Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 22:08, доклад
Современная рыночная экономика не может существовать без государственной хозяйственной деятельности. Классики экономической теории, такие как А. Смит, Д. Рикардо, считали, что рыночная экономика должна развиваться на основе саморегулирования, т. е. без участия каких-либо внешних сил, в том числе и государства. Однако разразившийся в 1929—1933 гг. кризис капиталистической экономики обозначил конец периода свободного предпринимательства, показал неспособность рыночной системы развиваться без вмешательства государства. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики теоретически доказал английский экономист Дж. М. Кейнс в книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1946). Эта теория получила практическое применение в экономике США (в 50-е годы) и принесла определенные положительные результаты в хозяйственной деятельности. В дальнейшем теория государственного регулирования Кейнса легла в основу экономической политики почти всех развитых капиталистических стран.
Россия сообразно принятой в мире классификации относится к группе стран с переходной экономикой. Уже само качество переходности задает дополнительную управленческую компоненту в государственном влиянии на экономические и политические процессы. Французский ученый Ж.Сапир справедливо замечает: "Дело перехода к рынку нельзя отдавать на откуп самому рынку. Нелепо пытаться воспользоваться преимуществами еще не существующего института"1. К этому нужно добавить, что совершающийся в России переходный процесс от некогда мощной централизованно-плановой экономики к экономике либерально-рыночной, не имеет по своим масштабам и сложности прецедентов в мировой истории.
В соответствии с такими
особенностями переходного
Сложившаяся в России на рубеже XX и XXI веков экономика относится к классу смешанных экономик, где частное предпринимательство не может не сочетаться с государственным воздействием и регулированием. Она состоит из нескольких, различных по типу собственности хозяйственных укладов. В период реформ, проводившихся после 1991 г., имела место трансформация господствовавшего прежде уклада, базировавшегося на общественной (государственной) собственности на средства производства, в иные уклады с явным возрастанием доли частного предпринимательства. Удельный вес негосударственной собственности в производстве ВВП достиг почти 3/4, а до реформ он составлял порядка одной десятой.
Это существенное возрастание доли частнособственнического хозяйственного уклада происходило в условиях резкого общего экономического спада. В абсолютном выражении производительная сила частнособственнического сектора была недостаточной, чтобы компенсировать утрату былой производительной роли объектов общественной собственности. Сектор частной и корпоративной собственности в значительной мере сосредоточился на финансовом бизнесе, слабо связанном с развитием реального сектора экономики. По состоянию на 2000 г. относительно 1990 г. ВВП России составлял менее 59%, промышленное производство — 54,5, сельскохозяйственное производство — 61,2, инвестиции в основной капитал — 27,5%.
Многоукладность и смешанный характер российской экономики породили противоречивое единство рыночного, кооперативного и государственного регулирования. Возрастает роль различных форм ассоциированной собственности, в частности, различных акционерных форм хозяйствования. Все больше возникает хозяйственных структур в виде различных фондов: страховых, пенсионных, взаимно-инвестиционных и др. Но в эффективной смешанной экономике каждый ее сектор должен занимать свою нишу в удовлетворении потребностей общества в соответствии с требованиями экономической и социальной эффективности. Это и придает смешанной экономике гибкость и динамизм.
Заметим, что потенциальная роль государственного уклада в России намного выше чем количественная доля объектов государственной собственности в производстве ВВП. Дело в сложившейся недостаточной загруженности большинства производственных объектов. Это может быть изменено в лучшую сторону лишь на путях оптимальной экономической политики, а также при значительной доле пакетов собственности, принадлежащих государству в многочисленных акционерных обществах. Кроме того, влияние государственных органов фактически остается решающим фактором для становления и последующей судьбы большинства крупных предпринимательских структур. Многие так называемые олигархи умножили свой капитал, пользуясь близостью к государственным структурам.
Таким образом, в условиях России экономическая роль государства по многим параметрам значительнее, чем могло бы показаться на первый взгляд. И с этим нельзя не считаться. Сохраняется и высокая вероятность использования традиций огосударствления экономики в корыстных целях дальнейшего обюрокрачивания экономических отношений со всеми вытекающими из этого негативными последствиями. Поэтому столь важна политика эффективной либерализации и дебюрократизации экономики.
Список литературы
1. Коллектив авторов, ВВОДНЫЙ КУРС ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, Министерство общего профессионального образования Российской Федерации, Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова, © ИНФРА-М, 1997.
2. Аткинсон Э.Б., Стиглиц Дж.Э. Лекции по экономической теории госуда-рственного сектора: Учебник / Пер. с англ. под ред. Л.Л.Любимова. М.: Ас¬пект Пресс, 1995.
3. Сапир Ж. Структурные аспекты реформы / Мировая экономика и международные отношения. 1992. № 12.
4. Кушлин В.И. Государственное регулирование экономики. Учебник. М: Экономика, 2013.
Информация о работе Причины государственного вмешательства в экономику