Проблемы и перспективы внедрения формулярной системы в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 20:17, реферат

Краткое описание

В условиях реформирования здравоохранения в Украине повышение качества и эффективности медикаментозной терапии остаётся актуальной проблемой. Особого внимания требует лекарственная обеспеченность, что связано с её высокой экономической составляющей в расходах здравоохранения. В большинстве стран расходы на лекарственные средства составляют 20–40% бюджета здравоохранения. Менеджмент и использование лекарственных средств в медицинской практике часто неэффективны и нерациональны. По определению ВОЗ, использование лекарственных средств рационально тогда, когда пациенты получают их соответственно клиническим потребностям в дозах, соответствующих их индивидуальным потребностям (правильная доза, правильные интервалы и правильная длительность).

Содержание

Введение
Цели, принципы и функции формулярной системы
Внедрение формулярной системы
Формулярная система в Украине
Выводы
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

формулярная система.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

Национальный  фармацевтический университет

Кафедра фармакоэкономики

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по теме:

 

Проблемы  и перспективы внедрения формулярной  системы в Украине

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 5 курса 4 группы

специальности «Фармация»

Бевз  Елена

 

 

Проверила:

канд. фарм. наук,

доц. кафедры  фармакоэкономики

Ткачева О.В.

 

 

 

Харьков - 2013 -  

 

Оглавление

 

Введение

 

Цели, принципы и функции  формулярной системы

 

Внедрение формулярной системы

 

Формулярная система в  Украине

 

Выводы

 

Список литературы

3

 

4

 

6

 

10

 

12

 

13


 

Введение

 

В условиях реформирования здравоохранения в Украине повышение  качества и эффективности медикаментозной  терапии остаётся актуальной проблемой. Особого внимания требует лекарственная  обеспеченность, что связано с  её высокой экономической составляющей в расходах здравоохранения. В большинстве стран расходы на лекарственные средства составляют 20–40% бюджета здравоохранения. Менеджмент и использование лекарственных средств в медицинской практике часто неэффективны и нерациональны. По определению ВОЗ, использование лекарственных средств рационально тогда, когда пациенты получают их соответственно клиническим потребностям в дозах, соответствующих их индивидуальным потребностям (правильная доза, правильные интервалы и правильная длительность). Эти лекарственные средства должны быть качественными и доступными по цене. Признаки нерационального использования лекарственных средств – низкое качество отбора, без учёта относительной эффективности, соотношения цена/эффективность на локальном уровне; назначения, не соответствующие стандартным протоколам лечения; некорректная практика дозирования, а также отсутствие у врачей последней информации о лекарственных средствах [1-3].

Доступность, качество и объём лекарственного обеспечения  зависят от стабильности финансирования, сбалансированной ценовой политики, надёжности системы здравоохранения, рационального отбора и использования лекарственных средств. Задачу улучшения качества оказания медицинской помощи в значительной мере позволяет решать стандартизация, важную роль в которой отводят формулярной системе (ФС) [4, 5].

 

Цели, принципы и функции формулярной  системы

 

Как свидетельствует  мировой опыт, благодаря реализации принципов ФС удаётся избежать до 80 % врачебных ошибок относительно выбора тактики фармакотерапии, в частности явлений полипрагмазии или, наоборот, недостаточно интенсивного лечения. В свою очередь, положительно влияя на качество медицинской помощи, ФС опосредованно способствует снижению заболеваемости, смертности, инвалидизации и др [6, 7].

Именно поэтому ФС рекомендована экспертами ВОЗ для малоразвитых стран и стран с развивающейся экономикой. Что касается влияния ФС на работу каждого медицинского работника, то существующее у некоторого персонала мнение, что стандартизация лечебно-профилактической помощи лишает их творческой инициативы и нивелирует принципы индивидуального подхода к лечению больного, является ошибочным и необоснованным. Так, в большинстве высокоразвитых стран ФС, лечебно-диагностические протоколы и стандарты носят рекомендательный характер, одновременно содержание этих принципов оставляет врачу возможность проявить профессиональную инициативу. Кроме того, введение ФС способствует юридической защищённости медицинского персонала [8, 9].

