Проблемы внешней задолженности России в свете негативных последствий влияния глобального финансового кризиса и перспективы в политике в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 00:29, реферат

Краткое описание

Актуальность темы диктуется также тем, что Россия, ставя перед собой задачи увеличения темпов экономического роста и перехода на инновационный путь развития, имеет в своей перспективе два пути. Первый заключается в привлечении инвестиций, а второй – во внешних заимствованиях денежных средств у других государств.

Вложенные файлы: 1 файл

чернышов!!!!!!!.docx

— 144.26 Кб (Скачать файл)

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

Кафедра таможенных платежей и валютного  контроля

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Внешнеэкономическая безопасность»

 

на тему «Проблемы внешней задолженности России в свете негативных последствий влияния глобального финансового кризиса и перспективы в политике внешних заимствований»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Пикалёва В.В., студент 5-го

курса очной  формы обучения факультета

таможенного дела, группа ДС - 1

Подпись ______________________

 

Проверил: В.В. Чернышев,

профессор, канд. экон. наук, доцент

Подпись ______________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Люберцы

2012

ВВЕДЕНИЕ

 

Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе  любого государства. Это объясняется  тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.

Однако  без учета корпоративной задолженности нельзя получить полноценную картину долговой ситуации в России на сегодняшний день. Именно увеличение доли долгов частного сектора в общем объеме задолженности и несут в себе реальную угрозу экономической безопасности страны.

Актуальность темы диктуется также тем, что Россия, ставя перед собой задачи увеличения темпов экономического роста и перехода на инновационный путь развития, имеет в своей перспективе два пути. Первый заключается в привлечении инвестиций, а второй – во внешних заимствованиях денежных средств у других государств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 1 Экономическая сущность государственного долга

 

Государственный бюджет – это годовой план государственных  расходов и источников их финансового  покрытия. Его главнейшие функции  – проведение в жизнь финансовой политики, организация выполнения финансовой программы правительства.

В тех  случаях, когда имеющиеся у бюджета  доходы недостаточны для осуществления  необходимых расходов, возникает  бюджетный дефицит, при котором  поступающих доходов оказывается  недостаточно для нормального выполнения функций государства, в связи  с чем, приходится прибегать к  различным займам.

Проблема бюджетного дефицита порождает проблему государственного долга. Государственный долг – это совокупность всех долговых обязательств Правительства РФ иностранным Правительствам, международным финансовым организациям, иностранным банкам и крупным фирмам за определенный период времени, а также задолженность внутри страны физическим лицам – резидентам, коммерческим банкам и другим юридическим лицам.

Долговые  обязательства РФ могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).

С экономической точки зрения государственный долг представляет собой задолженность государственных органов как результат формирования дополнительных ресурсов государства, направленных на разрешение противоречий между экономическими и социальными потребностями общества на основе займов денежных средств у частных лиц, институтов негосударственного сектора и иностранных государств.

 

 

 § 2 Современное состояние внешнего государственного долга

 

Как видно  из рис. 1.1 в годы реформ, вплоть до 1999 г., Россия широко пользовалась внешним заимствованием. Страна накопила значительный внешний долг, размер которого составлял около 1000 $ США на душу населения, критический порог по международным стандартам – 500 $ США, создающий реальную угрозу экономической безопасности и превратившийся в главный тормоз экономического развития.

Во внешней  задолженности в концентрированной  форме проявлялись внутренние недостатки экономической политики переходного  периода и неэффективность принимаемых мер. Именно в переходный период особенно быстро рос внешний долг с 1992 г. он увеличился на 35% и достиг 158,7 млрд. $ США на начало 2000 г. (суммарный внешний и внутренний государственный долг составил 84 % ВВП).

 

 

 


 

 

Рис. 1.1. Динамика государственного внешнего долга  РФ с 1992-2012 гг. (млрд. $ США)

 

Уменьшение  долга началось с 2000 г. Но здесь стране исключительно повезло с ростом цен на энергоресурсы и металлы.

