Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 16:23, курсовая работа
Анализ роли Республики Казахстан в Содружестве Независимых Государств и дальнейших перспектив СНГ крайне необходим, так как существуют различные оценки этой роли в гуманитарном, экономическом, политическом и правовом аспектах, которые требуют научного осмысления и обобщения.
Годы существования СНГ свидетельствуют о том, что Содружество в целом состоялось как политическая реальность, оно содействовало становлению новых суверенных государств, их выбору собственной модели экономических реформ и государственного строительства, развитию взаимных отношений. Немало было сделано для сохранения сложившихся духовных, гуманитарных и культурных связей.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2
1. ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ СНГ И ЕГО ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Анализ основных проблем СНГ……………………………………….4
1.2 Прогноз развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве в рамках СНГ……………………………………………………..11
2. ОСНОВНЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
2.1 Концепция платежного союза………………………………………..14
2.2 Движение к валютному союзу……………………………………….17
3. ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА...........................................................................................…..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...33
Республика Казахстан является одним из крупнейших государств - участников СНГ.
При сохраняющейся взаимозависимости и прозрачных границах, считают эксперты, - любые решения казахстанских властей откликаются усиленным эхом - от "шоковой" терапии и обмена денежных купюр до удавшейся и неудавшейся приватизации.
Если анализировать экономические стратегии взаимодействия Казахстана со странами СНГ, то они развивались крайне неравномерно. Наименьшим динамизмом отличались внешнеторговые связи с Украиной и Белоруссией, тогда как наибольшие показатели во внешней торговле наблюдались с Арменией и Грузией.
В течение 1992-1993 гг. Казахстан заключил двусторонние соглашения о свободной торговле с большинством независимых государств. Для этих отношений было характерно доминирование вертикальных связей. Новым этапом этих отношений стало подписанное в апреле 1994 года соглашение "О создании зоны свободной торговли", которое знаменует переход от двустороннего к многостороннему сотрудничеству.
Следующим важным шагом в реализации экономической стратегии Республики Казахстан можно считать подписанное в январе 1995 года соглашение о тройственном Таможенном союзе между Россией, Казахстаном и Белоруссией, затем к нему присоединились Киргизия и Таджикистан.
Новым этапом многостороннего межрегионального сотрудничества стало учреждение 10 октября 2000 г. Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией и Республикой Таджикистан международной организации "Евразийское экономическое сообщество" (ЕврАзЭС). Эта организация была создана для эффективного продвижения процесса формирования Договаривающимися Сторонами Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, определенных в соглашениях о Таможенном союзе, Договоре об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.
Целью создания интеграционного объединения определено формирование субрегиональной организации, отличающейся более глубоким, по сравнению с Содружеством Независимых Государств, уровнем интеграции.
При этом, хотелось бы отметить, что в отличие от СНГ, объединение стран в ЕврАзЭС является в перспективе не только более прочным, но и, как нам представляется, более демократичным. Более того, ЕврАзЭС соответствует критериям и постулатам теории интеграции. Интерес в этом отношении представляет определение интеграции, данное К. Дойчем, как "взаимоотношений между субъектами, которые являются взаимозависимыми и совместно производят тот системный продукт, которого они порознь будут лишены. Иногда, однако, термин "интеграция" также используется с целью описания интегративного процесса, при котором такое взаимодействие или состояние дел между первоначально отделенными субъектами достигаются".
ЕврАзЭС будет эффективнее ранее существовавших совместных экономических формирований, так как страны-участники перешли на стандартную международную процедуру принятия решений: число голосов, принадлежащих той или иной стране, должно соответствовать той доле, которую она внесла в бюджет ЕврАзЭС. По согласованному мнению, Россия обладает 40 голосами, Казахстан обладает - 20 голосами, у Белоруссии - по 20 голосов, у Киргизии и Таджикистана - по 10 голосов.
Оценку деятельности Республики Казахстан в составе СНГ и ее вклад в сохранение культурно-исторических традиций и развитие экономических связей между новыми суверенными государствами можно оценивать практически по всем по направлениям:
- политическому;
- экономическому;
- нормативно-правовому;
- гуманитарному;
- культурному;
- научному;
- коллективной безопасности и др.
