Проблемы развития малого бизнеса в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность курсовой работы заключается в том, что осуществляемые, в нашей стране экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства, которое решает основные функции, присущие вообще предпринимательской деятельности. Как показывает опыт развитых стран, малое предпринимательство играет весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно – технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест.Решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА……………………………………………………..5
1.1 Предпринимательство – стратегический фактор экономического развития малого бизнеса……………………………………………………………………...5
1.2 Экономическая сущность предпринимательства…………………………….7
1.3 Предпринимательство как экономический процесс…………………………9
ГЛАВА 2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………………………11
2.1 Прибыльность предпринимательской деятельности………………………...11
2.2. Конкурентоспособность предприятия……………………………………….12
2.3 Предпринимательский риск…………………………………………………..14
ГЛАВА 3 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ…………………………………………………………………….17
3.1 Особенности развития малого бизнеса в Республике Казахстан…………..17
3.2 Проблемы малого предпринимательства…………………………………….24
3.3 Принципы государственной поддержки малого предпринимательства…...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 182.20 Кб (Скачать файл)

Снижение численности в КХ вызвано наметившейся тенденцией урбанизации и объединением существующих предприятий. Итого, на сегодня МСБ обеспечивает занятость 2630 тыс. человек, что составляет 31% от общего числа занятых в экономике, что означает выполнение МБ социальной функции.  
По состоянию на 01.11.2011 г. подавляющую долю 64,8% (2/3) составляют индивидуальные предприниматели, что обусловлено введением с 2002 года специального налогового режима для субъектов малого бизнеса, предусматривающего упрощенный порядок исчисления и уплаты отдельных видов налогов и упрощение налоговой отчетности; преобразованием неорганизованного челночного бизнеса в организованный в форме ИП. Следствием данной тенденции явилось то, что в Казахстане отсутствует достаточный предпринимательский слой для проведения индустриализации (доля  средних  предприятий  составляет1,2%).

Доля активных субъектов МСБ в общем количестве зарегистрированных составляет 72,7%. (Приложение 2). Высокая доля неактивных субъектов вызвана тем, что здесь учтены предприятия, которые давно прекратили свою экономическую деятельность, но фактически не могут закрыться, потому что процедура закрытия бизнеса очень сложная (10 тыс. долларов и от 1,5 до 5 лет). Большую долю в общем количестве активных субъектов МСБ составляют ИП (64,8%), КХ (24,7%), юридические лица МП (9,3%) и только 1,2% ССП.  
Однако, в связи с тем, что темпы роста ССП составляют 2,1 раза, при сохранении такой тенденции доля активных ССП будет повышаться более высокими темпами, чем другие формы хозяйствующих субъектов. В Казахстане все еще низка доля среднего бизнеса (всего 1,2% от количества активных субъектов МСБ), однако они выпускают около 60,4% продукции сектора МСБ. Это говорит о высокой производительности труда в среднем бизнесе и необходимости его дальнейшего развития, как основной составляющей экономического  роста.

(Приложение2) Доля активных субъектов в общем объеме зарегистрированных субъектов МСБ

Регионы резко различаются по уровню предпринимательской активности. Почти половина экономического потенциала (47,3%) страны сосредоточена в 4 регионах, численность населения которых составляют около 3 млн. человек, т.е. пятая часть населения Казахстана приносит около 50-ти процентов от всех доходов страны. Наибольший удельный вес занимают города Астана и Алматы, индустриальные регионы. На долю четырех отстающих аграрных регионов приходится 11,7 % ВВП. По валовому региональному продукту на душу населения Атырауская область превышает Жамбылскую в 10 раз. Разрыв между отдельными регионами за 10 лет усилился: с 9 ,4 раз в 2000 г. до 10 раз в 2009 году. Самый низкий уровень имеют аграрные области, самый высокий – гг. Астана  и  Алматы,  нефтегазовые  регионы.

