Проблемы ликвидации социального сиротства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Тема курсовой работы о проблеме социального сиротства в современной России, несомненно, носит актуальный характер.
Не является секретом то, что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Общее число таких детей превышает 800 тысяч человек, причем наибольшую опасность представляет рост числа детей, оставшихся без родительского попечения, то есть так называемого явления социального сиротства. Дети являются сиротами при живых родителях, и именно их число катастрофически растет.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА В РОССИИ..6
1.1 ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА……………………………….6
1.2 ИСТОКИ И ПРИЧИНЫ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА………………...9
1.3 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА…………………………………………………………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

соц защита.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

Региональный центр повышения квалификации

 

 

 

 

 

Контрольно-курсовая работа

по дисциплине

«Социальная защита населения»

на тему: «Проблемы ликвидации социального сиротства »

 

 

 

 

 

 

Выполнил:____________________ __   студент гр.Б760301в  Филатов А.Ю.

Проверил:________________________________ к.п.н. доц. Болдырева Р.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тула 2013

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1. СУЩНОСТЬ  И ПРИЧИНЫ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА  В РОССИИ..6

1.1 ПОНЯТИЕ  СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА……………………………….6

1.2 ИСТОКИ И  ПРИЧИНЫ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА………………...9

1.3 СОВРЕМЕННОЕ  СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА…………………………………………………………………….15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….20

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….23

 

 

Введение

 

Тема курсовой работы о проблеме социального сиротства в современной России, несомненно, носит актуальный характер.

Не является секретом то, что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Общее число таких детей превышает 800 тысяч человек, причем наибольшую опасность представляет рост числа детей, оставшихся без родительского попечения, то есть так называемого явления социального сиротства. Дети являются сиротами при живых родителях, и именно их число катастрофически растет.

Основными причинами увеличения детей-сирот при живых родителях являются падение жизненного уровня большинства российских семей, утрата понятия семьи как основной единицы общества и осознания ее как основы нравственной ценности, рост внебрачной рождаемости, увеличение числа родителей, ведущих асоциальный образ жизни, отказ от новорожденных детей, а также межнациональные конфликты и т.д.

В связи с этим защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает в Российской Федерации огромное практическое значение.

Объектом исследования данной курсовой работы служат социальные сироты, то есть дети, оставшиеся без попечения родителей. По официальным данным, как уже было сказано, в России проживает около 800 тысяч детей, которые остались без родительского попечения, однако на самом деле таких детей гораздо больше. Каждый такой ребенок – это уникальная личность, со своим неповторимым складом ума, психики, сложнейшей биографией. Поэтому социальный работник должен быть исключительно тактичным в работе с этими детьми, должен проникать в судьбу человека, от него требуется сострадание, многостороннего знания, разнообразных умений, величайшей терпеливости и самоотдачи.

Предметом исследования выступает деятельность государства и негосударственных учреждений по решению проблемы социального сиротства.

Целью исследования является изучение современного состояния проблемы социального сиротства, степени ее разработанности.

В качестве задач исследования можно выделить следующие:

  • раскрыть сущность понятия социального сиротства;
  • изучить истоки и причины появления и развития социального сиротства в России;
  • оценить современное состояние данной проблемы;
  • выявить основные пути и методы решения проблемы социального сиротства.

Кроме того, особенно важным является именно предотвращение явления социального сиротства. В последнее время правительство большое внимание уделяет этому вопросу, потому что ситуация действительно выглядит угрожающе, и чем скорее произойдет ее решение, тем легче будет преодолеть угрозу увеличения социальных сирот. В данной исследовательской работе мы постараемся определить главные методы работы государства и негосударственных организаций.

Следует отметить, что литературы по данной теме довольно много. Довольно краткие, но в тоже время очень четкие определения социального сиротства дают учебники «Социальной педагогики» под редакцией Галагузовой1 и Ю.В. и Т.А. Васильковых2.

Изучая причины данного явления, мы видим, что о них говорили еще писатели прошлых веков, среди которых Л.Н. Толстой3 и М.М. Громыко4.

О наиболее веских и значимых причинах возникновения социального сиротства говорится в работах и статьях Л.И. Смагиной5, Н.Д. Никандрова6, С. Трушкиной7, а также в Государственном докладе 2004 г. «О положении детей в РФ»8.

Современное состояние проблемы описано в журнале «Социологические исследования» в статьях Е.Б. Бреевой9 и А.Л. Арефьева10.

Деятельность государственных структур широко освещена в журнале «Социальная работа» в статьях С.И. Пыхтина11, Л. Кукушкиной12 и Л. Артемьевой13, а также на сайтах http://www.kremlin.ru, http://nikainform.ru, http://www.tula.net. Деятельность общественных организаций освещается в статьях В. Хухлиной14 и М. Дубровской15.

Практическая значимость работы заключается в обобщении полученной информации, и рассмотрении вопросов о практической значимости того или иного направления применительно к сегодняшнему дню, в деле социальной защиты детей.

Данная курсовая работа состоит из введения, основной части, которая представлена двумя главами, первая состоит из трех параграфов, вторая – из двух параграфов, и заключения.

 

1. Сущность и причины социального сиротства в России

 

1.1 Понятие социального сиротства

 

В любом государстве, в любом обществе всегда были, есть и будут дети, которые по каким-то причинам остались без попечения родителей. В этом случае заботу о таких детях берет на себя общество и государство.

В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Попробуем разграничить эти понятия.

Дети-сироты – это дети, не достигшие возраста совершеннолетия, у которых умерли оба или единственный родитель.

Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем16. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях17.

