Преимущества и недостатки доходного и сравнительного подходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 09:51, реферат

Краткое описание

По мере развития рыночных отношений потребность в оценке бизнеса постоянно возрастает. Согласно Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» оценка объектов собственности является обязательной при приватизации, передаче в доверительное управление либо в аренду, продаже, национализации, выкупе, ипотечном кредитовании, передаче в качестве вклада в уставные капиталы.
Возрастает потребность в оценке бизнеса при инвестировании, кредитовании, страховании, исчислении налогооблагаемой базы.

Содержание

Введение
1. Доходный подход к оценке предприятия
2. Сравнительный подход к оценке предприятия
3. Преимущества и недостатки доходного и сравнительного подходов
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

оценка бизнеса.docx

— 48.84 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Доходный подход к оценке предприятия
  2. Сравнительный подход к оценке предприятия
  3. Преимущества и недостатки доходного и сравнительного подходов

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

По мере развития рыночных отношений потребность в оценке бизнеса постоянно возрастает. Согласно Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» оценка объектов собственности является обязательной при приватизации, передаче в доверительное управление либо в аренду, продаже, национализации, выкупе, ипотечном кредитовании, передаче в качестве вклада в уставные капиталы.

Возрастает потребность в оценке бизнеса при инвестировании, кредитовании, страховании, исчислении налогооблагаемой базы.

Оценка бизнеса требуется не только компаниям, которые в ближайшее время будут выставлены на продажу. Нередко владелец не собирается продавать предприятие, ему просто необходимо понять, насколько эффективно сегодня работает фирма и какие новшества нужно внедрить для более успешной ее работы.

Стоимость бизнеса служит критерием эффективности работы компании. Выстраивая планы дальнейшего развития, разумное руководство не может не проводить «переоценку ценностей». Такая «переоценка» необходима и при привлечении инвесторов и кредиторов для дополнительного финансирования: она помогает инвесторам избежать излишнего риска. Оценку предприятия проводят любые частные и государственные компании с целью внесения ее в уставный капитал, определения стоимости пакета акций, определения стоимости компании в ретроспективе, продажи бизнеса, получения кредита.

Оценка предприятия включает в себя не только определение стоимости движимого и недвижимого имущества компании, ее финансовых вложений, нематериальных активов, но и оценку эффективности ее работы на рынке, определение прошлых, настоящих и будущих доходов, перспектив развития и многого другого.

Оценщик ищет ответ на ряд вопросов, например, сколько стоило бы воссоздание вашего бизнеса с нуля, учитывая не только все его движимое и недвижимое имущество, но и стоимость товарного знака, деловую репутацию фирмы и т.д.».

Для определения рыночной или другого вида стоимости оценщики применяют специальные приемы и способы расчета, которые получили название методов оценки. Каждый метод оценки предполагает предварительный анализ определенной информационной базы и соответствующий алгоритм расчета. Все методы оценки позволяют определить стоимость бизнеса на конкретную дату и все методы являются рыночными, т.к. учитывают сложившуюся рыночную конъюнктуру, рыночные ожидания инвесторов, рыночные риски, сопряженные с оцениваемым бизнесом, и предполагаемую «реакцию» рынка при сделках купли-продажи с оцениваемым объектом.

В соответствии с российскими и международными стандартами, при оценке рыночной стоимости различных объектов, и, в частности, действующего бизнеса, рекомендуется использовать три основных подхода (совокупности методов оценки). Эти подходы называются соответственно затратный, доходный и сравнительный (рыночный).

Целью данной работы является изучение доходного и сравнительного (рыночного) подхода к оценке предприятия, выявить преимущества и недостатки данных подходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ДОХОДНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Доходный подход считается наиболее приемлемым с точки зрения инвестиционных мотивов, поскольку любой инвестор, вкладывающий деньги в действующее предприятие, в конечном счете покупает не набор активов, состоящий из зданий, сооружений, машин, оборудования, нематериальных ценностей и т.д., а поток будущих доходов, позволяющий ему окупить вложенные средства, получить прибыль и повысить свое благосостояние. С этой точки зрения все предприятия, к каким бы отраслям экономики они ни принадлежали, производят всего один вид товарной продукции — деньги.

Доходный подход — это совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от объекта оценки.

