Проблемы социальной политики и особенности её реализации в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 01:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания курсовой на данную тему – изучение социальной политики государства, ее роли и места в современной рыночной экономике, раскрытие ее основных методов, а также изучение проблем проводимой в Республике Беларусь социальной политики, выделение направлений ее совершенствования, рассмотрение теоретических, методологических и практических проблем социальной политики.
Задачами исследования являются: определение понятия «социальная политика», ее функций, принципов, рассмотрение структуры и основных показателей результативности социальной политики, анализ особенностей реализации и результативности социальной политики в Республике Беларусь, обоснование направлений ее совершенствования.

Содержание

Введение 5
1 Содержание и функции социальной политики 7
2 Методологические основы социальной политики 9
2.1 Показатели результативности социальной политики 9
2.2 Доходы населения. Механизм индексации доходов 12
2.3 Социальное регулирование рынка рабочей силы 15
3 Проблемы социальной политики и особенности её реализации в Республике Беларусь 18
Заключение 28
Список использованных источников: 30

Вложенные файлы: 1 файл

исправленный.doc

— 389.00 Кб (Скачать файл)

График 1 -Размер МПБ и БПМ в период с 01.11.2010г. по 30.04.2012г. в долларах США

Примечание: Источник: собственная разработка.

Такая тенденция  изменения показателей характеризует  сложившуюся в кризисный период в стране достаточно тяжелую экономическую  ситуацию. Тем не менее, государство  не остается с стороне, пуская все на самотек, а планомерно, постепенно улучшает показатели, приближая их к докризисному уровню. Так, размер МПБ в мае 2012г составит 1171590 бел.руб. или 145$ , что лишь на 8$ ниже докризисного уровня; размер БПМ – 92$ (743020 бел. руб.) , что на 2$ ниже ноября 2010года.

Немаловажным  индикатором уровня жизни населения  являются доходы. На графике 2 отслеживается динамика доходов населения за последние 5 лет. Оценка доходов происходит на основании 4-х составляющих: реальный размер назначенных пенсий, реальная заработная плата, реальные располагаемые денежные доходы, реальные денежные доходы. На основании данных таблицы 3, а также графика 2 можно сделать вывод о том, что уровень доходов значительно снизился в 2011году в сравнении с 2010 годом и началом отчетного периода (2007год). При этом в самой тяжелой ситуации оказались пенсионеры: реальный назначенный размер пенсий в 2011 году снизился почти на 33% в сравнении с 2010 годом. Такое падение закономерное последствие кризиса и красный сигнал для

График 2 - Динамика основных показателей доходов населения за последние 5 лет

Примечание: Источник: собственная разработка.

государства, вынуждающий  немедленно принимать меры по улучшению  данного показателя. Что же касается первого квартала 2012 года, то здесь ситуация следующая. В январе-феврале 2012 г. общий объем денежных дохо-

Таблица 3. Динамика доходов населения в период с 2007 по 2011 гг.

Показатель

2007

2008

2009

2010

2011

Денежные доходы в расчёте на душу населения, тыс. руб /мес.

511,4

658

766,1

952,4

1451,3

Реальные  денежные доходы, в % к предыдущему году

13,2%

11,8%

2,7%

15,1%

-0,7%

Реальные  располагаемые денежные доходы в % к  предыдущему году

13,1%

11,8%

3,7%

14,8%

-0,6%

Номинальная начисленная  среднемесячная заработная плата одного работника, тыс. руб

694

868,2

981,6

1217,3

1925,3

Реальная  заработная плата, в % к предыдущему  году

10,0%

9,0%

0,1%

15,0%

1,3%

Средний размер назначенных пенсий тыс. руб.

328,2

389,4

429,5

584,7

940,4

Реальный  размер назначенных пенсий, в процентах к предыдущему году

5,4%

4,7%

0,2%

23,9%

-32,9%


Примечание: Источник: собственная разработка.

дов населения  составил 40,6 трлн. рублей и по сравнению  с аналогичным периодом 2011года увеличился в 2 раза, но при этом следует учитывать, что рост потребительских цен в этот период также увеличился в 2,1 раза. Реальные располагаемые денежные доходы (за вычетом налогов, сборов, взносов, скорректированные на индекс потребительских цен) в январе-феврале 2012 года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года снизились на 2,4% при прогнозе роста на 3-3,5% [1].

