Предпринимательство и прибыль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 19:23, курсовая работа

Краткое описание

Прибыль, в свою очередь, выступает, как главный мотив предпринимательской деятельности. Термин «прибыль» используется экономистами для определения разницы между валовым доходом предприятия и общими издержками.
Целью данной работы является изучение теоретических основ развития предпринимательства и формирования прибыли, использование прибыли в качестве объекта государственного регулирования

Содержание

Введение 3
Теоретические основы изучения предпринимательства 4
Предпринимательство как категория экономической 4
науки
Анализ развития предпринимательства 9
в развитых странах
Закономерности становления и развития 15 предпринимательства в современной России
Экономическое содержание предпринимательской 21
прибыли
Сущность прибыли в системе общественного 21
производства
Экономические интересы общества и 24
предпринимателей
Основные направления использования прибыли 28
на разных стадиях общественного производства
Формирование предпринимательской прибыли и ее 30 регулирование в современных условиях
Факторы, определяющие величину прибыли на 30 предприятиях различных форм собственности
Взаимосвязь между прибылью и бюджетно-налоговой 32 политикой государства
Проблемы регулирования процесса формирования 34
прибыли на предприятиях России
Заключение 38
Список использованных источников 40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая. Предпринимательство и прибыль.docx

— 124.99 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА 
Государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования 
«Российская таможенная академия» 
Владивостокский филиал 
Кафедра экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА 
по дисциплине «Микроэкономика»

студента Гунькиной Алены Алексеевны 
группа ЭБ01/1301 
факультета экономического 
на тему: Предпринимательство и прибыль.

Преподаватель: 
Довженко П.В.

Оценка 
Подпись 
«__»___________2014г.

г. Владивосток 
2014 

Оглавление

Введение                                                                                                   3

  1. Теоретические основы изучения предпринимательства    4
    1. Предпринимательство как категория экономической    4 
      науки
    2. Анализ развития предпринимательства      9 
      в развитых странах       
    3. Закономерности становления и развития                               15 предпринимательства в современной России
  2. Экономическое содержание предпринимательской  21 
    прибыли
    1. Сущность прибыли в системе общественного   21 
      производства
    2. Экономические интересы общества и     24 
      предпринимателей
    3. Основные направления использования прибыли  28 
      на разных стадиях общественного производства
  3. Формирование предпринимательской прибыли и ее  30  регулирование в современных условиях
    1. Факторы, определяющие величину прибыли на  30 предприятиях различных форм собственности
    2. Взаимосвязь между прибылью и бюджетно-налоговой 32  политикой государства
    3. Проблемы регулирования процесса формирования  34 
      прибыли на предприятиях России

Заключение          38

Список использованных источников      40

Приложения          42

Введение

Два термина “предпринимательство” и “рынок” неразрывно связаны  между собой. Достаточно простое и емкое определение рыночной экономики звучит так: ”экономика свободного предпринимательства”. Рыночную, капиталистическую  экономику всегда можно было охарактеризовать, как мир бизнеса, а «бизнес» часто рассматривается как синоним «предпринимательства». Со становлением и развитием предпринимательства в России, как и в любой другой стране, связан переход экономики к рыночным отношениям. Так, говоря об экономике в общем, и о рыночной экономике в частности,  мы акцентируем внимание на предпринимательстве, как неотделимой составной части экономической деятельности. Всю многоликость предпринимательской деятельности в различных областях экономики можно классифицировать, как по форме и содержанию операций, так и по способам  их осуществления. Предприниматель может производить товары и услуги, приобретая только факторы производства, приобретать готовый товар и реэкспортировать его потребителю, и, также, выступать в роли посредника между производителем и потребителем, продавцом и покупателем.

Прибыль, в свою очередь, выступает, как главный мотив предпринимательской деятельности. Термин «прибыль» используется экономистами для определения разницы между валовым доходом предприятия и общими издержками.

Целью данной работы является изучение теоретических основ развития предпринимательства и формирования прибыли, использование прибыли в качестве объекта государственного регулирования.

Объектом исследования является фирма, как субъект производства.

Предметом исследования являются теоретические и прикладные аспекты деятельности современной фирмы.