 Целесообразность применения  доходного подхода определяется  тем, что суммирование рыночных  стоимостей активов предприятия  не позволяет отразить реальную  стоимость предприятия, так как  не учитывает взаимодействие  этих активов и экономическое  окружение бизнеса.

Доходный подход предусматривает установление стоимости бизнеса (предприятия), актива или доли (вклада) в собственном капитале, в том числе уставном, или ценной бумаги путем расчета приведенных к дате оценки ожидаемых доходов. Данный подход используют, когда можно обоснованно определить будущие денежные доходы оцениваемого предприятия.

 Методы доходного подхода  к оценке бизнеса основаны  на определении текущей стоимости  будущих доходов. Основные методы  это:

- метод капитализации дохода;

- метод дисконтирования денежных потоков.

рис.1 Методы доходного подхода

 

 При оценке методом  капитализации дохода определяется  уровень дохода за первый прогнозный  год и предполагается, что доход  будет таким же и в последующие  прогнозные годы (в случае применения  метода дисконтирования денежных  потоков определяется уровень  доходов за каждый год прогнозного  периода).

 Метод используется  при оценке предприятий, успевших  накопить активы, приносящих стабильный  доход.

 Если предполагается, что будущие доходы будут изменяться  по годам прогнозного периода, когда предприятия реализуют  влияющий на денежные потоки  инвестиционный проект или являются  молодыми, применяется метод дисконтирования  денежных потоков. Определение стоимости  бизнеса этим методом основано  на раздельном дисконтировании  разновременных изменяющихся денежных  потоков.

 Предполагается, что потенциальный  инвестор не заплатит за данный  бизнес сумму, большую, чем текущая  стоимость будущих доходов от  этого бизнеса, а собственник  не продаст свой бизнес по  цене, которая ниже текущей стоимости  прогнозируемых будущих доходов. В результате взаимодействия  стороны придут к соглашению  о рыночной цене, равной текущей  стоимости будущих доходов.

Денежные потоки — это серия ожидаемых периодических поступлений денежных средств от деятельности предприятия, а не единовременное поступление всей суммы.

 Рыночная оценка бизнеса  во многом зависит от его  перспектив. Именно перспективы  позволяют учесть метод дисконтирования  денежных потоков. Данный метод  оценки считается наиболее приемлемым  с точки зрения инвестиционных  мотивов и может быть использован  для оценки любого действующего  предприятия. Существуют ситуации, когда он объективно дает наиболее  точный результат оценки рыночной  стоимости предприятия.

Результаты доходного подхода позволяют руководителям предприятий выявлять проблемы, тормозящие развитие бизнеса; принимать решения, направленные на рост дохода.

Рассмотрим практическое применение метода капитализации прибыли по этапам:

- анализ финансовой отчетности предприятия;

- определение величины прибыли, которая будет капитализирована;

- расчет ставки капитализации;

- определение предварительной величины стоимости бизнеса предприятия;

- внесение итоговых поправок.

Анализ финансовой отчетности предприятия проводится на основе баланса предприятия и отчета о финансовых результатах. Желательно наличие этих документов хотя бы за последние три года. При анализе финансовой документации предприятия, необходимо провести ее нормализацию, т.е. сделать поправки на единовременные и чрезвычайные статьи, как баланса, так и отчета о прибылях и убытках, которые не носили регулярного характера в прошлой деятельности предприятия и вряд ли будут повторяться в будущем. Кроме того, если возникает необходимость, можно трансформировать бухгалтерскую отчетность предприятия, т.е. представить ее в соответствии с общепринятыми стандартами бухгалтерского учета.

Определение величины прибыли, которая будет капитализирована - это фактически выбор периода времени, за который подсчитывается прибыль:

- прибыль последнего отчетного года;

- прибыль первого прогнозного года;

- средняя величина прибыли за 3 -5 последних лет.

В большинстве случаев используется прибыль последнего отчетного года.

Расчет ставки капитализации обычно производится исходя из ставки дисконта путем вычета ожидаемых среднегодовых темпов роста прибыли. Для определения же ставки дисконта чаще всего используют следующие методики:

- модель оценки капитальных активов;

- модель кумулятивного построения;

- модель средневзвешенной стоимости капитала.

