Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 20:17, реферат
В условиях реформирования здравоохранения в Украине повышение качества и эффективности медикаментозной терапии остаётся актуальной проблемой. Особого внимания требует лекарственная обеспеченность, что связано с её высокой экономической составляющей в расходах здравоохранения. В большинстве стран расходы на лекарственные средства составляют 20–40% бюджета здравоохранения. Менеджмент и использование лекарственных средств в медицинской практике часто неэффективны и нерациональны. По определению ВОЗ, использование лекарственных средств рационально тогда, когда пациенты получают их соответственно клиническим потребностям в дозах, соответствующих их индивидуальным потребностям (правильная доза, правильные интервалы и правильная длительность).
Введение
Цели, принципы и функции формулярной системы
Внедрение формулярной системы
Формулярная система в Украине
Выводы
Список литературы
Национальный фармацевтический университет
Кафедра фармакоэкономики
РЕФЕРАТ
по теме:
Проблемы
и перспективы внедрения
Выполнила:
студентка 5 курса 4 группы
специальности «Фармация»
Бевз Елена
Проверила:
канд. фарм. наук,
доц. кафедры фармакоэкономики
Ткачева О.В.
Харьков - 2013 -
Оглавление
Введение
Цели, принципы и функции формулярной системы
Внедрение формулярной системы
Формулярная система в Украине
Выводы
Список литературы |
3
4
6
10
12
13 |
Введение
В условиях реформирования
здравоохранения в Украине
Доступность, качество и объём лекарственного обеспечения зависят от стабильности финансирования, сбалансированной ценовой политики, надёжности системы здравоохранения, рационального отбора и использования лекарственных средств. Задачу улучшения качества оказания медицинской помощи в значительной мере позволяет решать стандартизация, важную роль в которой отводят формулярной системе (ФС) [4, 5].
Цели, принципы и функции формулярной системы
Как свидетельствует мировой опыт, благодаря реализации принципов ФС удаётся избежать до 80 % врачебных ошибок относительно выбора тактики фармакотерапии, в частности явлений полипрагмазии или, наоборот, недостаточно интенсивного лечения. В свою очередь, положительно влияя на качество медицинской помощи, ФС опосредованно способствует снижению заболеваемости, смертности, инвалидизации и др [6, 7].
Именно поэтому ФС рекомендована экспертами ВОЗ для малоразвитых стран и стран с развивающейся экономикой. Что касается влияния ФС на работу каждого медицинского работника, то существующее у некоторого персонала мнение, что стандартизация лечебно-профилактической помощи лишает их творческой инициативы и нивелирует принципы индивидуального подхода к лечению больного, является ошибочным и необоснованным. Так, в большинстве высокоразвитых стран ФС, лечебно-диагностические протоколы и стандарты носят рекомендательный характер, одновременно содержание этих принципов оставляет врачу возможность проявить профессиональную инициативу. Кроме того, введение ФС способствует юридической защищённости медицинского персонала [8, 9].
ФС представляет
собой информационно-
Основной принцип её – использование лекарственных средств с доказанной эффективностью их действия при определённом патологическом процессе. ФС – это реальный шаг к обеспечению принципов рациональной фармакотерапии, изменению структуры потребления лекарственных средств в стране, которая в настоящее время в основном сформирована рекламой[11].
Основные функции ФС:
• социальная: обеспечение больных качественным лечением;
• медицинская: определение и разработка методов рациональной фармакотерапии распространённых заболеваний;
• экономическая: определение клинически и экономически наиболее эффективных и безопасных лекарственных препаратов;
• фармакологическая: обеспечение контроля правильности использования препаратов и принятие мер по предотвращению и исправлению ошибок фармакотерапии;
• информационная: широкое
распространение объективной
• профессионально-
Общие принципы функционирования ФС базируются:
• на критериях включения
лекарственных средств в
• на унифицированных клинических протоколах и локальных протоколах медицинской помощи;
• на возможности использования лекарственных средств, которые не входят в формулярный перечень (соответственно условиям клинической ситуации);
• на возможности проведения терапевтической замены лекарственных средств;
• на противодействии влиянию представителей фармацевтических компаний и торговой рекламы.
Целью внедрения ФС является обеспечение приоритетного использования эффективных, безопасных, экономически доступных лекарственных средств; разработка и внедрение эффективной и рентабельной системы, которая включает последовательные стандартные протоколы лечения, государственный формуляр (справочник), региональный и локальный формуляры (перечни); обеспечение максимальной безопасности лекарственных средств на основе мониторинга и оценки их использования в медицинской практике для максимального предупреждения возникновения побочных реакций на эти средства и ошибок в их использовании; разработка и осуществление мероприятий по повышению использования лекарственных средств специалистами, которые их назначают, и пациентами [10, 11].
Внедрение формулярной системы
Процесс внедрения ФС рассматривается как оптимизация фармакотерапии при рационализации процесса отбора лекарственных средств с целью увеличения терапевтической отдачи от затрат на их закупку.
