Проблемы развития малого бизнеса в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность курсовой работы заключается в том, что осуществляемые, в нашей стране экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства, которое решает основные функции, присущие вообще предпринимательской деятельности. Как показывает опыт развитых стран, малое предпринимательство играет весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно – технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест.Решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА……………………………………………………..5
1.1 Предпринимательство – стратегический фактор экономического развития малого бизнеса……………………………………………………………………...5
1.2 Экономическая сущность предпринимательства…………………………….7
1.3 Предпринимательство как экономический процесс…………………………9
ГЛАВА 2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………………………11
2.1 Прибыльность предпринимательской деятельности………………………...11
2.2. Конкурентоспособность предприятия……………………………………….12
2.3 Предпринимательский риск…………………………………………………..14
ГЛАВА 3 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ…………………………………………………………………….17
3.1 Особенности развития малого бизнеса в Республике Казахстан…………..17
3.2 Проблемы малого предпринимательства…………………………………….24
3.3 Принципы государственной поддержки малого предпринимательства…...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 182.20 Кб (Скачать файл)

В соответствии со стратегией менеджмента разрабатывается соответствующая организационная структура фирмы, а также производится подготовка и определяется мотивационный механизм стимулирования ее персонала. И, наконец, необходимо иметь стратегический контроль, охватывающий весь экономический процесс. Таким образом, экономический процесс предпринимательства органично переплетается с менеджментом инноваций и риска.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

2.1 Прибыльность предпринимательской  деятельности

 

 

Принципами экономического и социального управления предпринимательства являются прибыльность, эффективность, управление конкурентоспособностью предприятия и производимой продукции. Главным механизмом системы экономического и социального управления предпринимательской деятельности является целевая подсистема, состоящая из экономических функций получение и повышение прибыли, уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции. Они взаимосвязаны между собой и обуславливают друг друга.

Получение прибыли – непосредственная цель предпринимательской деятельности.

Прибыль – чистый доход, созданный в сфере материального производства.

Она может быть получена не только от основной предпринимательской, деятельности предприятий. Составными элементами ее могут быть:

- прибыль от реализации  продукции (выполнения работ, оказания  услуг),

- прибыль от прочей  деятельности, например от реализации  имущества предприятия,

- прибыль от внереализационных  операций, например от сдачи имущества  в аренду, получения дивидендов.

Суммарная величина прибыли по всем приведенным позициям называется валовой прибылью. В соответствии с предметом рассмотрения настоящего учебного пособия остановимся на изучении первого элемента прибыли. В экономике различают:

Балансовую прибыль, величина которой в отчетном периоде отражается в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» обязательного финансового отчета предприятия.

Чистая прибыль остается в распоряжении предприятия.

Величина прибыли субъективно зависит от объема произведенной и реализованной продукции и суммы затрат на нее, а также цен, по которым производились продажи, являющиеся следствием соответственно доли рынка предприятия, сложившегося уровня его конкурентоспособности и конкурентоспособности произведенной продукции. Последние в свою очередь – результат влияния конъюнктуры внешней среды, т.е. объективного фактора.

 

 

2.2. Конкурентоспособность  предприятия

 

 

В рыночной экономике предприятие не может длительное время занимать устойчивые позиции, опираясь в своей стратегии только на показатель конкурентоспособности продукции. При вступлении на новые сегменты рынка, расширении производства, осуществлении инвестиций в целях его модернизации и обновления ассортимента продукции, улучшении ее качества необходима оценка конкурентоспособности предприятия.

Конкурентоспособность предприятия – это возможность эффективной предпринимательской деятельности и ее практической прибыльности реализаций в условиях конкурентного рынка.

Несомненно, конкурентоспособность продукции во многом определяет конкурентоспособность самого предприятия, однако между этими понятиями имеются существенные отличия. Так, конкурентоспособность предприятия, отражающая его отличия от соперничающих с ним предприятий, применима к довольно длительному периоду, в то время как оценка конкурентоспособности продукции актуальна лишь в течение незначительного с точки зрения экономики промежутка времени. Поэтому в отличие от конкурентоспособности продукции, которая может изменяться в короткий срок, устойчивая конкурентоспособность предприятия достигается в течение длительного времени и может поддерживаться на протяжении длительного периода времени. Это связано с тем, что для достижения превосходства над конкурентами на соответствующем товарном рынке должен пройти хотя бы один цикл обновления продукции.

Кроме того, эффективность деятельности производителя оценивает не только потребитель, но и сам производитель, который, в конечном счете решает, выгодно ли для него в данных конкретных условиях заниматься производством именно такой продукции.

