Проблемы внешней торговли Германии и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 14:55, курсовая работа

Краткое описание

Германию по праву называют одним из "локомотивов" мировой экономики. По уровню экономического развития, величине экономического потенциала, доле в мировом производстве, степени вовлеченности в международное разделение труда и другим важнейшим критериям она относится к числу наиболее высокоразвитых государств мира, входит в так называемую Большую семерку. Внешняя торговля Германии оказывает огромное влияние на международную экономику, что доказывает актуальность выбранной темы.
Предметом исследования являются проблемы внешней торговли страны.
Объектом – внешняя торговля Германии.

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 105.81 Кб (Скачать файл)

Теория М.Портера. Данная теория вводит понятие конкурентоспособности страны. Именно национальная конкурентоспособность, с точки зрения Портера, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства. Национальная конкурентоспособность определяется способностью промышленности. В основе объяснения конкурентного преимущества страны лежит роль страны базирования в стимулировании обновления и совершенствования (то есть в стимулировании производства инноваций).

Серьезным стимулом к успеху на мировом рынке является достаточная конкуренция на внутреннем рынке. Искусственное доминирование предприятий с помощью государственной поддержки, с точки зрения Портера, – негативное решение, приводящее к растрате и неэффективному использованию ресурсов.5  

    1. Роль внешней торговли в международных экономических

отношениях

Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля. По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных экономических отношений. Современные международные экономические отношения, характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик. 
Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, "...экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы". Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость.

Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием научно-технической революции, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. Международная торговля, опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям Всемирной торговой организации на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производства.6

 Увеличение внешнеторгового обмена, возрастание роли экспорта и импорта в национальных экономиках способствуют синхронизации экономического цикла в мировом хозяйстве. Взаимосвязь и взаимозависимость страновых хозяйственных комплексов усиливаются настолько, что нарушения в функционировании экономики какого-либо крупного участника мирового рынка неизбежно влекут за собой международные последствия, включая распространение кризисных явлений на другие страны.

Таким образом, место международной торговли в системе международных экономических отношений определяется тем, что, во-первых, через нее реализуются результаты всех форм мирохозяйственных связей — вывоза капитала, производственной кооперации, научно-технического сотрудничества. Во-вторых, развитие международной торговли товарами, в конечном счете, определяет динамику международного обмена услугами. В-третьих, рост и углубление межрегиональных и межгосударственных взаимосвязей выступают важной предпосылкой международной экономической интеграции. В-четвертых, тем самым международная торговля способствует дальнейшему углублению международного разделения труда и интернационализации хозяйственных связей.

 

 Рассмотрев теоретические аспекты внешней торговли можно перейти к анализу внешней торговли Германии.

2. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ  ГЕРМАНИИ

2.1. Основные показатели и анализ внешней торговли Германии

 

ФРГ относится к тем странам мира, которые, не располагая большими запасами полезных ископаемых и особо благоприятными условиями для сельскохозяйственного производства, сумела добиться национального экономического успеха благодаря использованию таких факторов экономического роста, как достижения научно-технического прогресса, высокое качество «человеческого капитала», активное участие в мировых хозяйственных связях, разумная внутренняя экономическая политика.

Германия является классическим государством-экспортером. Обладая незначительными природными ресурсами, ее экономическая мощь концентрируется в области переработки и услуг. Динамика экспорта и импорта товаров и услуг представлена в таблице 2.1.

Таблица 2.1.

Динамика экспорта и импорта товаров и услуг7

Показатели

2008

2009

2010

2011

2012

Измнение

Уд. вес

 

Млрд. евро

12/08

12/11

08

12

Совокупный внешнеторговый оборот ФРГ

2155

1821

2142

2357

2417

112,2

102,5

100,0

100,0

В т. ч.

                 

1.Экспорт товаров и услуг

1161

976

1146

1254

1297

111,7

103,4

53,9

53,7

    1. Экспорт товаров 

984

803

959

1061

1097

111,5

103,4

45,7

45,4

    1. Экспорт услуг

177

172

186

193

200

112,8

103,7

8,2

8,3

2.Импорт товаров и услуг

993

845

997

1103

1119

112,7

101,5

46,1

46,3

   2.1 Импорт то              варов

806

665

806

903

309

112,8

100,7

37,4

37,6

   2.2. Импорт услуг

188

180

190

200

210

112,1

104,9

8,7

8,7

Сальдо внешней торговли товарами и услугами

168

131

149

154

178

Сальдо внешней торговли товарами

178

139

153

159

188

Сальдо внешней торговли услугами

-10

-8

-4

-8

-10


Германия имеет устойчивый профицит во внешней торговле товарами и услугами, который в 2012 году достиг 178 млрд. евро (минимум 2009 года составил 131 млрд. евро). Указанный профицит обеспечивается за счет внешней торговли товарами, тогда как во внешней торговле услугами Германия имеет дефицит в среднем на уровне около 8 млрд. евро в год. Распределение совокупного внешнеторгового оборота, экспорта, импорта и внешнеторгового сальдо по восьми группам отраслей товаров и услуг представлено в таблице 2.2 (ниже)

Таблица 2.2

Совокупный внешнеторговый оборот ФРГ, группы отраслей товаров и услуг8

Группа отраслей

2008

2009

2010

2011

2012

Изменение

Уд. вес

Млрд. евро

12/08

12/11

08

12

Сельское хозяйство

31,6

29,6

31,7

37,9

37,0

117,2

97,8

1,5

1,5

Отрасли сырья, материалов и полуфабрикатов

555,1

436,3

524,5

622,3

601,3

108,3

96,6

25,8

24,9

Отрасли инвестиционных товаров

659,5

544,4

637,0

722,6

733,4

111,3

101,5

30,6

30,4

Отрасли потребительских товаров

331,4

287,9

307,2

337,0

338,8

102,2

100,6

15,4

14,0

Энергетика

139,9

91,6

108,6

144,5

162,6

116,2

112,5

6,5

6,7

Транспортные и транзитные торговые услуги

182,9

164,1

182,9

190,0

202,3

110,6

106,5

8,5

8,4

Страховые и банковские услуги

20,3

20,5

22,0

24,9

25,2

124,3

101,3

0,9

1,0

Недифференцированные по отраслям товары и прочие отрасли услуг

234,1

246,3

310,2

277,9

315,7

134,8

113,6

10,9

13,1

Всего оборот товаров и услуг

2154,7

1820,7

2142,2

2357,0

2416,6

112,2

102,5

100,0

100,0


 

Главную роль во внешней торговле Германии играет группа отраслей инвестиционных товаров: ей принадлежат первые места в обороте, экспорте и совокупном профиците (30,4%, 37,3% и 71,3% в 2012 году соответственно), а в импорте – второе место (22,3% в 2012 году).

Далее следует группа отраслей сырья, материалов и полуфабрикатов, занимающая вторые места в обороте, экспорте и совокупном профиците (24,9%, 26,1% и 23,4% в 2012 году соответственно), и первое место в импорте (23,4% в 2012 году).

Иерархия остальных групп отраслей товаров и услуг, кроме нераспределенных по отраслям товаров и прочих отраслей услуг, выглядит следующим образом (в скобках приведены доли групп в обороте, экспорте, импорте, совокупном профиците/дефиците в 2012 году; группы отраслей перечислены по мере убывания их долей в обороте):

- отрасли потребительских  товаров (14,0%; 13,4%; 14,7%; 2,8% профицита),

- транспортные и транзитные  торговые услуги (8,4%; 7,5%; 9,4%; 5,9% дефицита),

- энергетика (6,7%; 2,2%; 12,0%; 70,3% дефицита),

- сельское хозяйство (1,5%; 0,7%; 2,5%; 12,4% дефицита),

- банковские и страховые  услуги (1,0%; 1,3%; 0,8%; 2,5% профицита).

На недифференцированные по отраслям товары и прочие отрасли услуг в 2012 году пришлось 13,1% оборота, 11,5% экспорта, 14,9% импорта и 11,3% дефицита.

В 2008-2012 годах темпы прироста выше среднего по обороту (12,2%) показали три группы отраслей: банковские и страховые услуги (24,3%), сельское хозяйство (17,2%), энергетика (16,2%).

У первой группы этот результат был достигнут вследствие ускоренного роста экспорта (34,7% по сравнению со средним темпом прироста 11,7%), а второй и третьей групп – вследствие ускоренного роста импорта (21,0% и 17,9% соответственно по сравнению со средним темпом прироста 12,7%).

Кроме того, повышенные темпы прироста экспорта оказались у групп  транспортных и транзитных торговых услуг (15,7%) и отраслей инвестиционных товаров (11,9%), однако они не реализовались в ускоренном росте оборота.

