Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 21:47, курсовая работа
Основная цель курсовой работы - теоретическое исследование феномена и роли институциональной структуры в рыночном хозяйстве, становления структуры рыночного хозяйства в России и её значения в российских экономических преобразованиях.
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................4
1. Институциональная структура...............................................................6
1.1 Понятие институциональной структуры ...............................................6
1.2 Иерархия правил и институтов.................................................................9
2.Институциональная среда и институциональная структура........................................................................................................14
2.1 Плотность институциональной среды и эффективность хозяйственных взаимодействий..............................................................................................14
2.2 Структура институциональной среды организации......................................................................................................16
3 Проблема формирования рыночной институциональной структуры в России................................................................................................ .............23
3.1 Концепция рыночного хозяйства и реальные экономики, роль государства...................................................................................................... 23
3.2 Формирование институциональных структур и принятие экономических решений ...........................................................................................................26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ......................................29
Институциональная среда, ее «облик» и «направленность» тесно связаны с принятыми в стране государственными порядками, стратегическими целями развития социально-экономической сферы страны, приоритетами государственной экономической и социальной политики. Однако упомянутые «порядки» могут быть санкционированы обществом или же его частью, но не обязательно государством. Поэтому институциональная среда структурно состоит из совокупности формальных и неформальных институтов.
Структуризация
любой среды может быть реализована
по пространственному или
С точки зрения преобладания первого из названных признаков в качестве подсистем общества можно выделить следующие институциональные среды, в которых разворачивается деятельность организаций:
— макроинституциональная среда, регулирующая процессы на уровне национального социально-экономического пространства,
— мезоинституциональная среда, регулирующая процессы на уровне региональных систем,
— микроинституциональная среда, определяющая деятельность организаций и их взаимодействие,
— наноинституциональная среда, регламентирующая принятие решений отдельных индивидов [8].
Так как одна
из трактовок институтов представляет
их как коллективные ограничения
для индивидуальных действий, следует
предположить, что все выше названные
среды взаимосвязаны таким
Стремясь снизить собственные издержки, члены общества могут предпочесть совместную, коллективную деятельность. По мнению Р. Коуза, в этом состоит основная причина выделения, обособления организаций из рыночной среды, которая предполагает свободный равноценный обмен плодами индивидуальной деятельности (одного человека, одной фирмы и т.д.). В указанном контексте организацию можно рассматривать как микроинституциональную категорию, определяющую рамки конкретного взаимодействия; имеющую достаточно постоянный состав участников и основанную на иерархии и властных отношениях, являющуюся результатом осознанного выбора индивидов.
Результаты
коллективной работы (внутри организации)
впоследствии обмениваются в рыночных
взаимодействиях – трансакциях.
Таким образом, существуют две среды,
в которых протекает
При этом особым видом организации (надорганизацией) можно считать государство как властную структуру, выделяя его регламентирующую и упорядочивающую функции. Различные уровни властных структур образуют макроинституциональный и мезоинституциональный уровни регулирования.
Таблица 2:- Пример структуры институциональной среды.
Уровни институциональной среды организации
С позиций
менеджмента для организации
выделяют ее внешнюю среду, среду
ближайшего окружения и внутреннюю
среду. Так как эти среды имеют
функциональные различия во влиянии
на деятельность организации, каждая из
них в рамках институционального
подхода может быть представлена
собственной системой институтов, являющейся
подсистемой общей
Важнейшими
институтами, формирующими внешнюю
институциональную среду
– институт права, регулирующий правовые взаимоотношения различных слоев населения и организационных структур, возникающие в процессе осуществления ими какого-либо рода деятельности;
– в том числе, институт права собственности, регулирующий взаимоотношения, возникающие между агентами в процессе обмена благами и правомочиями;
– институт
рынка, регулирующий взаимоотношения,
возникающие между
– институт организации, регулирующей совместную деятельность людей, объединившихся с целью снижения трансакционных издержек при достижении определенной цели;
– институт индикативного планирования, регулирующий взаимоотношения государства и экономических агентов, возникающие в процессе стратегического целеполагания;
– институт финансов, регулирующий кредитно-денежные отношения между экономическими агентами и банковской системой страны;
– институт налогообложения, регламентирующий взаимоотношения между агентами и государством, возникающие в процессе взимания налогов и сборов всех видов;
– институт социальных гарантий, регулирующий взаимоотношения государства, экономических агентов и различных слоев населения, возникающие при формировании и развитии людских ресурсов;
– институт
трансфертов, регулирующий взаимоотношения
между экономическими агентами и
государством, возникающие в процессе
перераспределения доходов
– институт общественного выбора, регулирующий процесс принятия макроэкономических решений в условиях представительной демократии;
– институт обеспечения производства общественных благ, регулирующий достижение равновесия между предельной общественной пользой и предельными общественными издержками в области производства социально необходимых благ, не выгодных для частного производителя;
– институт образования, имеющий в системе социальной политики государства переходного общества функциональный статус антикризисного фактора, способствующего усилению социального равенства, продуктивной самозанятости и осуществлению социальной защиты малоимущих слоев населения;
– институт
внешнеэкономических отношений, регулирующий
процессы взаимодействия экономических
агентов – резидентов страны –
с мировой экономической
Указанные выше институты формируют внешнюю институциональную среду по отношению к организации, задающую первый – внешний – контур ограничений для осуществления выбора и последующей деятельности.
