Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:25, доклад
Спрос и предложение - взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение - совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.
Важную роль играет, по мнению Кейнса, субъективный фактор - это склонность к инвестированию и принятие решения предпринимателей об инвестировании.
Кривая спроса на инвестиции показывает обратную зависимость между процентной ставкой и совокупной величиной инвестиционных товаров. Норма процента оказывает влияние на капитальные вложения. Капитал выгодно инвестировать только в том случае, если норма процента будет ниже нормы прибыли. При снижении нормы процента повышается норма получаемой прибыли, т.к. снижается цена капитала. При постоянной величине дохода и изменении нормы процента спрос на инвестиции характеризуется кривой (рис. 4).
Равновесие
в макроэкономической модели Дж. М. Кейнса
может осуществляться при равенстве сбережений
и инвестиций, т.к. сбережения равны доходам
минус потребление, а инвестиции равны
совокупному спросу минус потребление.
Если сбережения не равны инвестициям,
то часть инвестиций переходит в товарно-материальные
запасы, увеличивая либо уменьшая их, что
и приводит к нарушению равновесия.
2.3 Теория мультипликатора. Парадокс бережливости
Важную роль в кейнсианской теории играет концепция мультипликатора. Дж. М. Кейнс рассматривает мультипликатор (Км) как показатель, выражающий взаимосвязь между приростом инвестиций и увеличением дохода.
Рис. 4. Спрос на инвестиции
Суть эффекта мультипликации в макроэкономике сводится к следующему: увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода в обществе, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций. Стоит более подробно рассмотреть эффект мультипликатора. Для этого необходим первоначальный объем инвестиций, который пойдет на строительство новых предприятий, закупку оборудования, сырья и материалов, наем рабочих. Таким образом, все владельцы факторов производства, предоставившие ресурсы для организации общественных работ, оплаченные из государственной казны, получат свой доход. Например, рабочие часть своего заработка предъявят в виде спроса на рынке потребительских товаров, а другая часть дохода рабочими сберегается. Следовательно, у каких-то иных хозяйственных агентов (производителей товаров потребления рабочими) увеличится их денежный доход. Производители потратят часть средств на покупку сырья, оборудования, материалов и т.д., но какую-то часть они так или иначе сберегут. Этот процесс начнет захватывать все новые и новые слои населения, которые, получив свои доходы, предъявят их в виде спроса на рынке потребительских товаров. Возникает цепная реакция: первоначальные 1000 долл., в виде инвестиций вызовут рост совокупного спроса, или используемого национального дохода, более чем на 1000 долл., т.е. 1000 долл. нужно ум-ножить на некий коэффициент, который и есть мультипликатор.
где:
ВНП — прирост ВНП;
I— прирост инвестиций.
При увеличении инвестиций ВНП может дать
многократный прирост, и, наоборот, сокращение
инвестицион-ных расходов может привести
к значительному уменьшению ВНП. Теория
Дж. М. Кейнса предполагает стимулирование
инвестиций со стороны государства, тем
самым вызывая оживление производства
и рост занятости. Прирост ВНП, возникший
от увеличения объема инвестиций, делится
на личное потребление и сбережения. Мультипликатор
и прирост потребления находятся в прямо
пропорциональной зависимости. Мультипликатор
и прирост сбережений находятся в обратно
пропорциональной зависимости.
Парадокс бережливости означает, что попытки общества больше сберегать могут привести к снижению объема сбережений, особенно если они не сопровождаются приростом инвестиций.
Сбережения
сокращают потребление и
Заключение
Предложение какого-либо товара или услуги - это готовность производителей продать определенное количество этого товара или услуги по определенной цене за определенный период времени. Объем предложения - то количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени. Цена предложения - минимальная цена, по которой продавцы согласны продать определенное количество товара или услуги. Зависимость между объемом и ценой предложения выражается в законе предложения. Закон предложения: при прочих равных условиях, объем предложения товара увеличивается, если цена на товар возрастет (и наоборот). Закон предложения показывает, что существует прямая зависимость между ценой и объемом предложения. Чем выше цена, тем больше у них стимулов для производства и продажи своего товара. Изменение объема предложения происходит вследствие изменения цены блага. А изменение функции предложения происходит вследствие действия неценовых факторов предложения: изменение цен на ресурсы; уровень технологии; цена на альтернативную продукцию; ожидание производителей по поводу предстоящего изменения цен; налоги и субсидии; конкуренция на рынке товаров-аналогов. (условия продажи, интенсивность рекламы).
