Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 14:36, контрольная работа
Процесс становления и развития Украины как независимого экономически самостоятельного государства тесно связан с необходимостью обретения ею надлежащего места в мировом хозяйстве и определения степени участия в мировом разделении труда, прежде всего через ее признание как полноценного и полноправного субъекта внешнеэкономической деятельности. Ускорение такого признания возможно лишь через выявление потенциальных возможностей предприятий-экспортеров и всестороннего содействия государства внешнеторговым операциям отечественных производственных и коммерческих структур на зарубежных рынках. Экспорт выступает сегодня в условиях кризисных процессов в экономике в роли стабилизирующего фактора производства, как источник валютных и материально-технических поступлений для структурной перестройки экономики. Каждый регион Украины обладает своим экспортным потенциалом и занимает определенное место в национальном разделении труда.
1. Теоретическое задание.
1.1 Экспортный потенциал Украины и направления его диверсификации.
1.2 Оценка интеллектуального капитала при продаже бизнеса
2. Практическое задание.
2.1 Определение вектора рекомендуемой стратегии в системе координат SPACE – анализ.
2.2 Результаты расчета интегрального показателя конкурентноспособности предприятий розничной торговли.
3. Список использованной литературы.
Структура интеллектуального
Изучение влияния интеллектуального капитала на бизнес ведется долгое время. П. Друкер, классик современного менеджмента, утверждал, что в «обществе знания» базисным экономическим ресурсом являются знания, а не природные ресурсы или материальные активы. Так же П. Друкер писал: «Знание стало ключевым экономическим ресурсом и доминантой – и возможно даже единственным источником конкурентного преимущества». Знание, интеллектуальный капитал компании является самым мощным двигателем производства. При формировании базисной компетенции компании управление человеческим интеллектом и конвертация его в полезные товары и услуги становятся критической компетенцией.
При управлении стоимостью компании управление нематериальными активами, повышение их стоимости может существенно повлиять на итоговую сумму реализации бизнеса.
Перевод накопленных знаний в систему корпоративных знаний компании - важный шаг в повышении стоимости компании. Корпоративные знания – совокупность специальных знаний, производственного опыта и навыков, баз знаний и данных, используемых в интеллектуальном капитале фирмы для получения экономических и технологических результатов.
На сегодняшний день существует несколько подходов к оценке интеллектуального капитала. Предпочтения при выборе того или иного подхода к оценке зависит от наличия необходимой информации, требований покупателей или собственников объектов интеллектуальной собственности, экономической ситуации на момент оценки.
Рыночная стоимость (в отличие от цены) фирмы – расчетная величина. Реальная цена может отличаться от нее в ту или другую сторону в зависимости от конкретных обстоятельств совершения сделки, причем значительно. И все же эти отличия не должны приводить к полной бессмысленности оценки бизнеса профессиональными оценщиками.
Оценка нематериальных активов – наиболее деликатная часть оценки бизнеса. Существенно при этом, что оценка бизнеса обычно предшествует оценке нематериальных активов. Сначала на основе доходного подхода и/или на основе анализа сопоставимых продаж определяется рыночная стоимость бизнеса в целом. Потом осуществляется оценка рыночной стоимости осязаемых активов. Оценка нематериальных активов в целом получается как разность между рыночной стоимостью фирмы (бизнеса) и стоимостью ее осязаемых чистых активов (активов за вычетом обязательств). Только после этого оцениваются нематериальные активы по отдельности, если это вообще делается. Такой подход к оценке нематериальных активов или интеллектуального капитала обычно называется return on assets concept (ROA). Далее идет уточнение стоимости нематериальных активов и стоимости бизнеса с учетом этих уточнений. Обратная последовательность действий (от активов, включая нематериальные активы к оценке фирмы в целом) практически невозможна, поскольку для оценки нематериальных активов по отдельности, как правило, просто нет достаточного количества данных.
Кроме того, такой порядок оценки (ROA) согласуется с принципами бухгалтерского учета и с тем обстоятельством, что обычно далеко не все нематериальные активы на момент продажи фирмы отражены у нее на балансе. До тех пор, пока нематериальные активы составляли относительно небольшую часть стоимости компаний, это не вызывало проблем. Разность между ценой купли-продажи фирмы и стоимостью ее чистых активов отражалась в балансе как goodwill. В ней автоматически учитывалась стоимость всех нематериальных активов, не учтенных на балансе. Однако с ростом экономики, основанной на знаниях, такая практика перестала быть адекватной действительности. Согласно опубликованным в 1994 году данным комиссии по бухгалтерским стандартам UK суммы, выплачиваемые за goodwill, возросли с 1% в 1976 году до 44% в 1986 году. В 1996 году, т.е. еще 15 лет спустя, стало понятно, что относить указанную разность на goodwill не имеет смысла, так как она составляет до 90% от суммы сделок. Соответственно изменилась практика учета. Все большая часть получаемой суммы относится на идентифицируемые активы, прежде всего на интеллектуальную собственность. Существенные изменения в стандартах учета нематериальных активов произошли в 1999.
2.1 Определение
вектора рекомендуемой
SPACE-анализ дает возможность выявить сильные и слабые стороны предприятия на данном рынке, а также возможные угрозы со стороны конкурентов, наметить меры их упреждения.
Рассмотрим применение данного метода для анализа рыночной позиции и выбора оптимальной стратегии развития компании на предприятии по переработке молока и производству сыра ПАО "Каланчакский маслозавод".
Результаты балльной оценки критериев методом SPACE представлены в таблице 2.1.
Каждый показатель, который характеризовал ключевые критерии, оценивался по 5-балльной шкале на основе сравнения фактических значений финансовых коэффициентов с нормативным их значением для предприятия и на основе изучения статистической информации в экономической ситуации в отрасли.