ФС представляет собой информационно-методологическую доктрину, целью которой является развитие социально-ориентированного здравоохранения в условиях рыночной экономики [10].

Основной  принцип её – использование лекарственных средств с доказанной эффективностью их действия при определённом патологическом процессе. ФС – это реальный шаг к обеспечению принципов рациональной фармакотерапии, изменению структуры потребления лекарственных средств в стране, которая в настоящее время в основном сформирована рекламой[11].

Основные  функции ФС:

• социальная: обеспечение больных качественным лечением;

• медицинская: определение и разработка методов  рациональной фармакотерапии распространённых заболеваний;

• экономическая: определение клинически и экономически наиболее эффективных и безопасных лекарственных препаратов;

• фармакологическая: обеспечение  контроля правильности использования  препаратов и принятие мер по предотвращению и исправлению ошибок фармакотерапии;

• информационная: широкое  распространение объективной медико-фармацевтической информации среди всех участников процесса здравоохранения, основанной на принципах доказательной медицины;

• профессионально-образовательная: ведение системного профессионального  образования и повышение компетентности и квалификации врачей разного профиля, клинических провизоров, среднего медицинского и фармацевтического персонала.

Общие принципы функционирования ФС базируются:

• на критериях включения  лекарственных средств в формулярные  списки всех уровней (отрасли/региона/учреждения) здравоохранения; данных относительно эффективности, безопасности, полученных методами доказательной медицины;

• на унифицированных клинических  протоколах и локальных протоколах медицинской помощи;

• на возможности использования  лекарственных средств, которые  не входят в формулярный перечень (соответственно условиям клинической ситуации);

• на возможности проведения терапевтической замены лекарственных  средств;

• на противодействии влиянию  представителей фармацевтических компаний и торговой рекламы.

Целью внедрения  ФС является обеспечение приоритетного использования эффективных, безопасных, экономически доступных лекарственных средств; разработка и внедрение эффективной и рентабельной системы, которая включает последовательные стандартные протоколы лечения, государственный формуляр (справочник), региональный и локальный формуляры (перечни); обеспечение максимальной безопасности лекарственных средств на основе мониторинга и оценки их использования в медицинской практике для максимального предупреждения возникновения побочных реакций на эти средства и ошибок в их использовании; разработка и осуществление мероприятий по повышению использования лекарственных средств специалистами, которые их назначают, и пациентами [10, 11].

 

Внедрение формулярной  системы

 

Процесс внедрения ФС рассматривается  как оптимизация фармакотерапии при рационализации процесса отбора лекарственных средств с целью увеличения терапевтической отдачи от затрат на их закупку.

Одним из основных инструментов внедрения и успешного функционирования ФС является формуляр – справочное руководство, включающее основные положения системы обеспечения эффективной и безопасной лекарственной терапии. В основе формуляра лежат согласованные и принятые на международном или/и государственном уровне практические рекомендации (стандарты) лечения, доказательно обоснованный подход к ведению рациональной фармакотерапии, тщательный анализ структуры заболеваемости, доказательно обоснованные сведения по наиболее клинически и экономически эффективным и безопасным лекарственным препаратам, данные исследований уровня их потребления и стоимости курса лечения каждого заболевания. Формуляр является динамически развивающимся документом, в котором постоянно уточняються и пополняются отдельные разделы и статьи.

Он носит ограничительный  характер, в нём поощряется использование  только включённых в него лекарственных средств. Этим достигается значительное сокращение номенклатуры используемых лекарств, повышается терапевтическая отдача и упрощается процесс лекарственного обеспечения.

Отбираются лекарственные  средства разных фармакотерапевтических групп с учётом демографических и эпидемиологических факторов, анализа структуры заболеваемости, потребности в лекарствах лечебно-профилактических учреждений и населения.

Основные  критерии для включения лекарственных  средств в формулярные списки – документально доказанные эффективность и безопасность, благоприятное соотношение стоимости и пользы лечения [10,11].

Важная роль при отборе препаратов для формулярных списков  принадлежит источникам информации о лекарственных средствах. Это  независимые и объективные справочные издания и компьютерные базы данных по лекарственным средствам, результаты многоцентровых контролируемых клинических испытаний, метаанализы менее крупных клинических исследований, результаты фармакоэкономической оценки, сведения о серьёзных побочных эффектах, поступающие в национальные и международные центры по изучению побочного действия лекарственных средств [11, 12].

