой и денежной системе, доходы населения (в реальном исчислении) на протяжении последних 8 лет растут темпами, превышающими 10% в год (приложение 3). На фоне такой динамики уровня жизни населения тем, кто управляет нашим государством, нужно сильно постараться, чтобы не быть популярным. Рост доходов населения, а отнюдь не только манипуляции с выборным процессом и контроль над средствами массовой информации, – основа устойчивости сложившейся в последние годы в России политической конструкции.
Нередко приходилось
слышать и читать, что нынешние
высокие темпы российского
Наиболее динамично растущие отрасли российской промышленности, отнюдь, не нефть и газ, а производство машин и электрооборудования (среднегодовые темпы роста за последние 8 лет – соответственно примерно 11 и 15%). Разумеется, можно сформулировать гипотезу, суть которой в том, что высокие цены на нефть и обеспечивают быстрый спрос на российскую машиностроительную продукцию, рост ее выпуска. Но принять такое предположение не позволяют данные о быстром росте машиностроительного экспорта, темпы прироста которого в 2006–2007 годах приблизились к 15% .
Диверсификация российской экономики, снижение уровня ее зависимости от топливных и сырьевых рынков – стратегическая проблема, стоящая перед нашей страной. Обсуждая ее, полезно помнить, что этот процесс идет. В последние годы темпы прироста выпуска в обрабатывающих отраслях промышленности заметно превышают те, которые демонстрируют добывающие отрасли.
Структурные реформы в России после 2004 года замедлились. Преобразования идут не столь динамично, как в 2000–2003 годах, когда была проведена налоговая реформа, реформа системы фискального федерализма, трансформирован бюджетный процесс, создан Стабилизационный фонд, сформирована правовая основа частного земельного оборота, проведены многие другие преобразования, важные для обеспечения устойчивости экономического роста.
Но нельзя забывать и о серьезных и позитивных решениях, принятых в 2007 году. Речь, в частности, идет о разделении бюджета на общий и нефтегазовый, формировании (на базе Стабилизационного фонда) Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, о позитивных решениях, принятых в области миграционной политики.
Одним из ключевых процессов развития мировой экономики на грани ХХ-ХХI веков является прогрессирующая глобализация, т.е. качественно новый этап в развитии интернационализации хозяйственной жизни.
Отношение к глобализации в мировой экономике, как специалистов, так и всех жителей нашей планеты очень неоднозначно, а порой и диаметрально противоположно. Это связано с разными точками зрения на последствия глобализационных процессов, в которых одни усматривают серьезную угрозу мировой экономической системе, а другие видят средство дальнейшего прогресса экономики. Это связано с тем, что преимущества глобализации распределяются неравномерно. Глобализационные процессы чаще всего приветствуются в развитых странах и вызывают серьезные опасения в развивающемся мире. Несомненно, последствия глобализации могут носить как позитивный, так и негативный характер, однако альтернативы ей нет, в связи, с чем особое внимание в данной курсовой работе уделено исследованию опасностей (угроз), которые несут эти процессы, и возможностей и выгод, возникающих в процессе глобализации.
Современные глобализационные процессы развертываются, прежде всего, между промышленно развитыми странами и лишь во вторую очередь охватывают развивающиеся страны. Глобализация укрепляет позиции первой группы стран, дает им дополнительные преимущества. В то же время развертывание процессов глобализации в рамках современного международного разделения труда грозит заморозить нынешнее положение менее развитых стран так называемой мировой периферии, которые становятся скорее объектами нежели субъектами глобализации15.
Столпом правового регулирования международной торговли является Всемирная торговая организация и, главное, комплекс действующих под ее эгидой свыше пятидесяти многосторонних соглашений, охватывающих широкий спектр международной торговли.
Упорядочивающий и гармонизирующий правовой эффект данной системы – серьезный мотив стремления Российского государства обрести статус ее участника. Сам факт подачи Москвой официальной заявки (1993) должен пониматься как осознание на государственном уровне полезности членства в этой организации. Важным стимулом для участия в ВТО служит и возможность использования механизма урегулирования споров в ВТО, хотя механизм этот не является исключительно правовым (rule oriented), но включает и элементы дипломатического (power oriented) метода разрешения споров посредством переговоров. При этом значительную роль играет Орган по урегулированию споров (фактически Генеральный совет ВТО), выполняющий скорее роль дипломатического форума, нежели процессуально-правовую функцию, но возможности воспользоваться этим инструментарием Россия получит сразу же после своего вступления, чего не скажешь о других, вообще довольно проблематичных, выгодах.
Отечественные ученые –
специалисты по международному экономическому
праву неоднозначно относятся к
перспективе присоединения