Внешнеторговые показатели остальных групп отраслей росли темпами около или ниже среднего уровня. В результате в 2012 году доли указанных выше групп отраслей поднялись по сравнению с 2008 годом: у энергетики – по обороту и импорту (на 0,2 и 0,5 п.п. соответственно), у банковских и страховых услуг – по обороту и экспорту (на 0,1 и 0,2 п.п. соответственно), у транспортных и транзитных торговых услуг – на 0,3 п.п. по экспорту, у сельского хозяйства – на 0,2 п.п. по импорту, у отраслей инвестиционных товаров – на 0,1 п.п. по экспорту.

В отчетном 2012 году лидерами роста стали энергетика (прирост в ней составил 6,5%, 21,0% и 10,9% при средних темпах 2,5%, 3,4%, 1,5% по обороту, экспорту и импорту соответственно) и транспортные/транзитные торговые услуги (+6,5%, +7,0%, +6,0%), тогда как банковские и страховые услуги показали ускоренный рост только по экспорту (10,2%), а по импорту сократились (на 12,5%).

Самой же динамичной группой отраслей (как в 2008-2012 годах, так и в 2012 году) оказались недифференцированные по отраслям товары и прочие отрасли услуг, показавшие следующие темпы прироста: за последние пять лет – 34,8%, 25,6% и 44,4% по обороту, экспорту и импорту, в отчетном году – 13,6%, 9,3% и 17,7% соответственно.

Положительное внешнеторговое сальдо Германии обеспечивается почти полностью двумя группами – отраслями инвестиционных товаров и отраслями сырья/материалов/полуфабрикатов, причем первая группа безоговорочно лидирует (в 2012 году профицит составил 233,9 и 76,9 млрд. евро соответственно). Отрицательное внешнеторговое сальдо формируется главным бразом в энергетике (105,5 млрд. евро в 2012 году), заметный дефицит имеют группы транспортных и транзитных услуг (8,9 млрд. евро) и сельского хозяйства (18,7 млрд. евро). Две группы – отраслей потребительских товаров и банковских/страховых услуг – вносят скромный, но устойчивый вклад в образование профицита (9,3 и 8,1 млрд. евро в 2012 году), а группа недифференцированных по отраслям товаров и прочих услуг – заметный вклад в образование дефицита (в 2012 году – на сумму 17,0 млрд. евро).

Импорт/экспорт отраслевых комплексов товаров внешней торговли Германии в 2012 году представлены в приложении 1.

Динамика и структура внешнеторгового оборота услуг, экспорта/импорта услуг и сальдо торговли услугами для Германии по 17 отраслям сферы услуг представлены в приложении 2.

Распределение совокупного внешнеторгового оборота, экспорта, импорта и внешнеторгового сальдо по шести группам географической структуры (четырем континентам с выделением групп стран и отдельных стран, и группы нераспределенных по странам товаров и услуг) представлено в таблице 2.3 (ниже)

Таблица 2.3

Совокупный внешнеторговый оборот ФРГ, географическая структура9

Континент

2008

2009

2010

2011

2012

Изменение

Уд. вес

Млрд. евро

12/08

12/11

2008

2012

Европа, в т.ч.

1552,4

1294,6

1491,5

1643,1

1668,4

107,5

101,5

71,1

68,7

Евросоюз, в т.ч.

1290,3

1082,9

1243,4

1351,8

1362,4

105,6

100,8

59,6

56,1

Еврозона

869,0

730,4

849,1

926,2

928,3

106,8

100,2

40,1

38,2

Африка

49,5

39,7

45,5

50,6

н.д.

н.д.

н.д.

2,3

н.д.

Америка, в т.ч.

236,8

197,4

235,9

259,4

н.д.

н.д.

н.д.

10,9

н.д.

США

162,6

135,8

157,8

173,6

192,0

118,1

110,6

7,5

7,9

Азия, в т.ч.

307,7

278,0

359,5

393,1

н.д.

н.д.

н.д.

14,2

н.д.

Япония

43,7

36,6

43,4

46,2

46,8

107,2

101,4

2,0

1,9

Не распределено по странам

8,1

7,3

6,6

7,6

82,6

1018,5

1092,1

0,4

3,4

Всего  оборот товаров и услуг в географическом разрезе

2164,9

1826,8

2151,6

2367,3

2427,6

112,1

102,5

100,0

100,0

Информация о работе Проблемы внешней торговли Германии и пути их решения