Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 11:51, курсовая работа
Потребительский рынок является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики России. Как свидетельствует статистика, потребление составляет большую часть совокупного дохода общества. Потребительские расходы оказывают влияние на национальный объем производства, уровень цен и занятость. Рост потребления стимулирует расширение производства, увеличивает совокупный спрос, и стимулирует снижение уровня безработицы.
Колебания в потреблении являются важнейшими причинами циклических колебаний в экономике, поэтому изучение данной темы помогает выявить основные закономерности макроэкономики.
Введение 3
1. Потребление как ключевой элемент макроэкономического анализа. 5
1.1.Функция потребления Дж.Кейнса и ее характеристики 5
1.2.Предельная и средняя склонность к потреблению и факторы, влияющие на них 9
2.Исследование потребительских расходов за период 2000-2010гг. 17
2.1.Тенденции изменения структуры потребления домашних хозяйств и доли потребления в ВВП РФ 17
2.2.Прогноз изменения структуры потребительских расходов домашних хозяйств в РФ за период 2011-2013гг 25
Заключение 28
Список литературы 30
Так, если текущий доход после уплаты налогов и доход домохозяйств, составлявший 470 млрд. дол. (строка 6), возрос на 20 млрд. дол. и достиг 490 млрд. дол. (строка 7), то видно, что они будут потреблять 15/20, или 3/4, и сберегать 5/20, или 1/4, от данного прироста дохода. Другими словами, MPC составляет 3/4, или 0,75, а MPS – 1/4, или 0,25. Сумма MPC и MPS для любого изменения в доходе после уплаты налогов должна всегда быть равной единице. То есть прирост дохода может идти либо на потребление, либо на сбережения; та доля любого изменения в величине дохода, которая не потребляется, по существу, идёт на сбережения.
Поэтому потреблённая доля (MPC) и сбережённая доля (MPS) должны поглотить весь прирост дохода: MPC + MPS = 1. В нашем примере: 0,75 + 0,25 = 1. Математически MPC – это числовое значение угла наклона линии потребления, а MPS – числовое значение угла наклона линии сбережений. Наклон любой кривой можно определить отношением вертикального смещения к горизонтальному смещению, которые происходят от одной точки к другой на данной линии. Итак, из данных таблицы и видно, что потребление изменяется на 15 млрд. дол. (вертикальное смещение) при каждом изменении в доходе после уплаты налогов на 20 млрд. дол. (горизонтальное смещение); то есть угол наклона линии потребления равняется 0,75 = (15 : 20), что и является величиной MPC. Из таблицы 1 также видно, что сбережения изменяются на 5 млрд. дол. (вертикальное смещение) при каждом изменении дохода после уплаты налога на каждые 20 млрд. дол. (горизонтальное смещение). Поэтому угол наклона линии сбережений составляет 0,25 = (5 : 20), что и является величиной MPS.
Не все экономисты
полностью согласны с подобной
зависимостью изменений MPC и MPS от
возрастания дохода. В течение
многих лет утверждалось, что с ростом
дохода MPC понижается, а MPS увеличивается.
То есть считалось, что потребляться будет
уменьшающаяся доля прироста дохода, а
сберегаться – возрастающая. Теперь же
многие экономисты полагают, что для экономики
в целом MPC и MPS относительно постоянны.
Рис.2. Предельная склонность к потреблению и средняя склонность к потреблению8
Сбережение – это
экономический процесс, связанный
с инвестированием: часть дохода,
которая остается
Каким образом доход распределяется на потребление и сбережение? Отвечая на этот вопрос, важно, прежде всего, дать характеристику общих свойств функции потребления. Она показывает отношение потребительских расходов к доходу в их движении.
Предположим, что весь располагаемый доход население тратит на потребление и сбережение.
Y = C + S отсюда, S =Y - C
т е между потреблением и сбережением существует прямая зависимость .
Данное уравнение показывает, что часть доходов (Y) идет на личное потребление С, а избыток принимает форму сбережений S.
Исследованиями установлено, что потребление и сбережение движутся в том же направлении, что и доход. Изменения величины потребления и сбережения по мере роста дохода характеризуются понятиями «средняя склонность к потреблению и сбережению» и «предельная склонность к потреблению и сбережению». Однако доход не является постоянным, он меняется, поэтому потребление зависит не только от дохода, но и от так называемой предельной склонности к потреблению (МРС).
