Проблема формирования рыночной институциолнальной структуры в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 21:47, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель курсовой работы - теоретическое исследование феномена и роли институциональной структуры в рыночном хозяйстве, становления структуры рыночного хозяйства в России и её значения в российских экономических преобразованиях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................4
1. Институциональная структура...............................................................6
1.1 Понятие институциональной структуры ...............................................6
1.2 Иерархия правил и институтов.................................................................9
2.Институциональная среда и институциональная структура........................................................................................................14
2.1 Плотность институциональной среды и эффективность хозяйственных взаимодействий..............................................................................................14
2.2 Структура институциональной среды организации......................................................................................................16
3 Проблема формирования рыночной институциональной структуры в России................................................................................................ .............23
3.1 Концепция рыночного хозяйства и реальные экономики, роль государства...................................................................................................... 23
3.2 Формирование институциональных структур и принятие экономических решений ...........................................................................................................26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ......................................29

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы Институциональных структур.docx

— 101.21 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................4

1. Институциональная структура...............................................................6

1.1 Понятие институциональной структуры  ...............................................6

1.2 Иерархия правил и институтов.................................................................9

2.Институциональная среда и институциональная структура........................................................................................................14

2.1  Плотность институциональной среды и эффективность хозяйственных взаимодействий..............................................................................................14

2.2 Структура институциональной среды организации......................................................................................................16

3 Проблема формирования рыночной институциональной структуры в России................................................................................................ .............23

3.1  Концепция рыночного хозяйства и реальные экономики, роль государства...................................................................................................... 23

3.2 Формирование институциональных структур и принятие экономических решений ...........................................................................................................26


ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ......................................29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы исследования. Актуальность диссертационного исследования связана  с тем, что институциональная  структура хозяйства детерминирует  развитие всех экономических процессов. Её изучение открывает путь для разработки научно-обоснованной экономической  политики. Во многом неудачи реформ на постсоветском пространстве и  в некоторых странах бывшего  социалистического лагеря были обусловлены  невниманием к институциональным  аспектам преобразований и отсутствием  разработанных подходов к построению эффективной институциональной  структуры для рыночного хозяйства. В этих условиях выработка комплексного подхода к изучению институциональной  структуры и формирующих её факторов, научное исследование институционального механизма экономических преобразований приобретают особую актуальность для  России.

Эффективная институциональная структура  рыночного хозяйства выступает  формирующей основой экономического развития и является важнейшим фактором экономического роста. Теоретическая  актуальность работы связана с дальнейшей разработкой новой институциональной  парадигмы экономической науки  и выработкой комплексного подхода  к изучению институциональной структуры  хозяйства.

Цели и задачи курсовой работы. Основная цель курсовой работы - теоретическое исследование феномена и роли институциональной структуры в рыночном хозяйстве, становления структуры рыночного хозяйства в России и её значения в российских экономических преобразованиях.

 Экономика любого типа неразрывно связана с политикой, культурой, идеологией. Общество не может быть развитым в экономическом отношении без достаточно высокого культурного уровня населения, развитых политических структур, без объединяющей идеологии.Экономическая деятельность зависит от множества норм, должна совершаться по определенным правилам, в определенных формах, объединяемых понятие «институт». Совокупность институтов и институциональные отношения образуют институциональную основу экономической системы общества.

Под институциональной структурой общества понимается определенный набор институтов, создающих матрицы экономического поведения, определяющих ограничения для хозяйствующих субъектов, которые формируются в рамках той или иной системы координации хозяйственной деятельности.

Совместная  деятельность, упорядоченная институтами, называется институционализацией, а процесс изменения институтов – институциональными изменениями.

Институционализация экономических форм и действий является необходимым атрибутом социальной жизни во всех ее аспектах и проявлениях, прежде всего экономических. Именно существование в институциональных формах позволяет действиям (не обязательно даже хозяйственным в узкоспециальном смысле, но имеющим хозяйственные последствия) складываться в интегрированный процесс, обеспечивающий жизнедеятельность общества и его структурных элементов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Институциональная структура

  1.1 Понятие институциональной структуры 

Общество  постоянно стремится к созданию эффективных институтов, хотя институциональное равновесие постоянно нарушается в силу перманентного несоответствия развития производительных сил и экономических отношений, с одной стороны, и скоростью создания новых институтов, с другой. В ходе эволюции институты претерпевают значительные изменения, а те из них, которые становятся нецелесообразными и утрачивают свою жизнеспособность, исчезают или отменяются в результате борьбы между сторонниками старого (зафиксированного системой правового регулирования экономической деятельности) и организации нового экономического порядка.

Суть организации  нового экономического порядка заключается  в утверждении новых институтов, способных, с одной стороны, ограничивать поведение экономических субъектов, а с другой, – создавать условия для их эффективного взаимодействия и эффективной экономической деятельности.

Из вышесказанного следует, что институциональная  структура экономики – это определенный упорядоченный набор целесообразных и жизнеспособных, соответствующих общественным интересам формальных и неформальных институтов,которые координируют хозяйственную деятельность и составляют необходимое условие существования человеческого общества.

Создание  институциональной структуры эффективной  экономической деятельности является важнейшей предпосылкой развития рыночной экономики в России. История и накопленный опыт реформирования свидетельствуют, что для становления рыночной экономики недостаточно создания рынков и рыночных агентов, а рыночные институты, особенно неформальные, определяющие морально-этические нормы поведения, в значительной степени определяющие новые рамки возможных и допустимых действий экономических субъектов, не возникают автоматически. Очевидно и то, что отдельные сохранившиеся в силу институциональной инерции институты административно-командной экономической системы не в состоянии выполнять новые, рыночные, функции, а импорт эффективных на западе институтов не дает нужных результатов.

В самом общем  виде процесс институциональных  изменений, факторами которых  являются изменения в относительных ценах, накопление экономическими агентами опыта и знаний и изменения в их предпочтениях в схематизированном виде, выразил лауреат

Нобелевской премии в области экономики Д. Норт: «Одна или обе стороны, участвующие в обмене (политическом или экономическом), начинают понимать, что им было бы выгоднее изменить условия соглашения. В результате будет предпринята попытка переключить соглашение с учетом изменившихся цен… Однако любые ранее заключенные договора встроены в иерархическую систему правил. Если перезаключение договора требует внесения изменения в какое-либо фундаментальное правило, один или оба участника обмена могут пойти на затраты ради того, чтобы это правило изменить, но бывает и так, что постепенно, с течением времени, устаревшее правило или обычай теряют силу – их начинают игнорировать или не следят за их соблюдением» [1].

Отсюда следует, что развитие институтов не может происходить само собой в отличие от человеческих взаимоотношений и взаимодействий, которые эти институты структурируют. Решение об изменении формализованных правил должно быть принято властными и законодательными органами, которые, как правило, консервативны в принятии решений об институциональных преобразованиях, подвержены влиянию отдельных групп и партий, не готовы нести высокие издержки коллективных действий, необходимых для изменения институтов. Поэтому определенное время продолжается воспроизводство неэффективных институтов. Со временем неэффективные институты могут быть устранены в процессе осуществления коренных реформ или смены власти или перестать функционировать, если власть все-таки принимает решение о проведении институциональных изменений. В любом случае, очевидно, что государство в зависимости от конкретных исторических условий и сравнительной эффективности в этих условиях той или иной системы хозяйственной координации может как способствовать созданию эффективных институтов, так и препятствовать их созданию, поддерживать неэффективные, консервативные, институты.

Институциональная структура - это  определенный упорядоченный набор  институтов, создающих матрицы экономического поведения, определяющих ограничения  для хозяйствующих субъектов, которые  формируются в рамках той или  иной системы координации хозяйственной  деятельности.

В экономической литературе понятие  «институциональная структура» имеет  множество трактовок. Часто не проводится различий между дефинициями «институциональная структура» и «институциональная среда». Уильямсон приводит наиболее общее  её определение: «Это основные политические, социальные и правовые нормы, являющиеся базой для производства, обмена и потребления»[1] [1]. Но наличие некоторых, присущих спонтанному рыночному порядку институтов еще не является достаточным условием для становления рыночной институциональной структуры. Например, создание правовой базы для частной собственности не означает, что она действительно может функционировать в экономике как рыночный институт.