В зависимости от поведения предприятия на рынке различают четыре основных уровня конкурентоспособности предприятия.

Руководство предприятий первого уровня рассматривает функцию экономического управления как нечто внутренне нейтральное. Свою роль руководители предприятия видят в том, чтобы производить и продавать продукцию, не заботясь ни о каких сюрпризах для конкурентов и потребителей. При этом они уверенны в непревзойденном уровне конкурентоспособности своей продукции и безупречности работы своих сбытовых подразделений и службы маркетинга.

Предприятия второго уровня конкурентоспособности стремятся сделать свои производственные системы внешне нейтральными, т. е. полностью соответствующими стандартам, установленным их основными конкурентами. Такие предприятия стремятся максимально заимствовать все те технические приемы, технологии, методы организации производства и труда, что и ведущие предприятия отрасли.

На предприятиях третьего уровня конкурентоспособности система управления активно воздействует на производственные системы, т. е. производство поддерживается изнутри всеми другими подразделениями предприятия. Успех в конкурентной борьбе в данном случае становится не столько функцией производства, сколько функцией управления. Это может найти проявление в более экономичном аппарате управления, более высокой оперативности в принятии решений, в лучшей мотивации работников.

Предприятия, которым удалось достичь четвертого уровня конкурентоспособности, оказываются впереди конкурентов на многие годы. Их производственная система поддерживается извне. Эффективность ее определяется не столько влиянием внутренних факторов, включая управленческие, такими, как идеальное производственное клонирование или управление качеством, сколько внешними управленческими факторами: высоким качеством организации и эффективности функционирования системы управления. Это обеспечивает перспективный успех предприятию и долговременное превосходство его над конкурентами на рынке.

 

 

2.3 Предпринимательский риск

 

 

Успех в достижении цели предпринимательской деятельности сопряжен с риском, связанным с конкурентной непредсказуемостью. Поэтому для предпринимателя важно обладать умением предвидеть и оценивать прогнозируемый ущерб в случае неудач.

Предпринимательский риск – вероятность возникновения неудач, материальных и иных потерь, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Происходят различные потери предприятия при наступлении рискового случая:

1.Материальные – непредусмотренные затраты или прямые потери материальных ресурсов в натуральном выражении;

2.Трудовые – потери рабочего времени, вызванные случайными или непредвидимыми обстоятельствами;

3.Финансовые – непредусмотренный денежный ущерб в виде неполучения, недополучения денег или их утраты;

4.Потери времени – происходят, когда процесс предпринимательской деятельности проходит медленнее, чем предполагалось;

5.Специальные виды потерь – нанесение ущерба здоровью и жизни людей, окружающей среде, имиджу предпринимателя;

6.Особые потери – ущерб от воздействия непредвиденных факторов политического характера, например от снижения деловой активности людей, дисциплины труда, закононепослушание, нарушение дисциплины платежей и расчетов, отчуждение имущества и капитала.

Виды предпринимательского риска различают:

Систематический риски –  характерны для всех видов предпринимательской деятельности и определяются состоянием рынка, общеэкономической и политической ситуацией. К ним относят: изменение процентных ставок, инфляция, изменение цен, политические риски.

Специфические риски  – недополучение  дохода,  обусловленное финансовым и технико–экономическим состоянием отдельного предприятия. Среди рисков этой группы выделяют: производственные риски, коммерческие риски, финансовые риски, экономические риски.

Разработана следующая методика анализа предпринимательского риска:

1.Выявление факторов,  обусловливающих  повышение предпринимательского риска;

2.Экономическая оценка возможного  ущерба  вследствие возникновения каждого рискового случая;

3.Определение допустимого уровня риска для анализируемой предпринимательской деятельности;

4.Обнаружение факторов, определяющих сверхдопустимый уровень риска, и планирование проведения защитных мероприятий, в ходе которых оценивается финансовая доступность, экономическая целесообразность и эффективность их реализации.

Существует несколько способов уменьшения риска:

1.Привлечение к управлению предпринимательской деятельности грамотных менеджеров, работа с компетентными партнерами, компаньонами и консультантами;

2.Глубокая предварительная проработка решаемых работ;

3.Маркетинговая разведка  и непрерывное  прогнозирование конъюнктуры рынка;

4.Распределение риска  между участниками  и  исполнителями предпринимательства;

5.Создание и использование резервных фондов на покрытие непредвиденных расходов, дополнительное финансирование, кредиты;

6.Страхование – передача определенных рисков страховой компании. Наиболее распространены имущественное страхование, страхование от несчастного случая, от всех видов предпринимательского риска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ

 

 

3.1 Особенности развития  малого бизнеса в Республике  Казахстан

 

 

Предпринимательство всегда находится под пристальным вниманием государства. С 1991 года в Казахстане реализовано шесть государственных программ по поддержке и развитию МСБ. В настоящее время реализуется Дорожная карта бизнеса – 2020. За последние годы сокращено более 600 различных подвидов лицензируемой деятельности. Выдача некоторых лицензий передана на региональный уровень, а сами процедуры упрощены.

