Приватизация в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 00:05, реферат

Краткое описание

Цель работы: изучение особенностей, выявление недостатков и современных тенденций развития приватизации в России.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
1. Знакомство с видами приватизации в России.
2. Исследование особенностей этапов приватизации в России.
3. Выявление целей приватизации в России.
4. Подведение итогов приватизации.
5. Выявление современных тенденций и перспектив приватизации в России.

Содержание

Введение......................................................................................................... 3
1.Этапы и виды приватизации в России....................................................... 6
2.Общие итоги и перспективы приватизации............................................... 16
3. Современные тенденции и перспективы.................................................... 18
Заключение...................................................................................................... 20
Список литературы......................................................................................... 21

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат экономика.docx

— 36.24 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание.

 

Введение......................................................................................................... 3

 

1.Этапы и виды приватизации  в России....................................................... 6

 

2.Общие итоги и перспективы  приватизации............................................... 16

 

3. Современные тенденции  и перспективы.................................................... 18

 

Заключение...................................................................................................... 20

 

Список литературы......................................................................................... 21

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Экономическая реформа в  России (структурная, ценовая, финансовая) проводится в каждой сфере как  бы в разных временных потоках, с  разной скоростью и интенсивностью. Реформы отношений собственности  являются важнейшим элементом постсоциалистической рыночной трансформации. Приватизация государственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходило быстро, последовательно и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.

Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной»  на «частную». Она включает взаимосвязь  приоритетов, отражающую сочетание  интересов органов государственной  власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается  в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.

Приватизация в переходной экономике является преобладающей  формой разгосударствления, с одной  стороны, и наделения граждан  собственностью за счёт тех или иных форм перераспределения общественного  имущества, с другой. Под приватизацией, как правило, понимают продажу или  безвозмездную передачу государственной  собственности в руки отдельных  граждан, трудовых коллективов или  юридических лиц.

Главное содержание приватизации заключается в трансформации  предприятий-производителей, основанных на том или ином производственно-техническом  комплексе (звеньев «единой фабрики» плановой экономики), к фирмам, базирующимся на капитале. Капитал как самовозрастающая стоимость несет с собой коренные изменения всех функций, жизненных циклов, структурных сдвигов бывших государственных предприятий [1].

Актуальность темы.

Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в отечественной  экономической науке. Это обусловлено  тремя причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.

В теории приватизации и  обобщении ее практики сохраняется  множество дискуссионных и нерешенных проблем как методологического, так и прикладного характера. Более того, в условиях перехода России к рыночной экономике появляются новые моменты, имеющие важное значение для дальнейшего развертывания приватизационного процесса.

Следует иметь в виду, что до сих пор по-разному трактуется даже само понятие «приватизация», его соотношение с категориями  «частная собственность», «разгосударствление». Особенно остры дискуссии о месте  приватизации в экономической реформе; об очередности или одновременности  приватизации, либерализации цен  и структурной перестройки; о  целях приватизации; наконец, о сочетании  экономической эффективности и  социальной справедливости, платности  и бесплатности в используемых моделях  приватизации. Самостоятельными проблемами остаются критерии выбора способа приватизации, определение ее темпов приоритетов [2].

Процесс приватизации в нашей  стране подходит к концу, и его  завершение требует от нас подведения итогов важнейшего экономико-политического  процесса за последние десятилетия, что делает данную работу актуальной.

Цель работы: изучение особенностей, выявление недостатков и современных  тенденций  развития приватизации в  России.

В соответствии с целью  работы были поставлены следующие задачи:

1. Знакомство с видами  приватизации в России.

2. Исследование особенностей  этапов приватизации в России.

3. Выявление целей приватизации  в России.

4. Подведение итогов приватизации.

5. Выявление современных  тенденций и перспектив приватизации  в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Этапы и виды приватизации в России.

В России в процессе сокращения масштабов государственной собственности  можно выделить две стадии: «скрытую»  и «легальную» приватизацию, каждая из которых включает несколько этапов.

Скрытая приватизация существовала в период с 1987г. по 1992г., когда сам термин «приватизация» политическими лидерами еще не произносился. Это по существу стихийная (спонтанная) приватизация.

До 1987г. государственное  предприятие признавалось лишь субъектом  хозяйствования, субъектом же собственности  оставалось государство. Но в Законе СССР «О государственном предприятии (объединении)» (1987) появилась новая  норма, кардинально изменившая положение  и возможности администрации: «На  государственном предприятии трудовой коллектив, используя, как хозяин, общенародную собственность, создает и приумножает народное богатство, обеспечивает сочетание интересов общества, коллектива и каждого работника... Трудовой коллектив, являясь полноправным хозяином на предприятии, самостоятельно решает все вопросы производственного и социального развития».

Именно после этого  Закона начался процесс перехода прав собственности от партийного аппарата и частично отраслевых министерств  к администрации предприятий. Правовые возможности для перекачки государственной  собственности в частную, представили сначала Указ о кооперативах 1987г., а затем «Закон о кооперативах в СССР» 1988г. [3]

«Кооперативное» движение существовало в 1987 - 1990 гг. В этот период более 90% кооперативов было создано на базе государственных  предприятий и их структурных  подразделений. Они выступали каналом  сбыта государственной продукции  по более высоким кооперативным  ценам. Отрицательный народнохозяйственный эффект оправдывался необходимостью решения  политической задачи - наступления  на госсектор как «оплот административно-командной системы» и возрождения альтернативного госсектору уклада мелких частных собственников, свободной инициативы и создания конкурентной среды.