Лидерами по количеству активных субъектов являются ЮКО, Алматинская, г.Алматы, что частично объясняется большой плотностью населения. Наименьшее количество активных субъектов в Кызылординской, Северо-казахстанской и Мангистауской областях. Это связано с аграрной направленностью регионов и низкими объемами выпуска продукции. Вместе с тем, в ряде регионов наблюдается тенденция снижения количества активных субъектов  МСП: ЮКО  и  Алматинская  область.

Существующая структура сектора МСБ Казахстана не способствует масштабной диверсификации экономики страны, т.к. 41,1 % заняты в торговле, в то время как в развитых странах доля торговли на уровне 18 % (Канада), 16,4 % (Норвегия). Наблюдается расхождение с развитыми странами по сельскому хозяйству и промышленности: в Казахстане 23,4% и 2,2%, в Канаде – 4,62% и 6,1%, Норвегии – 1,46% и 6,6% соответственно (Приложение3).

Причины  отраслевых  диспропорций:  
- гарантированно быстрая отдача от инвестиций в торговле (срок окупаемости инвестиций в торговлю составляет от 0,5 до 1 года, в промышленности от 3 – 10 лет); 
- высокий уровень первоначального капитала в промышленности (по данным GEM 2007, от 5 млн. тенге и выше, в то время как в торговле от 20 тыс.тенге);  
-отсутствие достаточных собственных  ресурсов; 
-высокие риски  капиталовложений  в  промышленность.

(Приложение 3) Доля МСБ в отраслевом разрезе в сравнении с зарубежными странами

Учитывая вышеизложенное политика государственной поддержки должна быть направлена в приоритетные сектора с учетом их экспортоориентированности с постепенным переходом от массовой к «индивидуальной» поддержке проектов.

Несмотря на то, что в рейтинге DoingBusiness республика поднялась с 58-го на 47-е место, по сложности получения разрешения на строительство Республика Казахстан занимает, по данным Всемирного банка, 147 место из 183. По данным Всемирного банка, затраты на экспорт одного контейнера из Казахстана более чем в 6 раз превышают аналогичные затраты на экспорт из Китая и составили в 2011 году 3130 долл. США, а по времени 76 дней. Вместе с тем положительным моментом являются высокие позиции Казахстана в рейтинге простоты регистрации собственности, где Казахстан уверенно опережает страны блока БРИК, а также многие развитые страны.

По данным опроса, только 15% опрошенных участвуют в программах государственной поддержки, эффективность которых составляет 89%. Основные факторы, влияющие на предпринимательскую активность: бизнес

компетенции (30%), регуляторная система (25%), финансы (15 %), институты поддержки (10%), инфраструктура поддержки (10%), налоги (10%).  
Бытует мнение, что главная проблема для предпринимателей – это финансы. Однако практика показывает, что 46,2% начинающих предпринимателей сделали собственные вложения в объеме 57,7% в стартовый капитал. Вложения друзей и коллег в предпринимательство – 30% и 3,1% соответственно. Прочие лица поддержали предпринимательское финансирование в объеме 6%. Таким образом, только 3,2% финансовых ресурсов - потребность бизнеса в других финансовых институтах (GEM).

Использование компаниями банковского кредита за последние 6 месяцев составило 21,2%, для сравнения ЕС - 30,4%. В среднем, казахстанские компании берут взаймы суммы до 25 тысяч евро (до 5 млн тенге), при этом заимствования за последние два года делали лишь около 30% компаний, что значительно меньше среднего по 27 странам ЕС. В Казахстане недостаточно развит коммерческий кредит, лизинг, гранты или субсидированные банковские кредиты.

В структуре финансирования МСБ большую долю составляют БВУ (64,6), доля АО «ФРП Даму» - 28%, АО «НУХ КазАгро» - 5,6%. Несмотря на большое количество институтов финансовой поддержки, наиболее крупными являются только эти 3.  
"ФРП Даму" с 01.11.2007 по 01.09.2011 годы выдал 10093 займов. Средняя сумма кредита составила 31,79 млн. тенге. Средний срок кредита 26 - 27 месяцев. Средне взвешенная ставка 16,20%. Эффективная ставка 17,95%.

