Приоритетные направления реализации социальной политики в Республике Беларусь на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 23:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть реализацию социальной политики в Республике Беларусь и направления ее развития.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие социальной политики государства;
- раскрыть принципы формирования социальной политики;
- рассмотреть функции и механизмы реализации социальной политики;
- рассмотреть цели и задачи социальной политики в Республике Беларусь на современном этапе;
- рассмотреть приоритетные направления развития социальной политики в Республике Беларусь на современном этапе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ, МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ….......5
1.1. Понятие социальной политики государства………………………….5
1.2. Принципы формирования социальной политики…………
1.3. Функции и механизмы реализации социальной политики…
2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОГО К
РЫНКУ ПЕРИОДА………………………………………………………............
2.1. Цели и задачи социальной политики в Республике Беларусь на
современном этапе…………………………………………………………………
2.2. Приоритетные направления реализации социальной политики в Республике Беларусь на современном этапе…………………………………....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ. НАЦ.ЭКОНОМИКА №1.doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

Право является продуктом общества в целом и гражданского общества в частности. Оно устанавливает позитивные правила поведения, организует общественные отношения, координирует социальные взаимосвязи. Идеальным можно назвать вариант, когда обществом управляют не люди, а легитимные, правовые законы, но такой вариант в полной мере практически недостижим. В жизни право регулирует поведение члена: указывает, чему должно следовать и чего избегать. В результате право способствует установлению официального обязательного для всех общественного порядка. Осуществляется это, во-первых, путем установления каждому члену общества прав и обязанностей, то есть кто и на что имеет право (может делать) и что обязан делать; во-вторых, через механизм государственного воздействия, выступающий как основа власти. Правовые средства регулирования общественных отношений, в свою очередь, подвергаются влиянию социальных и иных факторов.

Современный механизм государственного регулирования, обеспечивающий решение поставленных задач в области развития социальной сферы, строится преимущественно на экономической основе и включает:

  • бюджетное регулирование, предполагающее повышение эффективности использования бюджетных средств, введение системы целевых платежных средств;
  • развитие договорных отношений в регулировании доходов населения;
    • налогообложение индивидуальных доходов и имущества граждан;
  • создание благоприятных условий для роста заработной платы, пенсий, пособий и иных доходов;
    • декларирование сверхвысоких доходов граждан;
  • тарифные соглашения между работодателями и наемными работниками;
  • непосредственное регулирование заработной платы в бюджетных отраслях экономики на основе единой тарифной сетки;
    • совершенствование пенсионного обеспечения;
  • использование и повышение роли социального страхования и страховых выплат в социальной защите населения, упорядочение участия пенсионеров в производстве;
    • постепенное увеличение возраста выхода на пенсию;
  • повышение роли соответствующих финансовых институтов (негосударственных страховых и пенсионных фондов);
  • усиление децентрализованного начала в финансировании социальных программ за счет смещения центра тяжести на негосударственные финансовые институты, а также местный уровень;
  • постепенное увеличение платности в социальной сфере. 
     В системе государственного регулирования используются в качестве инструментов социальные гарантии, стандарты, потребительские бюджеты и другие пороговые социальные регуляторы. Базой социальных гарантий служит часть национального богатства, обеспечивающая жизнедеятельность общества. Социальные гарантии обеспечиваются на законодательной основе, регламентирующей обязанности и ответственность как государства перед гражданами, так и граждан перед государством.

В системе  мер, используемых государством для  обеспечения граждан Беларуси и  для развития социальной сферы в  республике, особо следует выделить социальные стандарты, которые можно оценить как компенсаторные, превентивные меры системного характера, обеспечивающие позитивное влияние на развитие этой сферы в целом по республике и на уровне регионов.

Значимую роль в системе государственного регулирования социальной сферы играют социальные программы, содержащие комплекс мероприятий, обеспечивающий достижение целей в области развития социальной сферы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СОЦИАЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА  РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ

И СОДЕРЖАНИЕ  ГОСУДАРСТВЕННОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ

СОЦИАЛЬНОГО  КОМПЛЕКСА  В  УСЛОВИЯХ  ПЕРЕХОДНОГО

К  РЫНКУ ПЕРИОДА

 

        2.1. Цели и задачи  социальной  политики в Республике  Беларусь  на современном этапе

 

В Республике Беларусь социальный комплекс является наиболее важным и сложным объектом государственного регулирования. Принятая в качестве перспективной социально ориентированная модель рыночной экономики выдвигает на первый план достижение таких принципиальных целей, как:

    • рост благосостояния народа;
    • стабильность денег и цен;
    • высокая степень занятости;
  • благоприятная для жизни окружающая среда. 
     Это говорит о том, что высшей целью социально-экономического развития государства становится человек, его духовное и физическое здоровье в благоприятной и безопасной среде.

На современном этапе социальная политика Республики Беларусь отождествляется с деятельностью государства по повышению уровня и качества жизни населения, удовлетворению его потребностей в материальных благах и ограничивается в основном сферой потребления. Постепенно содержание социальной политики республики будет меняться. Ее главными направлениями должны стать повышение трудовой мотивации и стабилизации уровня жизни населения, создание предпосылок для последующего роста благосостояния народа.

При этом главной  целью социальной политики государства в условиях  рыночной экономики является создание для каждого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить собственное благосостояние и благосостояние семьи при усилении адресности социальной поддержки со стороны государства слабо защищенных групп населения.

Для достижения поставленной цели необходимо:

  • обеспечить рост доходов населения в соответствии с его трудовым вкладом и располагаемым им капиталом;
  • предотвратить социальное иждивенчество;
  • создать эффективный механизм социальной защиты населения;
  • обеспечить социальную стабильность, дальнейшую консолидацию всех слоев общества, сохранить в обществе мир и согласие;
  • формировать стимулы к высокопроизводительному труду, повышать производственную и деловую активность населения;
  • создавать социальные предпосылки для восстановления в среднесрочной перспективе устойчивого экономического роста за счет развития системы образования, повышения квалификации кадров;
  • формировать здоровый образ жизни, сохранять и развивать высокие нравственные ценности, а также нормы социальной справедливости, несовместимые с любыми формами коррупции и обогащения за счет криминальных действий.

По мере развития рыночных отношений в республике, частной и государственной форм собственности сфера государственного воздействия на социальные процессы будет сужаться, его многие функции – переходить к негосударственным структурам. Этот процесс будет достаточно сложным и длительным, а основная ответственность за развитие социальной сферы, обеспечение социальной защиты человека и впредь будет лежать на государстве.

Государственная социальная политика Республики Беларусь находит отражение в соответствующих программных и прогнозных документах.

В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. социальная политика строится на использовании социальных гарантий в сфере доходов населения, занятости, социальных услуг, закреплении наметившихся в тот период времени тенденций стабилизации уровня жизни населения, сокращении масштабов бедности, оптимизации ситуации на рынке труда. Важнейшими задачами социальной политики  на данном этапе являются:

  • повышение трудовой и хозяйственной активности населения –предоставление каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить благосостояние своё и своей семьи, формировать сбережения и эффективно их инвестировать;
  • регулирование доходов населения;
  • социальная поддержка социально уязвимых групп населения;
  • обеспечение занятости и поддержка работников, высвобождающихся в ходе структурной перестройки;
  • реформа организационных структур и источников финансирования социальной инфраструктуры, пенсионного обеспечения;
  • жилищная реформа.

Реализация  перечисленных задач осуществлялась поэтапно, выявляя приоритетность тех или иных задач на каждом этапе. Так, на первом этапе первоочередными являются:

  • поддержка социально уязвимых слоев и групп населения;
  • предотвращение распада непроизводственной сферы;
  • недопущение массовой безработицы;
  • создание условий для устойчивого функционирования рынка труда и социальной сферы.

На втором этапе усилилась государственная поддержка нуждающихся слоев населения, расширилась платность в социальной сфере, а частные сбережения граждан использовались как источник внутренних инвестиций.

  •  

Основная цель социальной политики в 2011–2015 годы – дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения. Важнейшими путями ее достижения являются:

  • усиление роста заработной платы как главного фактора, стимулирующего экономическое развитие и повышение эффективности экономики;
  • обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения;
  • уменьшение количества малообеспеченных граждан;
  • недопущение чрезмерной дифференциации по уровню доходов различных групп населения, которая влечет за собой социальное расслоение общества, главным образом в таких формах и за счет таких источников, которые не могут быть оправданы ни экономически, ни морально.

Следует отметить, что  проводимая в республике социальная политика оказала свое позитивное влияние на ситуацию в стране в период мирового экономического кризиса, обеспечила противодействие многим кризисным явлениям. По итогам социологического исследования, проведенного Институтом социологии НАН Беларуси, можно отметить следующие проявления кризиса и меры противодействия ему в Республике Беларусь:

1. Кризис затронул, не мог не  затронуть в силу его глобального  характера и масштабов, большинство  населения Беларуси и России. Для Беларуси наиболее чувствительными,  по оценкам респондентов, оказались такие проявления кризиса, как инфляция (76,4 % населения пострадало от роста цен), снижение реальной заработной платы (33,3 %), девальвация белорусского рубля (30,6 %). По другим жизненно важным позициям воздействие кризиса признано меньшим или даже незначительным: по причине задержки зарплаты и социальных выплат пострадали 16,2 %  населения, увольнения – 9,1 %, закрытия предприятий – 4,2 %.

2. На примере девальвации можно оценить ситуацию и  психологический эффект грамотной работы с населением руководства страны и Нацбанка. По требованию МВФ курс белорусского рубля был снижен на 20 % по отношению к корзине валют – доллар, евро, российский рубль. В целях предотвращения паники и массового оттока сбережений были вывешены во всех банках страны заявления Президента  о гарантиях вкладов и обращение Нацбанка с разъяснениями ситуации. Поэтому девальвация не подорвала доверие к банковской системе и рост рублевых депозитов вскоре продолжился. 3. Несмотря на компактность республики, единство природных условий, наличие общей вертикали власти, имели место заметные региональные различия в проявлении последствий кризиса. В основном они связаны с двумя моментами: а) с тем, что приграничные области (Брестская и Гродненская) раньше других почувствовали движение кризиса с Запада на Восток и лучше подготовились к нему; б) Минск в силу концентрации в нем крупных промышленных предприятий и инфраструктурных объектов оказался более уязвимым.

Оценивая достигнутые  к настоящему времени результаты развития социальной сферы в Республике Беларусь, можно говорить о том, что они привели к следующим изменениям.

 В сфере политики доходов и оплаты труда: к увеличению размера заработной платы как основного источника доходов и поддержания жизнедеятельности для большинства трудоспособного населения до уровня, позволяющего выполнять воспроизводственную, стимулирующую, регулирующую и социальную функции; к повышению уровня минимальных государственных гарантий оплаты труда – минимального размера заработной платы, обязательного для выплаты работодателем; приближению заработной платы к реальной стоимости рабочей силы на рынке труда; соответствию заработной платы конкретным результатам работы, уровню квалификации и профессионализма работников.

      О начисленной средней заработной плате работников Республики Беларусь в июне 2013 г.

          Согласно данным Национального стасистического комитета Республики Беларусь номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников Республики Беларусь в январе – июне 2013 г. составила 4 770,9 тыс. рублей, в том числе в июне–5 159,9 тыс. рублей, и увеличилась по сравнению с маем  2013 г. на 3,4%, или на 171,5 тыс. рублей.

Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских  цен на товары и услуги) в январе – июне 2013 г. по сравнению с январем–июнем 2012 г. увеличилась на 20,5%, в июне 2013 г. по сравнению с маем 2013 г. – на 3,1%.

          В июне 2013 г. в промышленности средняя заработная плата составила 5 602,1 тыс. рублей, в строительстве – 6 944  тыс., на транспорте и в связи – 5 911,6 тыс., в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве – 4 026,3 тыс., в образовании – 3 613,9 тыс., в том числе учителей – 4 112,9 тыс., профессорско-преподавательского состава  – 7 626,8 тыс. рублей. Заработная плата работников здравоохранения и предоставления социальных услуг в июне 2013 г. сложилась в размере 3 928,8 тыс. рублей, в том числе в области здравоохранения – 4 063,4 тыс. рублей. Средняя заработная плата врачей составила  6 540,5 тыс. рублей, среднего медицинского персонала – 3 915,6 тыс. рублей.

Информация о работе Приоритетные направления реализации социальной политики в Республике Беларусь на современном этапе