Оценивались такие показатели как финансовая сила и конкурентоспособность предприятия, стабильность и привлекательность отрасли с точки зрения потенциала.
Результаты
бальной оценки ключевых критериев
по методу SPACE-анализа для предприятия
ПАО « Каланчакский маслозавод»
Критерии |
Оценка, балл |
Весомость |
Взвешенная оценка балов |
Финансовая сила предприятия | |||
Рентабельность собственного капитала |
4 |
0,3 |
1,2 |
Стабильность прибыли |
5 |
0,3 |
1,5 |
Уровень финансовой стойкости |
5 |
0,4 |
2,0 |
Общая оценка критереев |
1 |
4,7 | |
Конкурентоспособность | |||
Доля предприятия на рынке |
2 |
0,2 |
0,4 |
Темпы роста рыночной доли |
4 |
0,4 |
1,6 |
Рентабельность реализованной продукции |
5 |
0,4 |
2,0 |
Общая оценка критереев |
4,0 | ||
Привлекательность отрасли | |||
Уровень прибыльности отрасли |
5 |
0,5 |
2,5 |
Маркетинговые и рекламные возможности |
5 |
0,3 |
1,5 |
Зависимость развития отрасли от конъюнктуры |
5 |
0,2 |
1 |
Общая оценка критереев |
5 | ||
Стабильность отрасли |
|||
Стабильность прибыли |
5 |
0,4 |
2,0 |
Уровень развития инновационной деятельности в отрасли |
4 |
0,2 |
0,8 |
Стадия жизненного цикла отрасли |
4 |
0,4 |
1,6 |
Общая оценка критереев |
4,4 |
После получения общих оценок ключевых критериев строим вектор рекомендованной стратегии развития предприятия в системе координат SPACE .
Начало вектора находится в точке начала координат, конец вектора – в точке А с координатами:
Х = ПО – КП = 5,0 – 4,0 = 1,0
У = ФС – СО = 4,7 – 4,4 = 0,3
Рис. 1. Матрица стратегического положения и оценки действий.
После проведенного анализа можно сделать вывод о том, что данному предприятию необходимо внедрения агрессивной стратегии. Это состояние типично в привлекательной отрасли промышленности с незначительной неопределенностью обстановки. Компания получает конкурентные преимущества, которые она может сохранить и приумножить с помощью финансового потенциала. Для усиления позицый предпринять следующие действия:
Если быть более точной в определении усиления позицый, рассмотрим анализ положения фирмы и условий ее функционирования по четырем координатам: конкурентное преимущество фирмы, ее финансовое положение, привлекательность отрасли и, наконец, стабильность экономической среды.
Каждый стратегический квадрант соответствует одной из четырех возможных стратегических линий компании:
1. Придерживаться наступательных стратегий,
2. Придерживаться консервативной линии поведения,
3. Придерживаться
линии сохранения своей
4. Придерживаться линии борьбы за сохранение своих позиций.
В выборе стратегии ПАО "Каланчакскому маслозаводу" нужно придерживаться наступательных стратегий, а именно развитие рынка - выведение своей продукции на рынок в новых географических районах; развитие продукта - стремление увеличить объем реализации через улучшение или модификацию своей продукции.
2.2 Расчет
интегрального показателя
Для расчета
интегрального показателя конкурентноспособности
предприятий я взяла два
Первое предприятие это ПАО «Каланчакский маслозавод», начало свою деятельность в апреле 1995 г. Сегодня это отраслевое, ведущее молокоперерабатывающее предприятие. Вся продукция производится на современном оборудовании в соответствии с национальными стандартами. Под торговой маркой "Ружа" потребителям предлагается более 50 видов высококачественной продукции. Спрос на эту продукцию в Украине и за рубежом постоянно увеличивается и является лучшим признанием его качества.
Второе предприятие – ПАО «Ичнянский молочно-консервный комбинат» - это крупное современное предприятие с мощным производственным комплексом, научно-технической базой, собственной сырьевой базой, собственной системой национальной дистрибуции продукции на территории Украины, объединённой в Торговый Дом «Наталка». Крупнейший поставщик ассортимента продукции для внутренних производств (кондитерских цехов) сетей, сетевых кафе.
Исходная информация о производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятий по переработке молока и производству сыра ПАО «Каланчакский маслозавод» и ПАО «Ичнянский молочно-консервный комбинат» и результаты опроса экспертов относительно степени влияния отдельных составляющих потенциала предприятия на уровень их конкурентоспособности приведены в табл. 2.1 и 2.2.
Таблица 2.1.
Информация о хозяйственной деятельности предприятий
Показатели |
Ед. изм. |
||
ПАТ"Каланчакский маслозавод" |
ПАТ"Iчнянський молочно-консервний комбiнат" | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
1.Выручка от реализации |
тыс. грн |
65538 |
213559 |
2.Операцонная прибыль |
тыс. грн |
1953 |
310 |
3.Чистая прибыль |
тыс. грн |
1254 |
88 |
4.Среднесписочная |
чел. |
191 |
236 |
5.Количество работников, постоянно пребывающих в штате |
чел. |
135 |
236 |
6. Собственный капитал |
тыс. грн |
4717 |
68107 |
7. Товарные запасы |
тыс. грн |
6609 |
8181 |
8. Среднегодовая стоимость активов |
тыс. грн |
8843 |
149200 |
9. Темпы роста выручки от реализации |
% |
105,1 |
113,4 |
10. Количество товарных единиц |
тыс. т |
12,9 |
15,0 |
11. Среднее количество товарных единиц на данном сегменте рынка |
31,4 |