Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:55, курсовая работа
Целью данной работы является изучение и анализ проблем занятости и безработицы в Республике Беларусь, особенностей государственного регулирования этой сферы. Цель позволяет сформулировать следующие задачи:
рассмотрение теоретических основ занятости и безработицы;
изучение причин безработицы;
рассмотрение и анализ проблем занятости и безработицы в Республике Беларусь, развития этих явлений в динамике и их современное состояния;
определение основных направлений политики занятости населения;
изучение национальных программ занятости;
изыскание путей совершенствования трудовых отношений и занятости населения.
Заданиями плана мероприятий на 2010 год предусматривается:
Финансирование мероприятий осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в Фонде социальной защиты, местных бюджетах, собственных средств организаций – исполнителей плана мероприятий программы. [6, C.18]
На реализацию плана мероприятий на 2010 год будет направлено 160 882 688 тыс. руб., из них средств Фонда социальной защиты – 122 102 452 тыс. руб. (в бюджеты областей и г. Минска передается 119 195 872 тыс. руб.), средств местных бюджетов (средства от возврата бюджетных ссуд) – 31 010 247 тыс. руб., собственных средств нанимателей – 7 769 989 тыс. руб. [7]
Согласно Программы социально-экономического развития Республики Беларусь, в 2010 году формирование трудового потенциала будет происходить в условиях сокращения количества трудоспособного населения, что связано с уменьшением численности вступающего в трудоспособный возраст поколения 90-х годов рождения.
В 2010 году
численность трудовых ресурсов может
составить 6210 тыс. человек, в то время
как в 2009 году, по предварительной
оценке, она составила 6238 тыс. человек.
По прогнозным расчетам, в 2010 году в
органах по труду, занятости и
социальной защите может быть зарегистрировано
около 220 тыс. безработных. С учетом
ожидаемой численности
В рамках последовательной разработки и выполнения программ содействия занятости могут решаться вопросы обеспечения трудовыми ресурсами приоритетных отраслей и производств национальной экономики Беларуси, предотвращения оттока квалифицированных кадров за границу. Необходимо повышение гибкости системы трудоустройства, использование трудосберегающих технологий и содействие реструктуризации экономики через облегчение для предприятий приведения численности работающих в соответствие с реальными потребностями с соблюдением социальных гарантий и проведением мероприятий политики занятости. Можно ожидать, что реализация мероприятий по либерализации условий экономической деятельности в Республике Беларусь (в частности, упрощение вхождения в бизнес, введение заявительного принципа государственной регистрации всех субъектов хозяйствования, за исключением банков и небанковских кредитно-финансовых организаций).
Позитивным
изменениям в сфере занятости
может способствовать также упрощение
требований законодательства, регулирующие
вопросы осуществления
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы основной целью государственной политики в социально-трудовой сфере является повышение эффективности использования ресурсов труда и формирование кадрового потенциала с учетом реальных потребностей производства. Главные приоритеты политики занятости – формирование благоприятных условий для повышения ее эффективности, преодоление дефицита рабочих мест посредством расширения инвестиционной активности за счет всех источников, снижение напряженности и поддержание стабильности в сфере социально-трудовых отношений.
Исходя из поставленных приоритетов, определены следующие основные направления совершенствования трудовых отношений и занятости населения:
Программа
действий на рынке труда предусматривает
реализацию системы мер, направленных
на постепенную ликвидацию вынужденной
неполной занятости на производстве,
обновление и улучшение структуры
рабочих мест, расширение социальной
направленности отраслевой структуры
занятости, создание благоприятных
условий для развития малого бизнеса
и индивидуального
Для реализации этих направлений необходимы следующие меры:
Стратегия
обеспечения стабильности социально-трудовой
сферы требует принятия мер, направленных
на повышение эффективности
Основной целью в сфере охраны труда является сохранение жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности, сокращение экономических потерь, обусловленных производственным травматизмом и профессиональной заболеваемостью. Для ее достижения необходимо:
Основными направлениями по реализации задач государственного управления охраной труда являются:
Важным направлением совершенствования трудовых отношений является создание эффективного механизма их правового регулирования. В этих целях предусматривается включение в Трудовой кодекс норм, направленных на:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на основании проделанной работы могут быть сделаны следующие выводы:
1. Проблема безработицы является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Безработица – явление, свойственное стадии товарного производства. Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы, о чем свидетельствует, в частности, опыт восточноевропейских стран, прошедших или проходящих путь становления рыночных отношений. Это же подтверждает и практика общественных преобразований в Беларуси.
2. Безработицу предопределяют различные факторы: научно-технический прогресс обуславливает сокращение, прежде всего, работников ручного труда; структурные изменения в экономике вызывают уменьшение числа занятых в отдельных отраслях производства; повышение производительности труда также ведет к уменьшению числа занятых; сокращению живого труда способствует действию закона экономии времени. В условиях обострения экономических проблем закрываются также некоторые производства, загрязняющие окружающую среду. Все это объективные факторы, имеющие место во всех странах независимо от их экономической системы.
3. Безработица, как свидетельствуют многие социологические и социально-психологические исследования, имеет исключительно негативные социальные последствия для общества в целом, отдельных его групп и слоев, для семей, для каждого человека. Среди всех этих последствий увеличение смертности от сердечных заболеваний, рост числа самоубийств и убийств, численности пациентов в психиатрических лечебницах, ухудшение отношений в семье, рост преступности и так далее, ведь люди остро переживают невостребованность своих знаний, производственного опыта, переход от одной социальной группы в другую. В связи с этим исследованиями зафиксированы основные психологические качества безработного: невысокий уровень социальной смелости, уступчивость, пессимистичность и осторожность в поведении, недоверчивость или скептицизм. Главным в социальной политике должно быть снижение массовой безработицы, что обеспечивается, прежде всего, нормальным функционированием общества, его эволюционным развитием.
Таким образом, государству необходимо принять следующие меры:
Во-первых, органам службы занятости
всех уровней необходимо широкое
развертывание
Во-вторых,
необходимо расширять сеть учебных
центров профессионального
В-третьих, необходимо создать условия для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастёт, а безработица снизится в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.
В-четвёртых, необходимо создать условия для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удаётся найти работу по найму.
Список
путей сокращения безработицы можно
продолжать ещё долго, но важно понимать,
что все эти программы не могут
полностью ликвидировать или
существенно сократить
Государственная программа уже принята и начала действовать. Но она еще не достаточно сильна, и нуждается в активной государственной поддержке. Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости, как важной социальной гарантии для экономически активного населения, является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики. Таким образом, комплексный подход к системе занятости, мерам ее регулирования и социальной защите населения позволит смягчить социальную напряженность в сфере трудовых отношений.
Информация о работе Проблемы занятости и безработицы в Республике Беларусь