Определение факторов
влияющих на потребление.
К факторам, влияющим на потребление относятся:
доход домашних хозяйств, богатство,
уровень цен, ожидание населения, потребительская
задолженность, налогообложение и т д.9
Рис.3. Изменение потребления10
1) богатство, т.е. накопленное имущество и финансовые активы.
Чем больше богатство, тем
2 ) уровень цен. Повышение цен
уменьшает долю дохода, идущего на потребление,
и увеличивает сбережения и наоборот;
3) ожидания домохозяйств, связанные с
будущими доходами, ценами, наличием товаров,
например, ожидания инфляции, увеличат
потребление;
4) потребительская задолженность. При
высокой потребительской задолженности
домохозяйства будут сокращать потребление,
а при низкой увеличивать;
5) налогообложение. Рост налогов вызовет
падение дохода, а следовательно , снижение потребления и сбережений.
Характеризуя соотношение между объемом
национального дохода и расходами на потребление,
Дж. Кейнс отмечал, что уровень потребления
зависит от уровня дохода.
Теперь аргументировано
доказать, что центральным фактором,
влияющим на их уровни, является
доход. Как правило, по мере роста
дохода растет потребление, населения.
При этом в условиях
2. Исследование потребительских расходов за период 2000-2010 г .г.
2.1. Тенденции изменения структуры
потребления домашних хозяйств и доли
потребления в ВВП РФ
Потребление домохозяйств
— это сумма денежных расходов,
которые население тратит на
покупку товаров и услуг. Оно составляет две трети
Таблица 2
Структура потребительских расходов населения в РФ,
2000-2010 г.г.%13
Года |
2000 |
2002 |
2004 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Расходы на продовольственные товары |
51,9 |
49,1 |
46,4 |
45,6 |
41,7 |
38,9 |
36,6 |
33,6 |
Расходы на непродовольственные товары |
34,3 |
36,6 |
38,7 |
32,2 |
35,4 |
38 |
38,9 |
40,9 |
Расходы на услуги |
13,8 |
14,3 |
14,9 |
22,2 |
22,9 |
23,1 |
24,5 |
25,5 |
Данные представленные в таблице 2 свидетельствуют, что за период 2000-2010 г. г . на рынке России произошли изменения в сфере структуры потребления домашних хозяйств.
Расходы на покупку
непродовольственных товаров и
Так, с 2000 по 2010 год в 8,5 раза увеличилась доля расходов на оплату услуг ЖКХ 14
Исследование доли потребления в ВВП РФ (%)
Макроэкономический анализ
предполагает использование
Одним из основных
макроэкономических
ВВП15 измеряет стоимость конечной
продукции, произведенной ре
Конечными товарами и услугами являются те из них, которые используются на потребление, сбережение и экспорт .
Исследуем долю потребления
в ВВП в РФ за 2000-2010 года и определим
факторы, влияющие на динамику потребительских
расходов:
Данные таблицы 3 свидетельствуют, что за период 2000-2010 года произошли изменения в доле потребления ВВП РФ.
Изменения в структуре производства ВВП предполагают увеличение роли потребления домохозяйств, однако вопрос – в том, сможет ли Россия обеспечить такую структуру роста. Как выясняется, рост потребления в 2007 г. привел к тому, что вклад статьи «чистый экспорт» в объем ВВП упал ниже 1% (исторический минимум). После девальвации 1998 г. доля чистого экспорта возросла до 16%, что и обусловило, в конечном счете, восстановление уровня потребления. Очевидно, что до тех пор, пока цены на нефть остаются высокими, российские банки смогут – при нынешнем росте кредитования – финансировать потребительский бум. При этом рост финансового сектора обусловлен гигантскими доходами от экспорта энергоносителей, так что бум потребления косвенно финансируется за счет нефтяных денег. Учитывая, что чистый экспорт составляет лишь 0.4% ВВП, у России в долгосрочном плане не хватит ресурсов, чтобы финансировать национальное потребление.
Информация о работе Потребление как ключевой элемент макроэкономического анализа