Определение предварительной величины стоимости бизнеса предприятия производится по простой формуле:

V = I / R

где:

V - стоимость;

I - величина прибыли;

R - ставка капитализации.

Внесение итоговых поправок (при необходимости) производится на нефункциональные активы (те активы, которые не принимают участия в извлечении дохода), на недостаток ликвидности, на контрольный или неконтрольный пакет оцениваемых акций или долей.

Метод капитализации прибыли при оценке бизнеса предприятия обычно используется, когда имеется достаточно данных для определения нормализованного денежного потока, текущий денежный поток примерно равен будущим денежным потокам, ожидаемые темпы роста умеренны или предсказуемы. Данный метод наиболее применим к предприятиям, приносящим стабильную прибыль, величина которой из года в год меняется незначительно (или темпы роста прибыли постоянны). В отличие от оценки недвижимости, в оценке бизнеса предприятий данный метод применяется довольно редко и в основном для мелких предприятий, из - за значительных колебаний величин прибылей или денежных потоков по годам, что характерно для большинства крупных и средних предприятий.

Оценка стоимости бизнеса предприятия методом дисконтированных денежных потоков основано на предположении о том, что потенциальный покупатель не заплатит за данное предприятие сумму, большую, чем текущая стоимость будущих доходов от бизнеса этого предприятия. Собственник, скорее всего, не продаст свой бизнес дешевле текущей стоимости прогнозируемых будущих доходов. В результате взаимодействия, стороны придут к соглашению о цене, равной текущей стоимости будущих доходов предприятия.

Оценка предприятия методом дисконтированных денежных потоков состоит из следующих этапов:

1. выбор модели денежного  потока;

2. определение длительности прогнозного периода;

3. ретроспективный анализ и прогноз валовой выручки;

4. прогноз и анализ расходов;

5. прогноз и анализ  инвестиций;

6. расчет денежного потока для каждого прогнозного года;

7. определение ставки  дисконта;

8. расчет величины стоимости в постпрогнозный период.

9. расчет текущих стоимостей будущих денежных потоков и стоимости в постпрогнозный период;

10. внесение итоговых поправок.

Выбор модели денежного потока зависит от того, необходимо различать собственный и заемный капитал или нет. Разница состоит в том, что проценты на обслуживание заемного капитала могут выделяться как расходы (в модели денежного потока для собственного капитала) или учитываться в составе потока доходов (в модели для всего инвестированного капитала), соответственно меняется величина чистой прибыли.

Длительность прогнозного периода в странах с развитой рыночной экономикой обычно составляет 5 - 10 лет, а в странах с переходной экономикой, в условиях нестабильности, допустимо сокращение прогнозного периода до 3 - 5 лет. Как правило, в качестве прогнозного берется период, продолжающийся до тех пор, пока темпы роста предприятия не стабилизируются (предполагается, что в постпрогнозный период имеет место стабильный темп роста).

Ретроспективный анализ и прогноз валовой выручки требует рассмотрения и учета целого ряда факторов, основные среди которых - это объемы производства и цены на продукцию, спрос на продукцию, ретроспективные темпы роста, темпы инфляции, перспективы капвложений, ситуация в отрасли, доля предприятия на рынке и общая ситуация в экономике. Прогноз валовой выручки должен быть логически совместим с ретроспективными показателями бизнеса предприятия.

Прогноз и анализ расходов. На данном этапе оценщик должен изучить структуру расходов предприятия, в особенности соотношение постоянных и переменных издержек, оценить инфляционные ожидания, исключить единовременные статьи расходов, которые не встретятся в будущем, определить амортизационные отчисления, рассчитать затраты на выплату процентов по заемным средствам, сравнить прогнозируемые расходы с соответствующими показателями у конкурентов или среднеотраслевыми.

Прогноз и анализ инвестиций включает три основных компонента: собственные оборотные средства ("рабочий капитал"), капвложения, потребности в финансировании и осуществляется, соответственно, на основе прогноза отдельных компонентов собственных оборотных средств, на основе оцененного остающегося срока службы активов, на основе потребностей в финансировании существующих уровней задолженности и графиков погашения долгов.

Информация о работе Преимущества и недостатки доходного и сравнительного подходов