Следует отметить, что долги западным странам  делятся на 4 категории: перед коммерческими  банками западных стран, предоставляющими средства взаймы под гарантии соответствующих правительств или при страховании кредитов в государственных структурах. Этот вид задолженности входит в компетенцию Парижского клуба, объединяющего около 600 банков.

Став  членом Парижского клуба, Россия простила своим зарубежным должникам 80% долгов.

Другие  страны должны были Советскому Союзу  гораздо больше, чем он сам имел долгов. В 1997 году было подписано постановление правительства об участии РФ в программе по сокращению внешнего долга беднейших стран. К сожалению, уменьшение задолженности стран дальнего зарубежья перед РФ произошло не за счет возврата долгов, а за счет их поэтапного списания. К июню 2007 г. списано 80 млрд. долл., к апрелю 2008 г. - около 95 млрд. долларов.

В 2004-2008 годах, по поручению президента В.В. Путина, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный со стремительным ростом мировых цен на это сырьё, государственный долг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 52 млрд долл. США (9 % ВВП). В качестве одного из ключевых аргументов в пользу досрочного погашения называлась экономия, которая в виде неуплаченных процентов в 2006 г. составила 800 млн. $ США.

Другой  вид задолженности образовался  в результате кредитов, предоставленных коммерческими банками западных стран самостоятельно, без государственных гарантий. Эти долги регулируются Лондонским клубом.

Следующий вид долгов западным коммерческим структурам образовался в результате поставок товаров и оказания услуг стран  в счет предполагаемых кредитов.

И, наконец, еще один вид задолженности –  долги международным валютно-финансовым организациям (МВФ, МБРР, ЕБРР). Однако, что важно, Россия досрочно погасила перед МВФ в 2005 г. весь кредит на сумму 93,5 млрд. руб., средства, на оплату которого были выделены из Стабилизационного фонда. Это имело большое значение для России, поскольку, если обратиться к историческому примеру, то при М.Горбачеве и Б.Ельцине страна ходила по миру с «протянутой рукой». Подавали под проценты, но при этом еще и ставили определенные условия. Так, например, МВФ свои кредиты сопровождал такими условиями: раздробление естественных монополий, либерализация внешней торговли, либерализация экспорта нефти, снижение таможенных пошлин на импорт, отказ от введения ограничений на импорт алкоголя и др.

Общая сумма внешнего государственного долга России на сегодняшний день составляет 34,8 млрд. $ США (см. Приложение 1).

Вплоть  до недавнего времени частные  компании в странах с развивающейся  экономикой имели лишь ограниченный доступ к кредитам иностранных банков. Еще проблематичнее для них было привлечь средства путем размещения облигаций на национальном или международных ранках. Это особенно относилось и к России, однако в последнее время российские корпоративные заемщики значительно расширили объемы заимствований на зарубежных финансовых рынках.

Согласно  данным, представленным ЦБ РФ, корпоративный долг РФ по состоянию на 1 января 2012 г. исчислялся 324,7 млрд. $ США (см. рис. 1.3).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.2. Динамика корпоративного внешнего долга РФ с 2006-2012 гг.

(млрд. $ США)

 

Сегодня около 20 % приходится на долю государственных компаний «Газпром», «Роснефть» и госбанка ВТБ. В пятерку крупнейших российских должников также вошли государственные «Российские железные дороги» и Россельхозбанк. В рейтинге крупнейших корпоративных должников России, который составил Deutsche Bank, госкомпании занимают восемь позиций из пятнадцати, среди них «Транснефть», «Газпром нефть» и ВЭБ. В рейтинге также присутствуют частные компании ЛУКОЙЛ, Evraz Group, «Русал», «Вымпелком», «Северсталь» и Nord Stream.

Причиной  решения иностранных банков расширить  кредитование российских заемщиков  не только в росте кредитного рейтинга страны и урегулировании Россией  вопросов по внешнему долгу, но и из-за отсутствия на внутреннем денежном рынке  страны ресурсов, необходимых российским производителям, в последнее время  стремительно увеличивающих производственные мощности.

В то же время одновременное сокращение внешнего государственного долга и рост частного наводит на мысль о том, что рост внешних заимствований частных корпораций вызван не только стремлением расширить выпуск продукции. В основном в последнее время кредиты берутся не для наращивания активов, а для реструктуризации пассивов.

По мнению ведущего научного сотрудника Института экономики РАН Александра Потемкина, рост внешнего корпоративного долга является одним из важнейших показателей, негативно влияющих на развитие экономики страны. К примеру, в 1998-1999 годах объем внешнего корпоративного долга не превышал 30 млрд. долларов, и это позволило экономике быстро оправиться от кризиса после дефолта.

В настоящее  время сложилась ситуация, при  которой целый ряд российских государственных и частных корпораций по объему своих зарубежных долгов превысил пороговые значения экономической  безопасности, разработанные Маастрихтским  соглашением, которое имеет общий  для всех стран рекомендательный характер.

Происходит интенсивное строительство пирамиды корпоративных еврооблигаций. Сегодня она достигает 100 млрд. долларов, что существенно выше пирамиды ГКО перед дефолтом 1998 года. При этом свыше 50 % корпоративных еврооблигаций приходится на государственные компании и банки. Другой опасностью является чрезмерно высокая концентрация корпоративных еврооблигационных займов: на 15 крупнейших заемщиков приходится около 71 % всего объема корпоративных еврооблигаций. А ресурсная база для погашения займов после финансового кризиса необычайно низка.

Большинство экономических кризисов в последние 30 лет начиналось с финансовых потрясений, прежде всего тех или иных долговых кризисов – банковских дефолтов, кризисов суверенного внутреннего или внешнего долга и т.п. Не был исключением и глобальный финансовый кризис 2008 г., который перерос в полномасштабный экономический кризис, охвативший почти 4/5 мировой экономики.

Общая сумма долга, согласно данным ЦБ РФ, составляла на начало 2012 г. 545,2 млрд. $ США (см. рис. 1.3).

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.3. Внешний долг РФ с 2006-2012 гг. (млрд. $ США)

 

 

§ 3 Основные направления и пути решения проблем долговой политики России

 

Высокий уровень мировых цен на энергоносители обуславливает относительно высокий  уровень прогнозируемых доходов  федерального бюджета в ближайшие годы. Вместе с тем, опережающий рост расходной части бюджета формирует перспективу его устойчивого дефицита, не позволяя вернуться к практике накопления суверенных фондов в существенных объемах.

Предельный объем государственных заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ1. Ссылаясь на данные ЦБ РФ, к концу 2012 г. Россия должна погасить основной долг, равный 123 948 млн. $ США, а также проценты, на сумму 22 386 млн. $ США .

Согласно  ФЗ о федеральном бюджете были утверждены основные его характеристики на 2012, 2013 и на 2014 годы2 (см. табл. 2.1).

Формы и масштабы государственных  заимствований в планируемом  периоде будут определять одновременно несколько факторов.

Так, первый фактор – это  макроэкономические условия реализации долговой политики, который заключается  в том, что реализация долговой политики в предстоящий период будет осуществляться в условиях ускорения темпов роста  национальной экономики, постепенного снижения инфляции, умеренного роста  цен на нефть и относительной  стабильности курса рубля (табл. 2.2).

Показатель/ характеристики

2012г.

2013г.

2014г.

ВВП (млрд. руб)

58 683,0

64 803,0

72 493,0

Уровень инфляции (%)

6

5,5

5

Прогнозируемый общий объем доходов  ФБ (тыс. руб)

11 779 855 206,0

12 705 859 982,0

14 091 831 089,0

Общий объем расходов ФБ (тыс. руб)

12 656 443 993,1

13 730 605 307,4

14 582 949 963,6

Верхний предел гос. внутреннего долга РФ (тыс. руб)

6 330 854 099,7

7 873 242 163,6

9 221 762 267,0

Верхний предел гос. внешнего долга РФ (млрд. $ США)

48,4

59,4

69,0

Дефицит ФБ (тыс. руб)

876 588 787,1

1 024 745 325,4

491 118 874,6

Информация о работе Проблемы внешней задолженности России в свете негативных последствий влияния глобального финансового кризиса и перспективы в политике в