Преимущества, обусловленные наличием системы управления окружающей средой
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 11:54, контрольная работа
Краткое описание
Состояние планетарных экологических систем вызывает все большую озабоченность мирового сообщества. Эрозия почв, необратимое нарушение водного баланса и антропогенное загрязнение атмосферы сопровождаются нехваткой пресной воды, изменением климата, исчезновением лесов и многих тысяч биологических видов. В этих условиях особое значение приобретают огромные природные пространства нашей страны, которая пока может рассматриваться как один из немногих остающихся в мире «экологических доноров». Россия, в частности, до сих пор имеет резерв по выбросам парниковых газов, угрожающих потеплением атмосферы.
Содержание
Введение 1. Эффективность природоохранных мероприятий. 1.1 Экономическая эффективность природоохранных мероприятий. 1.2 Социальная эффективность природоохранных мероприятий. 2. Преимущества, обусловленные наличием системы управления окружающей средой (СУОС) 3. Система экологического менеджмента на предприятии 4. Идентификация экологических аспектов 5. Идентификация законодательных актов, соблюдение которых обязательно для предприятия Заключение Список литературы
2. Преимущества, обусловленные
наличием системы управления
окружающей средой (СУОС)
3. Система экологического
менеджмента на предприятии
4. Идентификация экологических
аспектов
5. Идентификация законодательных
актов, соблюдение которых обязательно
для предприятия
Заключение
Список литературы
Введение
Состояние планетарных экологических
систем вызывает все большую озабоченность
мирового сообщества. Эрозия почв, необратимое
нарушение водного баланса и антропогенное
загрязнение атмосферы сопровождаются
нехваткой пресной воды, изменением климата,
исчезновением лесов и многих тысяч биологических
видов. В этих условиях особое значение
приобретают огромные природные пространства
нашей страны, которая пока может рассматриваться
как один из немногих остающихся в мире
«экологических доноров». Россия, в частности,
до сих пор имеет резерв по выбросам парниковых
газов, угрожающих потеплением атмосферы.
Реальным доказательством готовности
России поддерживать планетарное экологическое
равновесие является ее присоединение
к Киотскому протоколу, обязывающему страны
либо заимствовать «право на загрязнение»
у стран, не исчерпавших свои лимиты по
выбросам. Указанный протокол вступил
в силу 16 февраля 2005 г., и, возможно, в ближайшие
годы мы будем свидетелями развития международного
рынка принципиально нового типа – ранка
по торговле квотами на загрязнение атмосферы.
Вместе с тем экологические
проблемы России в целом далеки от разрешения.
Экологическая напряженность в стране
обусловлена природозатратным уклоном
национальной экономики, ориентированной
на материально-энергоемкие технологии
добычи и переработки полезных ископаемых.
Такая экономика оказывает повышенное
давление на окружающую среду, вследствие
чего вопросы эффективного управления
природопользованием и корректного экологического
сопровождения хозяйственной деятельности
в нашей стране весьма актуальны.
Федеральный закон «О техническом
регулировании» рассматривает охрану
окружающей среды как приоритетную задачу
обеспечения национальной безопасности.
Поэтому в программе разработки технических
регламентов на 2004-2006 гг., утвержденной
распоряжением Правительства РФ от 06.11.2007
г. № 1421р, среди семи общетехнических регламентов
обозначается документ «Об экологической
безопасности». Требования по охране окружающей
среды войдут в десятки других специальных
технических регламентов, регулирующих
безопасность строительства, транспорта
и т.д.
Среди международных документов,
устанавливающих принципы обеспечения
такого рода безопасности, важную роль
играют стандарты ИСО серии 14000 «Системы
управления окружающей средой» (СУОС),
в основном принятые в России в качестве
национальных стандартов. Их использование
в организации считается весомым доказательством
надлежащей практики ведения бизнеса,
а сертификация СУОС организации на соответствие
этим документам является способом достижения
преимуществ в конкуренции.
Становится все более очевидной
целесообразность разработки отраслевых
стандартов на СУОС, гармонизированных
со стандартами ИСО серии 14000, по аналогии
с отраслевыми стандартами на системы
менеджмента качества в пищевой промышленности,
автомобилестроении и т.д., гармонизированными
со стандартами ИСО серии 9000.
8 ноября 2004 г. Международная
организация по стандартизации
приняла новые стандарты ИСО 14001
и ИСО 14004 версии 2004 г. Эти стандарты,
в отличие от стандартов ИСО
серии 9000, выпущенных в 2000 г., радикально
не изменились. Здесь не требовался,
например, специальный переход к
процессному подходу, который и
без того подразумевался, в частности,
в комплексе стандартов ИСО 14040.
