Предмет и метод бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:34, курсовая работа

Краткое описание

Бухгалтерская отчетность как наука имеет свой предмет и метод. Раскрытие и определение предмета и метода бухгалтерского учета позволяет установить его содержание.
Бухгалтерский учет осуществляется во всех звеньях народного хозяйства - на предприятиях, в организациях, учреждениях как производственной, так и непроизводственной сферы и служит для наблюдения и контроля за их деятельностью. Каждое предприятие (организация, учреждение) имеет определенное имущество - хозяйственные средства (здания, сооружения, оборудование, материальные и другие ресурсы), которые образуются за счет определенных источников (совокупности вложений учредителей, прибыли, заемных средств и т.п.) Контроль за наличием и движением, а также целесообразным использованием средств в каждом хозяйстве осуществляется с помощью бухгалтерского учета. Следовательно, хозяйственные средства, находящиеся в распоряжении отдельных предприятий, и источники их формирования является объектом бухгалтерского учета и принадлежат к содержанию его предмета.

Содержание

Введение ………………………………………………….……………….…3
1 Предмет бухгалтерского учета: сущность и виды….. ……...……..........5
Понятие и основные черты предмета бухгалтерского учета…………5
Классификация объектов бухгалтерского учета …………...…………9
2 Метод бухгалтерского учета – основные черты и виды ……………....13
2.1 Сущность метода бухгалтерского учета ……………………………..13
2.2 Классификация и основные черты методов бухгалтерского учета ...17
Заключение ……………………………………………………….……..…..22
Глоссарий…………………………………………………………..…….......24
Список использованных источников……………………………….…...…26
Приложения………………………………...….

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа(Бухгалтерия).doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

Однако ряд хозяйственных операций нельзя оформить документально в момент их совершения. Так, отдельные виды товарно-материальных ценностей имеют тенденцию к усушке, утруске, распылению и другим процессам, порождающим неизбежную естественную убыль. В других случаях потери, недостачи возможны из-за небрежности в работе материально-ответственных лиц, ошибок, обмана и т.п.; стихийных бедствий (пожара, наводнения и пр.). Выявление подобных фактов и оформление их в учете производится путем инвентаризации - проверки наличия имущества, обязательств и состояния расчетов и сопоставления фактических данных с учетными данными. Таким образом, инвентаризация является продолжением документирования.

Инвентаризация позволяет через проверку в "натуре" материальных ценностей, денежных средств и финансовых обязательств выявить их фактическое состояние. Она или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенные ценности и допущенные потери, хищения, недостачи. Поэтому при помощи инвентаризации обеспечивается и контролируется сохранность материальных ценностей, денежных средств и других активов, проверяется полнота и достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности. С помощью инвентаризации организуется более четкий контроль за наличием и движением активов и обязательств организации, работой материально-ответственных лиц.

Как было указано выше, основным измерителем в учете является денежный измеритель. Для перевода натуральных и трудовых измерителей в денежный применяется способ, называемый оценкой. При этом необходимо соблюдение принципа реальности и единства. В бухгалтерском учете принят основной принцип оценки его объектов - по фактической себестоимости.

Таким образом, оценка представляет собой способ выражения в денежном измерителе активов организации и источников их формирования.

Фактическая себестоимость объектов учета определяется с помощью приема калькулирования, т.е. расчета всех элементов себестоимости. Сопоставление текущих издержек с конечными результатами производится с помощью оценки, базирующейся на данных калькуляции фактической себестоимости.

Таким образом, калькулирование - расчет затрат по видам продукции и на ее единицу, связанных с производством и реализацией по предприятию в целом и по структурным подразделениям. Себестоимость продукции определяется на всех предприятиях на основе нормативных актов, устанавливающих состав затрат на производство и реализацию продукции, включаемых в ее себестоимость.

Для процесса управления необходима информация о наличии и движении имущества и обязательств организации по отдельным их группам, видам и наименованиям. Для этих целей используется система счетов. Счет - информационная система, определяющая группировку и текущий учет однородных объектов, их сущность и изменения.