Сущность
потребления как стадии процесса
воспроизводства заключается в
индивидуальном и совместном использовании
населением потребительских благ в целях
удовлетворения материальных и духовных
потребностей людей. При рассмотрении
потребления как элемента совокупного
спроса речь идет о расходах домашних
хозяйств на покупку товаров и услуг. При
макроэкономическом анализе проблема
трактуется как задача межвременного
выбора потребителей. Отсюда следует,
что сбережения — это отложенное потребление.
Вместе с тем сбережения, сделанные в настоящем
периоде, есть не что иное, как вычет из
текущего потребления, поскольку сбережения
— это часть располагаемого дохода, не
использованная на потребление. В макроэкономическом
плане особое значение имеет вопрос о
том, какие факторы оказывают решающее
воздействие на выбор потребителей, т.е.
определяют функции потребления и сбережений.
Экономисты-классики полагали, что ни
один разумный человек, намереваясь делать
сбережения, не станет их сохранять у себя
в форме денег, если сможет использовать
сбережения таким образом, чтобы они приносили
ему процент (путем банковских вкладов,
покупки акций или облигаций). Чем выше
реальная ставка процента, тем больше
у людей стимулов для сбережений, и, напротив,
при снижении этой ставки у людей уменьшается
заинтересованность в сбережениях. Отсюда
они делали вывод, что сбережения являются
возрастающей функцией от реальной процентной
ставки. Поскольку потребление и сбережения
в сумме составляют располагаемый доход,
потребление при росте реальной процентной
ставки будет уменьшаться, а при ее снижении
увеличиваться. Иными словами, потребление
с точки зрения классиков является убывающей
функцией от реальной ставки процента.
Уровень инвестиций оказывает существенное
влияние на объем национального производства
и темпы его роста. Строительство новых
предприятий, возведение жилых домов,
прокладка дорог, а следовательно, и создание
новых рабочих мест зависят от процесса
инвестирования, или капиталообразования.
Следует иметь в виду, что инвестиции оказывают
неодинаковое воздействие на рынок товаров
и услуг в коротком и длительном периодах.
В коротком периоде инвестиции выступают
как элемент совокупного спроса на блага.
Они не влияют на совокупное предложение,
так как строящиеся объекты еще не дают
отдачи в виде дополнительно выпускаемых
товаров и услуг. В длительном периоде
инвестиции обусловят рост запаса капитала,
что приведет к росту производственных
возможностей страны и увеличению совокупного
предложения. Основная особенность инвестиций
как элемента совокупного спроса заключается
в том, что они сильно зависят от изменений
хозяйственной конъюнктуры и поэтому
их величина очень нестабильна.
Сбережения и инвестиции могут осуществляться
разными хозяйственными субъектами. Инвестор
и тот, кто сберегает, совпадают в том случае,
когда источником инвестиций являются
накопления предприятий. Во второй половине
ХХ столетия основным инвестором стало
само населения, а источником их инвестирования
являются его сбережения. Именно поэтому
банки и другие кредитно-финансовые институты
так активно охотятся за сберегаемой частью
доходов населения. Но сбережения и инвестиции
зависят от разных факторов. Сбережения
- это возрастающая функция процента, а
по Кейнсу это функция дохода: чем выше
уровень процента в банковских и сберегательных
учреждениях на вклады населения, тем
выше будет активность населения по сбережению
части своего дохода. Рост инвестиций
ведет к росту производства и национального
дохода, вызывает вовлечение в производство
дополнительных рабочих, увеличивается
занятость, а с ней и доход и потребление.
Суть теории (эффекта) мультипликатора
и заключается в том, что увеличение инвестиций
приводит к увеличению национального
дохода общества, причем на величину большую,
чем первоначальный рост инвестиций, то
есть инвестиции вызывают цепную реакцию
в виде роста доходов и занятости. Мультипликатор
определяется как отношение прироста
дохода к приращению занятости. На макроуровне
эффективность капитальных вложений определяется
отношением прироста национального дохода
к приросту капитальных вложений. Важным
при установлении эффекта инвестирования
является учет воздействия на окружающую
среду, здоровье населения. Рыночная экономика
автоматически не регулирует инвестиционную
активность и сбережения. В сложной развитой
экономике это функция государства, при
этом его вмешательство должно быть обсчитано
как в краткосрочном, так и в долгосрочном
плане, то есть научно обоснованно.
Список литературы
1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. М., 1999 г.
2. Бункина
М.К. Национальная экономика.
3. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. М., 1997 г.
4. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Макроэкономика. С-Пб., 1994 г.
5. Ломоносова М.В. М., 1997 г.
6. Налоги:
уч. пособие/Под ред. Д.Г. Черника.
7. Расков
Н.В. Макроэкономика для
8. Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия. М., 1995 г.