Предпринимательство
в США
Предпринимательская деятельность
в Соединенных Штатах Америки начала развиваться
еще в эпоху Великой Депрессии и продолжает
динамичное развитие в наши дни. Потому
правительство снабжало субсидиями субъекты
малого бизнеса, пострадавшие в результате
войны. С 1932 года в США начинали вводить
программы по поддержке предпринимателей,
во многих индустриальных странах данные
программы стали разрабатывать только
сейчас. Рабочие места создавались благодаря
работе малых предприятий, что подтверждало
факт социальной значимости предпринимательства.
В 1953 году в США было создано
Федеральное агентство – Администрация
по делам малого бизнеса (АМБ), которая
по сей день отстаивает и защищает интересы
малого бизнеса на правительственном
уровне. Распространение поддержки малого
предпринимательства во всех штатах происходит
благодаря отделениям данной организации
во всех крупных городах.
США производит строгий контроль
над условиями проведения малого предпринимательства,
которые связаны с направлением деятельности
предпринимателей. Они зависят как от
численности рабочих на предприятии, так
и от величины дохода и оборота средств.
Адвокатский отдел, созданный с целью
соответствия законодательным нормам
предпринимателей, дает возможность людям,
занимающимся предпринимательской деятельностью
отстаивать свои интересы в суде и в Конгрессе.
В соответствии с американским
законодательством, к категориям малого
и среднего бизнеса относят хозяйственные
субъекты с численностью персонала не
превышающей 500 человек. Все малые и средние
предприятия в США можно разделить на
3 категории: К микропредприятим относят
компании и структуры, в которых число
наемных работников не превышает 20 человек.
Малыми называют те предприятия, в которых
количество работников от 20 до 100 человек.
Средними предприятиями могут называться
предприятия, в которых количество работников
больше 100, но меньше 499 человек.
К тому же, выделяют предприятия,
на которых используется труд наемных
рабочих и, напротив, без привлечения наемного
персонала.
К этому моменту в США зарегистрировано
около 7 млн. предприятий, в которых численность
наемных работников не превышает 500 человек.
Из них 6 млн. предприятий с занятостью
менее 20 человек. Причем больше половины
рабочих мест принадлежат структурам
и компаниям, которые относятся к предприятиям
малого и среднего бизнеса.
В случае чрезвычайных ситуаций
(террористические акты, стихийные бедствия)
правительством предусмотрены программа
финансовой помощи малому бизнесу и программа
государственного гарантирования аренды
и страхования строительных порядков,
реализуемых малым бизнесом.
Также, на малый бизнес в США
распространяются специальные налоговые
льготы, например «бонус первого года»,
когда налог выплачивается только с половины
налогооблагаемой суммы. Подобные льготы
помогают развитию малого бизнеса, стимулируя
на создание небольших предприятий, усиливают
их позиции в государственной экономике,
откуда следует и увеличение количества
рабочих мест.
Предпринимательство в США
представлено в различных областях, например,
финансовый сектор, торговля, сфера социальных
услуг и в области инноваций, и играет
немаловажную роль в развитии экономики
в целом, поскольку программы поддержки
малого предпринимательства, разработанные
Правительством страны, доказали свою
безошибочность и предусмотрены способом
их осуществления.
Предпринимательство
в Европе (Испания)
Структура малого и среднего
бизнеса Испании уже много лет оценивается
экспертами Европейского Союза, как образцово-показательная,
как по форме ее организации, так и по результатам
деятельности. Одним из основных доводов
такой оценки является высокий уровень
ВВП. Валовый внутренний продукт на душу
населения в стране солнца составляет
75%.
Предпринимательская деятельность
в Испании начала свое развитие уже в 1970-е
гг. Благодаря высокой степени развития
малого бизнеса Испания всегда отличалась
более высокими экономическими показателями.
Малые и средние предприятия помогли в
борьбе с безработицей и способствовали
переходу страны на новый уровень развития.
Агропромышленный комплекс
(сельское хозяйство, зерно), черная и цветная
металлургия, пищевая промышленность
(производство продуктов, виноделие), строительство,
туризм – относят к основным отраслям
предприятий малого и среднего бизнеса.
Причем сельское хозяйство занимает больше
половины отрасли, его доля в предприятиях
малого и среднего бизнеса составляет
около 80%. Остальные отрасли: промышленность,
судостроение, строительство – в среднем
25-30%.
Так же, как и в США, правительство
Испании предлагает огромное количество
программ по поддержке и усовершенствованию
малого и среднего бизнеса. Разработаны
и активно применяются различные программы
по оказанию помощи начинающим предпринимателям.
