Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 00:06, курсовая работа
Способы и виды развлечений постоянно видоизменялись в ходе истории. Во времена глобальных перемен, таких как Крестовые походы, войны, революции, инквизиции, они затихали, но имели место быть. Зачастую законодательством запрещались азартные игры, но желание народа, будучи достаточно сильным фактором, способствовало возврату данного направления развлекательной деятельности в жизнь людей и приобретению все большей его популярности.
Введение
Глава 1. Общая характеристика индустрии развлечений в России
1.1. История развития индустрии развлечений
1.2. Индустрия развлечений на современном этапе. Особенности
становления и проблемы.
Глава 2. Цирковая деятельность как составляющая индустрии
развлечений в России
ТЕМА: ПРЕДПОСЫЛКИ И ОСНОВНЫЕ
ТЕНДЕНЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ
РАЗВЛЕЧЕНИЙ В РОССИИ.
Содержание:
Введение
Глава 1. Общая характеристика индустрии развлечений в России
Глава 2. Цирковая деятельность как составляющая индустрии развлечений в России
2.1.
Глава 1. Общая характеристика индустрии развлечений в России
Индустрия развлечений является важной частью жизни общества. Данная отрасль дает миллиардные обороты. Благодаря развлечениям человек удовлетворяет свои духовные, интеллектуальные и физиологические потребности, реализует себя как личность, оценивает свою роль в различных ситуациях и социальных системах. Основной функцией развлечений, как известно, является заряд яркими эмоциями и острыми ощущениями, что также играет огромную роль в формировании личности. Поэтому сейчас развлечения все чаще выступают в качестве ведущих мотивов деятельности. Стоит отметить, что, несмотря на многообразие форм, видов и способов развлечений, ни в современной статистике, ни в научных исследованиях специалистов до сих пор нет критериев выявления сферы деятельности, ориентированной на оказание развлекательных услуг, нет также и серьезной классификации ее основных видов и форм. Это, в свою очередь, ведет к сложностям в вопросах экономики, организации и управления предприятием, реально занимающимся оказанием развлекательных услуг. Очевидно, что решение данных вопросов – это, прежде всего, задача экономики. Процессы развлечений, как известно, осуществляются как в естественной, так и в искусственно созданной среде. Практика создания специальных условий для организации процессов развлечений привела к появлению достаточно мощной индустрии развлечений, которая, в своем современном виде, сложилась к концу XX в.
Способы и виды развлечений постоянно видоизменялись в ходе истории. Во времена глобальных перемен, таких как Крестовые походы, войны, революции, инквизиции, они затихали, но имели место быть. Зачастую законодательством запрещались азартные игры, но желание народа, будучи достаточно сильным фактором, способствовало возврату данного направления развлекательной деятельности в жизнь людей и приобретению все большей его популярности.
Исследование процесса исторического развития индустрии развлечений необходимо по нескольким причинам. Главной из них является природное желание избежать ошибок прошлого. Недаром некоторые игры запрещались властными структурами, хотя не имели никакого вреда, кроме своей неимоверной популярности. Другая, не менее важная причина - изучение творческого пути человечества, тех многочисленных вариаций, которое оно вносило в развлечения, до тех пор, пока мы не стали их наблюдать в современном виде. Индустрия развлечений несет в себе также и просветительскую функцию. И, наконец, третья причина, по которой стоит посмотреть на индустрию развлечений с точки зрения исторического аспекта, это перспектива развития современного общества, ведь, как известно, история повторяется по спирали.
Развлечения имели место быть на всех этапах становления человеческой цивилизации. Так, развлечения людей первобытного общества сводились к играм и состязаниям в ловкости и силе. Магические, а также игровые занятия, направленные на достижение практических результатов, одновременно позволяли людям освободиться от негативных состояний, заряжали их новой энергией. Данная функция развлечений сохранилась и по сей день. Также довольно эффективным было воздействие на психологию людей музыкально-ударных инструментов и совершение при этом определенных ритмических движений. Существовал еще один вид коллективной активности – праздник (конечно, не в том виде, в каком мы его понимаем сегодня). Таким образом, можно сделать вывод о том, что в первобытном мире не было развлечений как таковых, но возникали предпосылки для их дальнейшего возникновения и развития.