  1. Теоретические основы изучения предпринимательства
    1. Предпринимательство как категория экономической науки

Изучение предпринимательства, анализа взаимосвязи факторов производства и его результатов проводится учеными-теоретиками, целью которых является достижение наилучших результатов. Основоположниками осмысления факта предпринимательства с позиции науки были Ричард Кантильон (1680-1734) и Жан–Батист Сэй (1767-1832). Французский экономист, Кантильон, является автором термина «предпринимательство» и первым, кто положил начало научному исследованию предпринимательской тематики. Ж.-Б. Сэй, ученый-экономист, сам занимался предпринимательской деятельностью. В существе его концепции предпринимательства лежит теория трех факторов производства – земля, труд, капитал. Сэй полагал, что данные факторы являются основными составляющими стоимости товара. А стоимость товара, равным образом, складывается из стоимости затраченного на него труда, объема платы за землю и капитал. Это показывает, что Сэй разделял мировоззрение А. Смита и был сторонником его трудовой теории стоимости.

Великие экономисты, основоположники английской классической политэкономии Адам Смит и Давид Риккардо (1772—1823) в своем анализе экономической структуры общества сравнивали предпринимателя с капиталистом, целью которого является поиск прибыльного использования своих средств.

Также, французские ученые экономисты Анн Роберр Жан Тюрго (1727-1781) и Кардо Бодо во второй половине XVII в. продолжили концепцию Р. Кантильони. В своих трудах экономисты подчеркнули несколько признаков, которыми должен обладать предприниматель: во-первых, наличие информации о конъюктуре рынков, во-вторых, наличие необходимых экономических знаний, и, в-третьих, наличие капитала.

Известный немецкий экономист Иоан-Генрих Тюнен (1783-1850) считал, что предприниматель не должен быть инноватором. Он наделяет предпринимателя багажом определенных качеств, такими как: умение принимать нестандартные решения и отвечать за свои действия, способность рисковать. Предприниматель, по мнению экономиста, должен получать доход, как за риск, так и за искусство предпринимательской деятельности.

Карл Маркс (1818-1833), в своей теории о прибавочной стоимости, отражает совокупность факторов производства, как основное содержание предпринимательской деятельности. Великий немецкий ученый считал, что стоимость товара создается только одним фактором – трудом, затраченным на производство товаров. Идеология экономиста предполагала, что в соответствии с количеством человеческого труда, затраченным на производство товаров, происходит обмен товарами в обществе. Маркс вносит в эту теорию представление о двойственном характере труда. Труд он разделяет на абстрактный и конкретный. Причем стоимость товаров создается абстрактным трудом, а материально-вещественная форма товара- потребительная стоимость, конкретным трудом. Данное разделение характера труда дало возможность Марксу доказать, что рабочая сила, также имеет стоимость и потребительскую стоимость. Следовательно, капиталист, по теории экономиста, покупает рабочую силу, а не труд. Но заставляет трудиться значительно больше времени на производстве, чем необходимо для возмещения стоимости его рабочей силы. А результат добавочного рабочего времени капиталист свободно оставляет себе.

Йозеф Шумпетер (1883-1950), австрийский ученый, экономист, оказал немаловажное значение для последующего развития теории предпринимательства. Стержнем логической системы, из которой состоит экономика в целом, экономист считает личность предпринимателя и его характерные особенности. К тому же, по мнению австрийского ученного, экономический рост неразрывно связан с развитием предпринимательства. Основные идеи концепции Шумпетера звучат так: «Предприниматель – это движущая сила развития экономики. Другими словами, это владелец капитала, обладающий интуицией, инициативой и готовностью к риску.»

Еще один экономист, Джон Стюарт Милль (1806-1873), показал, из чего состоит прибавочный капитал предпринимателя. По мнению экономиста, данный капитал составляют: плата за риск, вознаграждение за воздержание от немедленного расточения средств, оплата труда и контроль производства.

Теория предпринимательства не осталась без внимания и Фридриха Август фон Хайека (1889-1992), австрийский экономист рассматривал не само предпринимательство, а неравновесную конкурентную среду. Хайек связывал предпринимательство, в первую очередь, с личной свободой, которая дает возможность человеку рационально распоряжаться своими способностями, знаниями и доходами. Все это экономист считает ключевым условием экономического процветания всех слоев общества, политического и научно-технического прогресса.