Потому Испанию называют «территория
для организации бизнеса».
К тому же, одним из немаловажных
и положительных аспектов в развитии малого
и среднего предпринимательства является
наименьший уровень бюрократии. Открыть
свое дело может любой гражданин, а также
гражданин другого государства. Наряду
с этим, контролирующие функции государства
за предпринимательской деятельностью
минимальны.
Предприятия малого бизнеса
имеют высокую социальную значимость
для Испании, так как это, во-первых, новые
рабочие места для социально уязвимых
групп населения (женщины, иммигранты,
студенты), во-вторых, подъем слаборазвитых
регионов и районов. Потому испанское
правительство уделяет особое внимание
развитию данных предприятий, а также
стимулирует множество частных организаций
и фондов для поддержки малого предпринимательства.
Малый и средний
бизнес в Европе (Франция)
В данный момент во Французской
Республике насчитывается около 3 млн.
малых и средних предприятий. Из которых
1,5 млн. занимается сферой услуг, 780 тыс.
работает в торговле, 350 тыс. – в строительстве,
а промышленностью занято примерно 303
тыс. предприятий. Это – классическая
структура постиндустриального общества.
Каждый год в стране регистрируется около
250тыс. предприятий, а 50 тыс. становятся
банкротами. В то время как примерно
половина новых рабочих мест приходится
именно на малые предприятия. К малым предприятиям
относят компании и структуры с количеством
работников не больше 50 человек.
К индивидуальному или семейному
бизнесу (без наемного персонала) относятся
примерно 1,5 млн. предприятий. А на 1200 предприятиях
количество работников не превышает 10
человек.
Доходы фирм и предприятий малого
бизнеса не ограничиваются законодательством.
Но частный бизнес подлежит строгому контрольному
с трех сторон – банковский, налоговый
и уголовный. Банковский контроль заключается
в том, что предприятия обязаны своевременно
сообщать в центральный банк Франции обо
всех крупных платежах при купле-продаже
собственности, о переводах денежных средств
за границу. Налоговый контроль проводится
проверкой декларации о доходах, подаваемых
всеми юридическими и физическими лицами.
Умышленное уклонение от налогов грозит
штрафом от 40 тыс. евро и лишением свободы
сроком на 5 лет. Уголовный контроль проводится
финансовыми отделами полиции, целью которых
является раскрытие экономических проступков.
Правительство вносит значительный
вклад в развитие малого и среднего предпринимательства.
Это различные программы поддержки малого
и среднего бизнеса, временное освобождение
от местных налогов и от налогов на акционерные
общества, снижение подоходного налога
и налога с инвестируемой части прибыли.
Практически каждый владелец малого предприятия
имеет возможность получить льготные
кредиты, субсидии, ссуды. Особую поддержку
государства получают предприниматели,
открывающие свое дело в экономически
депрессивных зонах. Безработные получают
особую поддержку государства в виде освобождения
от налогов на 3 года и на год от социальных
выплат в кассы соцстраха. Портовые, свободные
экономические зоны, где создаются наиболее
благоприятные условия для создания и
развития бизнеса, расположены на территории
всей страны.
Национальное агентство по
созданию предприятий (АНСЕ) создано специально
для содействия, создания предприятий
и защите от банкротства.
Кроме того, государственную
помощь предприятия получают от органов
министерств по обустройству территорий,
торгово-промышленных палат, выборных
органов местного самоуправления – региональные
и генеральные советы. Наряду с этим, содействие
и поддержку предпринимательству оказывают
и частные фонды. Портовые, свободные экономические
зоны, где создаются наиболее благоприятные
условия для создания и развития бизнеса,
расположены на территории всей страны.
Анализируя развитие предпринимательства,
мы можем сделать вывод, что условия для
развития малого и среднего бизнеса во
Франции, ничем не уступают Испании. Более
того, поддержка правительства в развитии
и усовершенствовании таких предприятий
оказывается на высоком уровне, как и в
США.
- Закономерности становления
и развития предпринимательства в современной
России
Современный этап развития
предпринимательства в России начинается
со времен перестройки, провозглашенной
в 1987 году. Политические реформы, проведенные
в СССР во время Перестройки, имели поистине
судьбоносный характер для последующего
развития предпринимательства.
Рассматриваемый период отличается
большими и неоднозначными переменами
в экономической и политической структуре
СССР. В 90-е годы в обществе происходят
радикальные изменения по отношению к
частной собственности и предпринимательству.
