Проблемы занятости и безработицы в Республике Беларусь и особенности их регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей занятости и безработицы в Республике Беларусь.
Основными задачами, которые предстоит решить, выступают
раскрыть сущность понятий занятость и безработица;
оценить социально-экономические последствия безработицы;
выяснить суть и основные направления государственного регулирования занятости;
проанализировать рынок труда Республики Беларусь;
на основе изученных данных исследований и материалов статей, нормативных правовых актов обозначить основные направления современной политики занятости в республике Беларусь.

Содержание

Введение 4
1 Занятость и безработица как экономические явления 7
1.1 Занятость: сущность, виды, теории занятости 7 1.2 Безработица, ее типы, формы 9
2 Необходимость государственной политики занятости и ее инструменты 14
2.1 Социально-экономические последствия безработицы 14
2.2 Сущность и основные направления государственной политики в области занятости 17
3 Проблемы занятости и безработицы в Республике Беларусь и особенности их регулирования 22
3.1 Рынок труда Республики Беларусь 22
3.2 Государственная политика занятости в Республике Беларусь 26
Заключение 30
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Занятость и безработица в Республике Беларусь.doc

— 313.50 Кб (Скачать файл)

Монетаристская  теория занятости, как и классическая, исходит из того, что рынок является саморегулирующейся системой и сам в состоянии найти точку равновесия, которая обеспечит эффективное развитие и полную занятость. Представитель данной школы М. Фридман рекомендует использовать дорогой кредит, повысив для этого учетную ставку процента. По его мнению, государство должно стимулировать эффективных производителей льготной налоговой политикой. Это усилит стимулы их деловой активности, и, в свою очередь, создастся ситуация,  способствующая расширению производства и инвестированию. На этой основе может увеличиться совокупное предложение товаров, увеличится занятость и сократиться безработица.

Реализация монетарных программ ускоряет путь к стабилизации, но сам этот шаг становится тяжелым  испытанием для населения. Ведь монетаристы  первым шагом к стабилизации считают  сокращение национальных социальных программ, которые отягощают государственные расходы, способствуя инфляции [13, c. 222].

Современные теории, учитывая инфляционные процессы, опираются на понятие “ожидаемая предпринимателями заработная плата”. При подписании трудовых контрактов стороны исходят из номинальной ставки заработной платы. Реальная ставка остается неизвестной, так как неизвестно изменение общего уровня цен, от которого она зависит. В таких условиях наниматели опираются на свои ожидания, от которых зависят спрос на труд и, как следствие, занятость в экономике с инфляционным уровнем цен.

 

1.2 Безработица,  ее типы, формы

Наряду с занятостью населения существует и незанятость, которую характеризуют как вынужденную  и добровольную.

Вынужденная незанятость, или безработица, - это такое положение, при котором определенная часть трудоспособного населения не находит применения на производстве согласно полученной специальности и становится безработной.

          К безработным относят граждан,  отвечающих следующим признакам:

  • трудоспособный возраст
  • наличие трудоспособности
  • вынужденная незанятость
  • наличие желания трудиться
  • отсутствие подходящей работы
  • регистрация в Государственной службе занятости

В соответствии с методологией МОТ, к безработным относятся  лица, которые в течение отчетного периода не имели работу, занимались поиском работы, были готовы приступить к работе немедленно [15, c. 151].

Отдельно следует пояснить термин “подходящая работа”. Согласно Закону о занятости населения Республики Беларусь (ст. 3) подходящей считается работа, соответствующая профессиональной подготовке, учитывающая его возраст, здоровье, трудовой стаж и опыт, а также транспортную доступность места работы. 

Таким образом, работа не может считаться подходящей в  случаях, когда:

  • она связана с переменой места жительства человека без его согласия;
  • она не соответствует профессии, уровню образования и квалификации работника;
  • условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;
  • предлагаемый заработок ниже среднемесячного заработка человека по последнему месту работы (или ниже среднемесячного заработка работников аналогичной категории в области или крае – для тех, чей среднемесячный заработок превышал данный показатель) [4, c. 533].

В отношении добровольной незанятости можно сделать вывод  о том, что добровольно незанятые не есть безработные, т. к. данная категория не отвечает вышеуказанным признакам (гражданин не желает работать и поэтому не прилагает усилий, связанных с поиском работы).

