Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 00:29, реферат
Актуальность темы диктуется также тем, что Россия, ставя перед собой задачи увеличения темпов экономического роста и перехода на инновационный путь развития, имеет в своей перспективе два пути. Первый заключается в привлечении инвестиций, а второй – во внешних заимствованиях денежных средств у других государств.
Государственное казенное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра таможенных платежей и валютного контроля
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Внешнеэкономическая безопасность»
на тему «Проблемы внешней задолженности России в свете негативных последствий влияния глобального финансового кризиса и перспективы в политике внешних заимствований»
Выполнил: Пикалёва В.В., студент 5-го
курса очной формы обучения факультета
таможенного дела, группа ДС - 1
Подпись ______________________
Проверил: В.В. Чернышев,
профессор, канд. экон. наук, доцент
Подпись ______________________
Люберцы
2012
ВВЕДЕНИЕ
Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.
Однако без учета корпоративной задолженности нельзя получить полноценную картину долговой ситуации в России на сегодняшний день. Именно увеличение доли долгов частного сектора в общем объеме задолженности и несут в себе реальную угрозу экономической безопасности страны.
Актуальность темы диктуется также тем, что Россия, ставя перед собой задачи увеличения темпов экономического роста и перехода на инновационный путь развития, имеет в своей перспективе два пути. Первый заключается в привлечении инвестиций, а второй – во внешних заимствованиях денежных средств у других государств.
§ 1 Экономическая сущность государственного долга
Государственный бюджет – это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. Его главнейшие функции – проведение в жизнь финансовой политики, организация выполнения финансовой программы правительства.
В тех
случаях, когда имеющиеся у бюджета
доходы недостаточны для осуществления
необходимых расходов, возникает
бюджетный дефицит, при котором
поступающих доходов
Проблема бюджетного дефицита порождает проблему государственного долга. Государственный долг – это совокупность всех долговых обязательств Правительства РФ иностранным Правительствам, международным финансовым организациям, иностранным банкам и крупным фирмам за определенный период времени, а также задолженность внутри страны физическим лицам – резидентам, коммерческим банкам и другим юридическим лицам.
Долговые обязательства РФ могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).
С экономической точки зрения государственный долг представляет собой задолженность государственных органов как результат формирования дополнительных ресурсов государства, направленных на разрешение противоречий между экономическими и социальными потребностями общества на основе займов денежных средств у частных лиц, институтов негосударственного сектора и иностранных государств.
§ 2 Современное состояние внешнего государственного долга
Как видно из рис. 1.1 в годы реформ, вплоть до 1999 г., Россия широко пользовалась внешним заимствованием. Страна накопила значительный внешний долг, размер которого составлял около 1000 $ США на душу населения, критический порог по международным стандартам – 500 $ США, создающий реальную угрозу экономической безопасности и превратившийся в главный тормоз экономического развития.
Во внешней
задолженности в
Рис. 1.1. Динамика государственного внешнего долга РФ с 1992-2012 гг. (млрд. $ США)
Уменьшение долга началось с 2000 г. Но здесь стране исключительно повезло с ростом цен на энергоресурсы и металлы.
Следует отметить, что долги западным странам делятся на 4 категории: перед коммерческими банками западных стран, предоставляющими средства взаймы под гарантии соответствующих правительств или при страховании кредитов в государственных структурах. Этот вид задолженности входит в компетенцию Парижского клуба, объединяющего около 600 банков.
Став членом Парижского клуба, Россия простила своим зарубежным должникам 80% долгов.
Другие страны должны были Советскому Союзу гораздо больше, чем он сам имел долгов. В 1997 году было подписано постановление правительства об участии РФ в программе по сокращению внешнего долга беднейших стран. К сожалению, уменьшение задолженности стран дальнего зарубежья перед РФ произошло не за счет возврата долгов, а за счет их поэтапного списания. К июню 2007 г. списано 80 млрд. долл., к апрелю 2008 г. - около 95 млрд. долларов.
В 2004-2008 годах, по поручению президента В.В. Путина, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный со стремительным ростом мировых цен на это сырьё, государственный долг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 52 млрд долл. США (9 % ВВП). В качестве одного из ключевых аргументов в пользу досрочного погашения называлась экономия, которая в виде неуплаченных процентов в 2006 г. составила 800 млн. $ США.
Другой вид задолженности образовался в результате кредитов, предоставленных коммерческими банками западных стран самостоятельно, без государственных гарантий. Эти долги регулируются Лондонским клубом.
Следующий вид долгов западным коммерческим структурам образовался в результате поставок товаров и оказания услуг стран в счет предполагаемых кредитов.
И, наконец,
еще один вид задолженности –
долги международным валютно-
Общая сумма внешнего государственного долга России на сегодняшний день составляет 34,8 млрд. $ США (см. Приложение 1).
Вплоть до недавнего времени частные компании в странах с развивающейся экономикой имели лишь ограниченный доступ к кредитам иностранных банков. Еще проблематичнее для них было привлечь средства путем размещения облигаций на национальном или международных ранках. Это особенно относилось и к России, однако в последнее время российские корпоративные заемщики значительно расширили объемы заимствований на зарубежных финансовых рынках.