График 3 - Динамика реальных располагаемых денежных доходов населения в % к аналогичному периоду предыдущего года.

Примечание:  Источник:[20]

Основными источниками  формирования денежных доходов населения являются оплата труда и трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии), удельный вес которых (по данным Национального статистического комитета) в январе-феврале 2012г. составил 85,1%. Наглядно структура  доходов в январе-феврале 2012 г отображена на диаграмме (диаграмма 1).

Диаграмма 1 - Структура доходов  населения в январе - феврале 2012

Примечание: Источник:[20].

Проводя анализ эффективности социальной политики нельзя не затронуть такой индикатор  уровня жизни как ВВП. В первом квартале 2012 года объем ВВП составил 105,6 трлн. рублей  и увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в сопоставимых ценах в белорусских рублях на 3%.

Оценка перспектив сокращения бедности в Республике Беларусь осуществляется, главным образом, на основе анализа ситуации относительно увеличения доходов, доступности образования, здравоохранения. Безусловно, экономический кризис  далеко не положительно отразился на данном показателе, вызвав существенное увеличение наименее обеспеченного слоя населения. В Республике Беларусь стабильно, на протяжении многих лет ставилась задача снижение доли наименее обеспеченных слоев населения, что вполне успешно претворялось в жизнь. Так, после гиперинфляции 2000 года, постепенно снижалась доля «бедного» населения. Так, по данным Национального статистического комитета, в 2010 году удалось достичь минимального за последние 12 лет уровня бедности – 5,2%. Снизить показатель в 2010 году удалось за счет значительного повышения зарплат (государство неоднократно на протяжении года поднимало тарифную ставку первого разряда). В первом квартале 2011 года, пока роста цен не наблюдалось, а курс белорусского рубля оставался стабильным, уровень бедности оставался на довольно низком уровне. Коренным образом меняется ситуация в трех остальных кварталах 2011 года.

По официальным статистическим данным, начиная со второго квартала 2011 года, удельный вес бедных слоев населения стал расти. На фоне высоких темпов инфляции стоимость товаров и услуг, включенных в бюджет прожиточного минимума, стала расти, и, как следствие, размер бюджета в денежном выражении увеличился, в то время как доходы выросли не настолько, чтобы компенсировать рост цен. Стоит отметить, что уровень бедности в больших городах ниже, а в малых городах и сельской местности – выше.

По уровню развития человеческого потенциала Беларусь входит в категорию стран с высоким ИРЧП, занимая в рейтинге 65 позицию из 169. Программой социально-экономического развития на 2011-2015 года запланировано вхождение в 50-ку стран мира с высоким уровнем развития человеческого потенциала.

На основании  анализа показателей эффективности  социальной политики, можно выделить основные направления ее совершенствования. На сегодняшний день наиболее важными  социальными проблемами в Республике Беларусь являются: повышение уровня и качества жизни, устранение бедности, рост доходов населения, обеспечение занятости населения. Хотя и уровень безработицы в 2011 году (0,7 % при задании 1,2-1,5 %) достиг минимального уровня за последнее десятилетие, вопрос занятости остается важнейшим направлением в погоне за высокими  показателями уровня жизни. Также можно выделить такие направления совершенствования как охрана и безопасность труда, социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных граждан и семей. Своевременное решение этих проблем позволит реализовать главные цели – создание благоприятных условий и обеспечение высокого качества жизни для каждого человека, семьи и населения в целом.

На формирование рыночной социальной политики значительное влияние оказывает ситуация на рынке  труда и, прежде всего, в сфере занятости. В этой сфере существует ряд проблем: низкая эффективность использования трудовых ресурсов, неконкурентоспособность рабочей силы на рынке труда. Улучшение этих показателей становится первостепенной задачей политики занятости и рынка труда.

Важнейшим компонентом  рынка труда является заработная плата.  В качестве основных направлений  совершенствования механизма оплаты труда, можно выделить: приближение  тарифной ставки первого разряда  к величине БПМ и далее МПБ; усиление зависимости роста заработной платы от результатов финансово-экономической деятельности предприятия, личного вклада каждого работника в эти результаты.

