Содержание.
Введение
- Общая характеристика «приватизационной»
экономической реформы
- Ваучерная приватизация
- Залоговые аукционы
Заключение
Список литературы
Введение
Важнейшими направлениями формирования
рыночной экономики России являются поддержка
предпринимательства, разгосударствление,
приватизация и развитие конкуренции.
В этой связи, в условиях перехода России
к многоукладной экономике, потребовалось
преобразование государственной собственности
на основе ее приватизации и разгосударствления,
что явилось важным условием формирования
рынка. В этих условиях складывается необходимость
понять и проанализировать процессы приватизации,
проходившие в России, выявить задачи
и особенности российской приватизации,
ее проблемы, перспективы и допущенные
ошибки.
Экономическая реформа в России
(структурная, ценовая, финансовая), проводится
в каждой сфере как бы в разных временных
потоках, с разной скоростью и интенсивностью.
Приватизация государственного и муниципального
имущества являющаяся сердцевиной экономической
реформы, проходила быстро, последовательно
и стала (наряду с либерализацией цен)
самым ощутимым проявлением изменений
в экономике. Анализ теории и практики
приватизационного процесса занимает
все более важное место в отечественной
экономической науке. Это обусловлено
тремя причинами:
- во-первых, необходимостью осмысления
происходящих в экономиках различных
стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике;
- во-вторых, постоянным вниманием
российских исследователей к проблемам
развития отношений собственности;
- в-третьих, использованием «карты»
приватизации в острой политической полемике
и вовлечением всего населения в процесс
обсуждения ее хода и результатов.
Самостоятельными проблемами
остаются критерии выбора способа приватизации,
определение ее темпов, приоритетов. Анализ
организации приватизационного процесса
в российской экономике показывает ряд
присущих ей черт, носящих как позитивный,
так и негативный характер. Основными
негативными чертами являются следующие:
- единообразие способов приватизации
для предприятий различных отраслей, объединяемых
по величине стоимости основных фондов
и численности трудовых коллективов. Отраслевые
особенности приватизации были сведены
к порядку согласования планов приватизации
предприятий с министерствами (ведомствами)
и ограничению акционирования первым
вариантом с выпуском «золотой акции».
- игнорирование региональных
особенностей приватизации. Различия
в темпах и способах приватизации в регионах
были обусловлены скорее действиями местных
властей, выходящих за рамки своей компетентности.
- преимущественно бесплатный
(или за символическую плату) способ передачи
собственности. Его организационная форма – введение системы приватизационных чеков на предъявителя.
- административное установление
высоких «заданий» по срокам и объемам
приватизации.
- Общая характеристика
«приватизационной» экономической реформы
Приватизация в России началась
после принятия Закона СССР «О государственном
предприятии (объединении)» в 1988 году.
На этом этапе она осуществлялась в отсутствие
необходимой нормативной базы. При этом
реальные её масштабы оставались неизвестными.
По оценкам ОЭСР(Организация экономического
сотрудничества и развития) к лету 1992 года
(начало осуществления программы приватизации)
более 2000 предприятий были приватизированы
«стихийно». Только в 1991 году началась
разработка законодательства о приватизации
Законом РФ от 3/7/1991 «О приватизации государственных
и муниципальных предприятий в РФ» (с изменениями
от 5/7/1992).
До середины 1992 года Верховный Совет РФ принял ряд законов и постановлений,
регламентирующих процессы приватизации
и банкротства хозяйственных субъектов,
в том числе и Законы РФ «Об именных приватизационных
счетах и вкладах в РСФСР» и Закон «О собственности
в РСФСР». Законом о приватизации организация
и проведение единой государственной
политики приватизации, включая ее нормативное
и методическое обеспечение, возлагались
на Государственный Комитет РФ по управлению
государственным имуществом (ГКИ). В качестве продавца и временного
владельца государственного имущества
был определен Российский фонд федерального
имущества (РФФИ). При этом ГКИ был подотчётен
Правительству РФ, а РФФИ — Верховному
Совету РФ.
В России к нормативной базе
приватизации относились также Государственные
программы приватизации на 3 года. Они
включали задания на текущий год и прогноз
на два следующих. На основании этих законов
Государственный комитет России по управлению
государственным имуществом (ГКИ) издавал
нормативные акты, а также давал разъяснения
этих актов и Программы приватизации.
