Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 16:22, курсовая работа
Цель работы – исследовать опыт трансформации экономических систем в постсоциалистических странах.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
- раскрыть сущность переходной экономики;
- определить роль государства в переходной экономике;
- рассмотреть варианты перехода к рыночной экономики в разных странах;
Ведущая роль в осуществлении этих направлений принадлежит не денежно-кредитной, а инвестиционной составляющей и реализации комплексных мер по реформированию экономики, что обусловило необходимость проведения целенаправленной политики и разработки специальных программ.
Так, с целью вывода страны из кризисного состояния были разработаны Программа перехода Республики Беларусь к рыночной экономике, Программа неотложных мер по выходу экономики из кризисного состояния и др. С этого момента начинается второй этап реформирования экономики страны.
Этап формирования социально ориентированной рыночной экономики (с 1996 г.). На этом этапе усилия руководства страны направлены на противодействие негативным процессам в экономике, вызванным потерей внешних связей и традиционных рынков, дезорганизацией управления народным хозяйством, что усугубило неэффективность материала и энергоемкого производства. Выбор социально ориентированного типа рыночной экономики в качестве базовой модели развития был неслучайным. По замыслу руководителей государства, социальная ориентация рыночной экономики предполагает отсечение от модели чистого рыночного хозяйства ее наиболее негативных черт, позволяет смягчить такие явления, как эксплуатация наемного труда, низкая оплата труда многих категорий работников, безработица, социальная дифференциация и др.
Реализация принятых мер и государственных программ позволила уже в 1996 г. заметно снизить уровень инфляции и дефицит государственного бюджета, затормозить падение уровня жизни народа, приостановить обвальный спад производства (Приложение Д).
Таким образом, второй период трансформации экономики, за исключением сельского хозяйства, характеризуется положительной динамикой основных макроэкономических показателей, что свидетельствует о выходе из экономического кризиса, но еще не означает перехода к устойчивому экономическому росту. Об этом свидетельствуют высокий уровень износа активной части основных производственных фондов (до 80 %), низкие коэффициенты их обновления, невысокий уровень использования современных технологий и недостаточный уровень конкурентоспособности отечественной продукции.
Вместе с тем рост экономических показателей позволил в определенной мере стабилизировать положение на внутреннем потребительском рынке, восстановить систему управления экономикой, отвечающую реалиям переходного периода, улучшить систему социальной защиты населения. Определились новые подходы и принципы проведения экономических реформ.
Положительно повлияли на ситуацию в белорусской экономике жесткая денежно-кредитная политика, унификация обменного курса, снижение инфляции, отказ от бартерных расчетов, ужесточение платежной дисциплины. Эксперты ВБ отмечают фактор экономического роста, наиболее часто упоминаемый и отечественными государственными экспертами - сохранение производственных мощностей. Это сделало позицию Беларуси более выгодной по сравнению с другими странами СНГ, в том числе и с Россией. Ценовая конкурентоспособность белорусской продукции в 1996-2000 гг. (которая была следствием невысоких доходов белорусов в то время и государственного субсидирования экспортеров) дала возможность удержаться на рынках нашим производителям и несколько окрепнуть. В последующие годы экономическому росту способствовала удачная для Беларуси конъюнктура - рост цен на нефть и, как следствие, увеличение объемов экспорта продукции нефтепереработки и платежеспособности российских потребителей [29. c. 8].
В качестве рекомендаций в сфере дальнейшего реформирования экономики Беларуси можно привести некоторые положения Странового экономического меморандума Всемирного Банка «Беларусь: окно возможностей для повышения конкурентоспособности и обеспечения устойчивых темпов экономического роста», представленном правительству и общественности Беларуси в 2005 году.
Так, специалисты ВБ рекомендовали белорусскому правительству «решить проблему инвестиционного имиджа страны» и все-таки привлекать иностранные прямые инвестиции (их доля к настоящему времени менее 3%), поскольку внутренних сбережений для модернизации существующей промышленности недостаточно (эксперты отмечают чрезвычайно низкий уровень рентабельности белорусской экономики). Белорусской экономике нужны новые предприятия - современные, гибкие и мобильные, - полагали эксперты ВБ. Их появлению могло бы способствовать снижение расходов на их создание (особенно велики скрытые издержки, связанные с длительными административными процедурами) и разгосударствление госсобственности.