На каждый вид имущества и обязательств открывается отдельный счет. Различают два основных вида счетов: активные и пассивные. Свое название они получили от названия сторон баланса, и отражают их содержание. Так, активные счета предназначены для учета имущества по их составу и размещению, пассивные - для учета источников по их целевому назначению. Строение счетов, независимо от их вида, одинаково - это таблица двусторонней формы, левая сторона которой есть дебет, а правая - кредит.

Хозяйственные операции на счетах отражаются способом двойной записи, обусловленной двойственностью самих хозяйственных процессов. Так, хозяйственная операция поступления денежных средств в кассу из банка (расчетного счета организации) одновременно отражается как оприходование денег в кассу и списание денег с расчетного счета. При этом сумма хозяйственной операции записывается на счетах дважды (по дебету одного счета и по кредиту другого счета), что и называется двойной записью. Она обеспечивает взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности организации в бухгалтерском учете. Кроме того, ее использование имеет большое контрольное значение, так как требует обязательной сбалансированности (равенства) итогов записей на счетах. Это осуществляется по окончании каждого отчетного периода, когда подсчитываются суммы оборотов по дебету и кредиту всех счетов независимо от их вида. Они должны быть между собой равны, неравенство свидетельствует об ошибке, допущенной в записях или подсчетах. Взаимная связь между счетами, отражающими данную операцию, называется корреспонденцией счетов, а счета, между которыми возникает эта связь, называются корреспондирующими счетами.

Таким образом, счета и двойная запись применяются для регистрации, текущей группировки и обобщения учетной информации об объектах бухгалтерского учета, затрагиваемых хозяйственной операцией.

Через счета и двойную запись лежит путь к систематическому обобщению итогов хозяйственной деятельности и выбору дальнейшей стратегии организации. Достигается эта цель через составление бухгалтерского баланса.

Бухгалтерский баланс включает остатки счетов на определенную дату - конец отчетного периода, которые образуют активы субъекта, его собственный и заемный капитал.

Его данные необходимы для контроля наличия, движения и структуры имущества организации и источников его формирования, для анализа финансового состояния и платежеспособности, размещения средств, степени изношенности основных средств и пр.

Итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности находит отражение в отчетности. Ею пользуются как внутренние, так и внешние пользователи. Поэтому отчетность составляется по определенным правилам и стандартам.

Отчетность является завершающим этапом учетного процесса. В ней отражаются имущественное и финансовое положение организации, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период (месяц, квартал, год). Таким образом, бухгалтерский баланс и отчетность являются способом итогового обобщения текущей учетной информации.

Метод бухгалтерского учета позволяет не только наблюдать, измерять многочисленные операции в процессе хозяйственной деятельности, но также и экономически обобщать полученные данные.

Посредствам метода бухгалтерского учета рассчитываются затраты, производимые при осуществлении тех или иных процессов, данные о которых необходимы для контроля за рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Отражение и экономическое обобщение учитываемых объектов осуществляются в едином денежном измерении, без чего не возможно получение сводных данных о хозяйственной деятельности.

На основе вышеизложенного можно дать определение сущности метода бухгалтерского учета. Метод бухгалтерского учета есть система способов, обеспечивающих сплошное, непрерывное, взаимосвязанное и объективное отражение, экономическое обобщение и подсчет в денежном измерении объектов бухгалтерского учета.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

         Проведенная в ходе исследования работа позволила сделать вывод, что у бухгалтерского учета, как у части экономической науки, есть свой предмет и метод. Как следует из данной работы предмет бухгалтерского учета включает в себя хозяйственную деятельность, как коммерческого предприятия, так и юридического лица. Хозяйственная деятельность состоит из несколько процессов: процесс снабжения (его суть в обеспечении предприятия материалами, оборудованием и т.д.), процесс производства и процесс реализации продукции предприятия (товаров и услуг). Сменяя друг друга, эти процессы создают кругооборот хозяйственных средств, который при работе предприятия продолжается непрерывно.