При этом за пределами юрисдикции этих
законов оставалась приватизация земли
и жилищного фонда, социально-культурных
учреждений и объектов культурного и природного
наследия. Кроме указанных законов отдельные
аспекты приватизации попадали под действие
и других законов, например, «О предприятиях
и предпринимательской деятельности»
от 25/12/1990.
С ноября 1991 г. Начался этап
форсированной приватизации. В его основу
был положен указ No.341 Президента РФ от 29/12/1991,
утвердивший «Основные положения программы
приватизации государственных и муниципальных
предприятий на 1992 год». Указ No.66 от 29/1/1992
«Об ускорении приватизации государственных
и муниципальных предприятий» определял
практический механизм приватизации.
Государственная программа приватизации
на 1992 год была принята Верховным Советом
РФ в июне 1992 года. Она провозглашала следующие
цели:
повышение эффективности деятельности
предприятий путем их приватизации;
создание конкурентной среды
и содействие демонополизации народного
хозяйства;
привлечение иностранных инвестиций,
социальная защита населения и развитие
объектов социальной инфраструктуры за
счет средств, поступивших от приватизации;
содействие процессу финансовой
стабилизации РФ;
создание условий и организационных
структур для расширения масштабов приватизации
в 1993—1994 гг.
В РФ Программа приватизации
предусматривала ваучерную, денежную
и «малую» приватизацию. Согласно законодательно
принятой программе малые предприятия
должны были распродаваться на торгах
или могли быть напрямую проданы частным
лицам, работающим на этих предприятиях.
Крупные же предприятия должны были быть
обязательно акционированы до приватизации.
Корпоратизация средних предприятий до
их разгосударствления оставалась на
решение самих предприятий.
Программа приватизации устанавливала
ограничения на приватизацию, обязательные
для всех органов государственной власти
и управления и органов местного самоуправления,
при этом запрещая введение дополнительных
ограничений этими органами и расширенного
толкования ограничений. При рассмотрении
вопроса о приватизации объектов и предприятий
правительство РФ, ГКИ и его территориальные
органы имели право запретить приватизацию
либо путем преобразования предприятия
в акционерное общество открытого типа
с закреплением 100 % акций в государственной
собственности, либо преобразования его
в государственное (казенное) предприятие,
финансируемое за счет государственных
источников.
В случае принятия решения о
приватизации способы ее проведения в
каждом конкретном случае определялись
рабочей комиссией по приватизации соответствующего
комитета по управлению имуществом. Предприятия
со стоимостью активов на 1/1/1992 не более
1 млн руб. попадали под так называемую
«малую» приватизацию через аукцион или
конкурс. Объекты нежилого фонда, сданного
ранее в аренду, объекты незавершенного
строительства, имущество ликвидируемых
или действующих предприятий также приватизировалось
через аукцион. Предприятия-должники оставлялись
до специальных указов президента РФ.
Основная же масса предприятий
должна была быть в процессе приватизации
превращена в акционерные общества открытого
типа (АООТ). Для них предусматривались
следующие формы приватизации:
закрепление пакета акций (в
том числе и «золотой» акции) в государственной
или муниципальной собственности; льготная
продажа и передача акций членам трудового
коллектива приватизируемого предприятия;
выкуп имущества арендными предприятиями
по договорам аренды; продажа акций на
чековом («ваучерном») или денежном аукционе;
продажа акций по конкурсу, в том числе
и приватизационному. Можно лишь пожалеть,
что конкурсы неаукционного характера
до 1995 г. Практически не сыграли никакой
роли.
Приватизация в России — процесс передачи государственного имущества Российской Федерации (ранее РСФСР) в частную собственность,
который осуществлялся в России с начала
1990-х годов (после распада СССР). Приватизацию обычно связывают с именами Е. Т. Гайдара и А. Б. Чубайса, занимавшими в то время ключевые позиции
в правительстве. В результате приватизации
значительная часть государственного
имущества России перешла в частную собственность.
Приватизация в России часто подвергается
резкой критике. Утверждается, что новые
обладатели собственности получили её
не по заслугам, а за счёт личных связей и неформальных
отношений с первыми лицами государства и их родственниками.
С приватизацией связывают появление
в России олигархов, слишком сильное и несправедливое экономическое
расслоение населения России. Значительная
часть населения России воспринимает
приватизацию 90-х как аморальную, преступную.
