Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 23:15, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть реализацию социальной политики в Республике Беларусь и направления ее развития.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие социальной политики государства;
- раскрыть принципы формирования социальной политики;
- рассмотреть функции и механизмы реализации социальной политики;
- рассмотреть цели и задачи социальной политики в Республике Беларусь на современном этапе;
- рассмотреть приоритетные направления развития социальной политики в Республике Беларусь на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ, МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ….......5
1.1. Понятие социальной политики государства………………………….5
1.2. Принципы формирования социальной политики…………
1.3. Функции и механизмы реализации социальной политики…
2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОГО К
РЫНКУ ПЕРИОДА………………………………………………………............
2.1. Цели и задачи социальной политики в Республике Беларусь на
современном этапе…………………………………………………………………
2.2. Приоритетные направления реализации социальной политики в Республике Беларусь на современном этапе…………………………………....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Методологические основания проведения социальных реформ в широком смысле слова (удовлетворенность жизнью, эффективная занятость, работоспособность, продолжительность жизни и др. показатели) исходят из общих социально-экономических и политических предпосылок, которые определяют социальные ожидания людей, состояние индивидуального и массового сознания. Для белорусского общества сохраняют значение такие ценности, как справедливость, равенство, коллективизм, здоровье, семья, трудовой образ жизни, образование и т. д. Это означает, что чем больше эти ценности будут воплощаться в жизнь, тем лучше будут восприняты людьми проводимые преобразования.
Основные направления развития социальной политики на долгосрочную перспективу отражены в Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь (на 15 лет), Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь (на 10 лет).
2.2. Приоритетные направления реализации социальной политики в Республике Беларусь на современном этапе
Приоритетными направлениями социальной политики государства, по которым и осуществляется регулирование социальных процессов, происходящих в обществе, являются:
Важнейший объект политики государства в сфере доходов и личного потребления семей – оплата труда работающих по найму. Она направлена на формирование системы поддержки доходов трудоспособной части населения путем реформирования оплаты труда, создания условий получения высоких заработков за счет личного трудового вклада, экономической предприимчивости вне зависимости от форм собственности.
Государственная политика в сфере общественного благосостояния связана, в первую очередь, с системой социальной защиты населения, которую следует рассматривать как механизм долговременного действия, реализуемый через социальные гарантии (прожиточный минимум, минимальный потребительский бюджет, минимальная заработная плата, пенсии, стипендии, пособия, механизм поддержания номинальных доходов населения (индексация), право на труд, бесплатное образование, право на жилье, отдых, медицинское обслуживание, право на собственность и доходы от нее и другие).
В системе социальной защиты можно выделить три подсистемы:
Социальные гарантии устанавливаются в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь. Основной целью политики занятости населения является повышение эффективности использования трудового потенциала, удержание безработицы в пределах социально приемлемого уровня. Политика по поддержке социально уязвимых слоев населения касается многодетных и неполных семей, инвалидов, учащихся, пенсионеров. Именно они, в первую очередь, становятся объектами социальной защиты в виде социальных пособий, компенсаций, пенсий и других выплат. Особая роль принадлежит пенсионному обеспечению. Первоочередные меры по повышению уровня жизни пенсионеров – обеспечение соответствия размера минимальной пенсии прожиточному минимуму пенсионера, индексация пенсий с учетом роста цен и среднемесячной заработной платы. Предусматривается развитие и негосударственного пенсионного обеспечения, создание и полноценное функционирование негосударственных фондов. Дальнейшее развитие пенсионного обеспечения в республике будет основываться на Концепции пенсионной реформы.
Политика по развитию отраслей социальной инфраструктуры представляет собой комплекс мероприятий, направленных на совершенствование системы образования, здравоохранения, жилищной сферы, культуры, физической культуры и спорта, т. е. отраслей, призванных удовлетворять культурные, образовательные, медицинские, духовные потребности, а также создание материальных благ и доведение их до потребителя.
Экономической основой развития социальной инфраструктуры по-прежнему являются государственный бюджет – основной источник ее финансирования (принципы финансирования образования, культуры и здравоохранения закреплены в законах Республики Беларусь «Об образовании», «О культуре», «О здравоохранении») и льготное налогообложение. Важнейшая задача развития социальной инфраструктуры –широкое привлечение в эту сферу внебюджетных источников финансирования, временно незадействованных средств социальных фондов, средств юридических и физических лиц, меценатство и другие.
Вхождение Республики Беларусь в рыночные отношения требует в развитии этой сферы использования и принципиально новых подходов. Так, при решении жилищной проблемы необходимо исходить из принципа зарабатывания жилья (взамен принципа его распределения), приобретения жилья за счет собственных средств населения и с помощью государственного кредита, полной оплаты населением текущего содержания и капитального ремонта жилищного фонда, оплаты коммунальных услуг. За счет средств республиканского бюджета жилье должно строиться только для малоимущих и граждан, перед которыми государство имеет определенные обязательства. В области образования должны расшириться источники финансирования и получить развитие коммерческие учебные заведения. В развитии культуры необходимо изменить формы и источники ее финансирования, создать реальные условия для свободной творческой деятельности и вхождения в мировой процесс. Развитие здравоохранения должно исходить из принципов ответственности государства, предпринимателей за состояние здоровья граждан, равных возможностей для деятельности всех учреждений здравоохранения независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. При этом государство является гарантом удовлетворения общественно необходимых потребностей граждан в медицинском обслуживании вне зависимости от доходов. Основными направлениями развития здравоохранения должны стать профилактика заболеваний и создание страховой медицины, а источниками финансирования – государственный бюджет и негосударственные инвестиции при постепенном увеличении последних.