Арендное движение 1990 - 1992 гг. В эти годы целые предприятия  легально передавались в руки директоров и иных наемных работников, собственностью которых становились все доходы и прирост имущества. Самым льготным вариантом «разгосударствления» для  директората была аренда с правом выкупа.

Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», принятый в конце 1989г., предоставил  трудовому коллективу государственного предприятия право создавать  товарищества, брать в аренду и  выкупать собственность предприятия.

«Арендные» и «коллективные» предприятия, по сути, не отличались от уже скомпрометировавших себя «кооперативов». К 1998г. число предприятий на аренде сократилось наполовину, их почти  в 10 раз меньше числа приватизированных  предприятий. В ходе последовавшей с 1992г. «легальной» приватизации эти модифицированные кооперативы в форме арендных и коллективных предприятий заменяются универсальными акционерными обществами [8].

Перейдём к рассмотрению легальной приватизации. Ее эволюция - от обширной и бесплатной (массовой) к подорожавшей и малодоступной (по индивидуальным проектам). Концепция легальной массовой приватизации государственной собственности предусматривала два этапа: чековый (ваучерный) и денежный. Ваучерная приватизация была начата с июня 1992г. и продолжалась до 1 июля 1994г.

Цели, формы, конкретные пути и варианты приватизации были определены в Государственных программах приватизации государственных и муниципальных  предприятий Российской Федерации (1992, 1993).

В этих программах провозглашались  следующие цели приватизации:

- формирование слоя частных  собственников, содействующих созданию  социально ориентированной рыночной  экономики;

- повышение эффективности  деятельности предприятий;

- социальная защита населения  и развитие объектов социальной  инфраструктуры за счет средств,  поступивших от приватизации;

- содействие процессу  стабилизации финансового положения  в РФ;

- создание конкурентной  среды и содействие демонополизации  народного хозяйства;

- привлечение иностранных  инвестиций.

Государственное имущество  в программах приватизации 1992-1993 гг. классифицируется следующим образом:

- имущество, приватизация  которого запрещена;

- имущество, которое закрепляется  в государственной собственности;

- имущество, которое приватизируется  с установлением запрета на  участие в его приватизации  иностранных физических и юридических  лиц;

- имущество, которое приватизируется  на основании решения Правительства  РФ;

- имущество, которое приватизируется  на основании решения федерального  органа исполнительной власти;

- объекты, подлежащие  обязательной приватизации [8].

Предусматривались четыре способа  приватизации: аукцион, коммерческий конкурс, аренда с правом выкупа, акционирование.

В основу выбора способов приватизации был положен размер предприятий. По этому признаку предприятия разделялись  на три категории, для каждой из которых, ставились свои условия приватизации. Критериями определения размеров предприятия  являлись численность работников и  стоимость основных фондов.

Малые предприятия, к которым  не применялась процедура корпоратизации (акционирования), подлежали продаже любому покупателю через аукционы или выставлялись на торги на конкурсной основе. Эти предприятия могли выкупаться и лицами, работающими на них. Такой метод мог использоваться также коллективами предприятий, которые заключили с государством договор аренды с правом последующего выкупа имущества предприятия.

На средних и крупных  предприятиях приватизация проходила  в два этапа. Сначала проводилось  их акционирование (преобразование в  акционерные общества открытого  типа), то есть изменение организационно-правовой формы предприятия. Затем выпускались  акции, которые распределялись между  членами трудового коллектива, руководством предприятия и внешними физическими  и юридическими лицами в пропорциях, определенных по выбору коллектива. Часть  акций могла закрепляться в государственной  или муниципальной собственности. В органы управления таких обществ  назначались представители РФ, субъектов  РФ или муниципальных образований [10].

Органам приватизации и трудовым коллективам в каждом конкретном случае необходимо было решать, что  лучше при акционировании: выделять из состава действующих гигантов конкурентоспособные малые и  средние предприятия или объединять некоторые группы предприятий, создавая крупные компании, владеющие контрольным  пакетом их акций и получившие наименование холдингов.

Программа приватизации предусматривала  три основных варианта приватизации, различающихся между собой набором  льгот, предоставляемых работникам предприятий. При всех вариантах  льгот полученные безвозмездно или  купленные со скидкой работниками  предприятия акции могли свободно передаваться и продаваться.

Инструментом реализации программы приватизации послужили  приватизационные чеки (ваучеры), бесплатно  розданные всем гражданам страны. Таким образом, в первый этап приватизации было вовлечено практически все  население России [7].

Приватизационный чек (ваучер) представлял собой государственное  свидетельство о праве собственности  его владельца на долю в безвозмездно распределяемой государственной собственности. Он использовался в качестве платежного средства, имел целевое назначение и ограниченный срок реализации.

Номинальная стоимость приватизационного  чека была определена с учетом стоимости  объектов, подлежащих приватизации в 1993г. и численности населения России. Низкая номинальная стоимость чека была обусловлена тем, что имущество, подлежащее приватизации, оценивалось  исходя из балансовой стоимости по состоянию на 1 января 1992г., т. е. без  учета переоценки, проведенной по состоянию на 1 июля 1992г. в связи  с резким ростом цен.

За два года в частные  руки была передана и большая часть  объектов так называемой малой приватизации (свыше 85 тыс. магазинов, ресторанов, кафе, предприятий служб быта). К концу 1994г. в абсолютном числе регионов России процесс малой приватизации по существу завершился. Что касается средних, крупных и крупнейших государственных  предприятий, то к середине 1994г. на их базе было создано 20 тыс. акционерных  обществ.

Информация о работе Приватизация в России