Людвиг фон Мизес (1881-1973) в своих работах называет «прибыль» и «убыток» продуктом идеи, воплощенной в капитале. Причем неверная идея неизбежно ведет к убытку, несмотря на затраты капитала.

Английского экономист, основоположник неоклассического направления в экономической науке, Альфред Маршалл (1842-1924), основным содержанием действий предпринимателя считал процессы комбинирования факторов производства. Маршалл полагал, что, чтобы обеспечить прогрессивное развитие общества, менее продуктивная комбинация должна быть заменена новой, более совершенной.

Интересный подход в развитии предпринимательства подчеркнул политический экономист Макс Вебер (1864-1920). В своей работе экономист положил начало представлению о предпринимательской деятельности, как о носителе, как экономических, так и социально-культурных функций общества. Именно Вебер установил взаимосвязь между предпринимательством и этикой протестантизма.

Американский экономист Фрэнк-Хайнеман Найт (1885-1972) первый предпринял попытку синтезировать теорию предпринимательства, основанную на неисчислимом риске. Ключевым моментом предпринимательской деятельности экономист называл способность индивида, осуществляющего эту деятельность, давать прогноз о перспективах развития и управлять любыми возможными возникающими рисками. В своей работе Найт разделял риск на исчисляемый и неисчисляемый. Причем под исчисляемым риском он понимал сам риск, при котором есть возможность застраховаться, а страховые взносы включить в постоянные издержки отрасли. Напротив ситуация с неисчисляемым риском – «не может быть ни застрахована, ни капитализирована, ни оплачена в форме заработной платы»

Знаменитый английский экономист, основатель кейнсианского направления в экономической теории, Джон Мейнард Кейнс (1883-1946), трактовал термин «предпринимательство», как исключительный социально-психологический тип хозяйственника, для которого главным является набор определенных психологических качеств, такими как: склонность к риску, активность, уверенность в перспективах и т.д.

В определении мировой энциклопедии термин «предпринимательство» трактуется как «предпринимательская деятельность, дело, занятие, являющееся источником дохода».

Обобщающее понятие предпринимательства дали писатели Кэмпбелла Макконела и Стэнли Брю. В своем учебнике «Экономикс» они описывают предпринимателя, как человека, способного использовать определенное сочетание ресурсов для производства товаров, способного создавать инновации, принимать последовательные решения и идти на риск.

В России переход к рыночной экономике повлек за собой интерес к предпринимательской деятельности в 90-е гг. Первое определение предпринимательства закреплено в Законе РСФСР от 25.12.1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности», в котором сказано, что «предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли».

Преобразование понятия «предпринимательство» приходит с развитием научно-технического прогресса. Гражданский кодекс РФ определяет данный вид деятельности следующим образом «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

В экономической энциклопедии определение предпринимательства трактуется как инициативная самостоятельная деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемую от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица.

 В настоящее время в Российской Федерации Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

    1. Анализ развития предпринимательства в развитых странах

Тема развития предпринимательства в развитых странах является актуальной в условиях модернизации существующей экономики в мире. Поскольку предпринимательская деятельность обеспечивает не только занятость населения, здоровую конкуренцию, насыщение рынка новыми товарами и услугами и оснащение нужды крупных предприятий, но и валовый внутренний продукт (ВВП) на душу населения, большое количество налогов в бюджет, кредитование и т.д.

Национальные власти оказывают существенную поддержку в развитии и совершенствовании предпринимательской деятельности в экономически развитых странах в виде льгот и различных программ поддержки, вследствие чего развитие малого и среднего бизнеса идет достаточно быстрыми темпами. Средний класс, который служит базой для устойчивого развития экономики, а так же обеспечивает занятость большинства населения, в индустриальных странах представляет собой малое и среднее предпринимательство. Около 50–70% ВВП на душу населения в данных странах производится именно малыми и средними предприятиями.

Проанализируем ситуацию с развитием предпринимательства на примере стран, занимающих господствующее положение в мировой экономике. А также рассмотрим состояние малых средних предприятий в этих стран.

Информация о работе Предпринимательство и прибыль