Создан Комитет по развитию предпринимательства, функционирует ФРП «Даму»идругиеинституты.  
В рейтинге Всемирного Банка по легкости ведения бизнеса показатели Казахстана последовательно улучшаются. На сегодня Казахстан занимает 47 позицию. Доступ к капиталу в Казахстане значительно повысился в последние годы. Формируется трехуровневая система финансирования в частном секторе.

Функционируют различные институты содействия предпринимательству: ассоциации, объединения, включая «Атамекен», бизнес инкубаторы, консалтинговые компании, некоммерческие структуры и учебные. Улучшение бизнес климата и повышение потенциала предпринимательства положительно сказывается на  темпах  экономического  развития

Как известно, бизнес должен выполнять 3 основные функции: экономическую, инновационную и социальную функцию. Малый бизнес Казахстана готов стать основой экономической деятельности, однако его потенциал, особенно инновационный, еще полностью не задействован. Сегодня бизнес выполняет больше социальную функцию, взяв на себя часть функций государства по обеспечению занятости (31% населения вовлечены в сферу малого и среднего предпринимательства).

Доля субъектов малого предпринимательства (СМП) в общем количестве хозяйствующих субъектов – 93%, что соответствует уровню развитых стран. Низкий вклад СМП в ВВП (20%) по сравнению с развитыми странами (Германия – 57%, Великобритания-52, США – 52, Франция- 50%), вызван тем, что большую долю в ВВП создает крупный бизнес (7% крупного бизнеса

Казахстана создает 70% ВВП, представленного нефтяным и горно-металлургическим секторами). Эта ситуация отражает структуру нашего бизнеса, в большей части сосредоточенного в сырьевых отраслях (Приложение 1) 
(Приложение 1) – Доля СМП в ВВП, в общей занятости и в общем количестве хозяйствующих  субъектов.

На сегодня выпуск продукции в СМП на 48% больше, чем в субъектах среднего предпринимательства (ССП). Однако наблюдается тенденция увеличения темпов роста выпуска продукции ССП, что является положительной тенденцией для создания базы индустриализации. Так, выпуск продукции СМП в 2010 году составил 7275779 млн. тенге, что больше на 26,2% по сравнению с 2009 годом. Выпуск продукции ССП в 2010 году составил 4761501 млн. тенге, что на 30,2% больше, чем в 2009 году. 

Удельный вес уплачиваемых налогов СМП в общем объеме налоговых поступлений в 2009 году составил 15,0%, в том числе удельный вес поступлений от индивидуальных предприятий (ИП) и крестьянских фермерских хозяйств (КФХ) всего лишь 6 %. Это говорит о том, что малый бизнес пока еще не является основным источником налоговых поступлений и основным фактором экономической деятельности государства. Вместе с тем СМП создают базу для развития средних и крупных предприятий, а также выполняют вспомогательную функцию для функционирования среднего и крупного бизнеса.

Большинство компаний не стремятся разрабатывать и внедрять инновации. Частично это объясняется тем, что бизнес слабо представляет выгоды от инновационной деятельности. Он не имеет достаточных свободных финансовых средств для разработки и внедрения инноваций. Основной формой инноваций остаются процессные инновации, продуктовые и технологические инновации не получили широкого распространения. В результате существующий инновационный потенциал в виде технопарков, венчурных фондов, НИИ, институтов инновационного развития, конструкторских бюро используется не в полном объеме.

На сегодня занятость обеспечивают в равной мере ИП, ССП и юридические лица МП (в среднем 734 тыс.человек). Однако эта тенденция не сохраниться в ближайшее время, т.к. наблюдаются положительные тенденции роста численности занятых в ССП, а численность в ИП и КФХ будет сокращаться. Если в 2006 году численность занятых в ССП составляло 267074 человек, что почти в 2 раза меньше, чем в СМП, то уже в 2010 году эти показатели сравнялись и за 9 месяцев 2011 года численность ССП превысила численность занятых в СМП. Все это говорит о положительной тенденции увеличения среднего предпринимательства. Положительной тенденцией является рост юридических малых предприятий. Наблюдается снижение численности занятых в ИП. Так, в 2009 году в ИП было занято 874,4 тыс. человек, в 2010 - 710,6тыс.человек.

Информация о работе Проблемы развития малого бизнеса в РК