Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 20:53, курсовая работа
Тема моей курсовой работы очень актуальна на сегодняшний день. Актуальность и острота проблемы инвестиций для Беларуси с каждым годом возрастают. Ведь без вложения в необходимых объемах средств в воспроизводственный процесс не создать новых эффективных рабочих мест, не добиться стабильного и долговременного экономического роста, заметного повышения жизненного уровня населения.
Введение………………………………………………………………………………….....................
1 Источники и формы накопления……………………………………………………………………
2 Принципы и приоритеты инвестиционной политики в РБ………………………………………
3 Проблемы накопления и эффективности инвестирования при переходе к рынку………………
Заключение……………………………………………………………………………………………
Литература………………………………………………………………………………………...…
Иностранные инвестиции могут быть реальными (прямыми) и «портфельными». И хотя в обоих случаях инвестором движет одна и та же цель – стремление получить прибыль, значимость прямых иностранных инвестиций все-таки значительно выше. Дело в том, что «портфельный» инвестор, как правило, не заинтересован в руководстве компанией и рассчитывает лишь на получение дохода в виде будущих дивидендов или за счет роста биржевого курса принадлежащих ему ценных бумаг. Прямое же инвестирование подразумевает стремление инвестора (как правило, крупной компании) взять в свои руки руководство предприятием, развить и модернизировать его, в том числе и путем передачи ему современных технологий. Таким образом, прямое иностранное инвестирование позволяет не только обеспечить экономический рост страны-рецепиента, но и создать необходимые предпосылки экспорта в нее техники и технологий, ускорения научно-технического прогресса и общего технологического развития.
В том случае, когда речь идет о прямых иностранных инвестициях, сам факт осуществления крупного внешнего инвестирования рассматривается в качестве высокой оценки состояния социально-экономической политики и перспектив развития экономики стан – получателей инвестиций.
Эффективность предпринимательской и инвестиционной деятельности во многом зависит от соответствующей государственной политики. Мировой опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что в условиях реформирования экономики или в кризисных ситуациях регулирующая роль государства возрастает, а в условиях стабилизации и оживления – снижается. При этом для выполнения регулирующих функций в сфере инвестиционной деятельности государство использует как косвенные, так и прямые методы воздействия на этот процесс.
Косвенные методы предполагают создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности и предусматривают:
- защиту интересов инвесторов, гарантирование их прав;
- укрепление и развитие банковской системы как одного из важнейших элементов инвестиционного процесса в стране;
- совершенствование налоговой системы в целом, в том числе установление субъектам инвестиционной деятельности льготных налоговых режимов;
- применение оптимальных механизмов начисления и использования амортизационных отчислений;
- предоставление субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами;
- осуществление антимонопольных мер;
- расширение возможности использования залогов при осуществлении кредитования;
- организацию переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
- совершенствование инфраструктуры бизнеса, способствующее росту инвестиционной деятельности (транспортной сети, телекоммуникаций и т.д.).
Прямое участие государства в инвестиционной деятельности предусматривает:
- проведение приватизации государственной собственности;
- разработку, утверждение и непосредственное финансирование инвестиционных проектов и программ;
- формирование перечня объектов, подлежащих техническому перевооружению для государственных нужд и их финансирование за счет бюджета;
- размещение на конкурентной основе средств государственного бюджета для финансирования инвестиционных проектов;
- проведение экспертизы инвестиционных проектов;
- разработку и утверждение стандартов (административных норм и правил) и осуществление контроля за их соблюдением;
- выпуск облигационных займов и гарантированных целевых инвестиционных займов;
- вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности.
2 ПРИНЦИПЫ И ПРИОРИТЕТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РБ
Финансово-экономическая оценка инвестиционных проектов занимает центральное место в процессе обоснования и выбора возможных вариантов вложения средств в операции с реальными активами. При всех прочих благоприятных характеристиках проекта он никогда не будет принят к реализации, если не обеспечит:
- возмещение вложенных средств за счет доходов от реализации товаров или услуг;
- получение прибыли, обеспечивающей рентабельность инвестиций не ниже желательного для фирмы уровня;
- окупаемость инвестиций в пределах срока, приемлемого для фирмы.
Определение реальности достижения именно таких результатов инвестиционных операций и является ключевой задачей оценки финансово-экономических параметров любого проекта вложения средств в реальные активы. Проведение такой оценки является достаточно сложной задачей, что подтверждается рядом факторов.
1. Инвестиционные расходы могут либо осуществляться в разовом порядке, либо неоднократно повторяться на протяжении достаточно длительного времени (порой до нескольких лет).
2. Процесс получения результатов от реализации инвестиционных проектов длительный (во всяком случае, он превышает один год).
3. Осуществление длительных операций приводит к росту неопределенности при оценке всех аспектов инвестиций, т е. к инвестиционному риску.
Именно наличие этих факторов породило необходимость в создании специальных методов оценки инвестиционных проектов, позволяющих принимать достаточно обоснованные решения с минимально возможным уровнем погрешности (хотя абсолютно достоверного решения при оценке инвестиционных проектов, конечно же, быть не может).
Эффективность проекта характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов применительно к интересам его участников. Различаются следующие показатели эффективности инвестиционного проекта.
- Показатели коммерческой (финансовой) эффективности, учитывающие финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников.
- Показатели бюджетной эффективности, отражающие финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального или местного бюджета.