«Оценка жизненного цикла продукции
и услуг». Стандарты новой версии
более созвучны со стандартами
ИСО серии 9000. Кроме того, упрощено
совместное использование стандартов
ИСО 14001:2004 и ИСО 14004:2004, а последний
документ выглядит теперь более
систематизированным. После официального
перевода новой версии этих
стандартов на русский язык
можно будет подробнее обсуждать
их особенности.
Экономическая эффективность
затрат означает их результативность,
то есть соотношение между результатами
и обеспечившими их затратами. [1, с. 79]
Различают первичный эффект
и конечный комплексный социально-экономический
эффект от средозащитных мероприятий.
Первичный эффект заключается
в снижении загрязнения окружающей среды
и улучшении ее состояния и проявляется
в снижении объемов загрязнений и концентраций
вредных примесей в атмосфере, водной
среде и почве. Учитывая необходимость
сочетания экономических и экологических
интересов предприятий, первичный эффект
следует выражать непосредственно в виде
приращения продукции, выпущенной без
нарушения экологических норм.
Конечный эффект выражается
в повышении уровня жизни населения, эффективности
производства. При этом экономические
результаты проявляются как прирост чистой
продукции, снижение потерь сырья и материальных
ресурсов, экономия затрат в непроизводственной
сфере, снижение затрат из личных средств.
[3, с. 52-53]
В соответствии с разработанной
в 80-е годы типовой методикой определения
экономической эффективности осуществления
природоохранных мероприятий для обоснования
природоохранных затрат используются
показатели общей и сравнительной эффективности.
Определение общей (абсолютной)
эффективности экологических издержек
необходимо, чтобы оценить фактическую
результативность природоохранных мероприятий
при планировании достижения нормативного
качества окружающей среды, для экономического
стимулирования повышения эффективности
средозащитной деятельности. [2, с. 283]
Общая (абсолютная) экономическая
эффективность затрат экологического
характера рассчитывается как отношение
объема полного экономического эффекта
к сумме вызвавших этот эффект приведенных
затрат.
Эз = Э / (С + Ен * К), (1)
где Эз – общая эффективность
природоохранных затрат;
Э – полный годовой эффект;
С – текущие затраты;
К – капитальные вложения, определившие
эффект;
Ен – норматив эффективности
капитальных вложений. [1, с. 79]
Норматив Ен служит для приведения
капитальных вложений к годовой размерности,
поскольку Ен = 1/Т, где Т – срок окупаемости
капитальных вложений. При среднем сроке
окупаемости по народному хозяйству, равном
8,3 года, норматив эффективности капитальных
затрат Ен устанавливается в размере 0,12.
Экономический эффект Э, или
результат природоохранных затрат, представляет
собой предотвращенный экономический
ущерб и дополнительный доход от улучшения
производственной деятельности предприятий
в условиях лучшей экологической обстановки.
[2, с. 284]
Э = ∆У + Д, (2)
где ∆У – величина годового
предотвращенного экономического ущерба
от загрязнения среды;
Д – годовой прирост дохода
от улучшения производственных результатов.
Величина годового предотвращенного
экономического ущерба от загрязнения
среды ∆У определяется по формуле:
∆У = У1 – У2, (3)
где У1 и У2 – величины ущерба
до проведения природоохранного мероприятия
и остаточного ущерба после осуществления
мероприятия соответственно. [1, с. 79]
Годовой прирост дохода Д от
улучшения производственных результатов
может быть определен следующим образом:
n m
Д = ∑gj*zj - ∑ gi*zi, (4)
j=1 i=1
где gj, gi – количество продукции
i-, j-го видов, получаемых соответственно
до и после осуществления оцениваемого
мероприятия;
zj, zi – оценка единицы i-, j-й продукции.
[2, с. 284]
Абсолютная экономическая эффективность
капитальных вложений Эк в природоохранные
мероприятия определяется по формуле:
Эк = (Эг – С) / К, (5)
где Эг – годовой экономический
эффект от внедрения природоохранного
мероприятия;
С – годовые (текущие) затраты,
необходимые для содержания и обслуживания
природоохранных объектов;
К – величина капитальных вложений.
[1, с. 80]
Полученные в ходе расчетов
показатели эффективности капитальных
затрат сравниваются с нормативными показателями.
Рассматриваемые направления использования
капитальных затрат считаются эффективными,
если расчетные коэффициенты эффективности
Эк удовлетворяют условию Эк>Ен. Нормативный
коэффициент эффективности капиталовложений
в целом по народному хозяйству в последние
годы принимался равным 0,12. [2, с. 284]
При разработке долгосрочных
прогнозов, программ по охране окружающей
среды в регионе, при проектировании различных
природоохранных мероприятий, выборе
варианта внедрения новой техники или
технологии, направленной на экологизацию
производства, используется показатель
сравнительной (относительной) экономической
эффективности природоохранных затрат.