Образование и рост безработицы  представляют собой специфический закон народонаселения, суть которого состоит в том, что наемная рабочая сила, способствуя росту прибыли, создает источник для накопления капитала, последний же – через механизм роста технического строения капитала – порождает промышленную армию безработных [12, c. 143].

Безработные представляют собой относительное перенаселение. Рабочая сила имеется в избытке  лишь по сравнению со спросом, предъявляемым  на нее со стороны капитала.

На основании закона народонаселения можно сделать  вывод о том, что  одной из причин возникновения и роста безработицы является рост технического строения капитала (марксистская теория).

В соответствии с неоклассической  теорией безработица является следствием нежелания работников поступиться  частью заработной платы. 

Выделяют следующие виды вынужденной безработицы:

  1. Фрикционная безработица связана с переходом с прежнего места работы на новое. Основной признак – непродолжительность (в среднем 1 месяц).
  2. Структурная определяется как безработица, возникшая в результате крупномасштабных преобразований в той или иной отрасли, в экономике в целом. Эти преобразования ведут к несовпадению предложения и спроса по квалификациям и специальностям трудовых ресурсов.
  3. Естественная безработица представляет собой сумму фрикционной и структурной безработицы.

Наиболее существенными  факторами, влияющими на уровень  естественной безработицы выступают  система страхования по безработице  и “жесткая ” заработная плата, порождающая “безработицу ожидания”.

В первом случае выплата  значительных пособий по безработице снижает стимулы к быстрому трудоустройству.

Во втором случае безработица  ожидания возникает в результате превышения устойчивого уровня заработной платы над ее равновесным значением (рисунок 1).

 

 

Рисунок 1 –  “Жесткость” заработной платы и ее влияние на рынок труда

Примечание  – Источник: [11, c. 337, рисунок 10.2]

 

  1. Технологическая безработица означает сокращение работающих, связанное с внедрением новой техники и технологии.
  2. Циклическая  безработица вызывается спадом производства, т. е. той фазой экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью совокупных потребительских и инвестиционных расходов. Таким образом, если совокупный спрос на товары и услуги сокращается, то сокращается занятость, и, как следствие, растет безработица.
  3. Институциональной считается безработица, которая обусловлена правовыми или иными институциональными нормами. К примеру, большие социальные выплаты по безработице снижают предложение труда, тем самым повышая уровень безработицы [5, c. 148].
  4. Сезонная безработица обусловлена сезонными колебаниями производства в отдельных отраслях (сельское хозяйство, рыбные промыслы и др.).
  5. Региональная  безработица свойственна отдельным регионам в связи с демографическими, этническими и другими особенностями развития.
  6. Молодежная, женская безработица связана с дискриминацией отдельных социальных групп на рынке труда.

Безработица различается  не только по видам, но и по формам своего проявления (рисунок 2).     

  


Рисунок 2 –  Формы безработицы

Примечание – Источник: собственная разработка

 

К первой категории относится та часть незанятого населения, которая отвечает всем требованиям безработного, т. е. трудоспособный гражданин, ищущий работу, зарегистрированный в органах занятости и не имеющий реальной возможности получить работу в соответствии со своим образованием, профилем, трудовыми навыками. Явная безработица дает лишь приблизительное представление о реально сложившемся уровне безработицы. Поэтому необходимо рассматривать безработицу не только в ее явной форме проявления, но и в скрытом аспекте.

В противовес явной форме  своего проявления безработица бывает неявной, т. е. скрытой. Среди экономистов отсутствует единое мнение о сущности  и содержании скрытых форм безработицы. Одни экономисты к скрытой безработице относят вынужденную неполную занятость по инициативе нанимателя.

В мировой практике для  обозначения вынужденной неполной занятости широко используется термин “частичная безработица”. В соответствии с Конвенцией МОТ №168, частичная безработица представляет собой “временное сокращение нормальной или установленной законом продолжительности рабочего времени”. Частичная безработица отражает неэффективное использование полного рабочего времени и характеризуется низкими доходами работников, недоиспользованием их квалификации, низкой производительностью труда [15, c. 150].

Ряд экономистов выделяют скрытую безработицу, состоящую  из граждан, не имеющих работы, активно  ищущих работу, но не зарегистрированных в службе занятости.

