Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 19:31, курсовая работа
Преобладавшая до недавнего времени государственная форма собственности предполагала в основном централизованное бюджетное финансирование предприятий. Существовавшая ранее система, при которой бюджетные средства выделялись в рамках государственного планирования развития экономики, не учитывала необходимости четкого законодательного регулирования финансово-кредитных вопросов.
C развитием в России рыночных отношений, появлением предприятий различных форм собственности особое значение приобретает проблема четкого правового регулирования финансово-кредитных отношений субъектов предпринимательской деятельности.
Введение.......................................................................................................3
Глава I. Кредит- одна из основных финансовых категорий....................5
1.1. Понятие и сущность кредита..............................................................5
1.2. Функции и принципы кредита............................................................6
1.3. Формы кредита и виды кредита..........................................................9
Глава II. Проблемы потребительского кредитования.............................16
2.1. История возникновения потребительского кредита........................16
2.2. Состояние потребительского кредитования в России.....................18
2.3. Перспективы развития потребительского кредитования................22
Заключение.................................................................................................24
Список используемой литературы...........................................................26
Таблица 1
Самые потребительские банки в 2010 году (РБК. Рейтинг)
№ |
Банк |
Выдано беззалоговых кредитов в 2010 году (тыс. руб.) |
Выдано беззалоговых кредитов в 2009 году (тыс. руб.) |
Изменение (%) |
1 |
ВТБ 24 |
74 666 135.06 |
103 453 970.03 |
-27.83 |
2 |
ХКФ-Банк |
53 497 019.85 |
79 512 597.97 |
-32.72 |
3 |
Альфа-Банк |
44 584 436.45 |
51 908 479.65 |
-14.11 |
4 |
ОТП Банк |
31 245 945.79 |
33 220 288.06 |
-5.94 |
5 |
Россельхозбанк |
27 249 928.82 |
28 474 731.95 |
-4.30 |
6 |
Русфинанс Банк |
25 318 418.41 |
28 090 017.45 |
-9.87 |
7 |
Восточный Экспресс |
24 745 397.00 |
14 959 629.00 |
65.41 |
8 |
Росбанк |
12 914 192.40 |
34 602 106.06 |
-62.68 |
9 |
Совкомбанк |
11 529 639.00 |
12 163 197.00 |
-5.21 |
10 |
Уралсиб |
7 456 778.24 |
13 687 823.46 |
-45.52 |
[www.rating.rbc.ru/]
Впрочем, среди участников есть и исключение. Например объем кредитов банка «Восточный Экспресс» вопреки общей динамике, наоборот, вырос на 65% и составил почти 25 млрд руб., что соответствует седьмому месту. Пожалуй, это единственный банк из десятки лидеров, показавший рост объемов беззалоговых кредитов населению.
На восьмом месте - «Росбанк», аналогичный показатель которого составил порядка 13 млрд руб., против 34.6 млрд руб. годом ранее. На девятом и десятом местах, соответственно, находятся «Совкомбанк» (11.5 млрд руб., -5.21%) и «Уралсиб» (7.5 млрд руб., -45.52%).
Постепенное восстановление на рынке труда, рост доходов населения и снижение ставок по потребительским кредитам привели к значительному росту в 1 полугодии 2011г. объемов выдаваемых банками беззалоговых кредитов населению. По данным РБК.Рейтинг, суммарный объем выданных беззалоговых кредитов в минувшем полугодии более чем на 80% превысил аналогичный показатель первого полугодия 2010 года. Рост объемов наблюдается у подавляющего большинства участников рэнкинга, причем у отдельных данное изменение составляет сотни процентов (см. табл. 2).