- Показатели экономической (народнохозяйственной) эффективности, учитывающие затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостные изменения экономической и социальной (народнохозяйственной) эффективности. Для полномасштабных проектов рекомендуется обязательно учитывать экономическую эффективность.
В процессе разработки проекта производится
также оценка его социальных и
экологических последствий, а также
затрат, связанных с социальными
мероприятиями и охраной
Оценка предстоящих затрат и результатов при определении эффективности инвестиционного проекта осуществляется в пределах расчетного периода, продолжительность которого (горизонта расчета) принимается с учетом:
- продолжительности создания, эксплуатации и (при необходимости) ликвидации объекта;
- средневзвешенного нормативного срока службы основного технологического оборудования;
- достижения заданных характеристик прибыли (масса или норма прибыли и т. д.)
- требований инвестора.
Горизонт расчета измеряется количеством шагов расчета. Шагом расчета при определении показателей эффективности в пределах расчетного периода могут быть месяц, квартал или год.
Затраты, осуществляемые участниками, подразделяются на первоначальные (капиталообразующие инвестиции), текущие и ликвидационные. Для стоимостной оценки результатов и затрат могут использоваться базисные, мировые, прогнозные и расчетные цены, которые выражаются в рублях или устойчивой валюте.
При оценке эффективности инвестиционного проекта соизмерение разновременных показателей должно осуществляться путем приведения (дисконтирования) их к ценности в начальном периоде. Для приведения разновременных затрат, результатов и эффектов используется норма дисконта Е, равная приемлемой для инвестора норме дохода на капитал.
Сравнение различных инвестиционных проектов (или вариантов проекта) и выбор лучшего из них рекомендуется производить с использованием различных показателей, к которым относятся:
- чистый дисконтированный доход NPV или интегральный эффект;
- индекс доходности PI;
- внутренняя норма доходности IRR;
- срок окупаемости (простой или дисконтированный);
- другие показатели, отражающие интересы участников или специфику проекта.
При использовании
показателей для сравнения
Коммерческая эффективность (финансовое обоснование) проекта определяется отношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности. Она может рассчитываться как для проекта в целом, так и для отдельных участников с учетом их вкладов. При этом в качестве эффекта на t-м шаге Эt выступает поток реальных денег (Cash Flow).
При осуществлении проекта выделяются три вида деятельности: инвестиционная, операционная и финансовая. В рамках каждого вида деятельности происходит приток и отток денежных средств, определяющийся характером этой деятельности.
Необходимым критерием принятия инвестиционного проекта является положительное сальдо накопленных реальных денег в любом временном интервале, где данный участник осуществляет затраты или получает доходы. Отрицательная величина сальдо накопленных реальных денег свидетельствует о необходимости привлечения участником дополнительных собственных или заемных средств и отражение этих средств в расчетах эффективности.
Для сравнения различных инвестиционных проектов (вариантов проекта) и обоснования размеров и форм участия в их реализации рекомендуется использовать показатели NPV, PI, IRR.
Смысл оценки любого инвестиционного проекта состоит в уяснении ответа на очень простой вопрос: "Оправдают ли будущие выгоды сегодняшние затраты?" Теория инвестиционного анализа предусматривает использование определенной системы аналитических методов и показателей, которая в совокупности позволяет прийти к достаточно надежному и объективному выводу. Наиболее часто применяют пять методов, которые, в свою очередь, объединяются в две группы:
1. Методы, основанные на применении концепции дисконтирования:
- метод определения чистой текущей стоимости;
- метод расчета рентабельности инвестиций;
- метод расчета внутренней нормы прибыли.
2. Методы, не предполагающие использования концепции дисконтирования:
- метод расчета периода окупаемости инвестиций;
- метод определения бухгалтерской рентабельности инвестиций.
Метод определения чистой текущей стоимости основан на определении разницы между суммой денежных поступлений (денежных потоков и оттоков), порождаемых реализацией инвестиционного проекта и дисконтированных к текущей их стоимости, и суммы дисконтированных текущих стоимостей всех затрат (денежных потоков, оттоков), необходимых для реализации этого проекта. Формула (1) для расчета чистой текущей стоимости NPV имеет вид:
CF1 CF2 CFn n CFt
(1+k)1 (1+k)2 (1+k)n t=1 (1+k)t
где Iо - первоначальное вложение средств;
CFt - поступления денежных средств (денежный поток) в конце t-го периода;
k -желаемая норма прибыльности (рентабельности), т. е. тот уровень доходности инвестированных средств, который может быть обеспечен при помещении их в общедоступные финансовые механизмы (банки, финансовые компании и т.д.), а не использование их на данный инвестиционный проект. Если текущая стоимость проекта NPV положительна, то проект может считаться приемлемым.
Этот метод оценки инвестиций получил широкое распространение. Однако он дает ответ лишь на вопрос:
"Способствует
ли анализируемый вариант
Метод расчета рентабельности инвестиций - это метод расчета показателя PI, позволяющего определить, в какой мере возрастает богатство инвестора в расчете на один рубль инвестиций. Формула для расчета этого показателя следующая:
где CFt - денежные поступления в t-м году, которые будут получены благодаря этим инвестициям;
Iо – первоначальные инвестиции.
Метод расчета внутренней нормы прибыли IRR или внутреннего коэффициента окупаемости инвестиций представляет собой, по существу, расчет уровня окупаемости средств, направляемых на цели инвестирования и по своей природе близок к различного рода процентным ставкам. Наиболее близкими по экономической природе к внутренней норме прибыли считаются:
Информация о работе Проблема накопления и инвестирования при переходе к рынку