Особая роль в системе республиканского государственного регулирования социальной сферы отводится социальным программам. В настоящее время разработаны и реализуются более двух десятков социальных программ, из которых важнейшие:
Характеризуя социальную политику Республики Беларусь и систему государственного регулирования развития социальной сферы в целом, следует отметить, что в развитии Республики Беларусь будет все более использоваться социальное партнерство.
При этом акценты все более будут смещаться в пользу негосударственных субъектов. Целесообразность такого перераспределения показывает опыт стран с рыночной экономикой, где система социального развития построена на многостороннем взаимодействии государства, общественных объединений, частных структур. Однако основная ответственность в области социального развития, главные функции управления – законодательная, регулирующая, контролирующая – останутся за государством, которое и впредь будет выступать как гарант всеобщего социального благополучия.
Как отмечено в основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь, в 2011–2015 гг., белорусская земля сможет вместить, прокормить и обеспечить европейский уровень жизни гораздо большему числу людей, чем сейчас. Население республики заслуживает того, чтобы жить дольше и лучше. Поэтому главный приоритет – повышение уровня рождаемости при одновременном увеличении продолжительности жизни, большие и крепкие семьи, счастливое детство, полная возможностей и перспектив молодость, активная трудовая деятельность, приносящая достаток, обеспеченная и достойная жизнь в пожилом возрасте.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В Республике Беларусь социальный комплекс является наиболее важным и сложным объектом государственного регулирования. Принятая в качестве перспективной социально ориентированная модель рыночной экономики выдвигает на первый план достижение таких принципиальных целей, как:
На современном этапе социальная политика Республики Беларусь отождествляется с деятельностью государства по повышению уровня и качества жизни населения, удовлетворению его потребностей в материальных благах и ограничивается в основном сферой потребления. Постепенно содержание социальной политики республики будет меняться. Ее главными направлениями должны стать повышение трудовой мотивации и стабилизации уровня жизни населения, создание предпосылок для последующего роста благосостояния народа.
При этом главной целью социальной политики государства в условиях рыночной экономики является создание для каждого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить собственное благосостояние и благосостояние семьи при усилении адресности социальной поддержки со стороны государства слабо защищенных групп населения.
Как отмечено в основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь, в 2011–2015 гг., белорусская земля сможет вместить, прокормить и обеспечить европейский уровень жизни гораздо большему числу людей, чем сейчас. Население республики заслуживает того, чтобы жить дольше и лучше. Поэтому главный приоритет – повышение уровня рождаемости при одновременном увеличении продолжительности жизни, большие и крепкие семьи, счастливое детство, полная возможностей и перспектив молодость, активная трудовая деятельность, приносящая достаток, обеспеченная и достойная жизнь в пожилом возрасте.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Головачев, А.С. Макроэкономика: курс лекций / А.С. Головачев, И.В. Головачева – 2-е изд., стер.– Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2011. – 256 с.
2. Курс экономической теории: Учеб./ М.И.Плотницкий, Э.И.Лобкович, М.Г.Муталимов и др.; Под ред. М.И.Плотницкого. – Мн.: «Интерпрессервис»; «Мисанта», 2009. – 496 с.
3. Лемешевский И.М. Экономическая теория (в трех частях). Ч.1. Основы. Вводный курс: Учеб.пособие для вузов / И.М. Лемешевский.– Мн.: ООО «ФУАинформ», 2010. – 632 с.
4. Морова А.П. Социальная политика в сфере трудовых отношений / А.П.Морова.-Мн. – 2011.- 69 с.
5. Микроэкономика: Учеб.пособие/ М.И. Плотницкий, А.К. Корольчук, Л.В. Лемешкевкая, М.К. Радько; Под ред. М.И. Плотницкого. – 2-е изд. – Мн.: Новое знание, 2009. – 427 с.
6. Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь (Электронный ресурс). – 2013. – Режим доступа: www.mintrud.gov.by
7. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.Мн.: Юнипак, 2007.
8. Николаевский, В.В. Социальная защита населения: теория и практика/ В.В.Николаевский // Социология. – 2009. №3.- С.19-21.
9. Сверж, А.Н. Финансовые вопросы социальной политики/ А.Н.Сверж// Белорусский банковский бюллетень. – 2011. №18 (173)
10. Экономическая теория: Пособие для преподават., аспирантов и стажеров/Н.И.Базылев, С.П.Гурко, М.Н.Базылева и др.; Под редакцией Н.И.Базылева, С.П.Гурко. – 4-е изд., стереотип. – Мн.: Книжный Дом; Экоперспектива, 2009. – 637 с.
11. Экономическая теория: Системный курс: Учеб.пособие/ Под ред. Э.И.Лобковича. – Мн.: ООО «Новое знание», 2011. – 664 с.