Пенсионная  система Республики  Беларусь выстроена  таким образом, что работающее население  финансирует потребности населения пенсионного возраста. В соответствии с классификацией ООН население Беларуси считается старым. Доля лиц старше 65 лет достигла 12,4 %. Четвертая часть населения – лица пенсионного возраста. При этом численность таких людей увеличивается из года в год, что приводит к тому, что пенсионная система уже не может в полной мере обеспечить пенсионерам взятые на себя обязательства. Государство активно работает в этой сфере, периодически повышая размер пенсий, однако до уровня Западной Европы в этом вопросе нам еще далеко. Возможно, выходом из сложившейся ситуации послужит увеличение пенсионного возраста, как это действует во многих европейских странах. У государства на это счет свое мнение и в ближайшей перспективе повышения пенсионного возраста не прогнозируется, так как считается нецелесообразным. Однако, в этом направлении сделан достаточно хитрый ход: пенсионный возраст останется на прежнем уровне, но со стороны государства будут предприняты все меры по стимулированию более позднего выхода на пенсию. Такой вариант, вполне вероятно, должен принести ощутимые улучшения.

Существуют  проблемы в сфере предоставления социальной помощи. Переход к рыночной экономике предполагает кардинальные изменения в этой сфере: переход  к адресному назначению социальной помощи на основе единых критериев, определение таких критериев. Эти критерии должны быть основаны на исчислении совокупного дохода семьи, изучения материально-бытовых условий жизни такой семьи. Такие критерии должны вводиться постепенно во все программы социальной помощи.

На основании  главы можно сделать следующие  выводы. За прошедшее десятилетие  Беларусь довольно быстро восстановила рост ВВП после экономического кризиса 90-х годов, значительно снизила  уровень бедности, сохранила широкий  охват населения базовыми образовательными и медицинскими услугами, сохранила место в рейтинге стран с высоких уровнем развития человеческого потенциала.  Тем не менее, наряду с видимыми положительными изменениями, в стране существуют реальные угрозы экономической безопасности государства. Главная причина, продолжающийся по сей день экономический кризис, который отбросил Республику Беларусь по уровню жизни населения на несколько лет назад. Однако, государство не остается безучастным к снижению уровня доходов населения, постоянно изыскивая пути для повышения пенсий и заработных плат. Хотя благо это или зло – покажет время.

Заключение

Таким образом, социальная политика – зеркало экономики. В ее основу положен принцип социальной справедливости - удовлетворение насущных потребностей человека и справедливое распределение материальных ресурсов. Структура социальной политики представлена следующими направлениями: политикой обеспечения занятости; политикой регулирования доходов населения; политикой защиты здоровья и экологической безопасности населения и политикой социальной защиты и социальных гарантий. Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума. Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.

Основой для  формирования гибкой системы социальной защиты, которая позволит предупреждать  возможные факторы социально  риска и обеспечит соблюдение важнейших социальных прав членов общества, является система минимальных социальных стандартов. Формирование и применение социальных стандартов осуществляется на основе общедоступности социальной защиты и услуг; целевого и адресного финансирования; широкой информированности граждан о социальных стандартах. Результативность социальной политики можно оценить при помощи следующих параметров: уровня и качества жизни, которые достаточно сложны в расчете. Поэтому в последнее время рекомендуется использовать такой показатель, как ИРЧП – индекс развития человеческого потенциала. ИРЧП, определяемый как среднеарифметическая величина трех индексов: уровня образования; реального ВВП на душу населения; ожидаемой продолжительности жизни. Неравенство в распределении доходов населения можно измерить, используя кривую Лоренца, которая выражает зависимость между населением и получаемыми им доходами. Такое неравенство вызвано рядом причин.

Рассматривая  политику регулирования доходов  населения Республики Беларусь, отметим, что, во-первых, переход на рыночные отношения сопровождается трансформацией структуры денежных доходов населения: расширяется круг их источников, наряду с оплатой труда появились доходы от собственности, продажи недвижимости, предпринимательской деятельности. Тем не менее, в современных условиях оплата труда пока еще остается основным источником доходов населения Республики Беларусь. Во-вторых, анализируя таблицы покупательной способности населения и оценки социально-экономических показателей, мы видим, что за последний год произошло снижение покупательной способности за счет снижения реальных денежных доходов населения. Однако своевременная реакция государства на сложную экономическую ситуацию, выражающаяся в оперативном принятии мер по стабилизации экономики, дает право ожидать постепенного улучшения благосостояния, качества жизни населения, повышения рейтинга Республики Беларусь на мировой арене.