Структурные реформы (реформа госуправления, законодательная и судебная, реформирование системы социальной помощи и социального страхования, инфраструктуры) - важнейшая составляющая стратегии устойчивого роста, считают специалисты указанной международной организации. Несомненно, что на их начальном этапе страна понесет некоторые издержки, но в долгосрочной перспективе они дадут несомненный эффект [29 c. 10]. Но, к сожалению, в стане мало, что было сделано в этом направлении.
Третий этап реформ с 2001 -2005 гг. Начиная с 2000 г. по 2005 г. работа всех органов государственного управления, была направлена на осуществления первоочередных мер Комплексного плана действий Правительства Республики Беларусь и Национального банка по выполнению параметров ежегодных прогнозов социально-экономического развития, бюджета. Основных направлений денежно-кредитной политики, Программы структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь, Национальной программы привлечения инвестиций в экономику страны и ряда других программных документов. Принятые меры способствовали увеличению объемов производства и улучшению качественных параметров функционирования реального сектора экономики (Приложение А).
В данном периоде улучшились качественные параметры функционирования экономики – повысилась рентабельность реализованной продукции (работ, услуг) с 7,8 процента в 2001 году до 13,5 процента в 2005 году, снизилась доля убыточных организаций соответственно с 33,4 до 3,5 процента. Снизилось соотношение запасов и среднемесячного объема производства промышленной продукции с 63,8 процента за 2001 год до 51,9 процента за 2005 год [16].
Увеличилась покупательная способность среднемесячной заработной платы. За 2001 – 2005 годы оплата труда в номинальном выражении увеличилась в 8 раз, среднемесячный размер пенсии по возрасту – в 8 раз при росте индекса потребительских цен в 3,8 раза. Ускорение экономического роста и повышение эффективности функционирования экономики обеспечили к концу 2005 года средний уровень заработной платы в эквиваленте 261 доллар США [16. c. 15].
Благодаря постепенному переходу к более жесткой денежно-кредитной политике в сочетании с мерами ценового регулирования произошли позитивные сдвиги по финансовой стабилизации и укреплению доверия к белорусскому рублю, существенно снижены темпы инфляции и девальвации. Если в 2000 году снижение обменного курса белорусского рубля к доллару США составило 269 процентов, то за 2005 год произошло номинальное его укрепление. Кроме того, Национальному банку практически удалось обеспечить выполнение целевого значения обменного курса белорусского рубля к доллару США на уровне 2155 рублей в 2005 году. В базисном пятилетии обеспечена стабильность потребительского рынка. Прирост индекса потребительских цен в 2005 году составил 8 процентов по сравнению с 107,5 процента в 2000 году [19].
Но, необходимо отметить, что, несмотря на все положительные тенденции, в экономике оставался ряд нерешенных проблем:
- недостаточная
эффективность производства и
сложное финансовое положение
значительного числа
- высокий
уровень физического и
- ограниченность
инвестиционных ресурсов и
- высокий уровень налоговой нагрузки, сдерживающий деловую активность и развитие частного сектора;
- недостаточное
развитие малого
Для решения данных проблем недостаточно политики государства направленной на усиления его роли, контроль и активное административное вмешательства, требовались меры по постепенной либерализации экономики.
В стране
была принята «Программа социально-экономического
развития Республики Беларусь 2006-2010 гг.».
Главная идея реализации программы – повышение уровня конкурентоспособности
на основе модернизации экономики, ее
девиз – «человек – инновации –
В программе были определены приоритетные направления развития экономики Беларуси:
- всестороннее гармоничное развитие человека, формирование эффективной системы здравоохранения;
- инновационный путь развития экономики, энерго- и ресурсосбережение;
- наращивание экспортного потенциала страны;
- развитие агропромышленного
комплекса и сопряженных
- развитие малых и средних городов;
- жилищное строительство.
И, совершенно не рассматривался как приоритет – развитие малого и среднего предпринимательства, создания условий конкуренции, улучшение бизнес-климата.
Несмотря на недостатки в политике государства спада в экономике не произошло, наоборот с 2005 по 2008 гг. годы ускоряется рост выпуска (рис. 1). В этот период экономическое развитие и финансовая стабильность в Республике Беларусь в значительной степени определялись внешнеэкономическими факторами. Благоприятная конъюнктура внешних рынков способствовала сохранению высоких темпов внутриэкономического развития и обеспечению условий для поддержания финансовой стабильности.
