Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 23:15, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть реализацию социальной политики в Республике Беларусь и направления ее развития.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие социальной политики государства;
- раскрыть принципы формирования социальной политики;
- рассмотреть функции и механизмы реализации социальной политики;
- рассмотреть цели и задачи социальной политики в Республике Беларусь на современном этапе;
- рассмотреть приоритетные направления развития социальной политики в Республике Беларусь на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ, МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ….......5
1.1. Понятие социальной политики государства………………………….5
1.2. Принципы формирования социальной политики…………
1.3. Функции и механизмы реализации социальной политики…
2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОГО К
РЫНКУ ПЕРИОДА………………………………………………………............
2.1. Цели и задачи социальной политики в Республике Беларусь на
современном этапе…………………………………………………………………
2.2. Приоритетные направления реализации социальной политики в Республике Беларусь на современном этапе…………………………………....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Право является продуктом общества в целом и гражданского общества в частности. Оно устанавливает позитивные правила поведения, организует общественные отношения, координирует социальные взаимосвязи. Идеальным можно назвать вариант, когда обществом управляют не люди, а легитимные, правовые законы, но такой вариант в полной мере практически недостижим. В жизни право регулирует поведение члена: указывает, чему должно следовать и чего избегать. В результате право способствует установлению официального обязательного для всех общественного порядка. Осуществляется это, во-первых, путем установления каждому члену общества прав и обязанностей, то есть кто и на что имеет право (может делать) и что обязан делать; во-вторых, через механизм государственного воздействия, выступающий как основа власти. Правовые средства регулирования общественных отношений, в свою очередь, подвергаются влиянию социальных и иных факторов.
Современный механизм государственного регулирования, обеспечивающий решение поставленных задач в области развития социальной сферы, строится преимущественно на экономической основе и включает:
В системе мер, используемых государством для обеспечения граждан Беларуси и для развития социальной сферы в республике, особо следует выделить социальные стандарты, которые можно оценить как компенсаторные, превентивные меры системного характера, обеспечивающие позитивное влияние на развитие этой сферы в целом по республике и на уровне регионов.
Значимую роль в системе государственного регулирования социальной сферы играют социальные программы, содержащие комплекс мероприятий, обеспечивающий достижение целей в области развития социальной сферы.
2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОГО
К РЫНКУ ПЕРИОДА
2.1. Цели и задачи социальной политики в Республике Беларусь на современном этапе
В Республике Беларусь социальный комплекс является наиболее важным и сложным объектом государственного регулирования. Принятая в качестве перспективной социально ориентированная модель рыночной экономики выдвигает на первый план достижение таких принципиальных целей, как:
На современном этапе социальная политика Республики Беларусь отождествляется с деятельностью государства по повышению уровня и качества жизни населения, удовлетворению его потребностей в материальных благах и ограничивается в основном сферой потребления. Постепенно содержание социальной политики республики будет меняться. Ее главными направлениями должны стать повышение трудовой мотивации и стабилизации уровня жизни населения, создание предпосылок для последующего роста благосостояния народа.
При этом главной целью социальной политики государства в условиях рыночной экономики является создание для каждого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить собственное благосостояние и благосостояние семьи при усилении адресности социальной поддержки со стороны государства слабо защищенных групп населения.
Для достижения поставленной цели необходимо:
По мере развития рыночных отношений в республике, частной и государственной форм собственности сфера государственного воздействия на социальные процессы будет сужаться, его многие функции – переходить к негосударственным структурам. Этот процесс будет достаточно сложным и длительным, а основная ответственность за развитие социальной сферы, обеспечение социальной защиты человека и впредь будет лежать на государстве.
Государственная социальная политика Республики Беларусь находит отражение в соответствующих программных и прогнозных документах.
В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. социальная политика строится на использовании социальных гарантий в сфере доходов населения, занятости, социальных услуг, закреплении наметившихся в тот период времени тенденций стабилизации уровня жизни населения, сокращении масштабов бедности, оптимизации ситуации на рынке труда. Важнейшими задачами социальной политики на данном этапе являются:
Реализация
перечисленных задач осуществля
На втором этапе усилилась государственная поддержка нуждающихся слоев населения, расширилась платность в социальной сфере, а частные сбережения граждан использовались как источник внутренних инвестиций.
Основная цель социальной политики в 2011–2015 годы – дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения. Важнейшими путями ее достижения являются:
Следует отметить, что проводимая в республике социальная политика оказала свое позитивное влияние на ситуацию в стране в период мирового экономического кризиса, обеспечила противодействие многим кризисным явлениям. По итогам социологического исследования, проведенного Институтом социологии НАН Беларуси, можно отметить следующие проявления кризиса и меры противодействия ему в Республике Беларусь:
1. Кризис затронул, не мог не
затронуть в силу его
2. На примере девальвации можно оценить ситуацию и психологический эффект грамотной работы с населением руководства страны и Нацбанка. По требованию МВФ курс белорусского рубля был снижен на 20 % по отношению к корзине валют – доллар, евро, российский рубль. В целях предотвращения паники и массового оттока сбережений были вывешены во всех банках страны заявления Президента о гарантиях вкладов и обращение Нацбанка с разъяснениями ситуации. Поэтому девальвация не подорвала доверие к банковской системе и рост рублевых депозитов вскоре продолжился. 3. Несмотря на компактность республики, единство природных условий, наличие общей вертикали власти, имели место заметные региональные различия в проявлении последствий кризиса. В основном они связаны с двумя моментами: а) с тем, что приграничные области (Брестская и Гродненская) раньше других почувствовали движение кризиса с Запада на Восток и лучше подготовились к нему; б) Минск в силу концентрации в нем крупных промышленных предприятий и инфраструктурных объектов оказался более уязвимым.
Оценивая достигнутые к настоящему времени результаты развития социальной сферы в Республике Беларусь, можно говорить о том, что они привели к следующим изменениям.
В сфере политики доходов и оплаты труда: к увеличению размера заработной платы как основного источника доходов и поддержания жизнедеятельности для большинства трудоспособного населения до уровня, позволяющего выполнять воспроизводственную, стимулирующую, регулирующую и социальную функции; к повышению уровня минимальных государственных гарантий оплаты труда – минимального размера заработной платы, обязательного для выплаты работодателем; приближению заработной платы к реальной стоимости рабочей силы на рынке труда; соответствию заработной платы конкретным результатам работы, уровню квалификации и профессионализма работников.
О начисленной средней заработной плате работников Республики Беларусь в июне 2013 г.
Согласно данным Национального стасистического комитета Республики Беларусь номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников Республики Беларусь в январе – июне 2013 г. составила 4 770,9 тыс. рублей, в том числе в июне–5 159,9 тыс. рублей, и увеличилась по сравнению с маем 2013 г. на 3,4%, или на 171,5 тыс. рублей.
Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в январе – июне 2013 г. по сравнению с январем–июнем 2012 г. увеличилась на 20,5%, в июне 2013 г. по сравнению с маем 2013 г. – на 3,1%.
В июне 2013 г. в промышленности
средняя заработная плата составила 5
602,1 тыс. рублей, в строительстве – 6 944
тыс., на транспорте и в связи – 5 911,6 тыс.,
в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве
– 4 026,3 тыс., в образовании – 3 613,9 тыс.,
в том числе учителей – 4 112,9 тыс., профессорско-