В народе даже её стали называть «прихватизация».
С другой стороны приватизация проводилась
в крайне сложной экономической, финансовой
и политической обстановке: конфронтация Верховного совета
РФ с Президентом и Правительством затрудняли
создание правовой базы и проведение институциональных
реформ; Правительство испытывало сильное
лоббистское давление со стороны Верховного
совета; на момент начала приватизации
государство было не способно эффективно
контролировать свою собственность, массовым
явлением стала спонтанная приватизация
— захват контроля над предприятиями
их директорами, настроенными не на развитие
предприятий, а на быстрое получение прибылей.
Главной экономической задачей приватизации
было повышение эффективности экономики
за счёт создания института частной собственности на средства производства.
В то время как в определённых сферах экономики
(обслуживание, торговля) эта задача была
достаточно быстро решена, в промышленности
и сельском хозяйстве нужный эффект достигался
гораздо медленнее, во многом из-за того,
приватизированные предприятия переходили
в собственность трудовых коллективов,
то есть под контроль — а в перспективе
и в собственность — их директоров. Однако
сам Анатолий Чубайс позднее говорил,
что приватизация была проведена с единственной
целью не допустить прихода коммунистов
к власти.
- Ваучераная приватизация
Ваучерная приватизация проводилась
в 1992—1994 гг. Ей предшествовали законодательные
акты Верховного Совета РСФСР, принятые летом 1991 года, которые
предусматривали выкуп государственных
предприятий и их преобразование в акционерные
общества. Для упорядочения приватизации
был принят закон «Об именных приватизационных
счетах и вкладах в РСФСР», согласно которому
каждый гражданин России получал именной
приватизационный счёт, на который должны
были зачисляться денежные суммы, предназначенные
для оплаты приватизируемого государственного
имущества. Закон не разрешал продажу
приватизационных вкладов другим лицам.
Этот закон, однако, не был осуществлён,
и вместо него была проведена ваучерная
приватизация.
Ваучерная приватизация была
противоречива. Формат приватизации был
во многом результатом компромиссов между
Правительством и Верховным Советом, с
учетом принятых в разное время нормативных
актов и интересов разных лоббистских
групп. Так, Е. Гайдар и А. Чубайс изначально
не были сторонниками ваучерной приватизации,
предлагая отказаться от неё в пользу
постепенной приватизации за деньги. Однако,
закон РСФСР «О приватизации государственных
и муниципальных предприятий» от 3 июня
1991 года предусматривал приватизацию
с использованием приватизационных именных
счетов. Недостатком этого решения была
его коррупционная уязвимость: с учётом
преимущественного права работников предприятий
на выкуп их акций, директора, используя
давление на работников, получили бы широкие
возможности для захвата контроля над
предприятиями. В качестве компромисса
между позицией Верховного Совета и Правительства,
чеки были анонимизированы (что приближало
приватизацию к рыночной схеме), право
трудовых коллективов на преимущественный
выкуп акций сохранено.
Летом 1992 г. Были введены ваучеры (приватизационные чеки), которые
не бесплатно раздавались населению. За
каждый ваучер необходимо было заплатить
25 рублей, независимо от того, кто получал
ваучер взрослый человек или ребёнок.
Номинальная стоимость ваучера составляла
10 тысяч рублей. Имущество предприятий
страны было оценено в 1400 миллиардов рублей,
и на эту сумму были изданы ваучеры. По
утверждению главы Госкомимущества Чубайса,
руководившего приватизацией, один ваучер соответствовал
по стоимости двум автомобилям «Волга». Но купить эти автомобили в
обмен на ваучер было нельзя.
Реальная рыночная стоимость
пакета акций, который можно было получить
в обмен на один ваучер, колебалась в широких
пределах в зависимости от компании, чьи
акции приобретались в обмен на ваучер,
а также от региона, где это происходило.
Например, в Нижегородской области один
ваучер можно было обменять в 1994 г. На 2000
акций РАО «Газпром» (их рыночная стоимость
в 2008 г. Составила порядка 700 тыс. рублей),
в Московской области — на 700 акций Газпрома
(в 2008 г. — порядка 245 тыс. рублей), а в г. Москве —
на 50 акций Газпрома (17 тыс. руб. в 2008 г.)
За один ваучер можно было также получить
7 акций Торгового дома «ГУМ» (менее 100
руб. в 2008 г.)