Заметные изменения в досуговой деятельности стали происходить в сообществах Древнего мира. В это время стали формироваться государственно-правовые формы организации и регулирования общественной жизни. Начала развиваться частная собственность, что привело к расслоению общества. Среди аристократических и зажиточных слоев населения стали возникать непривычные для того времени виды досуга. Досуговые занятия стали четко разделяться на те, которые происходят дома, и те, которые происходят в общественном месте. Многие домашние и внедомашние развлечения связаны с традиционными играми, спортивными состязаниями, которые требовали либо непосредственного участия человека, либо наблюдения со стороны. В это же время появляются настольные игры. Следует отметить, что в этот период стало развиваться светское массово-зрелищное музыкальное и цирковое искусство.
В период Средневековья в основных регионах мира продолжали существовать традиционные формы жизнедеятельности, отдыха и культуры досуга, свойственные Древнему миру. Их изменение было постепенным и, по существу, незаметным для живущих поколений.
Радикальные перемены в основных сферах жизнедеятельности, в частности и в сфере досуга, стали происходить в период Нового времени. Развивается техника, появляются новые способы передачи информации: радио, кино, телевидение, компьютер. В связи с этим, появляются и новые формы развлечений. Досуг и отдых приобретают для человека огромное значение. Все это создает предпосылки для роста в экономике масштабного сегмента сервиса – сферы рекреации и досуга, игровой деятельности и развлечений.
В настоящее время индустрию развлечений можно выделить как самостоятельную отрасль экономики в сфере услуг. Как правило, к индустрии развлечений относят предприятия, организации и учреждения, основная деятельность которых связана с удовлетворением потребностей людей в развлечениях. Таким образом, к предприятиям индустрии развлечений относят те предприятия, у которых ярко выражен развлекательный характер деятельности. Это разнообразные зрелищные предприятия: цирки, зоопарки, игротеки, аттракционы, лунопарки, театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы (предприятия шоу-бизнеса). Сюда могут быть отнесены и предприятия, организующие спортивно-зрелищные мероприятия, а также организации с целью развлечения - занятия физической культурой (например, в бассейнах, спортивных залах, клубах и пр.). С развлечениями могут быть связаны и некоторые предприятия культуры (библиотеки, музеи, выставки). Особое место среди перечисленных предприятий занимают и предприятия игорного бизнеса.
Индустрия развлечений в настоящее время является одной из самых динамично развивающихся отраслей в России. Отличительная особенность нынешнего этапа - становление регионов. За последнее время здесь довольно значительно увеличилось число игорного оборудования, появились новые серьезные лидеры. В то же время и многие столичные производители уделяют самое пристальное внимание региональной индустрии развлечений. [1]
Начало третьего тысячелетия характеризуется интенсивным развитием мирового рынка индустрии развлечений. Бизнес, основанный на организации и проведении развлечений, приносит огромные прибыли и аккумулирует миллиарды долларов. Доходы мировой индустрии развлечений в 2007 г. эксперты аналитической компании PricewaterhouseCoopers (PwC) оценили в 1,3 трлн. долларов. В 2010 г. потребители потратили на развлечения уже 1,8 трлн. долларов (ежегодный прирост в 7,3%) [2]
Таблица 1. Ключевые характеристики мирового рынка развлечений, 2007 г.
Критерий |
Показатель |
Объем рынка (трлн. долл.) |
1,3 |
Ежегодный прирост рынка (%) |
7,3 |
Объем крупнейшего в мире рынка развлечений – США (млрд. долл.) |
524 |
Доля рынка США в общем объеме мировой индустрии развлечений |
40,3 |
Объем рынка развлечений в России (млрд. долл.) |
20 |
Тенденциозный характер процессов развития мирового рынка развлечений присущ и отечественной сфере развлечений. Однако развитие развлекательного рынка России сопряжено с определенными проблемами как экономического, так и социального плана. В данной работе будут рассмотрены основные тенденции развития и проблемы становления отечественной индустрии развлечений.