Из факторов
внешней институциональной
Институциональная
среда ближайшего окружения организации
также испытывает влияние той
же внешней институциональной
Институтом, который позволяет принимать общественные решения в интересах заинтересованного меньшинства, является лоббирование. Именно лоббирование, с одной стороны, позволяет снижать трансакционные издержки принятия общественных решений, с другой стороны, увеличивает социальные издержки в тех случаях, когда выигрыш лоббирующей стороны оказывается меньше, чем потери других членов общества.
«Практически каждая организация обладает собственными специфическими культурными и функциональными «микроинститутами», комплекс которых можно идентифицировать с помощью наименования данной организации» [3, С. 18–19]. Указанный комплекс институтов определяет внутреннюю институциональную среду организации.
Внутренние
институты организации увязаны
со стратегическими целями, миссией
и профилем деятельности, определяющими
предназначение и роль данной организации
в социально-экономической
Выделение в
институциональной среде
На основе вышесказанного можно
сформулировать требования к идеальной
институциональной среде
– направленность на достижение желаемых результатов в соответствии с господствующей общественной идеологией, представленной неформальными (ценностными) институтами макроуровня;
– наличие плотности, обеспечивающей достаточную силу регулирующего воздействия на экономические отношения, при этом низкая плотность на верхних уровнях среды для обеспечения эффективной работы организаций должна быть компенсирована институтами микроуровня;
– информационная доступность для участников трансакций, обеспечивающаяся на всех институциональных уровнях;
– достаточная простота для понимания большинством членов общества, предусматривающая однозначность понимания правил и норм и служащая гарантией от размывания формальных институтов;
– адаптивность институциональных сред более низкого уровня к изменениям институциональных сред более высокого уровня.
Учет организациями
3. Проблема формирования рыночной институциональной структуры в России.
3.1 Концепция рыночного хозяйства и реальные экономики, роль государства.
Несмотря на обманчивое впечатление
хаоса и спонтанности, рынки при
ближайшем рассмотрении оказываются
жёстко структурированными и детерминированными
системами. Они сформированы сложными
системами правил, которые, в свою
очередь, являются результатом борьбы
интересов и сознательно
Экономические соглашения возникают
как добровольный и свободный
обмен ценностями между частными
лицами и/или фирмами. Цены, связанные
с обменом товаров и услуг,
устанавливаются спросом и
Регулирование должно быть объективным и защитным по характеру (а не командно-ориентированным). Налогообложение должно применяться через объективные факторы и не должно быть конфискационным. Доступ к государственным услугам и общественным благам должен быть открыт всем на объективной основе. Как показывает хозяйственная практика, реальной экономики, которая соответствовала бы этому комплексу критериев, в истории создано не было. Более того, эта модель не является и ориентиром (идеалом) для промышленно развитых стран. Означает ли это, что рьшочной экономики не существует? Почему же тогда промышленно развитые страны называют себя рыночными экономиками? Дж. Гелбрейт, анализируя идеологию рынка, пришёл к выводу, что она навязывается обществу для того, чтобы маскировать реальную власть корпораций и других «крупных игроков». По Дж. Гелбрейту, навязываемая идеология призвана показать, что экономикой правит потребительский выбор, в котором реализуется свобода потребителя. Как компромисс идее рыночной экономики для описания реальной хозяйственной практики используют идею «смешанной экономики», отмечая при этом, что рьшочная экономика составляет лишь сектор реальной экономики и что не все операции могут регулироваться рыночным механизмом. Так, проф. В. А. Пешехонов приводит два наиболее часто использующихся тезиса критиков модели рыночной системы : 1.
Модель рыночной экономики есть лишь теоретическая абстракция, которая непригодна для объяснения процессов, происходящих в современной экономической жизни. Ситуации свободной рьшочной конкуренции в ней нет. «Монополии, олигополии, монопсонии и другие реалии современной экономической жизни превратили конкуренцию в несовершенную, они осуществляют диктат на рынках товаров, услуг и ресурсов. Вместе с этим исчезают свобода выбора индивидов в производстве и потреблении, равновесное ценообразование и т. д.». 2. «Существует целый ряд общественных потребностей, которые не могут быть обеспечены частными рыночными субъектами ... и поэтому рыночное хозяйство нуждается в помощи государства... Правовое регулирование частного бизнеса должно дополняться непосредственной экономической деятельностью государства».
Официальной целью российских экономических
реформ 90-х годов являлся переход
от административно-командной
Информация о работе Проблема формирования рыночной институциолнальной структуры в России