Социальное сиротство – это социальное явление, которое обуславливается наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.

В настоящее время существуют следующие виды сиротства:

  • дети, родители которых рано умерли (собственно сироты);
  • дети, родители которых лишены родительских прав («лишенцы»);
  • дети, родители которых отказались от родительских прав («отказники»);
  • дети, которые воспитываются в интернате далеко от родителей, так что родители практически не участвуют в их воспитании (интернатские сироты);
  • дети, у которых полный «комплект» родителей, и ребенок живет с ними, но им – не до ребенка (домашние сироты). В этом случае родители и дети либо чужие друг другу, либо находятся в антагонистических отношениях.

Во всех этих случаях, кроме первого, речь идет именно о социальном сиротстве.

Очень важными понятиями являются попечительство и опека. Дадим им определения.

Попечительство – это форма защиты личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних (и некоторых других категорий людей)18. Близко к понятию опеки.

Опека – это «форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных)».19 Опека – это также лица и учреждения, на которых возложено это наблюдение. Так в чем же различие между опекой и попечительством? Под попечение попадает значительно более широкая категория детей. Это дети, родители которых:

  • умерли;
  • лишены родительских прав;
  • ограничены в родительских правах;
  • признаны безвестно отсутствующими;
  • недееспособны (ограниченно дееспособны);
  • отбывают наказание в исправительных колониях;
  • обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;
  • уклоняются от воспитания детей;
  • отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно.

Согласно закону Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» опека и попечительство – норма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет.

В настоящее время социальное сиротство значительно расширяется, появляются его новые характеристики. Возникло так называемое «скрытое» социальное сиротство. Оно распространяется в результате ухудшения условий жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи. И как следствие изменяется отношение к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, растет беспризорность большого количества детей и подростков.

Сиротство – это фактор, из-за которого ребенок теряет связи с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников, развивающихся в наиболее благоприятных условиях, тем самым, вызывая глубокие вторичные нарушения в развитии личности.

У ребенка, который удален от родителей и помещен в условия интерната, снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У большинства детей развиваются чувства тревоги и неуверенности в себе, исчезает заинтересованное отношение к миру, ухудшается эмоциональная регуляция, эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие. Чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, чем дольше и в большей изоляции он находится в учреждении, тем более выражены деформации по всем направлениям психического развития. В большинстве случаев (85-92 %) выпускники детских домов не способны к обучению по программе общеобразовательной школы, тогда как в общей детской популяции доля лиц с задержанным психическим развитием не превышает 8-10 %. У ребенка-сироты формируется комплекс сложных нарушений эмоционального развития: обеднение эмоциональных проявлений, затруднения в общении, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству, нарастание пассивности, быстрая утрата побудительных мотивов.

 

1.2 Истоки и причины социального сиротства

 

Социальное сиротство – это проблема, которая сегодня стала актуальной для многих развитых и развивающихся стран. Так, американские исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведения заполнены брошенными младенцами. В разных странах и разные специалисты их называют по-разному: «отказные дети», «казенные младенцы», «рожденные, чтобы быть покинутыми», «вечные новорожденные» и т.п. По данным международных экспертов ООН, отмечается заметный рост числа брошенных детей в странах Западной и Восточной Европы.

Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено комплексом особых условий и процессов в обществе, характеризующих развитие России на протяжении XX века и связанных с революцией 1917 года, тремя разрушительными войнами (первая мировая, гражданская, Великая Отечественная), террором 20-30-х годов, а также последствиями перестройки конца 80-х – начала 90-х годов.

В первые же десятилетия после революции большевиками был нанесен мощный удар по вековому зданию русской культуры. Начавшись с материальной культуры, зло разрушения, о котором говорил еще Л.Н. Толстой («Зло в этом мире не тотчас дает плоды, но, как земля, понемногу и в свое время. И плоды эти ужасны»20), коснувшись русских храмов, усадеб, других исторических мест, стерло с лица земли не только архитектурные памятники, оно уничтожило огромный пласт духовной культуры, иссушило души и убило память нескольких поколений, о важности которой писали многие русские философы, писатели и поэты.

С разрушением «векового здания русской культуры» оказалась нарушена и взаимосвязь прошлого – настоящего – будущего, другими словами, взаимосвязь поколений. Удар, нанесенный культуре, отразился и на состоянии российской семьи. Согласно коммунистическим социальным концепциям того времени, роль семьи в обществе должна была постепенно уменьшиться, что в итоге привело бы к отмиранию института семьи. В 20-30-е годы процедуры регистрации и расторжения брака были упрощены до такой степени, что занимали всего несколько минут. Но особенно интересным было то, что для заключения или расторжения брака требовалось согласие всего лишь одного супруга, другой даже не ставился в известность. Брак уже не воспринимался как величайшее таинство и акт ответственности, на смену ему пришло легкомыслие.

Таким образом, всего лишь за десятилетие гражданской войны и первые годы строительства социализма был нанесен мощнейший удар по патриархальному укладу российского общества и связям между поколениями. При этом были практически уничтожены издревле сложившиеся сословия, среди которых оказались дворянство, купечество, интеллигенция, духовенство, крестьянство. Именно они считали основой своего существования продолжение рода, семейные узы и связи, уважение старших поколений. «В крестьянстве здешнем родители очень чадолюбивы, а дети послушны и почтительны. Не видано еще примеров, чтобы дети оставляли в пренебрежении отца или мать устаревших», - писали из Тульской губернии на рубеже XVIII – XIX веков21.

Информация о работе Проблемы ликвидации социального сиротства