Развлечения – относительно новое для России направление культурной деятельности. В советский период истории досуговая деятельность входила компонентой в отрасль культурно-просветительной деятельности. Основной формой были клубная и парковая деятельность. В конце 1990-х годов начался подъем российской экономики, что привело к росту доходов населения и, как следствие, появлению у него свободных денежных средств. Это послужило развитию потребности в развлечениях. В результате возникла и стала стремительно развиваться на российском рынке новая отрасль – индустрия развлечений.
К настоящему времени сформировались основные сегменты отечественной индустрии развлечений и рынок набирает обороты. Согласно девятому ежегодному обзору PricewaterhouseCoopers «Global Entertainment and Media Outlook», Российский рынок индустрии развлечений считается самым динамичным среди регионов Восточной Европы, Среднего Востока и Африки. В 2007 г., рынок развлечений и СМИ, как и в предыдущие годы, продемонстрировал самые высокие темпы роста в Европе – 12,2%. При этом средний годовой показатель роста на 2008-2012 г. составляет 11,4%.
Эксперты ИК «ФИНАМ» оценили российский рынок развлечений в 2007 г. в 20 млрд. долл.[2]
Рис. 1. Динамика показателей объема рынка индустрии развлечений и СМИ (в млрд. долл.)
По имеющимся оценкам в России
почти 37 млн. потенциальных потребителей
продуктов индустрии развлечений. Несмотря на то, что в России
на досуг тратят небольшое количество
средств, рост расходов населения на развлекательные
услуги можно сопоставить с затратами
на некоторые предметы потребления. Однако
потенциал потребления услуг индустрии
развлечений далеко не исчерпан. Для многих
россиян развлечения продолжают оставаться
«роскошью». Так, например, в западных
странах на посещение развлекательного
комплекса со стандартным набором услуг
или кинотеатра тратится от 100 долл., что
вполне может себе позволить представитель
среднего класса и выше. В России же, где
так называемый средний класс – лишь небольшая
верхняя прослойка общества, сосредоточенная
в крупных мегаполисах, посещение современных
развлекательных комплексов по карману
далеко не всем.
Очевидный дисбаланс в развитии сферы
развлечений подтверждается и соответствующей
статистикой. Согласно данным Института
комплексных социальных исследований
РАН, только 50,9% россиян пользуются услугами
современной индустрии развлечений. Из
них 7,9% посещают игорные заведения и тратят
там 0,5% от всех своих расходов; 9,7% – отдают
предпочтение домашнему досугу; 39,4% посвящают
свободное время различного рода хобби
или встречам с друзьями. И целых 32,3% считают
недостаточными свои возможности для
полноценного отдыха.
Рис. 2. Пользователи услугами индустрии развлечений (в %)
Несмотря на относительно небольшой спрос на рынке развлекательных услуг среди россиян, данный рынок остается одним из самых быстроразвивающихся рынков мира. Объем инвестиций в индустрию развлечений прогрессирует намного увереннее, чем в сферу торговли, лидировавшую до недавнего времени по темпам роста. Так, например, в Москве, доля инвестиций в данную отрасль составляет уже 7% всех инвестиций в город за год. Для сравнения: доля инвестиций в банковскую сферу – 9%, в промышленность – 8%. [3]
Динамика роста рынка развлечений связана, в первую очередь, с потребностями населения в цивилизованном современном досуге. Также немаловажным фактором развития данной отрасли является рост числа крупных торговых центров, где концентрируется большое количество развлекательных предприятий (кинотеатры, боулинги, игровые автоматы и т.п.). Специалисты прогнозируют наиболее высокие темпы роста рынка развлечений в регионах.
Индустрия развлечений – явление многопрофильное и охватывает многие направления деятельности – частичное присутствие развлекательного компонента наблюдается во многих сферах, что усложняет выделение предметной области исследования в четкую группу.
Среди наиболее крупных и четко сформированных сегментов отечественной индустрии развлечений можно выделить следующие: