Причины создания внебюджетных фондов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 18:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы охарактеризовать внебюджетные фонды.
Для раскрытия поставленной цели раскроем ряд следующих задач:
Рассмотреть социально-экономическую сущность внебюджетных фондов
Охарактеризовать классификацию внебюджетных фондов на социальные и экономические внебюджетные фонды, в частности рассмотреть Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР, Фонд инвестирования жилищного строительства, Дорожный фонд РФ
Введение единого социального налога
ЕСН и пенсионная реформа

Вложенные файлы: 1 файл

Внебюджетные фонды.doc

— 235.50 Кб (Скачать файл)

По словам Батаева (руководитель Инспекции НПФ при Минтруда России), "откладывать средства на пенсию в НПФ - это риск, но доходность в нем выше, поскольку это рыночный участник". "Инспекция намерена обеспечить качество отчетности и прозрачность деятельности НПФ", - отметил он в этой связи.

Решение проблем Пенсионного фонда:

  • формирование стабильного коллектива ведущих и высококвалифицированных специалистов;
  • повышение кредитного рейтинга предприятия за счет учета активов ПФ
  • создание конкурентоспособных гибких универсальных технологий и оборудования за счет инвестирования части активов ПФ;
  • проведение реструктуризации производства, за счет использования части активов ПФ;
  • снижение налоговой нагрузки на предприятия, учредившие ПФ, за счет понижения налогооблагаемой базы по прибыли на величину взносов за работников в пенсионный фонд и уменьшения начислений на фонд оплаты труда путем перечисления части заработной платы сотрудников в качестве их пенсионных взносов;
  • оптимизации финансовых потоков на предприятиях-учредителях ПФ, за счет использования его резервного фонда для покрытия краткосрочных обязательств;
  • сглаживание конкурентных отношений за счет инвестирования части активов ПФ в предприятия - конкуренты;
  • снижение необходимых предприятиям оборотных средств и налоговой нагрузки предприятий, входящих в товарную линию за счет передачи между предприятиями обезличенных пенсионных счетов.

Необходима также целенаправленная работа по созданию актуарной службы в Пенсионном фонде России для определения государственных обязательств перед застрахованными лицами. Поскольку производится переход на полное пенсионное страхование, то соответственно необходимо четко проводить эту политику и знать динамику численности работающих, демографическую ситуацию и другие необходимые данные. Исходя из этих данных в дальнейшем можно было бы выстраивать оптимальные схемы с возможными системами дополнительного профессионального пенсионного страхования.

Программа пенсионной реформы РФ, утвержденная в мае 1998 года, в долгосрочной перспективе предусматривает переход от действующей распределительной  к смешанной системе пенсионного обеспечения, которая будет в себя включать:

  • государственное пенсионное страхование, по которому выплата пенсий осуществляется в зависимости от страхового (трудового) стажа, суммы уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования, финансируется государственное пенсионное страхование как за счет текущих поступлений в Пенсионный фонд РФ, так и за счет средств, полученных от направления части обязательных взносов на накопления;
  • государственное пенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан, а также лиц, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхования, - за счет средств федерального бюджета;
  • дополнительное пенсионное страхование, осуществляемое за счет добровольных взносов работодателей и работников, а в случаях, установленных законодательством РФ – обязательных страховых взносов23.

Для сокращения дефицита бюджета Пенсионного фонда Правительство РФ рассматривает варианты изменения структуры отчислений денежных средств предприятий и граждан в Пенсионный фонд. Так, в частности, предполагается, что предприятия будут отчислять в Пенсионный фонд всего 21% от фонда оплаты труда работников, а не 28%, как это происходит сейчас. Одновременно с этим будет увеличен процент отчислений с заработка работающих - эта цифра возрастет с уплачиваемого сейчас 1% до 6% от зарплаты. Кроме того, будет расширена база сбора средств в Пенсионный фонд, так как отчисления туда предполагается собирать со всех видов доходов, включая страховки и депозиты, с помощью которых выплачиваются большие зарплаты в коммерческих структурах.

Сейчас необходимо пересмотреть систему взаимоотношений между Пенсионным фондом, государством и работодателями. Сейчас льготные пенсии составляют 20 процентов бюджета ПФ РФ. Их финансирование должно лечь на плечи отдельных профессиональных систем.  Надбавки же к пенсиям таких категорий лиц, как участники войны, должно выплачивать государство из бюджета, а не Пенсионный фонд24.