Таким показателем является минимум совокупных
затрат, то есть при выборе варианта предпочтение
должно отдаваться варианту с наименьшей
величиной совокупных текущих расходов
и капитальных вложений, приведенных к
одинаковой размерности с помощью норматива
эффективности:
С + Ен * К → min, (6)
где С – текущие затраты;
К – капитальные вложения, определившие
эффект;
Ен – норматив эффективности
капитальных вложений.
Если проводятся мероприятия,
требующие длительного срока реализации
капитальных вложений (лесовосстановление,
рекультивация земель и т.п.), а также изменения
во времени эксплуатационных (текущих)
расходов, тогда предпочтительный вариант
определяется по формуле:
∑((Кn + Кgt + Сt) / (1 + Ен)t) → min, (7)
t=1
где Т – срок осуществления
всех мероприятий;
Кn – первоначальные капитальные
вложения в природоохранные мероприятия;
Кgt – дополнительные капитальные
вложения, необходимые для обеспечения
нормальной работы природоохранных объектов
в t-й год эксплуатации (t = 1, 2, 3 …);
Сt – эксплуатационные расходы
t-го года;
Ен – нормативный коэффициент
приведения разновременных затрат, принимаемый
в соответствии с отраслевыми нормативами
(в частности, для затрат по промышленности,
строительству, коммунальному хозяйству
– 0,08, сельскому хозяйству – 0,05, лесному
хозяйству – 0,03).
При расчетах сравнительной
эффективности капиталовложений в охрану
природы особенно важно сопоставлять
варианты по экономическим результатам.
Поскольку экономический результат природоохранных
мероприятий выражается в сокращении
или предотвращении социального и экономического
ущерба от загрязнения окружающей среды,
сравниваемые варианты должны быть тождественны
по степени снижения уровня загрязнения
природного ресурса, видам и величине
предотвращенных потерь. [2, с. 286]
Социальная эффективность –
это, по сути, экономическая эффективность
природоохранных затрат на предотвращение
потерь чистой продукции вследствие заболеваемости,
снижение выплат из фонда социального
страхования, сокращение расходов общества
на лечение трудящихся по причинам загрязнения
окружающей среды и т.д. Другими словами, социальная эффективность –
это та часть экономической эффективности,
которая отражает результативность затрат,
связанных с экологической нормализацией
условий жизнедеятельности человека.
Показатель социальной эффективности
Эс определяется, как и общая экономическая
эффективность, отношением годового социального
эффекта к совокупным экологическим затратам:
Эс = Э / (С + Ен * К), (8)
где Эс – общая социальная эффективность
природоохранных затрат;
Э – полный годовой социальный
эффект;
С – текущие затраты;
К – капитальные вложения, определившие
эффект;
Ен – норматив эффективности
капитальных вложений.
Социальный эффект охраны природы
определяется в снижении заболеваемости
населения, улучшении условий труда и
отдыха. Он непосредственно не имеет стоимостной
формы, вместе с тем улучшение здоровья
населения сопровождается целым рядом
экономических результатов: экономией
затрат на социальное страхование и лечение
больных, ликвидацией потерь продукции
за дни болезни и из-за снижения производительности
труда и т.п. Таким образом, в общем виде
социальный эффект Э можно определить
через экономические показатели:
Э = Эч.п. + Эс.с. + Эз.л. + Эп.т., (9)
где Эч.п. – эффект от предотвращения
потерь чистой продукции вследствие заболеваемости
трудящихся из-за загрязнения среды;
Эс.с. – эффект от сокращения
выплат из фонда социального страхования
(по больничным листам) в результате тех
же причин;
Эз.л. – эффект от сокращения
затрат на лечение трудящихся в результате
тех же причин;
Эп.т. – эффект от повышения
производительности труда вследствие
нормализации экологической обстановки.
Расчеты составляющих социального
эффекта природоохранных мероприятий
осуществляются следующим образом. Эффект
от предотвращения потерь чистой продукции
вследствие заболеваемости трудящихся
из-за загрязнения среды:
Эч.п. = Б * Пч * (Р1 – Р2), (10)
где Б – колическво больных;
Пч – чистая продукция на один
человеко-день работы;
Р2 и Р1 – количество человеко-дней
работы на одного работника до и после
проведения природоохранного мероприятия
соответственно. [2, с. 286-287]
Эффект от сокращения выплат
из фонда социального страхования определяется
по формуле: