Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 20:35, контрольная работа
Термин «экономика» происходит от двух греческих слов: «ойкос» — дом или хозяйство, и «номос» — учение или закон. То есть получается, что экономика — это искусство, навыки или умение правильно вести домашнее хозяйство.
Экономика выступает как материальная основа для существования общества. Дело в том, что экономика предоставляет в готовом виде те ресурсы, которые необходимы для дальнейшего развития других сфер.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5
1.1 Сущность микроэкономики 5
1.1.1 Микроэкономика как часть современной экономической теории 5
1.1.2 Функции современной микроэкономики 9
1.1.3 Позитивная и нормативная микроэкономика 11
1.2 Особенности объекта и предмета микроэкономики как науки 13
1.2.1 Предмет микроэкономики 13
1.2.2 Объект микроэкономики 15
1.2.3 Проблема выбора как объект микроэкономического анализа 17
1.3 Методология и методы микроэкономики 19
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 28
При моделировании экономист – исследователь искусственно создает слепок объекта, выдвигает упрощенный и мысленно представляемый вариант реальной действительности — в виде текстового (вербального), графического, математического и т. п. аналога.
В процессе моделирования
предпочтительнее выдвигать не одну,
а несколько моделей, которые
до определенного момента должны
рассматриваться как
В современной микроэкономике используются модели двух типов — оптимизационные и равновесные.
Оптимизационные модели
применяются при исследовании поведения
отдельных хозяйствующих
Модели рыночного
равновесия выдвигаются при исследовании
взаимоотношений между
Содержательность и реалистичность, внутренняя непротиворечивость, предсказательная способность и возможность ин формационного обеспечения — таковы основные требования, которые предъявляются к современной экономической модели.
Реалистичность
допущений и объясняющая
Сегодня много дискуссий вызывает весьма интенсивное использование в экономической теории графиков, рисунков, схем. График представляет собой масштабное изображение показателей или чисел с помощью геометрических знаков (линий, прямоугольников, кругов) или условно-художественных фигур [4,С.36 – 37]. Такие построения (чаще всего в двухмерном пространстве) выполняют роль наглядной иллюстрации. Также они очень часто имеют и аналитическое значение, так как позволяют выявить возможную тенденцию развития (эффект корреляции и т. д.).
Среди графиков выделяются диаграммы, рисунки и т. п.
Диаграммы по своей форме бывают столбиковые, полосовые, круговые, квадратные, линейные и фигурные. По содержанию диаграмма сравнения показывает соотношение разных объектов (предприятий, фирм и других объектов) по какому – либо показателю. Структурные (секторные) диаграммы позволяют выразить состав изучаемых показателей или исходных элементов, удельный вес отдельных частей в общей величине объекта (показателя). Изображение дается в виде разбитых на сектора геометрических фигур (квадратов, кругов), площадь которых принимается за 100 % или за единицу. Величина сектора, соответствующая определенному показателю, определяется его удельным весом.
При изучении взаимосвязей между отдельными величинами широко используются линейные графики. На оси абсцисс (горизонталь) откладывается значение факторного переменно го показателя (Х), а на оси ординат (вертикаль) отражается значение результативного показателя (У) в соответствии с функцией: Y = F (Х).
Нужно помнить, что графики и схемы сами по себе в отрыве от теоретического анализа ничего не доказывают. Это лишь иллюстрация экономического процесса и не более того. Поэтому методологически неверно изложение теоретической или практической проблемы начинать с построения графика, схемы и т. п. Вместе с тем нельзя и недооценивать те большие возможности «художественного изображения» отразить в доходчивой форме содержание исследуемого экономического процесса.
Эксперимент часто используется в хозяйственной практике. Эксперимент выступает как искусственное воспроизведение объекта (экономического процесса) в наиболее благоприятных условиях с целью его изучения и накопления практического опыта. Эксперимент всегда ограничен по масштабу. По сути дела в рамках существующей национальной экономической системы искусственно создается небольшой «экономический заповедник», где отрабатываются новые приемы хозяйствования (налогообложение, порядок банковских платежей, кредитование, привлечение иностранного капитала, интеграция, управление собственностью, оплата труда и т. д.). Следует отметить, что возведение такой резервации часто выступает как единственно возможный способ не только проверить имеющиеся теоретические выводы, но и получить новый практический материал, необходимый для продолжения проводимого научного исследования.
Эксперимент всегда
затрагивает сложившиеся
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Задача № 1
Функция спроса задана формулой Qd=20 – 0,6Р, функция предложения Qs=0,4Р – 0,8. Найти величину дефицита или профицита товаров, если цена равна 26 руб.
Решение:
При цене товара 26 руб.
Спрос будет равен: Qd=20 – 0,6Р
Qd= 20 – 0,6 × 26 =4,4;
Предложение: Qs=0,4Р – 0,8
Qs= 0,4 × 26 – 0,8 = 9,6;
Возникает дефицит товаров (превышение спроса над предложением), т.е. при данной цене на товар, продавец не может ничего предложить покупателю.
Задача № 2
Рассчитать прибыль и рентабельность продукции по кварталам и за год в целом, используя данные таблицы.
1квартал |
2квартал |
3квартал |
4 квартал | ||||||||
Q, ед. |
P,ед., руб. |
ATC, руб. |
Q, ед. |
P,ед., руб. |
ATC, руб. |
Q, ед. |
P,ед., руб. |
ATC, руб. |
Q, ед. |
P,ед., руб. |
ATC, руб. |
705 |
152 |
130 |
658 |
157 |
135 |
625 |
158 |
138 |
758 |
155 |
128 |
Q – объём производства продукции, ед.