Безработицу как экономическое явление можно охарактеризовать не только качественно, но и количественно. Для этого используют два основных показателя: уровень безработицы и продолжительность безработицы.

Уровень безработицы  – это отношение количества безработных, зарегистрированных официальными службами, к общему количеству экономически активного населения, выраженное в процентах:

 

Продолжительность безработицы  измеряется средним количеством  времени, в течение которого люди остаются без работы.

В отличие от метода прямого счета, ограничивающегося данными о регистрации в службе занятости, есть балансовый метод. Он включает как использование возможностей статистики, так и социологических методов обследования с учетом территориальных особенностей, а также отраслевых и демографических [5, c. 150]. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 НЕОБХОДИМОСТЬ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ  И ЕЕ ИНСТРУМЕНТЫ

 

2.1 Социально-экономические  последствия безработицы

Экономическая система  любой страны считается стабильной, если исправно функционируют ее структурные элементы. В противном случае нарушение этой стабильности влечет за собой определенные последствия.

К наиболее существенным последствиям безработицы следует  отнести последствия экономического и социального характера (рисунок 3).

 

Рисунок 3 – Характер последствий  безработицы

Примечание – Источник: собственная разработка

 

При рассмотрении первой группы целесообразно  выделить экономические последствия  на национальном уровне и на уровне человека.

На национальном уровне издержки безработицы проявляются  в отставании реального Валового Внутреннего Продукта (в последующем ВВП) от потенциального ВВП. Потенциальный ВВП определяется исходя из предположения о том, что существует естественный уровень безработицы при “нормальных” темпах экономического роста. Взаимосвязь этих явлений выражается законом Оукена, согласно которому превышение фактического уровня безработицы над естественным  на 1 % вызывает отставание реального объема ВВП от потенциального на 2,5% (рисунок 4).

Установленную зависимость Оукен выразил формулой:

 

 

где V п – потенциальный ВВП,

Vф- фактический ВВП,

U- фактический уровень безработицы,%,

Ue - естественный уровень безработицы,%,

β ф- коэффициент Оукена.

 

Уменьшение объема ВВП приводит к сокращению налогов, которые поступают государству. Это обусловлено, с одной стороны, снижением налогооблагаемой базы, образуемой юридическими лицами, а с другой  - уменьшением налоговых поступлений от физических лиц [22, c. 245].

 

 

   Рисунок  4 – Кривая Оукена

  Примечание – Источник: [5, c. 151, рисунок 7.6]

 

По мере роста безработицы  увеличиваются расходы государства, связанные с пособиями по безработице. Средства на выплату пособий государство  получает путем усиления налогового бремени в стране.

Для отдельного человека безработица означает потерю постоянного  и регулярно получаемого дохода. В результате сокращается спрос на товары на внутреннем рынке. Люди, не получающие зарплату, вынуждены довольствоваться лишь самым минимумом средств существования. В результате затрудняется сбыт товаров на внутреннем рынке страны.

  Также следует отметить, что потеря постоянного дохода влечет не только снижение покупательского спроса, но и сокращение сбережений, и уменьшение инвестиционного спроса.      

Результатом безработицы  является усиление конкуренции между  работниками на рынке труда за наиболее престижные рабочие места. Таким образом, отдельные и достаточно большие группы населения вынуждены  занимать непристижные, неинтересные для них рабочие места. В этом случае трудовая деятельность для них носит вынужденный характер, а такой труд не может быть высокоэффективным, что отразится на низкой производительности труда, сокращении объема производства.

Безработица всегда грозит полной или частичной потерей квалификации, т.е. обесценением человеческого капитала. Безработные менее всего привлекательны на рынке труда. Безработица в крупных масштабах снижает реальную заработную плату тем, кто имеет работу.

 С точки зрения  экономики в целом было бы ошибочно оценивать безработицу как негативное явление.

К положительным моментам следует отнести:

  • формирование резерва рабочей силы;
  • перераспределение рабочей силы в места ее наиболее эффективного использования;
  • конкуренция между работниками как мотивация к эффективному труду;
  • перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования;
  • стимулирование роста интенсивности и производительности труда.

Информация о работе Проблемы занятости и безработицы в Республике Беларусь и особенности их регулирования