Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 23:15, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть реализацию социальной политики в Республике Беларусь и направления ее развития.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие социальной политики государства;
- раскрыть принципы формирования социальной политики;
- рассмотреть функции и механизмы реализации социальной политики;
- рассмотреть цели и задачи социальной политики в Республике Беларусь на современном этапе;
- рассмотреть приоритетные направления развития социальной политики в Республике Беларусь на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ, МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ….......5
1.1. Понятие социальной политики государства………………………….5
1.2. Принципы формирования социальной политики…………
1.3. Функции и механизмы реализации социальной политики…
2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОГО К
РЫНКУ ПЕРИОДА………………………………………………………............
2.1. Цели и задачи социальной политики в Республике Беларусь на
современном этапе…………………………………………………………………
2.2. Приоритетные направления реализации социальной политики в Республике Беларусь на современном этапе…………………………………....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В сфере занятости: к усилению адресности социальных пособий и льгот, обязательному социальному страхованию (в т. ч. рисков потери работы); стимулированию трудоустройства представителей социально уязвимых слоев населения, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда (например, инвалидов); созданию системы непрерывного профессионального образования; перераспределению рабочей силы в сектор услуг; созданию полноценной нормативно-правовой базы и финансово-кредитных механизмов стимулирования развития малого бизнеса и частного предпринимательства.
О занятости населения в I полугодии 2013 г.
Согласно отчетным данным Национального стастистического комитета Республики Беларусь в экономике Республики Беларусь в I полугодии 2013 г. было занято 4 534,4 тыс. человек, что на 1,1% меньше, чем в I полугодии 2012 г. По данным Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец июня 2013 г. составила 22,6 тыс. человек, что на 18,9% меньше, чем на конец июня 2012 г., и на 5,7% меньше, чем на конец мая 2013 г. Уровень зарегистрированной безработицы на конец июня 2013 г. составил 0,5% от экономически активного населения (на конец июня 2012 г. – 0,6%).
Организациями республики (без малых и микроорганизаций без ведомственной подчиненности) в I полугодии 2013 г. было принято на работу 377,1 тыс. человек, в том числе на дополнительно введенные рабочие места – 20,9 тыс. человек, уволено по различным причинам 435,2 тыс. человек. Из общей численности уволенных 6,9% было уволено за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины, 1,8% – в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией организаций.
В сфере пенсионного обеспечения: к созданию трехуровневой пенсионной системы, состоящей: а) из гарантированных государством социальных пенсий; б) пенсий, предоставляемых по обязательному социальному страхованию; в) пенсий, предоставляемых за счет добровольных пенсионных фондов, при сохранении ведущей роли обязательного пенсионного страхования; увязке размера трудовых (страховых) пенсий с продолжительностью страхования и заработком, из которого уплачивались страховые взносы; изменению стереотипа отношения к пенсии не как к «подаянию» со стороны государства, а как заслуженному вознаграждению за труд.
По данным 2012 года в республике пенсионеры составляли 26,8 % от общего числа населения страны.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 20 июня 2013 г. № 278 «О повышении пенсий» с 1 июля 2013 г. осуществлена корректировка средней заработной платы работников в республике, примененной при предыдущем перерасчете пенсий, с повышением её величины на 11 процентов и произведен соответствующий перерасчет трудовых пенсий. Средняя заработная плата, примененная при предыдущем перерасчете пенсий, составила 4037,7 тыс. рублей. Этот показатель проиндексирован на 11 процентов и составил 4482,0 тыс. рублей. В результате
перерасчета с июля 2013 г. по оценке трудовые пенсии увеличились в среднем на 10,2 процента, пенсии по возрасту - на 10,4 процента.
Средняя пенсия по возрасту составила 2174 тыс. рублей, минимальная пенсия по возрасту при стаже 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин - 1140 тыс. рублей, максимальная пенсия по возрасту при индивидуальном коэффициенте заработка 4,0 и выше и стаже работы 45 лет у мужчин и 40 лет у женщин -3311 тыс. руб. Следует отметить, что перерасчет пенсий коснулся более 2,4 млн. пенсионеров.
Финансирование расходов на повышение пенсий производится из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. Расходы Фонда на выплату пенсий с июля 2013 г. увеличились на 491 млрд. рублей в расчете на месяц. При увеличении бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах июня 2013 г. с августа т.г. перерасчитаны минимальные трудовые и социальные пенсии, надбавки, повышения и доплаты к пенсиям.
В системе социальных и профессиональных льгот и выплат: к уменьшению числа льгот; законодательному закреплению права на получение только одной или нескольких льгот, наиболее выгодных для получателя; повышению стимулирующей роли льгот; созданию единой системы учета льгот с целью устранения дублирования; переходу на заявительный характер предоставления льгот с одновременной проверкой нуждаемости; переведению лиц, пользующихся льготами по профессиональному признаку, на содержание соответствующих министерств и ведомств.
В здравоохранении: к более рациональному использованию ресурсов здравоохранения (распространению стационарозамещающих технологий; увеличению производства отечественных лекарств, медицинских препаратов и оборудования; усовершенствованию законодательной базы; введению обязательного медицинского страхования; созданию в сфере медицинского обслуживания конкурентной среды; повышению ответственности за здоровье всех субъектов отношений в данной сфере; более широкому распространению под контролем специалистов различных форм самопомощи; модернизации информационной структуры здравоохранения, приведение ее в соответствие с современными требованиями; конституированию на государственном уровне способов стимулирования здорового образа жизни.
Медицинское обслуживание
По результатам обследования, у 11,8% населения в течение года были случаи, когда они нуждались в лекарственных средствах и медицинских товарах, но не смогли их приобрести, при этом 69,6% из них назвали основной причиной недоступности лекарственных средств и медицинских товаров высокую цену на данные товары, 29,3% – отсутствие необходимых лекарств в аптеках.
В течение года у 11,7% жителей республики были случаи, когда они нуждались в получении медицинских услуг, но не имели возможности их получить. В качестве основных причин недоступности медицинских услуг в государственных организациях здравоохранения названы отсутствие необходимого специалиста (42,8%) и большая очередь (39,0% случаев), в негосударственных организациях здравоохранения –
высокая стоимость медицинских услуг (86,0%).
Общая удовлетворенность качеством медицинских услуг характеризуется структурой субъективных оценок населения. По результатам обследования, 62,4% населения удовлетворены качеством медицинских услуг, предоставленных в государственных организациях здравоохранения, 20,1% населения – не удовлетворены.
Как показали результаты выборочного обследования, каждый третий житель республики (36,5%) обращался за медицинской помощью в негосударственные организации здравоохранения. Из них 88,2% отметили удовлетворенность качеством полученных медицинских услуг.
В системе социальной защиты: к концентрации ограниченных ресурсов на удовлетворении потребностей наиболее уязвимых социальных групп; уменьшению числа реципиентов – получателей социальной помощи и увеличению размера пособий; осуществлению перехода к адресной социальной помощи на заявительной основе; ограничению попадания в число получателей социальных пособий представителей высокодоходных социальных групп; преодолению иждивенческих настроений на индивидуальном и коллективном уровнях; развитию системы социального страхования, основанного на разделении ответственности между государством, индивидом и работодателями; развитию системы краткосрочной помощи индивидам, попавшим в трудные жизненные ситуации с целью создания условий самопомощи.
В сфере жилищного
В I полугодии 2013 г. на строительство жилья использовано 15,1 трлн. рублей инвестиций в основной капитал, что составляет 17,8% к общему объему инвестиций и 115,1% к уровню I полугодия 2012 г. Преобладающими источниками финансирования жилищного строительства являются собственные средства населения (51,6% этих инвестиций) и кредиты (займы) банков (33%).
Организациями всех форм собственности построено 31,2 тыс. новых квартир (в I полугодии 2012 г. – 30,6 тыс.). Введено в эксплуатацию 2 618,9 тыс. квадратных метров общей площади жилья, что составляет 40,3% к предусмотренному заданию на год и 106,2% к уровню I полугодия 2012 г.
Для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, введено в эксплуатацию 1 425,8 тыс. квадратных метров общей площади, или 54,4% от общего объема введенного жилья.
Из общего объема
введенного жилья для граждан, состоящих
на учете нуждающихся в улучшении
жилищных условий, с использованием
государственной поддержки
тыс. квадратных метров.
В сельских населенных пунктах введено в эксплуатацию 730,6 тыс. квадратных метров общей площади жилья, или 27,9% от общего ввода по республике (в I полугодии 2012 г. – 22,2%).
В сфере образования и государственной молодежной политики: к созданию благоприятных условий для жизненного самоопределения и самореализации молодежи; решению актуальных социально-экономических и культурно-образовательных проблем; поддержке конструктивных молодежных инициатив и движений; разработке специфического ювенального законодательства и созданию специальных органов, которые занимаются практической реализацией молодежной политики; широкому представительству молодежи в структурах, формирующих молодежную политику государства.
На начало 2012/2013 учебного года в республике работало 4 064 учреждения дошкольного образования с общей численностью детей 398 тыс. человек. Сеть этих учреждений сократилась по сравнению с 2005 годом на 86 единиц (на 2,1%), в то же время численность детей, посещающих их, увеличилась за этот период на 31,3 тыс. человек (на 8,5%).
В текущем учебном году учреждения дошкольного образования посещают 74,6% детей в возрасте от одного до 6 лет, подготовкой к школе в республике охвачены все дети пятилетнего возраста.
В течение 2005-2012 г.г. сеть учреждений общего среднего образования сократилась на 608 учреждений. На начало 2012/2013 учебного года в республике насчитывалось 3 579 учреждений этого типа с численностью учащихся в них 928,2 тыс. человек, что на 312,7 тыс. (на 25,2%) меньше, чем на начало 2005/2006 учебного года.
В 2012 году аттестат об общем среднем образовании получили около 69 тыс. выпускников школ, из них 92,6% продолжили обучение в учреждениях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования (в 2005 году – 85%).
В ушедшем году базовое образование получили около 90 тыс. учащихся 9-х классов, из них 36% продолжили обучение в учреждениях среднего специального и профессионально-технического образования (в 2005 году – 30%).
Число учреждений профессионально-технического образования в течение 2005-2012 г.г. сократилось на 15 единиц, численность учащихся в них – на 34,7 тыс. (на 30,3%) и составила на начало 2012/2013 учебного года почти 80 тыс. человек.
В 2012 году для получения профессионально-технического образования принято 35,5 тыс. человек, что на 18,2 тыс. человек (на 33,9%) меньше, чем в 2005 году.
Профессионально-техническое образование становится более адресным: более 94% от общей численности зачисленных учащихся принято по договорам и заявкам с организациями-заказчиками кадров (в 2005 году – 83%).
С учетом потребности отраслей экономики и социальной сферы в 2012 году
подготовлено и выпущено свыше 50 тыс. квалифицированных рабочих и служащих, что на 7% меньше, чем в 2005 году. По две и более квалификации получили 77,7% выпускников. На работу в организации направлено 45,5 тыс. выпускников (97,8% от численности выпускников, подлежащих распределению). Трудоустроено 38,4 тыс. выпускников, или 84,4% от получивших направление на работу.
Сеть учреждений среднего специального образования за последние семь лет увеличилась на 21 учреждение. В текущем учебном году образовательные программы среднего специального образования реализовывают 225 учебных заведений, общая численность учащихся которых составляет свыше 152 тыс. человек, что на 1,2% меньше, чем в 2005/2006 учебном году. В расчете на 10 тыс. человек населения республики приходится 161 учащийся, получающий среднее специальное образование.
За счет бюджетных средств среднее специальное образование в дневной форме получают около 72% студентов государственных учреждений.
В 2012 году 48,2 тыс.
человек поступили в эти
В 54 высших учебных заведениях республики на начало 2012/2013 учебного года обучалось 428,4 тыс. студентов, что на 11,9% больше, чем на начало 2005/2006 учебного года. В расчете на 10 тыс. человек населения численность студентов составляет 453 человека. За счет бюджетных средств высшее образование в дневной форме получают около 56% студентов государственных вузов.
В 2012 году в учреждения высшего образования принято 88,1 тыс. человек, из них 35,9% – для получения образования за счет бюджетных средств. Специалистами с высшим образованием стали 84,6 тыс. выпускников, что на 57,8% больше, чем в 2005 году. При этом за счет бюджетных средств получили высшее образование в дневной форме 22,3 тыс. человек, из них направлены на работу 21 тыс. человек. Молодыми специалистами стали 19,9 тыс. человек (или 94,7% от получивших направления на работу), из которых 98,4% работают в соответствии с полученной специальностью.