История внедрения ФС в  странах Западной Европы началась в 30-х годах ХХ ст. во Франции, когда медицинской и фармацевтической общественностью страны были составлены списки наиболее популярных в медицинской практике препаратов и лекарственных средств, присутствующих на фармацевтическом рынке. Надлежало усовершенствовать систему назначения лекарственных средств и обеспечения населения фармацевтическими средствами. В дальнейшем, после внедрения во Франции системы обязательного медицинского страхования, препаратам, входящим в соответствующие перечни лекарственных средств, был надан официальный статус препаратов, стоимость которых обязуются компенсировать страховые компании. Сегодня во Франции ФС представлена в виде списка лекарственных средств, которые запрещены для использования при определённых нозологиях с указанием возможных побочнях эффектов. Одновременно разрабатываются «активные» списки лекарственных средств, в которых будут регламентированы препараты, рекомендованные при определённых заболеваниях [13].

История создания Британского  национального формуляра также  началась в 30-х годах ХХ ст. Первый такой формуляр был составлен в 1949 г. после создания Национальной службы охраны здоровья Великобритании. Справочники, публиковавшиеся до второй половины 70-х годов ХХ ст., содержали неполную информацию, потому возникла необходимость в создании исчерпывающего формуляра, который бы включал более разнообразный ассортимент лекарственных средств, но при этом давал научно обоснованные рекомендации об их преимуществах. Новый Британский национальный формуляр, отвечающий указанным требованиям, был опубликован в 1981 г. и на сегодняшний день насчитывает 60 выпусков. Среди специалистов этот формуляр считается одним из лучших, его структура взята за основу во многих европейских странах.

В Германии первые принципы создания ФС начали формироваться в  конце 60-х годов ХХ ст. Создавались  списки лекарственных средств, которые рекомендовались к применению при определённых нозологиях. Содержание списков было практически согласовано с компаниями, занимающимися медицинским страхованием. На основе списков в 2002 г. по инициативе Федерации терапевтов Германии в стране официально внедрена ФС.

В основу формирования ФС Австрии  были положены результаты изучения эффективности  медикаментов и их стоимость.

Функционирование ФС поддерживается как органами власти, так и национальной системой страхования страны.

В Дании ФС вначале  была внедрена на уровне отдельных  «экспериментальных» регионов страны. В дальнейшем, когда целесообразность и эффективность ФС стали очевидными, её положения были распространены на всю территорию страны.

В Испании ФС имеет вид отдельных «директив по нозологиям», в которых прописана методика лечения и указаны рекомендованные лекарственные средства. В дальнейшем на смену этой системе должна прийти Национальная программа использования препаратов, которая активно разрабатывается.

В Финляндии сегодня издано более 700 подобных директив. В них также прописаны механизмы замены одних препаратов другими, в частности брендов на генерики, и наоборот. Особенностью работы ФС в Италии является то, что врач на каждом рецепте должен указать номер формуляра, в котором содержится выписанное им лекарственное средство. Если этого не будет сделано, страховая компания не компенсирует стоимости препарата [13].

Среди стран  Западной Европы положения ФС являются обязательными во Франции, Италии, Австрии.

В США, где система здравоохранения очень фрагментирована, общегосударственная ФС не разработана. Для оплаты услуг созданы государственная и частные системы медицинского страхования. Не существует национальных протоколов и национального формулярного списка. Вместо этого разработаны региональные и корпоративные формулярные списки, которые используются в рамках определённого штата, в работе отдельного лечебно-профилактического учреждения или страховой компании, что прописывается в соответствующих договорах. В 1999 г. была предпринята попытка разработать национальную ФС, но безуспешно.

Канада имеет  федеральную систему здравоохранения (с гражданским универсальным  медицинским страхованием), которая  является определяющей для провинций. Каждая провинция определяет стоимость  лечения и разрабатывает списки медикаментов, которые она готова или отказывается оплатить.

Информация о работе Проблемы и перспективы внедрения формулярной системы в Украине