Одним из основных инструментов
внедрения и успешного
Он носит ограничительный характер, в нём поощряется использование только включённых в него лекарственных средств. Этим достигается значительное сокращение номенклатуры используемых лекарств, повышается терапевтическая отдача и упрощается процесс лекарственного обеспечения.
Отбираются лекарственные средства разных фармакотерапевтических групп с учётом демографических и эпидемиологических факторов, анализа структуры заболеваемости, потребности в лекарствах лечебно-профилактических учреждений и населения.
Основные критерии для включения лекарственных средств в формулярные списки – документально доказанные эффективность и безопасность, благоприятное соотношение стоимости и пользы лечения [10,11].
Важная роль при отборе препаратов для формулярных списков принадлежит источникам информации о лекарственных средствах. Это независимые и объективные справочные издания и компьютерные базы данных по лекарственным средствам, результаты многоцентровых контролируемых клинических испытаний, метаанализы менее крупных клинических исследований, результаты фармакоэкономической оценки, сведения о серьёзных побочных эффектах, поступающие в национальные и международные центры по изучению побочного действия лекарственных средств [11, 12].
История внедрения ФС в странах Западной Европы началась в 30-х годах ХХ ст. во Франции, когда медицинской и фармацевтической общественностью страны были составлены списки наиболее популярных в медицинской практике препаратов и лекарственных средств, присутствующих на фармацевтическом рынке. Надлежало усовершенствовать систему назначения лекарственных средств и обеспечения населения фармацевтическими средствами. В дальнейшем, после внедрения во Франции системы обязательного медицинского страхования, препаратам, входящим в соответствующие перечни лекарственных средств, был надан официальный статус препаратов, стоимость которых обязуются компенсировать страховые компании. Сегодня во Франции ФС представлена в виде списка лекарственных средств, которые запрещены для использования при определённых нозологиях с указанием возможных побочнях эффектов. Одновременно разрабатываются «активные» списки лекарственных средств, в которых будут регламентированы препараты, рекомендованные при определённых заболеваниях [13].
История создания Британского национального формуляра также началась в 30-х годах ХХ ст. Первый такой формуляр был составлен в 1949 г. после создания Национальной службы охраны здоровья Великобритании. Справочники, публиковавшиеся до второй половины 70-х годов ХХ ст., содержали неполную информацию, потому возникла необходимость в создании исчерпывающего формуляра, который бы включал более разнообразный ассортимент лекарственных средств, но при этом давал научно обоснованные рекомендации об их преимуществах. Новый Британский национальный формуляр, отвечающий указанным требованиям, был опубликован в 1981 г. и на сегодняшний день насчитывает 60 выпусков. Среди специалистов этот формуляр считается одним из лучших, его структура взята за основу во многих европейских странах.
В Германии первые принципы создания ФС начали формироваться в конце 60-х годов ХХ ст. Создавались списки лекарственных средств, которые рекомендовались к применению при определённых нозологиях. Содержание списков было практически согласовано с компаниями, занимающимися медицинским страхованием. На основе списков в 2002 г. по инициативе Федерации терапевтов Германии в стране официально внедрена ФС.
В основу формирования ФС Австрии были положены результаты изучения эффективности медикаментов и их стоимость.
Функционирование ФС поддерживается как органами власти, так и национальной системой страхования страны.
В Дании ФС вначале была внедрена на уровне отдельных «экспериментальных» регионов страны. В дальнейшем, когда целесообразность и эффективность ФС стали очевидными, её положения были распространены на всю территорию страны.
В Испании ФС имеет вид отдельных «директив по нозологиям», в которых прописана методика лечения и указаны рекомендованные лекарственные средства. В дальнейшем на смену этой системе должна прийти Национальная программа использования препаратов, которая активно разрабатывается.
В Финляндии сегодня издано более 700 подобных директив. В них также прописаны механизмы замены одних препаратов другими, в частности брендов на генерики, и наоборот. Особенностью работы ФС в Италии является то, что врач на каждом рецепте должен указать номер формуляра, в котором содержится выписанное им лекарственное средство. Если этого не будет сделано, страховая компания не компенсирует стоимости препарата [13].
Среди стран Западной Европы положения ФС являются обязательными во Франции, Италии, Австрии.
В США, где система здравоохранения очень фрагментирована, общегосударственная ФС не разработана. Для оплаты услуг созданы государственная и частные системы медицинского страхования. Не существует национальных протоколов и национального формулярного списка. Вместо этого разработаны региональные и корпоративные формулярные списки, которые используются в рамках определённого штата, в работе отдельного лечебно-профилактического учреждения или страховой компании, что прописывается в соответствующих договорах. В 1999 г. была предпринята попытка разработать национальную ФС, но безуспешно.
Канада имеет
федеральную систему
Информация о работе Проблемы и перспективы внедрения формулярной системы в Украине