По всем этим направлениям достигнуты определенные результаты, однако признать их оптимальными как для Казахстана, так и для других стран-участниц Содружества, нельзя. Важные шаги в последние годы сделаны в экономической сфере, но в области науки и культуры уровень взаимодействий остается недостаточно продуктивным для сторон.
По мнению казахстанских властей, экономический союз должен, не повторяя систему сотрудничества, складывающийся в рамках СНГ, развивать ее. Целесообразное использование конструктивных элементов прежних договоренности позволило бы, объединения в экономическом союзе те государства, которые готовы к более глубоким формам интеграции, сохранять открытыми двери для других членов СНГ.
В то же время казахстанское правительство считает, что, необходимо осторожно подходить к созданию новых органов, предназначенных специально для экономического союза, чтобы не дублировать деятельность существующих координационных звеньев. Не исключено, что более рациональным решением было бы использование их возможностей для работы по формированию экономического союза. В этих целях можно предусмотреть специальную процедуру принятия в таких органах решений, которые будут касаться только участников экономического союза.
Исходя из этих предпосылок в правительстве Казахстана с государствами СНГ подготовлен проект концепции двусторонних платежно-расчетных отношений Республики Казахстан с государствами - участниками Экономического союза. Этот проект учитывает предложения Нацбанка РК, Министерства финансов РК, экспертов Европейского союза и в принципе поддержан, в частности экспертами правительства Центрального банка России.
Основные условия и принципы построения платежно-расчетных отношений по этой концепции сводят к следующему.
Государства наряду с Казахстаном создают гарантийные залоговые фонды и соответствующий механизм для проведения межгосударственных расчетов - фонд межбанковских расчетов (ФМР) в согласованной сумме с СКВ с равным долевым участием Сторон.
Залог каждой Стороны блокирует на ее счете в Межгосударственном банке, и по нему начисляется обычный процентный доход, однако национальным банкам государств, поместивших залог, запрещается осуществлять с ним финансовые операции, не связанные с функциями этого залога, т.е. с обслуживанием механизма платежно-расчетных отношений договаривающихся Сторон.
Международному банку, как агенту, Стороны передают исключительное право распоряжаться залогом в соответствии с их совместным соглашением о механизме межбанковских расчетов.
Согласуется также валюта текущих межгосударственных межбанковских расчетов, осуществляемых через ФМР. Предлагается использовать для этой цели безналичный российский рубль или расчетный доллар.
Юридические лица государства осуществляют межгосударственные платежи в национальной валюте через местную банковскую систему и свой национальный банк в сумме, достаточной для покупки товаров у контрагентов другого государства после ее перевода по курсу в валюту расчетов ФМР. Платежи в национальной валюте переводятся в валюту текущих межгосударственных расчетов в соответствии со складывающимся курсом на местных валютных биржах.
Правительства и центральные банки государств определяют приоритетные торговые операции, платежи по которым в первую очередь осуществляются через ФМР. Круг операций зависит от величины ФМР и возможностей предоставления взаимных краткосрочных расчетных кредитов в дополнение к прямым платежам в валюте расчетов.
Механизм взаимных расчетов через ФМР заключается в следующем: согласовывается долевое участие каждой страны в ФМР, размещаются залоги в Межгосударственном банке как целевые депозиты, устанавливается шкала расчетов в твердой валюте и за счет краткосрочного кредита, который каждая из Сторон может предоставить другой Стороне - партнеру по ФМР.
Дефицит в платежах вначале покрывается полностью кредитом (до 5-й позиции), а затем по мере увеличения дефицита доля кредита постепенно уменьшается, а доля платежей в валюте возрастает.
Нарастающий дефицит грозит исчерпанием права нашего условного партнера на получение кредита. Следовательно, должны быть определены причины и приняты заранее меры к сбалансированности расчетов: пересмотр обменного курса, девальвирование валюты, сокращение кредитной экспансии и др.
Информация о работе Проблемы создания единого экономического пространства в рамках СНГ