             Методом бухучета являются приемы и способы, которые используются в учете и благодаря которым становится возможным изучение предмета. Проведенные исследования показали нам, что метод бухгалтерского учета состоит из нескольких элементов: документаций – свидетельств в письменной форме, подтверждающих совершение отдельной хозяйственной операции и придающих ей юридическую силу; инвентаризации – фактического подтверждения наличия у предприятия имущества, а также определенных финансовых обязательств, счета бухгалтерского учета, денежной оценки, бухгалтерского баланса и бухгалтерской отчетности.

             Делая общий вывод по результатам проведенного исследования, можно сказать, что бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на 1-ое число каждого месяца. В бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг и затраты, связанные с капитальными и финансовыми вложениями, учитываются раздельно.             

          Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий. Бухгалтерская отчетность организации является завершающим этапом учетного процесса. В ней отражается нарастающим итогом имущественное и финансовое положение организации, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период (месяц, квартал, год).

 

 

 

 

 

 

 

 

Глоссарий

 

    

    №

   п\п

 

 

                            Термин

 

 

                 Описание

   

  

    1

Банкноты

Денежные знаки; банковские билеты, выпускаемые в обращение центральными эмиссионными банками и используемые как средство обращения в кредитной системе.

 

2

Бухгалтерский учёт

Упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества, обязательств организации и их изменениях.

 

     3

Денежная масса

Совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг, которыми располагают частные лица, институциональные собственники и государство.

 

4

Деньги

Особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров, форма стоимости всех других товаров.

 

 

5

Квазиденьги

высоколиквидные финансовые активы, соответствующие уровням агрегирования М2 и М3, которые без риска финансовых потерь переводятся в наличность.

 

6

 

Кредитные деньги

Неразменные на золото банкноты центральных банков и банковские депозиты (депозитные деньги), являющиеся базой чекового обращения.

 

 

7

 

 

Мера стоимости

Функция денег, заключающаяся в том, что деньги обеспечивают выражение стоимости товаров как одинаковых величин, качественно равных и количественно сравнимых.

 

    8

Мировые деньги

Функция денег, заключающаяся в том, что деньги используются в качестве средства расчетов в международном платежном обороте между странами.

 

 

9

Средство платежа

Функция денег, заключающаяся в том, что деньги используются при продаже товаров в кредит, при уплате налогов, земельной ренты и т.п.

 

 

10

Уставной капитал

Это денежные средства или эквивалент других ликвидных материальных или нематериальных ресурсов или активов.

 

 

11

 

Электронные деньги

Форма организации денежного обращения в ассоциации информационных сетей.

 

Список использованных источников

 

11

 

Конституция РФ /принята 12 декабря 1993

2

Налоговый Кодекс РФ. М. Инфра - М, 2001

3

Андросов А.М. Бухгалтерский учет и отчетность в России. — М.: Менатеп-Информ, 2007.

4

Балабанов И.К. Деньги и финансовые институты. - М., 2007. - 368 с.

5

Грязновой А.Г. Экономическая теория: Учебник. - М.: Издательство "Экзамен", 2008. - 592 с.

6

Дробозиной Л.А. Финансы, денежное обращение, кредит. - М.: ЮНИТИ, 2009. - 428 с.

7

Камаева В.Д.  Экономическая теория. Учебник. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 368 с.

8

Кутер М.И. Теория бухгалтерского учета. М.:Финансы и статистика, 2006.

9

Николаевой И.П. Экономическая теория. Учебник. - М.: Проспект, 2009. - 306 с.

10

Носова С.С. Экономическая теория. Учебник. - М.: ВЛАДОС, 2009.287 с.

11

Самойлов И.В. Бюджетные учреждения: бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность. – М.: Главбух, 2007.

Информация о работе Предмет и метод бухгалтерского учета