Общее количество созданных рабочих мест составило 3070. 
По количеству налоговых платежей Казахстан занимает высокую позицию (всего семь платежей, 11 место по данному показателю), а также достаточно хорошую позицию по общей ставке налогообложения (по этому показателю страна находится на 41 месте, размер общей ставки налогообложения 28,6%, по которой Казахстан входит в тройку первенства по странам СНГ).

Казахстан занимает 13 место в рейтинге 183 государств по простоте налоговых платежей, лидируя не только в Центральноазиатском регионе, но и среди стран СНГ. Страны Центральной Азии находятся ниже по списку: Киргизия - 162 место, Таджикистан - 168 место и Узбекистан - 157 место. Россия в мировом рейтинге налоговых режимов занимает 102 место, Китай 121 место. Область, где республике необходимо значительно улучшить свои показатели, - это затраты времени на выполнение налоговых обязательств, по этому показателю страна на 68 месте.

В Казахстане в настоящее время зарегистрировано свыше 50 бизнес-инкубаторов и инновационных центров, основную долю клиентов которых составляют компании, занимающиеся производством (продукты питания, пошив одежды, производство мебели, ремесло и производство сувениров) и работающие в сфере услуг (в сфере обучения, консалтинга и строительно-ремонтных работ, СТО). Деятельность казахстанских бизнес-инкубаторовсводится к простой аренде помещений, в то время как бизнес-инкубатор должен быть местом развития малых инновационных предприятий.

В 2010 году из государственного бюджета в АО «НИФ» были выделены средства в размере 245 миллионов тенге на оплату услуг, оказываемых технопарками по технологическому бизнес-инкубированию проектов.  
Количество казахстанских франчайзинговых сетей насчитывается в 37 единиц, количество казахстанских франчайзинговых точек – 189. Иностранные сети, которые занимают до 90% рынка, больше представлены торговым франчайзингом. Объем франчайзинговых отношений в Казахстане, в доле МСБ составляет 3,5%. Объем розничного товарооборота через франчайзинговые сети в Казахстане - 1,5%. Для сравнения объем франчайзинговых отношений в доле МСБ в Германии составляет 45% и объем розничного товарооборота через франчайзинговые сети в Германии 60%.

С целью продвижения франчайзинга на казахстанский рынок необходимо реализовать следующий набор мер: широкомасштабная пропаганда данной формы создания бизнеса (процент банкротств сокращается в 3 раза); создание магазинов по продаже франшиз (с учетом российского опыта); совершенствование системы защиты интеллектуальной собственности; активизация деятельности казахстанской ассоциации франчайзинга; совершенствование законодательства в области франчайзинга

Для  дальнейшего развития предпринимательства необходимо предоставление следующих условий: знания по ведению бизнеса (кадры, бизнес- навыки, бизнес-планирование, стратегирование); информация о рынке (маркетинг, рынки сбыта, партнеры, конкуренты); доступность капитала и технологий (кредиты, инвестиции, лицензии и патенты); административные барьеры (лицензирование, разрешения, администрирование, конкуренция); инфраструктура поддержки (институты развития, СЭЗ, инкубаторы, ассоциации, транспортно- логистические коммуникации).

 

 

3.2 Проблемы малого предпринимательства

 

 

И если нынешняя ситуация в строительстве и финансовой сфере имеет краеугольное значение лишь для определенной части казахстанских граждан, то для большинства казахстанцев более важен вопрос о питании, одежде и насущных повседневных услугах. Наличие которых на рынке обеспечивают отнюдь не банки и строительные корпорации, а предприятия малого и среднего бизнеса.

В развитых странах мира малый и средний бизнес давно называют мотором экономики. В бюджетах этих стран львиная доля приходится на поступления именно от предприятий МСБ. И, понятно, что правительства данных стран всячески стараются поддерживать и развивать такие предприятия.