 

 

Заключение

 

Вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на:

социальное обеспечение по возрасту;

социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении;

социальное обеспечение в случае безработицы;

охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации государственных внебюджетных фондов определяются федеральным законом в соответствии с Бюджетным Кодексом.

Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

Денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах Фонда, открываемых в учреждениях Банка России, а при отсутствии учреждений Банка России - на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством РФ. Плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательного пенсионного страхования не взимается.

Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Фонды ОМС предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.

Внебюджетные фонды федеральных органов исполнительной власти для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок формируются за счет добровольных отчислений, осуществляемых на договорной основе организациями (хозяйствующими субъектами), находящимися в их ведении, а также отчислений коммерческих организаций.

Основными задачами региональных ( местных ) внебюджетных фондов развития жилищного строительства являются: создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования жилищной сферы; эффективное использование средств на формирование рынка жилья; содействие развитию производственной базы домостроения.

Средства территориальных дорожных фондов направляются на финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, а также затрат на управление дорожным хозяйством.

Единый социальный налог, предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.

Особое значение имеет законодательное обеспечение пенсионной системы. Должна действовать четкая система защиты интересов пенсионеров. Не менее важно сформировать общественное мнение, убедить людей в необходимости реформ, разъяснять предпринимаемые шаги.

Необходимая составляющая политики экономического роста – усиление социальной ориентации системы государственного регулирования экономического развития, сопряжение социальных гарантий и финансовых возможностей. В политике доходов предстоит путем усиления государственного воздействия на распределительные процессы установить оптимальное соотношение в распределении вновь созданной стоимости по факторам производства, повысить долю оплаты труда в ВВП и издержках производства.

За счет единого налога финансируются трудовые пенсии, расходы на медицинское страхование работающих, социальное страхование, помощь и деятельность самих фондов. По закону эти расходы жестко «привязаны» к ЕСН и не могут финансироваться за счет других налогов. Несомненный приоритет по расходованию на­лога — пенсии: 75 процентов расходуется на выплату трудовых пенсий. Таким образом, вопрос об изменении ставки налога сводится фактически к прогнозированию платежей (или неплатежей) по трудовым пенсиям.

Освобождение внебюджетных фондов от платежей нестрахового характера и перевод их на другие источники финансирования может сократить расходы фондов более чем на 10 миллиардов долларов.. Причем если эффект сокращения расходов на социальную помощь достаточно мал, то исключение расходов на базовую часть трудовой пенсии снизит нагрузку на Пенсионный фонд на 9,7 миллиарда долларов (2 процента ВВП). Тем не менее это маловероятный вариант. Ни федеральный бюджет, ни тем более региональные бюджеты не возьмут на себя это обязательство.

Сейчас был бы наиболее приемлем вариант финансирования текущего дефицита ПФР за счет средств федерального бюджета. Однако в дальнейшем, по мере роста экономики и расширения доходов бюджетной системы, целесообразно вообще перевести все выплаты нестрахового характера в федеральный бюджет.

Необходимость проведения пенсионной реформы в нашей стране общепризнана. Нынешняя пенсионная система не удовлетворяет многих: пенсионеров – из-за явно низкого размера пенсий; работодателей – вследствие непомерно высоких страховых взносов в ПФ РФ; власть – по причине недовольства значительной части населения  низким прожиточным уровнем пенсионеров; регионы – поскольку одни из них – доноры, должны в существенной мере делится с другими, а последние считают, что выделяемые  им дотации слишком малы; Пенсионный фонд России – так как он в одиночку не может решить задачу сбора необходимых для пенсионного обеспечения средств.

 