№ |
Банк |
Выдано беззалоговых кредитов в I полугодии 2011 года (млн. руб.) |
Выдано беззалоговых кредитов в I полугодии 2010 года (млн. руб.) |
Изменение (%) |
1 |
ВТБ24 |
51 933.65 |
33 029.19 |
57.24 |
2 |
Хоум Кредит |
29 537.36 |
27 061.06 |
9,15 |
3 |
ОТП Банк |
23 893.30 |
11 873.21 |
101.24 |
4 |
Восточный экспресс банк |
19 538.25 |
8 648.70 |
125.91 |
5 |
Росбанк |
16 397.91 |
4 510.51 |
263.55 |
6 |
Траст |
12 760.92 |
1 475.63 |
764.78 |
7 |
Русфинанс Банк |
10 717.41 |
10 988.11 |
-2.46 |
8 |
Кредит Европа Банк |
8 072.43 |
2 085.51 |
287.07 |
9 |
Ренессанс Капитал |
7 309.79 |
1 347.31 |
442.55 |
10 |
Совкомбанк |
7 048.44 |
3 390.38 |
107.90 |
Таблица 2
Самые потребительские банки в 1 полугодии 2011г. (РБК. Рейтинг)
[www.rating.rbc.ru/]
Стоит отметить, что рост объемов кредитования наблюдается практически во всех сегментах, начиная от автокредитов и заканчивая пока еще не очень доступными для большинства, кредитов на покупку недвижимости (ипотека). Положительная динамика наблюдается и в сфере беззалоговых кредитов. Суммарный объем по всем участникам рэнкинга выданных в I полугодии 2011 года беззалоговых кредитов составил более 258 млрд руб., тогда как за аналогичный период прошлого года общий объем беззалоговых кредитов у тех же банков составлял только 142 млрд руб. Прирост более чем на 80% - довольно внушительный, если учесть тот факт, что с начала кризиса многие банки ужесточили требования к заемщикам.
По мненю аналитиков, ужесточение условий по кредитам происходит уже с начала кризиса. Банки стали более консервативными при оценке кредитных рисков и, соответственно, проводят теперь более тщательный анализ финансового состояния заемщика и более осторожный прогноз его платежеспособности [7, с. 42].
Ужесточение условий проходит на фоне снижения ставок по потребительскому кредитованию, что в свою очередь положительно сказывается на количестве клиентов и соответственно на общих объемах выданных банком кредитов. Такая политика более чем оправдана, банки вынуждены ужесточать условия по кредитам, дабы отсечь «неблагоприятных заемщиков», но с другой стороны конкурировать между собой за клиентов, а ставка по кредиту и становится одним из инструментов этой борьбы.
По объему выданных беззалоговых кредитов в I полугодии 2011 года лидирует банк «ВТБ24». В минувшем полугодии банк выдал кредитов на сумму 51.9 млрд руб., что на 57% больше, чем в I полугодии 2010 года. Аналогичный показатель банка «Хоум Кредит» составил 29.5 млрд руб., что соответствует второму месту и что также больше, чем в 2010 году, но всего на 9%. Более существенно (+101%) вырос объем выданных беззалоговых кредитов у «ОТП Банк» - до 23.9 млрд руб.
По размеру портфеля беззалоговых кредитов по состоянию на 1 июля 2011 года первое и второе места также занимают банк «ВТБ24» (175 млрд руб.) и «Хоум Кредит» (61 млрд руб.), а вот на третьем месте расположился «Росбанк» с объемом портфеля беззалоговых кредитов на 1 июля 2011 года, равным 54.6 млрд руб., при этом объем выданных беззалоговых кредитов в минувшем полугодии у данного участника составил 16.4 млрд руб., что соответствует пятому месту [7, с. 43].
2.3 Перспективы
развития потребительского
В настоящее время степень развития потребительского кредитования во многих странах мира, а теперь и в России сложно переоценить. Российский рынок потребительского кредитования вступил в 2013 год с неоднозначными перспективами. Казалось бы, потребительский кредит — одна из наиболее удобных форм кредитования граждан, желающих приобрести те или иные товары и услуги. В то же время существует целый ряд довольно значительных сдерживающих факторов, способных существенно снизить рост данного сегмента рынка и даже спровоцировать кризис банковской системы в целом [8, с. 14].
Большая часть трудоспособного населения уже успело столкнуться с банками, взять кредит, ссуду, ипотеку. Потребительский кредит — это одна из наиболее удобных для физических лиц форм кредитования. В последние годы потребительское кредитование в России развивалось стремительными темпами, количество клиентов банков росло в геометрической прогрессии, однако в недавнем времени ситуация начала меняться. Рост рынка снижается, некоторые аналитики прогнозируют даже отрицательную динамику развития в будущем.