Рисунок 1- Динамика ВВП и объема промышленного производства
Основную роль в увеличении внешнего спроса сыграла Россия. Так, например, Россия повысила пошлины в отношении стран вне СНГ, на грузовые автомобили и некоторые продукты питания. Это привело к экспорту соответствующих товаров из Беларуси.
Таким образом, в основе роста экспорта лежал внешний спрос, который ключевые предприятия страны смогли удовлетворить благодаря своевременным инвестициям. Что стимулировало спрос в строительстве и отраслях производящих инвестиционные товары.
Стимулирование совокупного спроса проявилось и в желании правительства повышать среднюю заработную плату, что привело к росту доходов население и сказалось на увеличении потребления. Рост потребления стимулировал развитие сферы услуг, и отраслей производящих потребительские товары. Все это положительно сказывалось на ВВП, обеспечивая его рот.
Очевидно, что достигнутые успехи никак не связанны с шагами белорусского правительства в сторону либерализации экономики. Многие эксперты отмечали ухудшение инвестиционного климата в стране.
Неустойчивость белоруской экономики подтвердили события конца 2009– 2010 года, и современная действительность. Снижение потребления и падение цен на сырьевые товары в мировой экономике, замедление экономического развития в экономиках стран региона и, в первую очередь в России привели к сокращению спроса на белорусский экспорт на внешних рынках и интенсивному росту отрицательного сальдо платежного баланса на фоне ухудшения возможностей по его финансированию. Это, наряду с кредитной экспансией, создало условия для усиления дисбаланса на внутреннем валютном рынке, роста давления на обменный курс белорусского рубля и международные резервы Республики Беларусь.
В 2009 году, по статистическим данным, динамика основных показателей, характеризующих производственную, инвестиционную и финансовую деятельность относительно предыдущего периода, носила преимущественно негативный характер, что в значительной мере явилось следствием неготовности экономики страны к кризисным явлением. В стране наблюдается снижение темпов роста ВВП на 10 % и падение объемов промышленного производства на 14,3 % (Приложение Е). Основной отраслью экономики, обусловившей отрицательную динамику ВВП, стала промышленность [16].
Итоги социально-экономического развития республики за 2011 г. характеризуются замедлением роста ВВП.
Основу замедления экономического роста сформировали факторы сужения внутреннего спроса – снижение темпов прироста инвестиций в основной капитал, объемов розничного товарооборота и доходов населения.
Наиболее острой проблемой на сегодняшний день остается инфляция, уровень которой по итогам 9 месяцев достиг 74,5% и в среднемесячном выражении увеличился до 6,4% (в январе-августе т.г. 5,5%). При этом индекс цен на продовольственные товары составил 184,2%, непродовольственные – 186,4%, услуги – 133,8%.
В заключение отметим, что избранная Беларусью модель экономического развития, а также достигнутые к настоящему времени результаты оцениваются отечественными и зарубежными экспертами и аналитиками не однозначно. Практически все сходятся во мнении, что Беларуси удалось смягчить негативные последствия системного кризиса для экономического развития государства, избежать существенного расслоения общества по уровню доходов. Но, наблюдающийся до настоящего времени экономический рост в Беларуси во многом определялся, не удачно проведенными реформами, а благоприятной внешней конъюнктурой и унаследованной от советских времен структурой промышленности, т.е. экзогенными факторами, не зависящими от внутренней политики. Одним из немногих достижений политики государства последних лет, оказавших позитивное влияние на развитие экономики, стало значительное снижение инфляции и достижение относительной стабильности национальной валюты. Таким образом, Беларусь обладает определенным экономическим потенциалом и неплохими стартовыми условиями для более динамичного реформирования экономики и проведения структурной перестройки на основе достижений научно-технического прогресса.
3.2 Проблемы формирования
социально-ориентированной
В принципиальном плане социальная ориентация рыночного хозяйства в Беларуси предполагает смягчение негативных черт чистого рыночного хозяйства – безработицу, социальное и имущественное расслоение населения, безразличие к экологически вредным производствам и др. Идеальная социально ориентированная модель экономики не может быть реализована для Беларуси сразу по той причине, что обеспечение всей совокупности социальных гарантий для населения невозможно в силу недостаточного развития и низкой эффективности производства. Поэтому на первой стадии формирования новой модели экономики могут быть обеспечены лишь минимальные социальные гарантии, объем которых будет расширяться по мере развития рыночного производства. Такой подход хотя и заставляет ограничить удовлетворение некоторых потребностей общества, однако создает условия для развития производства и, следовательно, для более высокого благосостояния будущих поколений Беларуси.