У нас же то, что малый и средний бизнес нуждается в поддержке, поняли не сразу и не вдруг. Тем не менее, сейчас много делается для создания наиболее благоприятного климата. В частности, с 1 января 2008 года снижены процентные ставки по ряду налогов. Продолжается работа по совершенствованию законодательной базы. Однако остается еще много серьезных барьеров, преодолеть которые многим бизнесменам удается с трудом.

Роль малого бизнеса в экономике остается по-прежнему незначительной.

Несмотря на то, что государственные чиновники любого уровня довольно часто повторяют о поддержке малого и среднего бизнеса, действия правительства, по ее мнению, говорят об обратном.

Создание на бюджетные деньги социально-предпринимательских корпораций в регионах направлено на подавление развития самостоятельного малого и среднего бизнеса, и поддержку только тех, которые войдут в СПК. То есть, правительство и местные органы власти сами хотят "рулить" бизнесом. На самом деле от государства требуется только формирование стратегии, правового поля и современной инфраструктуры для бизнеса, решение вопросов налогообложения, доступности кредитных ресурсов, контроль за соблюдением трудового и экологического законодательств. То есть все то, что можно назвать бизнес-средой.

Всемирный экономический Форум в 2007 году в очередной раз снизил рейтинг конкурентоспособности Казахстана (с 56 до 61) и отметил следующие препятствия для ведения бизнеса: коррупция, несоответствие квалификации работников, налоги, доступ к финансированию, недостаточное обеспечение инфраструктурой, бюрократические процедуры, криминалитет.

С этим трудно поспорить. Любой бизнесмен в своей повседневной работе постоянно сталкивается с этими проблемами. Одна растаможка товара чего стоит. Тут тебе и бюрократические процедуры, и недостаточное обеспечение инфраструктурой, и криминалитет. В связи с этим возникает вопрос, что же все-таки может помочь развитию отечественного малого и среднего бизнеса?

Экономисты считают, да и практика показывает, что чрезмерная зарегулированность препятствует развитию малого и среднего бизнеса, роль государства должна заключаться в поощрении конкуренции, а не вмешательстве в конкурентную среду в виде одного из игроков. Главное, что может сделать правительство, - это создать наиболее благоприятную бизнес-среду. Устранить коррупцию, так как она является главным препятствием для развития конкурентной среды. Ожидать, что бизнес-среда улучшится, если растет уровень коррупции - утопия.

Взаимодействие власти и бизнеса на сегодняшний день заключается в том, что чиновники любого уровня "крышуют" тот или иной бизнес. Необходима независимая оценка деятельности и продуктивности государственных органов, выполняющих контрольно-надзорные функции. Нужны единые требования к правилам проведения различных проверок. Как результат следует рассматривать не количество штрафных санкций, выставленных предприятиям МСБ, а улучшение условий для их деятельности. В связи с вышесказанным приходят на ум мысли об иностранных партнерах и инвестициях. Может они сумеют как-то позитивно повлиять на развитие нашего МСБ?

Думая об этом, следует различать отрасли экономики, которые представляют интерес для иностранных инвесторов. Возможно, деятельность предприятий малого и среднего бизнеса, обслуживающих добывающий сектор имеет больше шансов для инвестиций. Другие секторы вряд ли будут им интересны. Сейчас у нас нет ясных критериев для отнесения предпринимателей к категории "малых", учитывающих отраслевые факторы. В этой связи следует разработать критерии для производственных малых предприятий по отраслям экономики и предусмотреть формы их поддержки. В зарубежных странах определение критериев малого бизнеса, форм и методов его государственной поддержки осуществляется на основе отраслевой принадлежности предприятий, и это представляется разумным.

Получается, что на иностранных братьев по разуму надежды маловато. Придется развиваться самим. И потому очень хотелось бы знать, что ждет в ближайшем будущем нашу экономику.

Информация о работе Проблемы развития малого бизнеса в РК