По прогнозам специалистов в 2013 году потребительское кредитование физических лиц было по-прежнему популярным. Сегодня именно этот сегмент розничного бизнеса является наиболее прибыльным, а для клиента — наиболее доступным.
В последние годы потребительское кредитование в России развивалось поистине стремительными темпами, количество игроков на рынке росло в геометрической прогрессии и казалось бы, что ничто не сможет остановить этот рост, однако в недавнем времени ситуация начала меняться. Рост рынка заметно приостановился и некоторые аналитики даже прогнозируют в недалеком будущем отрицательную динамику развития.
Причин данной ситуации несколько, самой важной пожалуй является насыщение рынка, практически все платежеспособное население уже имеет потребительские кредиты и не может, или по каким-либо причинам не хочет брать новые. Не менее важной причиной является и недобросовестность многих банков при раскрытии эффективной процентной ставки по кредитам, т. е. в кредитном договоре содержатся скрытые платежи, не указываемые банком во время рекламных компаний и не раскрываемые сотрудниками банка при оформлении банковского договора, в результате чего лицу, взявшему потребительский кредит, приходится выплачивать значительно большую сумму чем ожидалось, что подрывает доверие к конкретному банку и системе потребительского кредитования в целом.
Однако не только граждане замедляют рост сегмента потребительского кредитования, во многом это зависит и от самих банков, многие из которых для увеличения объема потребительских кредитов снижают требования при выдаче кредита, что ведет к росту так называемых «безнадежных кредитов», которые по мнению аналитиков являются реальной угрозой для банков. Потенциальный кризис потребительского кредитования может принести ряду банков большие финансовые проблемы и замедлить рост всего сегмента. Поскольку в России нет эффективной системы взыскания долгов, рост объема невозвратных кредитов может стать общей проблемой банковской системы [9, с. 7].
Таким образом, можно сказать, что перспективы развития потребительского кредитования в России довольно неоднозначны, с одной стороны он является наиболее удобной формой кредитования населения для приобретения товаров и услуг, однако на данный момент существует множество проблем, сдерживающих развитие потребительского кредитования в России.
Лишь после устранения данных проблем и совершенствования кредитной системы можно говорить о дальнейшем развитии и тенденциях к росту потребительского кредитования в РФ.
Заключение
В ходе проделанной курсовой работы были изучены сущность и принципы кредита.
Под кредитом понимается вид отношений между сторонами, при которых осуществляется передача средств на определенный период времени, и их атрибутами являются объект, субъект и ссудный процент. Отличие кредита от займа - сотрудничество с посредником. Стоимость кредита включает: процентную ставку, комиссии (за обязательство, управление), страховую премию, различные сборы.
Классификация кредитов осуществляется исходя из различных факторов, их характеризующих:
По субъекту кредитования – банковский, коммерческий, государственный, международный.
По срокам - краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.
Исходя из используемого метода погашения – в рассрочку, единовременный.
По целям кредитования – потребительский, ипотечный, автокредит.
Кредиты выполняют несколько функций: воспроизводственная, перераспределительная, стимулирующая и создание кредитных орудий обращения. Благодаря функции перераспределения осуществляется перераспределение высвободившейся стоимости. Эта функция осуществляется на уровне отрасли, предприятий, мирового хозяйства (экономики) и отдельного государства (национальной экономики). Перераспределение осуществляется на условиях возвратности стоимости. Стимулирующая функция проявляется в создании возможности развития производства при этом, не имея собственных денежных средств. Создание кредитных орудий обращения связано с возникновением системы банков. Наличие возможности хранения денег на банковских счетах, развитие безналичных расчетов, зачет взаимных обязательств, все это привело к появлению кредитных средств платежа и обращения.
Роль кредита очень важна в процессе хозяйственной деятельности. Именно благодаря кредитам предприятия и бизнес могут рассчитывать на необходимую для нормальной работы сумму денежных средств, в любое время. Также кредит важен для увеличения оборотных средств, воспроизводства основных фондов, в процессе создания эффективного способа финансирования государственных расходов и контролировании ликвидности банковской системы.
Потребительский кредит выдается на тех же принципах срочности, платности, возвратности, обеспеченности, дифференцированности и целевого характера, что и другие кредиты, но проявляются эти принципы при данном кредитовании по-особому.