Список используемой литературы

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации // ПСИС «Консультант Плюс».
  2. Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1 (ред. от 27.11.2001, с изм. от 05.11.2002) «О государственных пенсиях в Российской Федерации» // ПСИС «Консультант Плюс».
  3. Закон РФ от 28.06.1991 N 1499-1 (ред. от 29.12.2006) «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» // ПСИС «Консультант Плюс».
  4. Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации: Утверждено Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 (ред. от 02.08.2005) «О Фонде социального страхования Российской Федерации» // ПСИС «Консультант Плюс».
  5. Постановление ВС РСФСР от 22.12.1990 №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» // ПСИС «Консультант Плюс».
  6. Постановление ВС РФ от 27.12.1991 № 2122-1 (ред. от 05.08.2000) «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» (вместе с «Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)», «Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд российской федерации (России)») // ПСИС «Консультант Плюс».
  7. Постановление Правительства РФ от 29.07.1998 N 857 (ред. от 30.12.2006) «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования» // ПСИС «Консультант Плюс».
  8. Указ Президента РФ от 07.08.1992 N 822 (ред. от 05.08.1995) «О Фонде социального страхования Российской Федерации» // ПСИС «Консультант Плюс».
  9. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 21.12.2006, с изм. от 09.04.2007) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // ПСИС «Консультант Плюс».
  10. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 27.07.2006, с изм. от 02.11.2006) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // ПСИС «Консультант Плюс».
  11. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 03.06.2006) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // ПСИС «Консультант Плюс».
  12. Гринкевич Л.С. Государственные и муниципальные финансы России: учебное пособие / Л.С. Гринкевич, Н.И. Сагайдачная, В.В. Казаков, 
    Ю.А. Рюмина. – М.: КНОРУС, 2007. – 560 с.
  13. Климович В.П. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник. – 2-е изд., доп. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. – 256 с. – (Профессиональное образование).
  14. Миляков Н.В. Финансы: Учебник. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 543 с. – (Высшее образование).
  15. Финансовая система и экономика / Под ред. В.В. Нестерова, И.С. Желтова. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 432 с.: ил.
  16. Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 504 с.: ил.
  17. Финансы и кредит: учебник / М.Л. Дьяконова, Т.М. Ковалева,  
    Т.Н. Кузьменко [ и др.]; под ред. проф. Т.М. Ковалевой. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2008. – 384 с.
  18. Финансы и кредит: Учебник / Под ред. проф. Н.В. Романовского, проф.  
    Т.И. Белоглазовой. – М.: Юрайт-Издат ,  2004. – 575 с.
  19. Баскаков В.Н, Крылова Е.К. Финансовые перспективы пенсионной системы России // «Финансы», 2007, №4, с.52-55.
  20. Добромыслов К.В. Совершенствование механизма инвестирования пенсионных накоплений // «Финансы», 2007, №12, с.56-60.
  21. Федотов Д.Ю. О формировании доходов внебюджетных фондов России // «Финансы», 2003, № 7, с. 61-63.

 

1 Лушин С.И. Государственные финансы в новых условиях // Финансы, 2001, № 5.

2 Финансы / под ред. В.М. Родионовой - М.,: Финансы и статистика. 2001 г. с. 77.

3 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изм. и доп. от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 29 мая, 10, 24 июля, 24 декабря 2002 г., 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г.)

4 Финансы. Денежное обращение. Кредит./ под ред. Л.А. Дробозиной - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001. С. 217

5 Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (с изменениями от 29 мая, 31 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г.)

Лушин С.И. Государственные финансы в новых условиях // Финансы, 2001, № 5

7 Финансы / под ред. В.М. Родионовой - М.,: Финансы и статистика. 2001 г. с. 84.

8 Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (с изменениями от 31 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г.)

9 Финансы. Денежное обращение. Кредит./ под ред. Л.А. Дробозиной - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001. С. 219.

10 Закон РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-I "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (в редакции от 2 апреля 1993 г.) (с изм. и доп. от 24 декабря 1993 г., 1 июля 1994 г., 29 мая 2002 г., 23 декабря 2003 г.)

11 Финансы / под ред. В.М. Родионовой - М.,: Финансы и статистика. 2001 г.. с. 90.

12 Лушин С.И. Государственные финансы в новых условиях // Финансы, 2001, № 5

13 Постановление Правительства РФ от 13 октября 1999 г. N 1156 "Об утверждении Порядка образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок" (с изменениями от 20 февраля 2002 г.)

14 Финансы. / под ред. А.М. Ковалевой - М., Финансы и статистика. 1999 г. с. 99.

15 Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2281 "О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования  жилищной сферы"

16 Закон РФ от 18 октября 1991 г. N 1759-I "О дорожных фондах в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 25 декабря 1992 г., 1 июля, 11 ноября 1994 г., 23 июня, 22 августа, 27 декабря 1995 г., 26 мая 1997 г., 28 марта, 27 июня, 29 декабря 1998 г., 10 февраля, 12 апреля, 4 мая 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 24, 24 марта, 30 декабря 2001 г., 24, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г.)

17 Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп. от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г.)

18 Налоговый кодекс РФ. часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ Глава 24 «Единый социальный налог»

19 Положение «О порядке перечисления в 2003 году в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации средств единого социального налога, зачисляемых в федеральный бюджет на выплату базовой части трудовой пенсии, а также средств федерального бюджета на выплату пенсий и пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации» утверждено приказом Минфина РФ и ПФР от 17 апреля 2003 г. N 34н/50

Информация о работе Причины создания внебюджетных фондов