В экономике узаконивается частное предпринимательство
в форме кооперативов, начинают активно
создаваться совместные предприятия с
зарубежными компаниями. Целью являлись
малые и средние предприятия, быстро подстраивающиеся
под спрос населения.
Данные явление привели к фактической
легализации «теневой» экономики в стране.
Постепенно были сняты запреты на частную
собственность. Государство начало прогрессивными
темпами утрачивать контроль над социальными
процессами и экономикой страны. Основную
роль в развитии арендных отношений, которые
фактически являлись ступенью на переходе
к новым кооперативам и другим формам
частного предпринимательства, сыграл
Закон СССР «О государственном предприятии
(объединении)» 1987г. Формы хозрасчета,
которые были введены данным законом,
содействовали дальнейшему освоению местной
промышленности и бытового обслуживания
прогрессивных форм арендных отношений
на небольших предприятиях.
Вначале 90-х гг. Верховным Советом СССР
и Российской Федерации был принят ряд
важных законов и постановлений, касающихся
проблем предпринимательства. Из них Закон
1990 г. «Особенности РСФСР», в котором частная
собственность приравнивается к государственной,
муниципальной и собственностью общественных
организаций.
К тому же, закон «О приватизации государственных
и муниципальных предприятий в РСФСР»,
который установил организационно-правовые
основы преобразования отношений собственности
на средства производства в целях создания
эффективной, социальной ориентированной
рыночной экономики. Также законы "Об
иностранных инвестициях в РСФСР", "Об
ограничении монополистической деятельности",
"О предприятиях и предпринимательской
деятельности" и многие другие.
Таким образом, в 90-х гг. была подготовлена
почва для развития предпринимательской
деятельности. Модификации в правовой сфере повысили
активность в деле создания акционерных
обществ и других видов предприятий. К
маю 1991 года в Государственном реестре
стран было зарегистрировано 700 акционерных
обществ и обществ с ограниченной ответственностью.
Количество частных коммерческих банков
превышало 1300.
И наконец, если раньше общество отрицало
надобность бирж и не допускало мысли
о возможности их создания, то уже в 1990
г. была зарегистрирована первая в стране
Московская товарная биржа (МТБ) – рынок,
на котором производилась оптовая торговля
товарами по стандартам и образцам. Вскоре
появилась Московская товарно-сырьевая
биржа (МТСБ).
Вскоре в Москве были созданы еще две
организации, предметом деятельности
которых являлось обеспечение необходимых
условий нормального обращения ценных
бумаг, определение их рыночных цен и распространение
информации о них, другими словами – фондовые
биржи. К ним относятся Московская центральная
фондовая биржа (МЦФБ) и Московская международная
фондовая биржа (ММФБ). Год создания –
1920. Данные организации помогли организовать
высоконадежную систему контроля за исполнением
сделок. И уже 1992 г. в России насчитывалось
800 бирж.
Шаг за шагом наше общество приближалось
к рыночной экономике. Во-первых, произошла
либерализация цен на товары и услуги,
во-вторых, произошло аннулирование в
основной централизованно-фондовой системе
распределения ресурсов, в-третьих, началась
приватизации государственной собственности
в промышленности, торговле, сфере услуг
и т.д.
Но и у этого были свои минусы. Эмансипация
цен в условиях устранения конкуренции
неизбежно приводила к резкому поднятию
цен на все товары. Либерализация цен привела
к устранению большинства граждан из процесса
приватизации. В качестве компенсации
в 1992 г. правительством были введены приватизационные
чеки – ваучеры. Это государственные ценные
бумаги, предназначенные для того, чтобы
создать спрос на все виды приватизируемой
собственности. На тот момент данное нововведение
являлось центральным пунктом экономической
реформы, и использовался, как инструмент
разгосударствления и передачи государственных
и муниципальных предприятий в частную
собственность. Основной принцип заключался
в том, что каждый гражданин России, заплатив
25 рублей за приватизационный чек номиналом
в 10 000 рублей, имел право заниматься предпринимательской
деятельностью. Данный чек он мог подарить,
продать или использоваться как платежное
средство для приобретения объектов приватизации
(обменять на акции). Недостатком этого
решения была его коррупционная уязвимость:
поскольку большинство населения не знали,
как грамотно распорядиться приватизационными
чеками, в стране началась неконтролируемая
властями скупка ваучеров у населения
(по ценам в несколько раз ниже официальной
стоимости) частными банками, наиболее
состоятельными людьми, мафиозными группами
и иностранцами.