Таким образом, в настоящее время необходим  выбор таких приоритетов социальной политики, которые способствуют улучшению социально-экономической обстановки и созданию условий для экономического роста. В сфере политики доходов – создание эффективной системы оплаты труда, позволяющей повысить уровень жизни населения и стимулировать высокопроизводительный труд; в сфере социальной защиты населения – защита населения от социальных рисков, социальная защита детей, семей, молодежи, других категорий населения и др.

 

Список использованных источников:

  1. Указ Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 г. «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы»
  2. Базылев, Н.И. Макроэкономика: учебное пособие для экон. спец. вузов / Н.Н. Базылев, С.П. Гурко, М.Н.Базылева. – М.: ИНФРА-М, 2004.  -12
  3. Макроэкономика: учеб. пособие / А.В. Бондарь [и др.]. – 2-е изд. – Минск: БГЭУ, 2009. – 415 с.
  4. Бондарь, Н.Н. Социальная политика в Республике Беларусь: учебное пособие / Н.Н. Бондарь, А.И. Терлиженко. – Минск: БГЭУ, 2005. – 146 с.
  5. Булатов, А.С. Экономика: учебник для студентов вузов, обуч. по экон. спец. и направлениям / А.С. Булатов [и др.]; под. ред. А.С. Булатова. – изд. 4-е, перераб. и доп. – Москва: Экономисть, 2006 – 831 с.
  6. Вечканов, Е.С. Макроэкономика: учебное пособие для студ. гр. экон. и управ. / Г.С. Вечканов. – СПб.: Питер, 2002. – 428 с.
  7. Социальная политика: Учебник для вузов/Под общ. ред.  Волгина Н.А. — М: ОАО НПО «Экономика», 2006.— с. 701
  8. Экономика труда: учеб пособие / В.А. Вайсбурд. – М.: Издательство «Омега-Л», 2011. – 376с.
  9. Основы экономической теории. Учебн. пособие/Н. Я. Кажуро – Мн., ООО «ФУАинформ», ООО «Мисанта»,2003. – 672с.
  10. Кравцова, Г.Ф., Цветков, Н.И., Островская, Т.И. Основы экономической теории (макроэкономика). Учебное пособие / Г.Ф. Кравцова. – Хабаровск. – 2001. – 145 с.
  11. К.В. Ковалевская. Цели, задачи и направлениясоциальной политики Республики Беларусь в условиях реформирования экономики.//Социальная политика Республики Беларусь в условиях реформирования экономики: Сб. научных трудов./Научный редактор: И.М. Удовенко. - Мн: НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь, 1998.
  12. Макроэкономика:мировой опыт и белорусская практика. Учебное пособие для студентов эконом. Специальностей вузов/ И.М.Лемешевский. – 3-е изд., доп. и перераб. – Минск: «ФУАинформ,2009. – 702с.
  13. Макроэкономика: социально ориентированных подход: учебник для студентов экон. специальностей и учреждений, обеспечивающих получение высшего образования: 2-е изд., перераб. и доп. / Э.А. Лутохина [и др.]; под ред. Э.А. Лутохиной. – Минск: ИВЦ Минфина, 2010. – 442 с.
  14. Морова, А.П. Безопасность Республики Беларусь в социальной сфере / А.П. Морова // Проблемы управления. – 2009. – № 1 (30). – С. 25-29.
  15. Рынок труда, занятость и безработица: учебник/ Никифорова А.А.,М.- 2006. – 251с.
  16. Соколова, Г. Состояние и использование человеческого капитала в Республике Беларусь / Г. Соколова // Общество и экономика. – 2010. – № 5. – С. 85-105.
  17. Экономика труда: учебник /С.Н. Трунин. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. – 496 с.
  18. Экономика труда: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. проф. П.Э. Шлендера. – М.: Магистр, 2010.- 686 с.
  19. Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь / Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/main2.php. Дата доступа: 20.03.2012.
  20. Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь / Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/uroven.php. Дата доступа: 20.03.2012.
  21. Официальный сайт Организации Объединённых Наций. Режим доступа: http://www.un.org/ru/development/hdr/2010/hdr_2010_complete.pdf Дата доступа: 29.03.2012.

Информация о работе Проблемы социальной политики и особенности её реализации в Республике Беларусь