Согласно данным, представленным ЦБ РФ, корпоративный долг РФ по состоянию на 1 января 2012 г. исчислялся 324,7 млрд. $ США (см. рис. 1.3).
Рис. 1.2. Динамика корпоративного внешнего долга РФ с 2006-2012 гг.
(млрд. $ США)
Сегодня около 20 % приходится на долю государственных компаний «Газпром», «Роснефть» и госбанка ВТБ. В пятерку крупнейших российских должников также вошли государственные «Российские железные дороги» и Россельхозбанк. В рейтинге крупнейших корпоративных должников России, который составил Deutsche Bank, госкомпании занимают восемь позиций из пятнадцати, среди них «Транснефть», «Газпром нефть» и ВЭБ. В рейтинге также присутствуют частные компании ЛУКОЙЛ, Evraz Group, «Русал», «Вымпелком», «Северсталь» и Nord Stream.
Причиной решения иностранных банков расширить кредитование российских заемщиков не только в росте кредитного рейтинга страны и урегулировании Россией вопросов по внешнему долгу, но и из-за отсутствия на внутреннем денежном рынке страны ресурсов, необходимых российским производителям, в последнее время стремительно увеличивающих производственные мощности.
В то же время одновременное сокращение внешнего государственного долга и рост частного наводит на мысль о том, что рост внешних заимствований частных корпораций вызван не только стремлением расширить выпуск продукции. В основном в последнее время кредиты берутся не для наращивания активов, а для реструктуризации пассивов.
По мнению ведущего научного сотрудника Института экономики РАН Александра Потемкина, рост внешнего корпоративного долга является одним из важнейших показателей, негативно влияющих на развитие экономики страны. К примеру, в 1998-1999 годах объем внешнего корпоративного долга не превышал 30 млрд. долларов, и это позволило экономике быстро оправиться от кризиса после дефолта.
В настоящее
время сложилась ситуация, при
которой целый ряд российских
государственных и частных
Происходит интенсивное строительство пирамиды корпоративных еврооблигаций. Сегодня она достигает 100 млрд. долларов, что существенно выше пирамиды ГКО перед дефолтом 1998 года. При этом свыше 50 % корпоративных еврооблигаций приходится на государственные компании и банки. Другой опасностью является чрезмерно высокая концентрация корпоративных еврооблигационных займов: на 15 крупнейших заемщиков приходится около 71 % всего объема корпоративных еврооблигаций. А ресурсная база для погашения займов после финансового кризиса необычайно низка.
Большинство экономических кризисов в последние 30 лет начиналось с финансовых потрясений, прежде всего тех или иных долговых кризисов – банковских дефолтов, кризисов суверенного внутреннего или внешнего долга и т.п. Не был исключением и глобальный финансовый кризис 2008 г., который перерос в полномасштабный экономический кризис, охвативший почти 4/5 мировой экономики.
Общая сумма долга, согласно данным ЦБ РФ, составляла на начало 2012 г. 545,2 млрд. $ США (см. рис. 1.3).
Рис. 1.3. Внешний долг РФ с 2006-2012 гг. (млрд. $ США)
§ 3 Основные направления и пути решения проблем долговой политики России
Высокий уровень мировых цен на энергоносители обуславливает относительно высокий уровень прогнозируемых доходов федерального бюджета в ближайшие годы. Вместе с тем, опережающий рост расходной части бюджета формирует перспективу его устойчивого дефицита, не позволяя вернуться к практике накопления суверенных фондов в существенных объемах.
Предельный объем государственных заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ1. Ссылаясь на данные ЦБ РФ, к концу 2012 г. Россия должна погасить основной долг, равный 123 948 млн. $ США, а также проценты, на сумму 22 386 млн. $ США .
Согласно ФЗ о федеральном бюджете были утверждены основные его характеристики на 2012, 2013 и на 2014 годы2 (см. табл. 2.1).
Формы и масштабы государственных заимствований в планируемом периоде будут определять одновременно несколько факторов.
Так, первый фактор – это макроэкономические условия реализации долговой политики, который заключается в том, что реализация долговой политики в предстоящий период будет осуществляться в условиях ускорения темпов роста национальной экономики, постепенного снижения инфляции, умеренного роста цен на нефть и относительной стабильности курса рубля (табл. 2.2).
Показатель/ характеристики |
2012г. |
2013г. |
2014г. |
ВВП (млрд. руб) |
58 683,0 |
64 803,0 |
72 493,0 |
Уровень инфляции (%) |
6 |
5,5 |
5 |
Прогнозируемый общий объем |
11 779 855 206,0 |
12 705 859 982,0 |
14 091 831 089,0 |
Общий объем расходов ФБ (тыс. руб) |
12 656 443 993,1 |
13 730 605 307,4 |
14 582 949 963,6 |
Верхний предел гос. внутреннего долга РФ (тыс. руб) |
6 330 854 099,7 |
7 873 242 163,6 |
9 221 762 267,0 |
Верхний предел гос. внешнего долга РФ (млрд. $ США) |
48,4 |
59,4 |
69,0 |
Дефицит ФБ (тыс. руб) |
876 588 787,1 |
1 024 745 325,4 |
491 118 874,6 |