Очевидно, что институты неоднородны. Их можно разбить на две большие  группы – неформальные и формальные. Неформальные институты возникают  из информации, передаваемой посредством  социальных механизмов, и в большинстве  случаев, являются той частью наследия, которое называется культурой. Неформальные правила имели решающее значение в тот период человеческой истории, когда отношения между людьми не регулировались формальными (писаными) законами. Неформальные институты (ограничения) пронизывают и всю современную  экономику. Возникая как средство координации  устойчиво повторяющихся форм человеческого  взаимодействия, неформальные ограничения  являются:

1) продолжением, развитием и модификацией  формальных правил;

2) социально санкционированными  нормами поведения;

3) внутренними, обязательными для  выполнения стандартами поведения.

Фактически роль неформальных институтов выполняет хозяйственная этика  или моральные практики, исследованиям  которых посвящено значительное число научных исследований[3] [3]. Хозяйственная этика повышает уровень  общественной, а, следовательно, и экономической  координации рынка.

Если существующие в обществе этические  нормы позволяют субъектам экономики  основываться в своих действиях  больше на доверии, чем на возможности  осуществления определенных формальным правом санкций, то в таком обществе сделки будут носить более регулярный и сложный характер. Это доказано Коулменом, предложившим следующую формулу для сопоставления степени доверия и возможных выгод и убытков от

 ,

где   -  основанная на личном примере вероятность, что людям можно доверять;  - возможная потеря в случае невыполнения контракта;  - возможный выигрыш в случае выполнения контракта[4] [4].

Формальные ограничения, правила  и институты возникают, как правило, на базе уже существующих неформальных правил и механизмов, обеспечивающих их выполнение. В структуре  формальных институтов выделяются:

1) политические институты;

2) экономические институты;

3) системы контрактации (способы  и порядок заключения контрактов, регулируемые правовыми нормами  и законами).

Современная экономическая наука  уделяет много внимания изучению не только экономических институтов, поскольку политические институты  определяют властную иерархическую  структуру общества, способы принятия решений и контроля. Эволюция и  функционирование формальных политических институтов является предметом анализа  в рамках теории общественного выбора[5] [5].

Формальные экономические институты  в научной литературе рассматриваются  чаще всего в одном контексте  с правами собственности, так  как они «устанавливают права  собственности, то есть пучок прав по использованию и получению дохода от собственности, и отчуждение других лиц от использования имущества  или ресурсов»[6] [6].

Институты контрактации определяют условия  соглашения между покупателем и  поставщиком, которые зависят от трех факторов:  цены,          специфичности активов и гарантий[7] [7]. Институты контрактации, наряду с правами собственности агента для заключения контракта к принципу «c¢est  a prendre ou a laisser», являются базовыми институтами институциональной структуры любого экономического порядка (экономической системы). Для эффективного функционирования рыночной экономики свобода заключения контрактов имеет решающие значение. Отход от принципа свободы выбора (хочешь - бери, не хочешь - тебе же хуже - фр.), является причиной усложнения процедуры контрактации, что снижает эффективность обмена.

Для осуществления функций формальных институтов необходимы специально созданные  организации.

 

1.2 Иерархия правил и институтов

 

 

Иерархия правил. Трехуровневая структура, в наглядной форме отражает иерархический характер взаимоотношений социально защищенных правил, действующих в обществе и экономике. Вместе с тем, деление всей совокупности институтов на институциональную среду и институциональные соглашения является лишь первым приближением к действительному соотношению упомянутых правил по соподчи-ненности, степени влияния друг на друга и жесткости детерминации поведения экономических агентов.

Представление о соподчиненности (субординации) правил дает соотношение  любого зав на и нормативных актов, принимаемых на его основе органами исполнительной власти, или подзаконных  актов: закон определяет принципы, стратегии  поведения, в то время как подзаконные  акты конкретизируют эти принципы в  алгоритмы действий. Например, законодательство о налогообложении определяет ставку налога на прибыль, а инструкция фиксирует  правила расчета величины налогооблагаемой прибыли, увязанные с конкретными  бухгалтерскими формами, счетами и  т. п. Долгосрочный контракт, заключенный двумя фирмами относительно их взаимодействия в области научно-исследовательских разработок, фиксирует, что фирмы будут проводить совместно исследования, в которых они заинтересованы; в то же время для каждого конкретного исследовательского проекта заключается специальное соглашение, фиксирующее такие моменты, как предмет и цель проекта, формы участия сторон, объемы финансирования, распределение авторских прав и т. д.

Информация о работе Проблема формирования рыночной институциолнальной структуры в России