P ед. – отпускная цена единицы продукции, руб.
АТС – средние общие издержки, руб.
Pr = TP – Tc;
TR= P*Q;
ATC= →TC= ATC*Q;
Pr = P*Q – ATC*Q = Q*(P – ATC); Р=(Pr/ATC)*100%
1квартал |
2квартал |
3квартал |
4квартал |
Год | |
Прибыль, руб. |
15510 |
14476 |
12500 |
20466 |
62952 |
Себестоимость, руб. |
91650 |
88830 |
86250 |
97024 |
363754 |
Рентабельность, % |
16,92 |
16,29 |
14,49 |
21,09 |
17,30 |
Задача №3
|
1 |
Трансферные платежи |
3,8 |
Валовые внутренние инвестиции |
14,6 |
Косвенные налоги на бизнес |
6,5 |
Личные подоходные налоги |
2,8 |
Экспорт |
3 |
Импорт |
1,6 |
Амортизация |
7 |
Личные потребительские расходы |
64,5 |
Налоги на прибыль корпораций |
1,1 |
Взносы на социальное страхование |
0,1 |
Государственные закупки товаров и услуг |
6,4 |
Рассчитайте показатели системы национальных счетов используя данный из таблицы.
ВНПрасх= С+Ig+G+X;
X – экспорт – импорт = 3 – 1,6=1,4;
ВНП=64,5+14,6+6,4+1,4=86,9;
ВВП=ВНП – Х;
ВВП=86,9 – 1,4=85,5;
ЧНП=ВНП – А;
ЧНП=86,9 – 7=79,9;
НД=ЧНП – Т;
НД=79,9 – 6,5=73,4;
ЛД=НД – налог на прибыль – страховые взносы + трансферные платежи;
ЛД=73,4 – 1,1 – 0,1+3,8=76;
ЛРД=ЛД – подоходный налог;
ЛРД=76 – 2,8=73,2.
Задача №4
Найти показатели издержек и прибыли (АТС, TR, MR, PR) согласно данным таблицы (FC=16, Р=12):
№ варианта |
1 |
Q |
1 |
TC |
18 |
Решение задачи оформим в таблице:
Обозначение |
Понятие |
Формула |
Значение |
FC |
Постоянные издержки производства |
- |
16 |
P |
Цена продукта |
- |
12 |
Q |
Количество реализованного продукта |
- |
1 |
TC |
Общие издержки производства |
- |
18 |
ATC |
Средние совокупные издержки производства |
ATC=TC/Q |
18 |
TR |
Общий доход фирмы (выручка) |
TR=P×Q |
12 |
MR |
Предельный доход фирмы |
MR= ∆TR/∆Q |
12 |
PR |
Прибыль фирмы |
PR=TR-TC |
- 6 |
Задача № 5
Определите среднюю склонность к потреблению, если национальный доход 600 млрд. рублей, а его потребляемая часть 540 млрд. рублей.
Решение:
Средняя склонность определяется, как отношение размеров потребления к величине дохода: АРС=С/Y АРС=540/600=0,9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Микроэкономика является одной из двух составных частей современной экономической теории.
Микроэкономика – часть экономической теории в целом, ее важный особый раздел. Как и во всей экономической теории, в микроэкономике изучаются экономические отношения людей, их экономическое поведение и деятельность. Ведь именно люди ищут и находят ресурсы, включают их в процесс производства, производят продукты, товары, получают доходы, используют их для содержания семьи и общества в целом.
Предмет ее исследования – процесс рыночного ценообразования и его роль в национальном хозяйстве.
Субъектами микроэкономики являются домашние хозяйства, предприятия, государство.
Объектами микроэкономики
выступают проблемы редкости и оптимального
выбора, вопросы эффективности
Специфика микроэкономического подхода состоит в том, что анализ национальной экономики начинается с наблюдения за поведением отдельных экономических субъектов, взаимодействие которых в ходе достижения своих целей образует общественное хозяйство. Чтобы проникнуть в сущность экономических явлений, выдвинуть обоснованный прогноз развития и конкретные практические рекомендации, микроэкономика руководствуется научной методологией. Методология проявляется, как способность мыслить научными категориями и понятиями, обнаруживается как технология теоретического мышления, включает метод и теоретическую основу.
Метод выступает как совокупность мировоззренческих принципов, общих научных методов и частных приемов познания. Частные приемы исследования логически вытекают из общенаучных методов познания, изменяются наиболее динамично, призваны, максимально учитывать специфику изучаемого экономического явления, сориентированы на решение конкретных научных и практических задач. Они включают моделирование и эксперимент, факторный анализ, предполагают пост роение структурно – логических схем и графиков, аналитических таблиц.
Основным методом
экономического анализа является моделирование
изучаемых процессов. Поведение
отдельных экономических
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Базылев, Н.И. Экономическая теория: Учебник / Н.И. Базылев, С.П. Гурко, М.Н. Базылева. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 672 с.
2 Гальперин, М. Микроэкономика: Учебник / М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов. – М.:"Экономическая школа", 2003. – 641 с.
3 Лемешевский, И.М. Экономическая теория: Ч.1. Основы. Вводный курс / И.М. Лемешевский. – Мн: ООО «ФУАинформ», 2002. – 632 с.
4 Лемешевский, И.М. Экономическая теория: Ч.2. Микроэкономика / И.М. Лемешевский. – Мн: ООО «ФУАинформ», 2003. – 720 с.
Информация о работе Предмет экономической теории. Микроэкономика в системе экономических знаний